5.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 

Интеллигенции самой надо как-то выживать. Деятели науки, культуры и образования имеют такой уровень жизни, что в 1992 году у 93% их семей денег хватало только на самое необходимое, и ситуация здесь долгое время только ухудшалась.(22, с.161) Кроме того, образование по отношению к академической науке традиционно считается второсортным и непрестижным делом, и в одночасье эту ситуацию не изменишь. Представители власти нередко разделяют все перечисленные негативные характеристики, обусловленные разрушением общества. Так большей частью можно охарактеризовать сейчас в России фактически все из перечисленных субъектно-образовательных групп.

Поэтому прежде, чем делать ставку на социальные группы как на реальных субъектов образования, необходимо знать ответы на вопросы:

- являются ли действительные родители и дети реальными заинтересованными участниками имеющегося и будущего образования или лишь равнодушными и малоосмысливающими наблюдателями?

- являются ли они носителями целей и ценностей образования и каковы сейчас эти конкретные действительные цели и ценности? Как они согласуются с истинными (понятийными) целями и ценностями, насколько приняты и реализуются в жизни этих людей и групп?

- какие коннотации возникают и в какие социально-значимые индивидуальные и социально-групповые действия они облекаются в связи с рассогласованием действительного образования с его истинным обликом и назначением, а также с теми представлениями, потребностями и ожиданиями, которые строят эти люди?

- являются ли работники образования людьми, добровольно и сознательно взявшими на себя гражданскую и профессиональную ответственность за уровень и качество образования в стране? В какой мере реально действительный корпус работников образования способен реализовать и добровольно реализует в себе характеристики истинной гражданской и профессиональной позиции и связанной с ней ответственности?

- имеется ли вообще и если да, то на чем сейчас построен интерес представителей других областей практики к образованию вообще и к конкретным его моделям и уровням в частности? В каких практических шагах и по отношению к каким структурам и процессам образования ныне реализуется (готова реализоваться) объявленная заинтересованность? Этот же вопрос касается представителей бизнеса и финансовых кругов, ученых и интеллигенции, политиков и властей.

Без ответов на эти вопросы, к тому же дифференцированных по регионам, по месту проживания (город, село), по социально-групповым особенностям ( профессия, образование, род занятий, уровень жизни и др.) утверждения всегда будут абстрактно-истинными, но построить на них никакой реальный процесс не удастся. Этот ответ не может появиться без больших исследовательских работ, а значит, по большому счету, это вопрос некоторого отдаленного будущего.

Таким образом, весь процесс развития общества и образования демонстрирует, что во все времена он осуществлялся различными субъектами, частью стихийно, в широкой общественной среде, а частью - в виде осознанной и целенаправленной деятельности специализированных структур, персон, институтов.

И по сей день, считаем мы, хотят они того или не хотят, но различные сообщества, социальные структуры или индивиды определяют своей деятельностью осуществление образовательных процессов. Либо участием в них, либо даже неучастием, объективно воздействуя на его конечный результат. И факт, что этот результат сегодня малоудовлетворителен, лишь говорит о мере целесообразного, заинтересованного и осознанного участия в нем всех указанных субъектов.

Соответственно, задача изучения интересов разных субъектов в образовании и способов их возможного взаимодействия становится условием понимания (без теоретической абстрактности и формального долженствования) одного из ведущих факторов современного общественного развития.

 

Интеллигенции самой надо как-то выживать. Деятели науки, культуры и образования имеют такой уровень жизни, что в 1992 году у 93% их семей денег хватало только на самое необходимое, и ситуация здесь долгое время только ухудшалась.(22, с.161) Кроме того, образование по отношению к академической науке традиционно считается второсортным и непрестижным делом, и в одночасье эту ситуацию не изменишь. Представители власти нередко разделяют все перечисленные негативные характеристики, обусловленные разрушением общества. Так большей частью можно охарактеризовать сейчас в России фактически все из перечисленных субъектно-образовательных групп.

Поэтому прежде, чем делать ставку на социальные группы как на реальных субъектов образования, необходимо знать ответы на вопросы:

- являются ли действительные родители и дети реальными заинтересованными участниками имеющегося и будущего образования или лишь равнодушными и малоосмысливающими наблюдателями?

- являются ли они носителями целей и ценностей образования и каковы сейчас эти конкретные действительные цели и ценности? Как они согласуются с истинными (понятийными) целями и ценностями, насколько приняты и реализуются в жизни этих людей и групп?

- какие коннотации возникают и в какие социально-значимые индивидуальные и социально-групповые действия они облекаются в связи с рассогласованием действительного образования с его истинным обликом и назначением, а также с теми представлениями, потребностями и ожиданиями, которые строят эти люди?

- являются ли работники образования людьми, добровольно и сознательно взявшими на себя гражданскую и профессиональную ответственность за уровень и качество образования в стране? В какой мере реально действительный корпус работников образования способен реализовать и добровольно реализует в себе характеристики истинной гражданской и профессиональной позиции и связанной с ней ответственности?

- имеется ли вообще и если да, то на чем сейчас построен интерес представителей других областей практики к образованию вообще и к конкретным его моделям и уровням в частности? В каких практических шагах и по отношению к каким структурам и процессам образования ныне реализуется (готова реализоваться) объявленная заинтересованность? Этот же вопрос касается представителей бизнеса и финансовых кругов, ученых и интеллигенции, политиков и властей.

Без ответов на эти вопросы, к тому же дифференцированных по регионам, по месту проживания (город, село), по социально-групповым особенностям ( профессия, образование, род занятий, уровень жизни и др.) утверждения всегда будут абстрактно-истинными, но построить на них никакой реальный процесс не удастся. Этот ответ не может появиться без больших исследовательских работ, а значит, по большому счету, это вопрос некоторого отдаленного будущего.

Таким образом, весь процесс развития общества и образования демонстрирует, что во все времена он осуществлялся различными субъектами, частью стихийно, в широкой общественной среде, а частью - в виде осознанной и целенаправленной деятельности специализированных структур, персон, институтов.

И по сей день, считаем мы, хотят они того или не хотят, но различные сообщества, социальные структуры или индивиды определяют своей деятельностью осуществление образовательных процессов. Либо участием в них, либо даже неучастием, объективно воздействуя на его конечный результат. И факт, что этот результат сегодня малоудовлетворителен, лишь говорит о мере целесообразного, заинтересованного и осознанного участия в нем всех указанных субъектов.

Соответственно, задача изучения интересов разных субъектов в образовании и способов их возможного взаимодействия становится условием понимания (без теоретической абстрактности и формального долженствования) одного из ведущих факторов современного общественного развития.