1.3 МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
В ходе ознакомления с эволюцией методов управления качеством обычно возникают вопросы о его
взаимосвязи с общим менеджментом. Общеизвестно, что школа научного управления Тейлора, взятая за
точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для общего менеджмента.
Система Тейлора включает в себя законы и правила, которые заменяют личное суждение работника и
которые могут быть с пользой применены только после того, как будет произведен систематический
учет.
Долгое время (до 1950-х гг.) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и от-
носилось к инженерно-техни-ческим вопросам, в то время, как проблематика общего менеджмента но-
сила ярко выраженный организационный характер с социально-психологическим оттенком.
В то время как в области управления качеством совершенствовались прежде всего методы контроля
(контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем
менеджменте складывалась «классическая (административная) школа», основными направлениями дея-
тельности которой являлись: описание функций управления; развитие принципов управления; система-
тизация управления организацией.
Однако нельзя сказать, что в это время дороги управления качеством и общего менеджмента разо-
шлись. Примером тому служат принципы производительности труда, сформулированные Г. Эмерсеном,
одной из основ которой был полный, точный, постоянный учет (в том числе – качества продукции), или
организационные принципы Г. Форда, опирающиеся на развитую стандартизацию.
С другой стороны, активно развивающиеся концепции управления качеством начали заимствовать
элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это
время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», связанная с именами Ф. Херцберга,
Э. Мейо, А. Маслоу и других, применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Доктрина
«человеческих отношений» практически немедленно была воплощена и в управлении качеством.
Деминг Э., признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных от-
клонений» и выяснения их причин, выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выпол-
нения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способст-
вует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной
работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качест-
ва: 1) соблюдайте постоянство целей; 2) примите новую философию; 3) откажитесь от низкого каче-
ства во всем; 4) откажитесь от повсеместного контроля; 5) откажитесь от партнерства, основанного
только на цене продукции;
6) установите долгосрочные партнерские отношения, уменьшите количество поставщиков; 7) посто-
янно совершенствуйте систему производства и обслуживания; 8) практикуйте в организации настав-
ничество и обучение; 9) внедрите современные методы руководства: функции управления должны
смещаться от контроля количественных показателей к качественным; 10) устраните страх: способст-
вуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто, устраните барьеры между подразделениями и
сотрудниками организации;
11) откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих; 12) откажитесь от количест-
венных оценок работы; 13) поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках; 14)
внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников: добейтесь при-
верженности руководства организации идее качества.
В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно, в
первую очередь, к процессам и системам, Джозеф М. Джуран выделил необходимость для каждого ме-
неджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества. Джуран является сторон-
ником подхода, который предусматривает вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие вы-
сокое качество. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества. Собственный план, со-
стоящий из 14 компонентов совершенствования качества, был предложен и Ф. Кросби. Многие из пере-
численных выше принципов (в первую очередь
14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции управления качеством TQM.
Начиная с 1980-х гг. в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные
направления. Расширяется перечень объектов менеджмента – маркетинг, инновации, персонал и т.д. В
структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины – финансовый менеджмент,
управление маркетингом и т.д., в один ряд с которым можно поставить и управление качеством. Ме-
неджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название «управления
посредством целей» или МВО – от англ. Management by objectives) и базируется на построении и после-
дующей реализации структурированной системы целей (дерева целей).
С другой стороны, в современной основе общий менеджмент определил в качестве основной цели
постоянное совершенствование качества. Этот подход получили название «управление посредством
качества» (МBQ – от англ. Management by quality).
Таким образом, налицо «сращивание» общего менеджмента и управление качеством, еще раз подтвер-
ждающее справедливость философской мысли о развитии по спирали, при котором происходит по-
вторение на более высокой ступени некоторых черт низших ступеней [1].
В ходе ознакомления с эволюцией методов управления качеством обычно возникают вопросы о его
взаимосвязи с общим менеджментом. Общеизвестно, что школа научного управления Тейлора, взятая за
точку отсчета в существовании управления качеством, является основой и для общего менеджмента.
Система Тейлора включает в себя законы и правила, которые заменяют личное суждение работника и
которые могут быть с пользой применены только после того, как будет произведен систематический
учет.
Долгое время (до 1950-х гг.) управление качеством сводилось к контролю качества продукции и от-
носилось к инженерно-техни-ческим вопросам, в то время, как проблематика общего менеджмента но-
сила ярко выраженный организационный характер с социально-психологическим оттенком.
В то время как в области управления качеством совершенствовались прежде всего методы контроля
(контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем
менеджменте складывалась «классическая (административная) школа», основными направлениями дея-
тельности которой являлись: описание функций управления; развитие принципов управления; система-
тизация управления организацией.
Однако нельзя сказать, что в это время дороги управления качеством и общего менеджмента разо-
шлись. Примером тому служат принципы производительности труда, сформулированные Г. Эмерсеном,
одной из основ которой был полный, точный, постоянный учет (в том числе – качества продукции), или
организационные принципы Г. Форда, опирающиеся на развитую стандартизацию.
С другой стороны, активно развивающиеся концепции управления качеством начали заимствовать
элементы общего менеджмента, касающиеся организационных вопросов обеспечения качества. В это
время в менеджменте сложилась «школа человеческих отношений», связанная с именами Ф. Херцберга,
Э. Мейо, А. Маслоу и других, применяющая в управлении науки о человеческом поведении. Доктрина
«человеческих отношений» практически немедленно была воплощена и в управлении качеством.
Деминг Э., признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных от-
клонений» и выяснения их причин, выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выпол-
нения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способст-
вует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной
работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качест-
ва: 1) соблюдайте постоянство целей; 2) примите новую философию; 3) откажитесь от низкого каче-
ства во всем; 4) откажитесь от повсеместного контроля; 5) откажитесь от партнерства, основанного
только на цене продукции;
6) установите долгосрочные партнерские отношения, уменьшите количество поставщиков; 7) посто-
янно совершенствуйте систему производства и обслуживания; 8) практикуйте в организации настав-
ничество и обучение; 9) внедрите современные методы руководства: функции управления должны
смещаться от контроля количественных показателей к качественным; 10) устраните страх: способст-
вуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто, устраните барьеры между подразделениями и
сотрудниками организации;
11) откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих; 12) откажитесь от количест-
венных оценок работы; 13) поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках; 14)
внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников: добейтесь при-
верженности руководства организации идее качества.
В то время как Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно, в
первую очередь, к процессам и системам, Джозеф М. Джуран выделил необходимость для каждого ме-
неджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества. Джуран является сторон-
ником подхода, который предусматривает вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие вы-
сокое качество. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества. Собственный план, со-
стоящий из 14 компонентов совершенствования качества, был предложен и Ф. Кросби. Многие из пере-
численных выше принципов (в первую очередь
14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции управления качеством TQM.
Начиная с 1980-х гг. в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные
направления. Расширяется перечень объектов менеджмента – маркетинг, инновации, персонал и т.д. В
структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины – финансовый менеджмент,
управление маркетингом и т.д., в один ряд с которым можно поставить и управление качеством. Ме-
неджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название «управления
посредством целей» или МВО – от англ. Management by objectives) и базируется на построении и после-
дующей реализации структурированной системы целей (дерева целей).
С другой стороны, в современной основе общий менеджмент определил в качестве основной цели
постоянное совершенствование качества. Этот подход получили название «управление посредством
качества» (МBQ – от англ. Management by quality).
Таким образом, налицо «сращивание» общего менеджмента и управление качеством, еще раз подтвер-
ждающее справедливость философской мысли о развитии по спирали, при котором происходит по-
вторение на более высокой ступени некоторых черт низших ступеней [1].