1.3. Формирование международных бухгалтерских стандартов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

и реформирование бухгалтерского учета в России

в соответствии с ними

Стандартизация бухгалтерского учета

на региональном уровне

В настоящее время процесс международной стандартизации бухгалтерского учета параллельно осуществляется на двух уровнях: региональном и международном.

Стандартизация на региональном уровне представляет собой выработку общих принципов и стандартов учета, применение которых обязательно для стран, входящих в данный регион. Такая стандартизация целесообразна, если она осуществляется в региональной структуре, т.е. в рамках стран с близкими социально-экономическими и политическими условиями. Формирование межнациональных бухгалтерских систем занимало значительный период времени и характеризовалось появлением в конце XIX в. англосаксонских и французских систем, которые переросли после Второй мировой войны в региональные учетные системы:

- Европейского экономического сообщества;

- США и Канады;

- южноамериканских государств;

- Организации африканского единства и другие.

В рамках каждого региона существует ряд региональных организаций, занимающихся проблемами стандартизации учета в регионе. К ним относятся, например:

- Европейское Сообщество (European Union);

- Союз европейских бухгалтеров (Union of European Accountants - UEC);

- Межамериканская ассоциация бухгалтеров (Inter-American Accounting Association - IAA);

- Северо-американская ассоциация свободной торговли (North American Free Trade Association - NAFTA);

- Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихоокеанского региона (Confederation of Asian and Pacific Accountants - CAPA);

- Африканский бухгалтерский совет (African Accounting Council - AAC) и другие.

Европейское Сообщество (ЕС) было первой региональной организацией, учрежденной Римским Соглашением 25 марта 1957 г. в целях обеспечения полной свободы движения товаров и рабочей силы между странами-участницами. Одной из целей ЕС является создание единой среды для предпринимательской деятельности путем стандартизации законодательства о компаниях и налогообложении, а также создание общего рынка капитала. Для стандартизации бухгалтерского учета в своих странах ЕС выпустило специальные Директивы, имеющие статус закона и обязательные для исполнения фирмами европейских стран - членов ЕС. Наиболее важные из них в области учета: 4-я Директива "Об унификации форм отчетности и правил аудирования" (1978 г., с последующими изменениями) и 7-я Директива "О принципах составления консолидированной отчетности" (1983 г., с последующими изменениями). 4-я Директива требует достоверной и правдивой информации о положении компаний, определяет состав и структуру финансовой отчетности, содержит правила оценки статей баланса и отчета о прибылях и убытках, определяет условия публикации финансовой отчетности, раскрывает правила аудиторской проверки отчетности. 7-я Директива рассматривает вопросы составления отчетности группы компаний, действующих совместно, при различных способах объединения компаний.

Принятие Директив Европейского Сообщества - попытка решения проблемы стандартизации бухгалтерского учета в странах с различными бухгалтерскими традициями. В ее основе лежит некоторый политический компромисс: Директивы предполагают достаточно широкий диапазон разрешаемых вариантов составления отчетности, в национальном варианте каждая Директива может несколько видоизмениться в отношении формы и методов ее применения. Оценивая роль 4-й и 7-й Директив, можно отметить, что благодаря их изданию страны Европейского Сообщества добились определенной степени гармонизации своих систем бухгалтерского учета и отчетности, вместе с тем на практике преодолены далеко не все различия и до настоящего времени сохраняется еще немало неурегулированных проблем.

Стандартизация на международном уровне

Параллельно с процессом стандартизации бухгалтерского учета на региональном уровне происходит процесс создания международной системы бухгалтерского учета, которая базируется на общих учетных принципах и вырабатывает единые стандарты финансового учета и отчетности для сопоставимости деятельности предприятий всех стран мира. До 1 апреля 2001 г. эти стандарты имели английскую аббревиатуру IAS (International Accounting Standards).

Русский перевод аббревиатуры IAS до 1998 г. звучал по-разному: международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ), международные стандарты учета (МСУ). После опубликования первого перевода IAS на русском языке (1998 г.) стандарты стали называться Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), что несколько отступало от буквального смысла и подчеркивало общую ориентацию Международных стандартов на финансовую отчетность. С 1 апреля 2001 г. были переименованы и сами IAS. В настоящее время наименование МСФО полностью совпадает с названием в оригинале: International Financial Reporting Standards (IFRS) - Международные стандарты финансовой отчетности.

МСФО создаются в результате работы на международном уровне, в которую вовлечены многочисленные международные организации, основными из которых являются:

- Комитет по международным бухгалтерским стандартам (КМСФО, или IASC - International Accounting Standards Committee);

- Международная организация комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ);

- Международная федерация бухгалтеров (МФБ);

- Организация Объединенных Наций (ООН);

- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Роль Комитета по международным бухгалтерским стандартам. Основную работу по разработке МСФО ведет Комитет по международным бухгалтерским стандартам - International Accounting Standards Committee (IASC), который был учрежден 29 июня в 1973 г. в Лондоне в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, США, Мексики, Франции и Японии. С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). В настоящее время насчитывается почти 150 членов Комитета из более чем 100 стран, представляющих свыше 2 миллионов бухгалтеров и аудиторов. В 2001 г. Комитет был переименован в Управление - International Accounting Standards Board (IASB). В этом же году введена и новая структура Комитета:

┌─────────────────┐    ┌─────────────────┐    ┌──────────────────┐

│                 │    │                 │    │  Консультативный │

│ Доверенные лица ├───>│    Правление    │<───┤       совет      │

│                 │    │                 │    │   по стандартам  │

└─────────────────┘    └─────────────────┘    └──────────────────┘

        /│\                                            /│\

         └──────────────────────────────────────────────┘

Доверенные лица назначают членов Правления, формируют Консультативный совет по стандартам, осуществляют контроль за деятельностью Комитета, привлекают финансовые ресурсы, утверждают бюджет, вносят изменения в устав.

Правление занимается разработкой и публикацией стандартов. Для публикации МСФО необходимо получить одобрение более 50% членов Правления. В задачу Правления входит установление взаимосвязей с национальными организациями, регулирующими бухгалтерский учет в разных странах, для координации действий. Кроме этого, Правление взаимодействует с национальными организациями, регулирующими финансовые рынки, бизнес, сферу высших учебных заведений. С марта 1999 г. заседания Правления открыты для посетителей.

Консультативный совет по стандартам представляет ряд экономически развитых стран со всех континентов, Всемирную федерацию бухгалтеров, Всемирный банк, Международную организацию комиссий по ценным бумагам и некоторые другие международные организации. В задачу Консультативного совета по стандартам входит определение приоритетных направлений разработки МСФО, исследование последствий действия принятых стандартов, оказание консультационных услуг членам Правления и доверенным лицам.

Роль других международных организаций. Международная организация комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ) представлена крупнейшими организациями, регулирующими обращение ценных бумаг во всем мире. Целью ее деятельности является координация правил работы фондовых бирж на общемировом уровне. Одним из основных факторов достижения этой цели выступает международная стандартизация бухгалтерского учета и отчетности. С 1987 г. КМСФО И МОКЦБ участвуют в совместных разработках МСФО.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) основана в 1977 г. Ее деятельность направлена на разработку международных стандартов аудита, этики, образования, подготовку специалистов в области бухгалтерского учета и их предоставление в КМСФО.

Организация Объединенных Наций (ООН) благодаря работе своей Комиссии по транснациональным корпорациям вовлечена в сбор и анализ информации о международной деятельности ТНК, занимается анализом проблем их бухгалтерского учета и отчетности.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) занимается вопросами управления многонациональными корпорациями, в частности, затрагивает вопросы их финансовой отчетности.

Соотношение международных и национальных стандартов

бухгалтерского учета

Важно отметить, что незыблемой позицией КМСФО является ненавязывание своей воли всему международному сообществу. Его цель - создание образца, которому легко следовать, стандартизация национальных систем учета и отчетности, обеспечивающая высокое качество бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и в первую очередь ТНК, влияние которых на мировую экономику становится все более и более ощутимым. Нужно отметить, что ни одна экономически развитая страна в настоящее время не применяет напрямую МСФО, а пользуется своими, национальными стандартами. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК, которые в силу известных обстоятельств не могут применять национальные методы учета отдельной страны. Однако влияние МСФО возрастает, о чем свидетельствует и тот факт, что фондовые биржи всего мира требуют от фирм, сдающих свои ценные бумаги, представления отчетности в соответствии с МСФО.

Соотношение национальных стандартов и МСФО в разных странах различно:

- во многих развитых странах национальные стандарты максимально приближены к международным (Великобритания, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция и др.);

- некоторые страны используют МСФО в качестве национальных (Кипр, Кувейт, Латвия, Малайзия, Пакистан и др.);

- некоторые страны используют МСФО в качестве основы для разработки своих национальных стандартов (Китай, Россия, ряд стран СНГ, Сингапур и др.).

Признанию МСФО во многом способствовало решение Комиссии ЕС (март 2001 г.), согласно которому сводная отчетность европейских компаний, чьи ценные бумаги котируются на фондовых биржах (около 7000 компаний), к 2005 г. должна составляться по МСФО, так как Директивы ЕС не обеспечивают сопоставимости данных из-за многообразия допустимых методов учета. Решение Комиссии ЕС было закреплено законодательно принятием в июне 2002 г. Регламента по МСФО Европейского парламента и совета, основной целью которого является устранение препятствий для обращения ценных бумаг в Европе. Регламент по МСФО имеет силу закона и включает обязательное требование для почти 7000 крупных европейских компаний составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Принятие Регламента не означает обязательства для стран - участниц ЕС внедрять требования МСФО в национальное законодательство, и нужно отметить, что более 10 млн европейских компаний в настоящее время продолжают применять для составления индивидуальной отчетности национальные бухгалтерские стандарты. Вместе с тем для стимулирования процесса сближения финансовой отчетности компаний разных стран Регламент предоставляет странам - членам ЕС право распространить действие МСФО на консолидированную отчетность нелистинговых компаний и индивидуальную отчетность дочерних компаний. Этим правом к настоящему времени уже воспользовалось значительное количество стран - участниц ЕС. В таблице 1.7 приведены данные, характеризующие степень стремления различных стран - членов ЕС к внедрению МСФО в национальное законодательство (данные заимствованы из журнала "Новые системы финансового учета" N 1 за 2005 г. и дополнены нами).

Таблица 1.7

 

Страна   

Применение МСФО   

для консолидированной

отчетности нелистинговых

компаний        

Применение МСФО   

для индивидуальной  

отчетности дочерних 

компаний       

Австрия      

разрешено              

не разрешено           

Бельгия      

разрешено, для банков -

требуется              

не разрешено           

Великобритания

разрешено, за          

исключением            

благотворительных      

компаний               

разрешено, за          

исключением            

благотворительных      

компаний               

Венгрия      

разрешено              

не разрешено            

Германия     

разрешено, для         

листинговых компаний - 

требуется              

разрешено              

Греция       

разрешено при наличии  

аудита                 

разрешено при наличии  

аудита                 

Дания         

разрешено              

разрешено              

Испания      

разрешено              

не разрешено           

Италия       

разрешено, для страховых

компаний и финансовых  

институтов - требуется 

разрешено, для страховых

компаний и финансовых  

институтов - требуется 

Латвия       

не разрешено           

не разрешено           

Литва        

требуется для банков   

требуется для банков   

Люксембург   

разрешено для банков   

не разрешено           

Нидерланды   

разрешено               

разрешено              

Норвегия     

разрешено              

не разрешено           

Польша       

требуется для банков,  

разрешено для          

листинговых компаний   

разрешено для          

листинговых компаний   

Португалия    

разрешено              

разрешено              

Словакия     

требуется              

не разрешено           

Словения     

разрешено, для банков и

страховых компаний -   

требуется              

разрешено, для банков и

страховых компаний -   

требуется              

Финляндия    

разрешено              

разрешено              

Франция      

разрешено              

не разрешено           

Чехия        

разрешено              

не разрешено           

Швеция       

разрешено, для         

финансового сектора -  

требуется              

разрешено              

Эстония      

разрешено, для страховых

компаний и финансовых  

институтов - требуется 

разрешено, для страховых

компаний и финансовых  

институтов - требуется 

 

Данные таблицы 1.7 свидетельствуют о том, что практически все вновь вступившие в Европейский союз страны демонстрируют достаточно высокую степень готовности к применению МСФО. Фактически это означает общую тенденцию к отказу от национальных бухгалтерских систем в этих странах и полной замене их на международные стандарты.

В таблице 1.7(а) приведены данные о степени соответствия требованиям МСФО различных национальных систем бухгалтерского учета (источник [30], дополненный материалами нормативных документов по бухгалтерскому учету в Российской Федерации).

Таблица 1.7(а)

Соотношение национальных и международных стандартов

┌──────────────┬──────────────┬────────────┬───────────────┬─────────────┬───────────────┬─────────────┐

│              │Адаптированные│  Стандарт  │  Национальные │  Отсутствие │  Национальные │ Национальные│

│              │  стандарты в │   IFRS -   │   стандарты,  │ национальных│   стандарты   │  стандарты  │

│              │   качестве   │ основа для │ разработанные │ стандартов, │  разработаны  │ отсутствуют,│

│              │ национальных │ разработки │самостоятельно,│ но практика │самостоятельно │  практика в │

│              │              │национальных│       но      │соответствует│      и не     │   общем не  │

│              │              │ стандартов │соответствующие│   в целом   │соответстствуют│соответствует│

│              │              │            │стандартам IFRS│  стандартам │      IFRS     │  стандартам │

│              │              │            │               │     IFRS    │               │     IFRS    │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼───────────────┼─────────────┤

│Австралия     │              │            │               ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼───────────────┼─────────────┤

│Великобритания│              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┤

│Германия      │              │            │               │             ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┼─────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┤

│Греция        │              │            │               │             │               ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┼───────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┤

│Дания         │              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼───────────────┼─────────────┤

│Индия         │              │            │               ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼───────────────┼─────────────┤

│Испания       │              │            │               ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼───────────────┼─────────────┤

│Италия        │              │            │               ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤               │             │

├──────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬┼────────────┼───────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼───────────────┼─────────────┤

│Кипр          ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼┤            │               │             │               │             │

├──────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴┼────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Нидерланды    │              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬┼────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Пакистан      ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼┤            │               │             │               │             │

├──────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬┼───────────────┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Россия        │              ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼┤               │             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼┼───────────────┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Сингапур      │              ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼┤               │             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│США           │              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┤

│Финляндия     │              │            │               │             ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─────────────┤

│Франция       │              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Швейцария     │              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│Швеция        │              │            ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─────────────┼───────────────┼─────────────┤

│ЮАР           │              │            │               │             │               │             │

├──────────────┼──────────────┼────────────┼───────────────┼─────────────┼─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┼─────────────┤

│Япония        │              │            │               │             ├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤             │

└──────────────┴──────────────┴────────────┴───────────────┴─────────────┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─────────────┘

МСФО разрабатываются таким образом, чтобы они были приемлемы для различных моделей национальных бухгалтерских систем. Международные стандарты финансовой отчетности периодически пересматриваются по материалам анализа процессов, происходящих в мировой экономике, с тем чтобы принять во внимание современное положение и необходимость обновления.

Соотношение МСФО, Директив ЕС и US GAAP. Нужно отметить большую степень соответствия требованиям МСФО национальных американских стандартов - Generally Accepted Accounting Principles (US GAAP). В русском переводе они звучат как Общепринятые учетные принципы. Напомним, что данные стандарты разрабатываются национальными организациями США: FASB, SEC и AAA. В силу целого ряда экономических и политических причин система US GAAP получила распространение в первую очередь в США и Великобритании, а затем в Австралии, Гонконге, Израиле, Индии, Канаде, на Кипре, в Нидерландах, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и некоторых других англоговорящих странах. Система оказала большое влияние на формирование международных правил бухгалтерского учета. Стандарты US GAAP даже иногда называют "международными", однако в действительности американская система учета получила наибольшее распространение в мировой учетной практике в силу целого ряда причин, но не могла стать и не стала парадигмой для всех стран. МСФО, в отличие от US GAAP, учитывают опыт не только Соединенных Штатов Америки и Великобритании, но и многих других стран. Между US GAAP и МСФО имеется ряд принципиальных различий. Например, US GAAP не предусматривают переоценку, тогда как МСФО ее рекомендуют. Для оценки материальных запасов МСФО регламентируют детальный перечень затрат, включаемых в их себестоимость, а US GAAP в качестве критерия определения себестоимости запасов признают лишь целесообразность понесенных расходов. Имеются и другие отличия МСФО от US GAAP. Наряду с этим, из всех имеющихся в настоящее время систем учета US GAAP наиболее близки к МСФО.

Директивы Комиссии Европейского Сообщества хотя и предназначены для гармонизации национальных систем бухгалтерского учета в странах, входящих в Сообщество, также близки к МСФО. Так, директива ЕС N 4 "Об унификации форм отчетности и правил аудирования" аналогично стандарту МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" определяет требования к финансовой отчетности предприятий и формам ее представления. Основные принципы составления отчетности по упомянутой директиве хотя и имеют ряд отличий от МСФО 1, по сути близки к нему, поскольку предусматривают требование достоверного (истинного) и непредвзятого (объективного) отражения положения и результатов деятельности предприятий. Директива ЕС N 7 "О принципах составления консолидированной отчетности" так же, как и МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании", посвящена составлению отчетности компаний, действующих совместно. Несмотря на очевидное сходство, между МСФО и директивами ЕС имеются расхождения, которыми не следует пренебрегать. В первую очередь ЭТО касается капитализации затрат на научно-исследовательские разработки. Директива N 4 считает необходимой капитализацию таких затрат, а также их амортизацию в течение от 1 до 5 лет. По МСФО такие расходы относятся к текущим. Другим примером отличий является отсутствие в Директивах ЕС требований о составлении отчета о движении денежных средств, который является обязательным в соответствии с МСФО 1.

В последнее время важным направлением деятельности Правления Комитета по МСФО стала разработка проектов, связанных с конвергенцией стандартов финансовой отчетности. Под конвергенцией понимается взаимное стремление Комитета по МСФО и национальных организаций, занимающихся разработкой национальных систем финансового учета и отчетности, к сближению национальных и международной систем финансового учета и финансовой отчетности. Особое внимание уделяется конвергенции МСФО и общепринятых принципов бухгалтерского учета США - US GAAP. В конце 2002 г. Правление КМСФО и Совет по стандартам финансовой отчетности США (FASB) приняли так называемое Норволкское соглашение, в соответствии с которым обязались приложить максимальные усилия для приведения в соответствие друг с другом существующих МСФО и US GAAP, а также координировать будущие рабочие планы для того, чтобы такое соответствие сохранялось и в дальнейшем. В этих целях Правление КМСФО и FASB приняли решение осуществить совместную деятельность по сокращению количества различий между МСФО и US GAAP и одновременную работу над отдельными значительными проектами стандартов. Сокращение различий между МСФО и US GAAP предполагает взаимное движение навстречу друг другу, при котором предусматривается изменение как американских, так и международных стандартов финансовой отчетности. В результате соглашения между КМСФО и FASB было принято решение устранить отличия отдельных стандартов US GAAP от МСФО, принимая за основу вариант МСФО, по таким аспектам, как учет обязательств по рефинансированию, кредитных соглашений, обмена аналогичными активами, финансовых инструментов и ряда других хозяйственных операций. Одновременно предполагается устранить отличия отдельных МСФО от US GAAP по таким вопросам учета, как прекращаемая деятельность, правительственная помощь и ряд других.

В ходе работы по устранению различий между МСФО и US GAAP планируется проводить активные консультации с национальными организациями, регулирующими системы бухгалтерского учета стран.

Ранее было сказано о причинах, стимулирующих стандартизацию учета на международном уровне. Возможность глобальной стандартизации учета обосновывается в предисловии к МСФО. Эта возможность объясняется тем, что почти все пользователи принимают экономические решения в отношении:

- момента покупки и продажи акций;

- порядка оценки качества и подотчетности управления;

- критериев оценки способности предприятия оплачивать труд работников и предоставлять им льготы;

- обеспечения сумм полученных кредитов и займов;

- определения налоговой политики;

- порядка распределения прибыли и дивидендов;

- подготовки и использования статистики валового национального дохода;

- регулирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Следовательно, пользователей отчетности в разных странах в целом будет интересовать одна и та же информация.

В настоящее время МСФО используются:

- как основа для национальных требований к финансовой отчетности во многих странах;

- как международный норматив для тех стран, которые разрабатывают свои собственные требования к отчетности (включая основные развитые страны и возрастающее число новых рынков, таких, как Китай и многие другие страны Азии, Центральной Европы, Россия и страны СНГ);

- транснациональными компаниями;

- фондовыми биржами, требующими от иностранных и национальных компаний представлять финансовые отчеты в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

- региональными организациями, такими, как Европейская комиссия, которая еще в 1995 г. объявила о том, что в значительной степени опирается на МСФО при подготовке документов, отражающих потребности рынков капитала;

- хозяйствующими субъектами в виде крупных объединений: холдингами, корпорациями и т.п., имеющими иностранный капитал.

Реформирование бухгалтерского учета в России

в соответствии с МСФО

Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов вызвал необходимость реформирования системы бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями. Необходимость реформы бухгалтерского учета в России была очевидна, однако конкретные направления ее вызывали дискуссии у ученых и специалистов. Обсуждался вопрос, в какой мере при реформе отечественного учета следует использовать опыт зарубежных стран и каким именно мировым опытом следует воспользоваться России. Было немало высказываний в пользу выбора в качестве ориентира для реформирования бухгалтерского учета в России национальных стандартов тех зарубежных стран - членов ЕС, совокупность экономических и политических условий которых наиболее близка России, например, Франции или Германии. Другие мнения сводились к тому, что ориентиром должны служить US GAAP в связи с наличием большого числа компаний США на российском рынке. Высказывалось мнение и о том, что российским организациям целесообразно использовать как US GAAP, так и Директивы ЕС в зависимости от того, с какими иностранными партнерами они имеют дело.

Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1998 г. Постановлении Правительства N 283 "Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности". Тем не менее Программа оставила нерешенными важные вопросы, которые по-прежнему дискутируются. Остается открытым один из центральных вопросов о степени соответствия регламентациям МСФО национальных российских стандартов бухгалтерского учета. Нет исчерпывающего ответа на вопрос о том, какими темпами должна производиться адаптация отечественного учета к требованиям МСФО. По мнению члена правления Комитета по МСФО Дэвида Даманта, Россия должна в кратчайшие сроки перейти на использование МСФО и создавать собственные стандарты бухгалтерского учета ей нецелесообразно [31]. Официальные представители Министерства финансов РФ высказываются за постепенную адаптацию отечественного учета к МСФО с учетом российской специфики, тогда как Центробанк РФ поддерживает интенсивный переход к МСФО [11, 31]. В пользу быстрого перехода высказываются представители компании "Лукойл", аргументируя свою точку зрения серьезными недостатками российских стандартов для аналитиков; в компании "Газпром", напротив, считают обоснованным лишь постепенный переход, поскольку форсирование этого процесса сопряжено с повышенными затратами при недостаточном спросе на отечественную отчетность, составленную по МСФО [31].

Такое различие в мнениях указывает на наличие факторов, как стимулирующих, так и препятствующих адаптации российского бухгалтерского учета к требованиям МСФО.

Национальные стандарты бухгалтерского учета, как было сказано ранее, формируются под влиянием общей экономической ситуации в стране, структуры и источников финансирования предприятий, запросов пользователей их отчетности. Важнейшей тенденцией в развитии современных отечественных предприятий является рост и усиление значимости крупных корпоративных структур, перечень и содержание отчетных показателей которых приближаются к международным стандартам. Основные типы таких структур приведены в таблице 1.8 (по данным Госкомстата России на 1 января 2003 г.).

Таблица 1.8

Основные типы крупных корпоративных структур России

 

Тип корпоративной  

структуры      

Примеры         

Число  

Акционерные компании,  

учрежденные государством

и приватизированные    

по индивидуальным планам

РАО "Газпром",            

РАО "ЕЭС Россия",         

ЗАО "Алмазы России - Саха",

РАО "Норильский никель",  

"АвтоВАЗ", ОАО "ГАЗ",     

"РКК "Энергия", 13 ВИНК   

(вертикально              

интегрированных нефтяных  

компаний), "Ростелеком",  

"Связьинвест",            

"Пром. Корпорация "Антей",

ОАО "Корпорация "Компомаш",

ОАО "Российская           

электроника"              

Около 40  

Государственные компании

ГКНПЦ имени М. Хруничева, 

"ТВЭЛ", концерн "Сплав",  

"Росэнергоатом", несколько

федеральных центров       

Около 30  

Частные корпорации на  

основе крупных         

акционерных компаний,  

образованные           

квазиклассическим      

способом слияний и     

поглощений, вертикальные

и горизонтальные       

интеграции              

"Уралмашзаводы" (включая  

"Ижорские заводы"), группа

"Сибирский алюминий",     

компания "Балтика", концерн

"Красный Октябрь",        

"Энергомашкорпорация"     

Около 50  

Региональные           

конгломераты смешанной 

собственности, включая 

уполномоченный         

(губернский) банк,     

инвестфонд,            

привлекательные        

предприятия (ТЭК, связь)

В Москве, Таганроге,      

Башкортостане, Красноярске,

Самаре, Нижнем Новгороде, 

Воронеже, Иркутске        

Около 50  

Кооперативные структуры

под эгидой федеральных 

ведомств               

МПС, Минатом, РКА,        

Госинкор, Росконтракт     

Около 20  

Финансово-промышленные 

группы, созданные в    

соответствии с         

законодательством или по

соглашениям со странами

СНГ (ФПГ де-юре)       

"Оборонительные системы", 

"Контур", "Точность",     

"Нефтехимпром", "Морская  

техника", "Двигатели НК", 

"Промприбор",             

"Интерхимпром"            

Более 80  

ТНК (транснациональные 

компании) на российском

рынке                  

ABB, UTS, GE, Coca Cola,  

Pepsi Cola,               

ICN Pharmaceuticals,      

Philip Morris, Siemens,   

BAT, RJR, TWG, Nestle, IBM,

Daewoo, Cadbury, BBH,     

Boeing, McDonald's,       

Procter & Gembl, GM,      

Unilever, Henkel          

Около 50  

(без      

20 банков 

со 100%-ным

иностранным

капиталом)

Кооперативные структуры,

в том числе оболочные и

сетевые, на основе     

соглашений (включая    

франчайзинг, толлинг,  

процессинг) и в основном

без акционерных        

отношений              

TWG (толлинг), "Довгань"  

(франчайзинг)             

Назвать   

трудно    

Многоотраслевые        

("олигархические")     

конгломераты           

Группы Инкомбанка, банков 

"Российский кредит",      

СБС-АГРО и "Мост",        

"Роспром-Юкос", "Интеррос",

"Альфа-групп", "ЛогоВАЗ - 

Объединенный банк"        

До 15     

 

По мнению В. Палия, лишь 200 крупных российских компаний имеют в настоящее время необходимость напрямую использовать МСФО [31]. Однако большинство этих компаний являются транснациональными корпорациями, и вместе с дочерними организациями их число составляет чуть более 3 тыс. В масштабах России это количество, разумеется, невелико, но необходимо учитывать, что на долю крупнейших компаний приходится наибольший экономический потенциал, подавляющая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности перед бюджетом. Характерен тот факт, что почти половину дивидендов государству от его участия в 3900 акционерных обществах в 2002 г. выплатили всего 275 обществ, при этом около 90% общей суммы дивидендов начислены лишь крупнейшими АО, такими, как РАО "ЕЭС", "Связьинвест", "Газпром". Доходы указанных корпораций по сравнению с остальными предприятиями характеризуются, например, соотношением поступлений налогов и сборов в бюджет, представленным на рисунке 1.3 (по данным Госкомстата России за 2002 г.).

25 ┐

   │

   │                                                                ┌─┐

   │                                                                │ │

   │                                                                │ │

20 ┼────────────────────────────────────────────────────────────────│ │───

   │                                  ┌─┐                 ┌─┐       │ │

   │                                  │ │       ┌─┐       │ │       │ │

   │                                  │ │       │ │       │ │       │ │

   │                                  │ │       │ │       │ │       │ │

15 ┼──────────────────────────────────│ │───────│ │───────│ │───────│ │───

   │                                  │ │       │ │       │ │       │ │

   │                                  │ │       │ │       │ │       │ │

   │                                  │ │       │ │       │ │       │ │

   │                        ┌─┐       │ │       │ │       │ │       │ │

10 ┼────┌─┐─────────────────│ │───────│ │───────│ │───────│ │───────│ │───

   │    │ │       ┌─┐     ┌┬┤ │     ┌┬┤ │       │ │       │ │       │ │

   │  ┌┬┤ │       │ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │       │ │       │ │       │ │

   │  ├┼┤ │       │ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │       │ │     ┌┬┤ │     ┌┬┤ │

   │  ├┼┤ │     ┌┬┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ┌┬┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │

 5 ┼──├┼┤ │─────├┼┤ │─────├┼┤ │─────├┼┤ │─────├┼┤ │─────├┼┤ │─────├┼┤ │───

   │  ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │

   │  ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │

   │  ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │

   │  ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │     ├┼┤ │

 0 ┼──┴┴┴─┴──┬──┴┴┴─┴──┬──┴┴┴─┴──┬──┴┴┴─┴──┬──┴┴┴─┴──┬──┴┴┴─┴──┬──┴┴┴─┴──┐

      январь   февраль     март     апрель     май       июнь      июль

    ┌┬┐

    ├┼┤ Платежи крупных налогоплательщиков

    └┴┘

    ┌─┐

    │ │ Платежи других налогоплательщиков

    └─┘

Рис. 1.3

Развитие современных отечественных предприятий характеризуется усилением влияния на экономику страны крупных корпоративных структур, общие экономические показатели которых приближаются к международным стандартам.

Наличие в России крупных негосударственных корпораций, структура которых близка к корпорациям развитых стран, и возрастающий их вес в экономике страны свидетельствуют в пользу взвешенных решений, но не промедления на пути адаптации отечественного учета к требованиям МСФО.

Наряду с этим имеются реальные препятствия адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. В их числе необходимо отметить основные:

- малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира;

- низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций;

- малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса;

- неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО;

- низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции;

- запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего в низкой информационной прозрачности;

- острые конфликты и скандалы на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров.

Было бы ошибочно недооценивать и менталитет российских пользователей финансовой отчетности. Одной из наиболее значимых групп пользователей отчетности в мировой практике являются инвесторы (акционеры, собственники предприятия). Большинство потенциальных и реальных собственников на Западе мало знакомы с деятельностью предприятия и получают всю информацию о его положении только из финансовой отчетности, которая подготавливается наемной администрацией. В этом и заключается главная цель финансовой отчетности - сформировать информацию для принятия решений пользователями. Характерной особенностью российских предприятий является то, что большинство работающих там менеджеров одновременно являются их собственниками. Так, статистические опросы среди крупных менеджеров показывают, что четверть опрошенных владеют 50% акций своего предприятия, а на высшем уровне управления находится 80% собственников. Это означает, что в отличие от зарубежного инвестора российскому доступна не только финансовая, но и управленческая информация о компании. Это в большой степени снижает ценность финансовой отчетности в отношении принятия решений отечественными инвесторами.

Незначителен интерес к информации, содержащейся в финансовой отчетности, и у других групп российских пользователей. В таблице 1.9 приведены результаты опроса руководителей отечественных предприятий относительно их мнения о ценности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности [31].

Таблица 1.9

 

Вопросы           

Ответы            

Как часто Вы обращаетесь к    

отчетности партнеров?         

36% - никогда, 29% - редко,    

21% - обычно, 13% - всегда, 1% -

затруднились с ответом         

Полезна ли информация,        

содержащаяся в отчетности, для

пользователей своего          

предприятия?