13.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

Наука оказывает ориентирующее влияние на все сферы социальной жизни и ввиду ее высокого социального авторитета. "Очень важно настойчиво проповедовать, "что такое хорошо и что такое плохо". Конечно, главное здесь, чтобы то, что проповедуется, выглядело бы вполне доказательно. В этом отношении важен авторитет. Истины, которые воспринимает юноша или ребенок, только тогда достигают цели, когда они преподносятся авторитетом. Учитель, который опытом доказывает справедливость своих рассказов, становится авторитетом. Следующая его словесная информация уже воспринимается как истина, не требующая доказательства."- утверждает академик Н.М.Амосов.

В этом плане наука не только выступает инструментом формирования социальных общества к наиболее интересным научным направлениям, задавая "моду", вовлекая в эту целей, обоснования ценностей, но может оказывать и прямое воспитательное воздействие. В первом случае она действует как социальный институт и способна привлечь внимание сферу, наряду с материальными, финансовыми и другими ресурсами, и массу молодых людей, еще только ищущих свой путь в жизни.

Во втором, вряд ли есть еще такая сфера человеческого труда, которая столь активно способствует выработке самостоятельности мышления и умения не преклоняться перед авторитетом, как современная наука. Но кроме этого, она воспитывает чувство ответственности, порядочности, служения делу и обществу, трудолюбие, выдержку и другие высокие нравственные качества.

Хотя, отмечал академик Р.В.Хохлов, говоря о честности в науке, мы вступаем в область, где уже не один год ведется спор: способствует ли само по себе занятие наукой формированию высоких нравственных качеств? Вопрос о влиянии науки на нравственность относится скорее к научным руководителям, воспитателям молодой научной смены. От них в первую очередь зависит воспитание в учениках высоких нравственных качеств.

Но сфера высокой науки и ее служители хранят и воспроизводят эти ценности. "Я убежден, - утверждал академик Г.Ш.Будкер,- что научный коллектив, в котором нарушаются этические принципы, погибает для науки, хотя и может сохраниться как учреждение. Гении-злодеи в большой науке встречаются лишь в дурных фантастических романах." Отношение к молодому поколению здесь определяется неформальной институцией научных школ. "Необходимы ли ученому ученики? - вопрос в достаточной степени надуманный. Все равно, что спросить, нужны ли людям дети. Учитель становится бессмертным в своих учениках, как каждый человек становится бессмертным в своих детях. Ученик не раб учителя, не слуга, даже не подчиненный. Он - сын его, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе проблемой отцов и детей."

И если этого воспитательного момента нет, то не спасут никакие знания. И даже напротив, станут невозможными никакие знания. Тогда образовательной реальностью станет ситуация, констатируемая немецкими коллегами: "Серьезным препятствием на пути усвоения знаний учащимися стал резкий упадок дисциплины в школе (порою дело доходит до откровенного вандализма); имеют место случаи избиения учителей и учащихся, курения наркотиков, пьянства и т.д. 500 школьников ежегодно кончают жизнь самоубийством."

И, по-видимому, недостаточностью воспитания обусловлено, в частности, решение правительства Китая об усилении воспитательно-идеологической работы в вузах. Так, на 11 заседании ПК ВСНП 7-го созыва Ли Теин сообщил, что при приеме в вузы будет обращаться больше внимания на идеологическую подкованность абитуриентов, чем на академические знания, и потребовал, чтобы идейные и нравственные критерии постепенно нашли отражение в наборе и распределении студентов, их продвижении и отправке на учебу за рубеж.

Состояние научного сообщества определяет еще и такой параметр системы образования, как обеспечение высшей школы преподавательскими кадрами. Например, на 3-й сессии ВК НПКСК 7-го созыва (март, 1990) отмечалось, что большинство высших учебных заведений Китая испытывает столь острую нехватку молодых преподавателей, что если в ближайшее время данная ситуация не изменится к лучшему, то в стране серьезно будет заторможена программа развития высшего образования и осуществление четырех модернизаций в целом. В настоящее время преподаватели вузов в возрасте от 35 до 49 лет, т.е. основная группа, ведущая учебную и научную работу, составляет всего 20% общего числа преподавателей вузов. В ближайшем будущем должны уйти на пенсию около 12 тыс. профессоров (78% профессорского состава). Поскольку немногие молодые и среднего возраста преподаватели обладают достаточной квалификацией, чтобы заменить опытных профессоров, возможно, некоторые факультеты придется закрыть.

А между тем, Китай, ныне осуществляя реформу образования в интересах модернизации и делая ставку на расширение прикладных специальностей и учебных заведений краткосрочной подготовки специалистов, сокращает как число вузов, обеспечивающих подготовку научных кадров, так и численность приема и обучения в сохраняемых вузах.

Научно-образовательные учреждения сейчас все чаще и шире привлекаются к обеспечению послевузовского и продолжающегося образования. Эта деятельность, с одной стороны, является для них важным резервом для пополнения собственных средств. Деятельность университетов в этой области развивается по трем направлениям: собственно организация продолжающегося образования, подготовка преподавателей для системы продолжающегося образования, педагогические исследования. Государство выделяет университетам субсидии на обеспечение продолжающегося образования. А с другой стороны, эта работа вписывается в рамку идеи реализации права и желания человека повышать уровень и разносторонность своего образования.

Наконец, важным резервом в деле образования могут выступать и другие сообщества, ассоциированные в союзы, трудовые коллективы, общественные организации и т.п. В свое время академик А.И.Берг отмечал роль комсомола в становлении и поисках молодым человеком своего пути. Он писал: "Если, несмотря ни на что, выбор еще не сделан, значит, область интересов молодого человека достаточно широка и решающими становятся общественные факторы. В этом случае советую обратиться в райком ВЛКСМ или в исполком местного Совета. Там молодой человек узнает, где ждут прихода энергичных, полных сил людей. Последует вступающий в жизнь этому совету - и его жизнь станет яркой, наполненной и интересной."

И хотя опыт и деятельность советских институтов социализации были политически деформированы, а затем дискредитированы и потому теперь неприменимы в полной мере в новых условиях, однако, ничего лучшего мы сегодня еще предложить не смогли.

Но некоторые ростки зарождающихся новых общественных формирований могут со временем предложить свои интересы и свои возможности для разворачивания образовательных процессов. Например, уже национальной чертой американцев стало такое движение, как волонтерство (добровольчество). Каждый второй американец - волонтер. В стране тысячи организаций волонтеров. В штате Нью-Йорк есть организация "Дети против загрязнения", есть волонтерские организации по борьбе с курением, по охране животных, чистоты, национальных памятников, есть родительские организации по связи со СМИ. Особое направление волонтерства - благотворительность. Суммы небольшие - несколько долларов со школьника, несколько десятков долларов со взрослого. Но может возрастать до нескольких тысяч долларов с человека. Каждая школа несколько раз в год собирает консервы для бедных. Благотворительность перерастает в крупные пожертвования, образуются фонды, которых стало так много, что возникает необходимость в специалистах, которые хорошо ориентируются в "джунглях" фондов. И все они формируют подрастающее поколение в духе человечности, нравственности, обеспечивая не только его своими услугами, но и вовлекая в совместную деятельность по решению коллективных и общественных проблем.

 

(Продолжение следует)


См. Зарецкая С.Л. Образование в США: роль государства./ Государство и образование: опыт стран Запада. М., ИНИОН РАН, 1992, с.37-39

Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? М.,1993, с.156

См., напр.: Papadopoulos G.S. An education agenda for the 90-s/OECD observer. P., 1991, № 168, p. 36,37

См. Морган Л. Лига ходеносауни, или ирокезов. М.,1983, с. 238-241

Там же

См. Зарецкая С.Л. Приватизация в школьном образовании США: теория и практика (обзор)/ Государство и образование: опыт стран Запада. М., ИНИОН, 1992, с. 72-91

Там же, с.73

Косолапова Н.В. Государственное регулирование образования во Франции/Государство и образование: опыт стран Запада. М., ИНИОН, 1992., с. 128

Livingstone D. Class ideologies and educational futures. L., 1988, р.98

Возраст познания. 2-е изд, М. 1977, с. 76

Там же, с.39,76,125,131

Winkel R. Die Padagogik der Alternativshulhen / Westermanns Padagogisch Beitrage. 1978, № 2, р. 47.

Китайская Народная Республика в 1990 году. Политика, экономика, культура. Ежегодник. М., 1992 г., с.264-265

Возраст познания, с. 107

Воробьев Г.Г Легко ли учиться в американской школе? с.124-125

 

 

Наука оказывает ориентирующее влияние на все сферы социальной жизни и ввиду ее высокого социального авторитета. "Очень важно настойчиво проповедовать, "что такое хорошо и что такое плохо". Конечно, главное здесь, чтобы то, что проповедуется, выглядело бы вполне доказательно. В этом отношении важен авторитет. Истины, которые воспринимает юноша или ребенок, только тогда достигают цели, когда они преподносятся авторитетом. Учитель, который опытом доказывает справедливость своих рассказов, становится авторитетом. Следующая его словесная информация уже воспринимается как истина, не требующая доказательства."- утверждает академик Н.М.Амосов.

В этом плане наука не только выступает инструментом формирования социальных общества к наиболее интересным научным направлениям, задавая "моду", вовлекая в эту целей, обоснования ценностей, но может оказывать и прямое воспитательное воздействие. В первом случае она действует как социальный институт и способна привлечь внимание сферу, наряду с материальными, финансовыми и другими ресурсами, и массу молодых людей, еще только ищущих свой путь в жизни.

Во втором, вряд ли есть еще такая сфера человеческого труда, которая столь активно способствует выработке самостоятельности мышления и умения не преклоняться перед авторитетом, как современная наука. Но кроме этого, она воспитывает чувство ответственности, порядочности, служения делу и обществу, трудолюбие, выдержку и другие высокие нравственные качества.

Хотя, отмечал академик Р.В.Хохлов, говоря о честности в науке, мы вступаем в область, где уже не один год ведется спор: способствует ли само по себе занятие наукой формированию высоких нравственных качеств? Вопрос о влиянии науки на нравственность относится скорее к научным руководителям, воспитателям молодой научной смены. От них в первую очередь зависит воспитание в учениках высоких нравственных качеств.

Но сфера высокой науки и ее служители хранят и воспроизводят эти ценности. "Я убежден, - утверждал академик Г.Ш.Будкер,- что научный коллектив, в котором нарушаются этические принципы, погибает для науки, хотя и может сохраниться как учреждение. Гении-злодеи в большой науке встречаются лишь в дурных фантастических романах." Отношение к молодому поколению здесь определяется неформальной институцией научных школ. "Необходимы ли ученому ученики? - вопрос в достаточной степени надуманный. Все равно, что спросить, нужны ли людям дети. Учитель становится бессмертным в своих учениках, как каждый человек становится бессмертным в своих детях. Ученик не раб учителя, не слуга, даже не подчиненный. Он - сын его, со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе проблемой отцов и детей."

И если этого воспитательного момента нет, то не спасут никакие знания. И даже напротив, станут невозможными никакие знания. Тогда образовательной реальностью станет ситуация, констатируемая немецкими коллегами: "Серьезным препятствием на пути усвоения знаний учащимися стал резкий упадок дисциплины в школе (порою дело доходит до откровенного вандализма); имеют место случаи избиения учителей и учащихся, курения наркотиков, пьянства и т.д. 500 школьников ежегодно кончают жизнь самоубийством."

И, по-видимому, недостаточностью воспитания обусловлено, в частности, решение правительства Китая об усилении воспитательно-идеологической работы в вузах. Так, на 11 заседании ПК ВСНП 7-го созыва Ли Теин сообщил, что при приеме в вузы будет обращаться больше внимания на идеологическую подкованность абитуриентов, чем на академические знания, и потребовал, чтобы идейные и нравственные критерии постепенно нашли отражение в наборе и распределении студентов, их продвижении и отправке на учебу за рубеж.

Состояние научного сообщества определяет еще и такой параметр системы образования, как обеспечение высшей школы преподавательскими кадрами. Например, на 3-й сессии ВК НПКСК 7-го созыва (март, 1990) отмечалось, что большинство высших учебных заведений Китая испытывает столь острую нехватку молодых преподавателей, что если в ближайшее время данная ситуация не изменится к лучшему, то в стране серьезно будет заторможена программа развития высшего образования и осуществление четырех модернизаций в целом. В настоящее время преподаватели вузов в возрасте от 35 до 49 лет, т.е. основная группа, ведущая учебную и научную работу, составляет всего 20% общего числа преподавателей вузов. В ближайшем будущем должны уйти на пенсию около 12 тыс. профессоров (78% профессорского состава). Поскольку немногие молодые и среднего возраста преподаватели обладают достаточной квалификацией, чтобы заменить опытных профессоров, возможно, некоторые факультеты придется закрыть.

А между тем, Китай, ныне осуществляя реформу образования в интересах модернизации и делая ставку на расширение прикладных специальностей и учебных заведений краткосрочной подготовки специалистов, сокращает как число вузов, обеспечивающих подготовку научных кадров, так и численность приема и обучения в сохраняемых вузах.

Научно-образовательные учреждения сейчас все чаще и шире привлекаются к обеспечению послевузовского и продолжающегося образования. Эта деятельность, с одной стороны, является для них важным резервом для пополнения собственных средств. Деятельность университетов в этой области развивается по трем направлениям: собственно организация продолжающегося образования, подготовка преподавателей для системы продолжающегося образования, педагогические исследования. Государство выделяет университетам субсидии на обеспечение продолжающегося образования. А с другой стороны, эта работа вписывается в рамку идеи реализации права и желания человека повышать уровень и разносторонность своего образования.

Наконец, важным резервом в деле образования могут выступать и другие сообщества, ассоциированные в союзы, трудовые коллективы, общественные организации и т.п. В свое время академик А.И.Берг отмечал роль комсомола в становлении и поисках молодым человеком своего пути. Он писал: "Если, несмотря ни на что, выбор еще не сделан, значит, область интересов молодого человека достаточно широка и решающими становятся общественные факторы. В этом случае советую обратиться в райком ВЛКСМ или в исполком местного Совета. Там молодой человек узнает, где ждут прихода энергичных, полных сил людей. Последует вступающий в жизнь этому совету - и его жизнь станет яркой, наполненной и интересной."

И хотя опыт и деятельность советских институтов социализации были политически деформированы, а затем дискредитированы и потому теперь неприменимы в полной мере в новых условиях, однако, ничего лучшего мы сегодня еще предложить не смогли.

Но некоторые ростки зарождающихся новых общественных формирований могут со временем предложить свои интересы и свои возможности для разворачивания образовательных процессов. Например, уже национальной чертой американцев стало такое движение, как волонтерство (добровольчество). Каждый второй американец - волонтер. В стране тысячи организаций волонтеров. В штате Нью-Йорк есть организация "Дети против загрязнения", есть волонтерские организации по борьбе с курением, по охране животных, чистоты, национальных памятников, есть родительские организации по связи со СМИ. Особое направление волонтерства - благотворительность. Суммы небольшие - несколько долларов со школьника, несколько десятков долларов со взрослого. Но может возрастать до нескольких тысяч долларов с человека. Каждая школа несколько раз в год собирает консервы для бедных. Благотворительность перерастает в крупные пожертвования, образуются фонды, которых стало так много, что возникает необходимость в специалистах, которые хорошо ориентируются в "джунглях" фондов. И все они формируют подрастающее поколение в духе человечности, нравственности, обеспечивая не только его своими услугами, но и вовлекая в совместную деятельность по решению коллективных и общественных проблем.

 

(Продолжение следует)


См. Зарецкая С.Л. Образование в США: роль государства./ Государство и образование: опыт стран Запада. М., ИНИОН РАН, 1992, с.37-39

Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? М.,1993, с.156

См., напр.: Papadopoulos G.S. An education agenda for the 90-s/OECD observer. P., 1991, № 168, p. 36,37

См. Морган Л. Лига ходеносауни, или ирокезов. М.,1983, с. 238-241

Там же

См. Зарецкая С.Л. Приватизация в школьном образовании США: теория и практика (обзор)/ Государство и образование: опыт стран Запада. М., ИНИОН, 1992, с. 72-91

Там же, с.73

Косолапова Н.В. Государственное регулирование образования во Франции/Государство и образование: опыт стран Запада. М., ИНИОН, 1992., с. 128

Livingstone D. Class ideologies and educational futures. L., 1988, р.98

Возраст познания. 2-е изд, М. 1977, с. 76

Там же, с.39,76,125,131

Winkel R. Die Padagogik der Alternativshulhen / Westermanns Padagogisch Beitrage. 1978, № 2, р. 47.

Китайская Народная Республика в 1990 году. Политика, экономика, культура. Ежегодник. М., 1992 г., с.264-265

Возраст познания, с. 107

Воробьев Г.Г Легко ли учиться в американской школе? с.124-125