2.3 МИРОВОЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ «ГЛОБАЛЬНЫХ» СТАНДАРТОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

Что значит «глобальный» стандарт? Это определение подразумевает, что требования стандарта

должны быть едиными для всех стран. С этой точки зрения, безусловно, стандарты ИСО серий 9000 и

14000 следует отнести к группе «глобальных» стандартов. Однако многие, по-своему трактуя понятие

«глобальные стандарты», делают вывод, что эти документы будут внедряться во всех странах по одним

и тем же причинам и одинаковыми методами, принося при этом одинаковые выгоды. Следует ли счи-

тать стандарты ИСО серий 9000 и 14000 «глобальными» именно в таком понимании? Результаты изуче-

ния данных обследования, проведенного в 1999 – 2001 гг., отчасти отвечают на этот вопрос.

Опрос проводился в 15 странах. На запросы ответили 5395 организаций. Страны, участвующие в

исследовании: Австралия, Канада, Франция, Гонконг, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малай-

зия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Швеция, Тайвань, Таиланд, США.

Респондентов просили оценить по пятибалльной шкале значимость каждой из 11 возможных при-

чин, повлиявших на принятие решения о сертификации по стандартам ИСО серии 9000 и стандарту

ИСО серии 14000. Из результатов следует, что основными причинами, побудившими предприятия вне-

дрить и сертифицировать систему качества по одному из стандартов ИСО серии 9000, являются «улуч-

шение качества» и «корпоративный имидж», а в числе менее распространенных – «преимущества на

рынке» и «давление потребителей».

В ответах, полученных от предприятий пищевой промышленности, определяющими мотивами бы-

ли названы «улучшение качества» и «знания заинтересованных рабочих», из чего следует, что эти пред-

приятия руководствовались причинами, связанными с процессным подходом. Предприятия текстильной

промышленности наиболее важным считают «снижение затрат». Компании, выпускающие полупровод-

ники, отметили как наиболее значимые причины «давление потребителей» и наличие большого количе-

ства «сертифицированных конкурентов», считая, что воздействие внешних факторов для сертификации

в этом секторе очень существенно. Для пищевой промышленности, напротив, характерно самое низкое

значение показателя «сертифицированные конкуренты». Однако не столь важно подчеркнуть различия

между отраслями, сколько схожесть относительных мотиваций в этих фундаментально разных областях

деятельности.

Основные мотивы сертификации по стандарту ИСО 14000 – «экологические улучшения» и «корпо-

ративный имидж» и в меньшей степени – «преимущества на рынке» и «улучшение взаимоотношений с

общественностью». «Давление потребителей» для сертификации по стандарту ИСО 14001 имеет более

низкий рейтинг, чем по стандартам ИСО серии 9000.

Далее респондентам было предложено оценить выгоды, полученные от сертификации, по 13 пози-

циям по пятибалльной шкале: от одного балла – «нет выгод» до пяти – «значительные выгоды». Общая

тенденция, за некоторыми исключениями, прослеживается по всем странам. Предприятия США счита-

ют наиболее значительными преимущества от применения «улучшенных процедур»; этот же показатель

в основном назвали и компании Австралии, Канады и Франции. Японские компании больше чем ком-

пании других стран отметили улучшение «морального состояния персонала». Респонденты из Гонконга

считают, что наибольшие выгоды достигнуты от улучшения «взаимоотношений с властями».

Большинство предприятий различных секторов экономики тоже указывают на большие выгоды от

улучшения «взаимоотношений с властями», за исключением фармацевтических компаний. Этот факт

показывает, что в фармацевтической промышленности действуют более жесткие регламенты и кон-

троль качества продукции со стороны правительственных органов строже, чем в других секторах эко-

номики.

Повышение эффективности экологического менеджмента и улучшение взаимоотношений с властя-

ми и общественностью от сертификации по стандарту ИСО 14001 отмечают многие предприятия боль-

шинства стран, кроме Канады и США, которые наибольшую выгоду получили от применения улучшен-

ных процедур.

По секторам экономики картина подобна той, которая наблюдалась в случае сертификации по стандар-

там ИСО серии 9000. Текстильные предприятия отметили значительное снижение затрат после сер-

тификации по стандарту ИСО 14001; в фармацевтической промышленности наблюдалось улучшение

взаимоотношений с властями и, напротив, моральное состояние персонала и корпоративный имидж

получили самые низкие оценки [4].

Что значит «глобальный» стандарт? Это определение подразумевает, что требования стандарта

должны быть едиными для всех стран. С этой точки зрения, безусловно, стандарты ИСО серий 9000 и

14000 следует отнести к группе «глобальных» стандартов. Однако многие, по-своему трактуя понятие

«глобальные стандарты», делают вывод, что эти документы будут внедряться во всех странах по одним

и тем же причинам и одинаковыми методами, принося при этом одинаковые выгоды. Следует ли счи-

тать стандарты ИСО серий 9000 и 14000 «глобальными» именно в таком понимании? Результаты изуче-

ния данных обследования, проведенного в 1999 – 2001 гг., отчасти отвечают на этот вопрос.

Опрос проводился в 15 странах. На запросы ответили 5395 организаций. Страны, участвующие в

исследовании: Австралия, Канада, Франция, Гонконг, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малай-

зия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Швеция, Тайвань, Таиланд, США.

Респондентов просили оценить по пятибалльной шкале значимость каждой из 11 возможных при-

чин, повлиявших на принятие решения о сертификации по стандартам ИСО серии 9000 и стандарту

ИСО серии 14000. Из результатов следует, что основными причинами, побудившими предприятия вне-

дрить и сертифицировать систему качества по одному из стандартов ИСО серии 9000, являются «улуч-

шение качества» и «корпоративный имидж», а в числе менее распространенных – «преимущества на

рынке» и «давление потребителей».

В ответах, полученных от предприятий пищевой промышленности, определяющими мотивами бы-

ли названы «улучшение качества» и «знания заинтересованных рабочих», из чего следует, что эти пред-

приятия руководствовались причинами, связанными с процессным подходом. Предприятия текстильной

промышленности наиболее важным считают «снижение затрат». Компании, выпускающие полупровод-

ники, отметили как наиболее значимые причины «давление потребителей» и наличие большого количе-

ства «сертифицированных конкурентов», считая, что воздействие внешних факторов для сертификации

в этом секторе очень существенно. Для пищевой промышленности, напротив, характерно самое низкое

значение показателя «сертифицированные конкуренты». Однако не столь важно подчеркнуть различия

между отраслями, сколько схожесть относительных мотиваций в этих фундаментально разных областях

деятельности.

Основные мотивы сертификации по стандарту ИСО 14000 – «экологические улучшения» и «корпо-

ративный имидж» и в меньшей степени – «преимущества на рынке» и «улучшение взаимоотношений с

общественностью». «Давление потребителей» для сертификации по стандарту ИСО 14001 имеет более

низкий рейтинг, чем по стандартам ИСО серии 9000.

Далее респондентам было предложено оценить выгоды, полученные от сертификации, по 13 пози-

циям по пятибалльной шкале: от одного балла – «нет выгод» до пяти – «значительные выгоды». Общая

тенденция, за некоторыми исключениями, прослеживается по всем странам. Предприятия США счита-

ют наиболее значительными преимущества от применения «улучшенных процедур»; этот же показатель

в основном назвали и компании Австралии, Канады и Франции. Японские компании больше чем ком-

пании других стран отметили улучшение «морального состояния персонала». Респонденты из Гонконга

считают, что наибольшие выгоды достигнуты от улучшения «взаимоотношений с властями».

Большинство предприятий различных секторов экономики тоже указывают на большие выгоды от

улучшения «взаимоотношений с властями», за исключением фармацевтических компаний. Этот факт

показывает, что в фармацевтической промышленности действуют более жесткие регламенты и кон-

троль качества продукции со стороны правительственных органов строже, чем в других секторах эко-

номики.

Повышение эффективности экологического менеджмента и улучшение взаимоотношений с властя-

ми и общественностью от сертификации по стандарту ИСО 14001 отмечают многие предприятия боль-

шинства стран, кроме Канады и США, которые наибольшую выгоду получили от применения улучшен-

ных процедур.

По секторам экономики картина подобна той, которая наблюдалась в случае сертификации по стандар-

там ИСО серии 9000. Текстильные предприятия отметили значительное снижение затрат после сер-

тификации по стандарту ИСО 14001; в фармацевтической промышленности наблюдалось улучшение

взаимоотношений с властями и, напротив, моральное состояние персонала и корпоративный имидж

получили самые низкие оценки [4].