2.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЕВРОПЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
Применение японского опыта управления качеством не сводилось к слепому копированию мето-
дов и средств, а сопровож-
далось некоторыми нововведениями, самым существенным из
которых можно считать акцент на сертификации систем качества
и производств третьей стороной. Результатом повышенного внимания к документированию систем
качества явилось появ-
ление семейства британских стандартов BS 5750, впоследствии
взятых за основу в первой редакции международных стандартов
ИСО–9000.
Европейский фонд управления качеством (EFQM) находится в Брюсселе. Он объединяет отдельные
компании и уполномоченные национальные организации, которые представляют собой важнейшие эко-
номические регионы Европы. Применяя самые передовые методы менеджмента, EFQM помогает евро-
пейским предприятиям в создании высококачественных товаров и услуг. EFQM, являясь некоммерче-
ским партнерством, предоставляет своим членам необходимую информацию и различные сетевые услу-
ги. Помимо этого, Фонд присуждает престижные премии по качеству, определяет уровни делового со-
вершенства, реализует учебные программы, проводит семинары и симпозиумы, создает рабочие группы
и продвигает специальные проекты по методам и средствам повышения качества на предприятиях раз-
ных типов.
EFQM основан в 1988 г. президентами четырнадцати крупнейших европейских компаний при под-
держке и содействии Европейской комиссии (ЕК). Сегодня EFQM объединяет более 800 компаний. Ос-
новным мотивом создания этой мощной организации стала потребность в разработке Европейской мо-
дели повышения качества на основе тех, что использовались при оценке соискателей премий Малколь-
ма Болдриджа в США и Деминга в Японии. Обе упомянутые модели способствовали заметному повы-
шению качества товаров и услуг тех организаций, которые их применяли.
Европейская модель делового совершенства, получившая название Модель делового совершенства
EFQM, впервые была применена в 1991 г. и использовалась в качестве общей схемы самооценки, про-
водимой компаниями. Это модель также стала основой для оценки соискателей Европейской премии по
качеству, впервые присужденной в 1992 г.
С момента своего создания EFQM руководствуется идеей создания сильных европейских органи-
заций, которые применяют
в своей деятельности и во взаимоотношениях со своими работниками, акционерами, потребителями и
обществом в целом принципы ТQМ.
Цели и задачи EFQM: стимулирование европейских предприятий и организаций к проведению ме-
роприятий, направленных на достижение делового совершенства, т.е. на повышение уровня удовлетво-
ренности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых ре-
зультатов и положительное влияние на общество; оказание поддержки менеджерам европейских орга-
низаций в ускоренном внедрении принципов ТQМ как решающего фактора в достижении глобальной
конкурентоспособности.
В 2000 г. EFQM пересмотрел свои взгляды, цели и задачи. Сегодня Фонд видит свою миссию в со-
действии созданию благоприятных условий для процветания европейских компаний. При этом свою
собственную деятельность EFQM намерен организовать таким образом, чтобы сделать Фонд «движу-
щей силой для существенного продвижения европейских предприятий к достижению делового совер-
шенства».
Внедрение программ ТQМ приносит предприятиям значительные выгоды, выражающиеся в повы-
шении эффективности, сокращении собственных затрат, в повышении уровня удовлетворенности всех
заинтересованных сторон и в конечном итоге – в улучшении всех деловых показателей.
В состав EFQM входят более 800 организаций из 38 стран мира. В их числе организации и предпри-
ятия разного масштаба – крупные, средние и малые. Многие из них являются создателями наиболее ус-
пешных и влиятельных мировых брендов. Фонд также включает в себя учебные и научно-
исследовательские учреждения, консалтинговые организации в области менеджмента и различные на-
циональные ассоциации делового совершенства, включая уполномоченных национальных представите-
лей. Страны СНГ представлены в EFQM следующими организациями: «Центр испытаний и сертифика-
ции», «Тест-С.-Петербург», «Диджитал Дизайн», «Микрон», «Машиностроительный завод», «Россий-
ский морской регистр», «Учебно-методический центр» (Россия), «АгроСоюз», Межотраслевой центр
качества «Прирост» (Украина) [3].
В общественном секторе экономики большинство компаний используют организационную струк-
туру ЕЩМ в качестве средства быстрого развития и совершенствования услуг, предоставляемых обще-
ству.
Применение японского опыта управления качеством не сводилось к слепому копированию мето-
дов и средств, а сопровож-
далось некоторыми нововведениями, самым существенным из
которых можно считать акцент на сертификации систем качества
и производств третьей стороной. Результатом повышенного внимания к документированию систем
качества явилось появ-
ление семейства британских стандартов BS 5750, впоследствии
взятых за основу в первой редакции международных стандартов
ИСО–9000.
Европейский фонд управления качеством (EFQM) находится в Брюсселе. Он объединяет отдельные
компании и уполномоченные национальные организации, которые представляют собой важнейшие эко-
номические регионы Европы. Применяя самые передовые методы менеджмента, EFQM помогает евро-
пейским предприятиям в создании высококачественных товаров и услуг. EFQM, являясь некоммерче-
ским партнерством, предоставляет своим членам необходимую информацию и различные сетевые услу-
ги. Помимо этого, Фонд присуждает престижные премии по качеству, определяет уровни делового со-
вершенства, реализует учебные программы, проводит семинары и симпозиумы, создает рабочие группы
и продвигает специальные проекты по методам и средствам повышения качества на предприятиях раз-
ных типов.
EFQM основан в 1988 г. президентами четырнадцати крупнейших европейских компаний при под-
держке и содействии Европейской комиссии (ЕК). Сегодня EFQM объединяет более 800 компаний. Ос-
новным мотивом создания этой мощной организации стала потребность в разработке Европейской мо-
дели повышения качества на основе тех, что использовались при оценке соискателей премий Малколь-
ма Болдриджа в США и Деминга в Японии. Обе упомянутые модели способствовали заметному повы-
шению качества товаров и услуг тех организаций, которые их применяли.
Европейская модель делового совершенства, получившая название Модель делового совершенства
EFQM, впервые была применена в 1991 г. и использовалась в качестве общей схемы самооценки, про-
водимой компаниями. Это модель также стала основой для оценки соискателей Европейской премии по
качеству, впервые присужденной в 1992 г.
С момента своего создания EFQM руководствуется идеей создания сильных европейских органи-
заций, которые применяют
в своей деятельности и во взаимоотношениях со своими работниками, акционерами, потребителями и
обществом в целом принципы ТQМ.
Цели и задачи EFQM: стимулирование европейских предприятий и организаций к проведению ме-
роприятий, направленных на достижение делового совершенства, т.е. на повышение уровня удовлетво-
ренности потребителей и собственных работников, а также на получение более высоких деловых ре-
зультатов и положительное влияние на общество; оказание поддержки менеджерам европейских орга-
низаций в ускоренном внедрении принципов ТQМ как решающего фактора в достижении глобальной
конкурентоспособности.
В 2000 г. EFQM пересмотрел свои взгляды, цели и задачи. Сегодня Фонд видит свою миссию в со-
действии созданию благоприятных условий для процветания европейских компаний. При этом свою
собственную деятельность EFQM намерен организовать таким образом, чтобы сделать Фонд «движу-
щей силой для существенного продвижения европейских предприятий к достижению делового совер-
шенства».
Внедрение программ ТQМ приносит предприятиям значительные выгоды, выражающиеся в повы-
шении эффективности, сокращении собственных затрат, в повышении уровня удовлетворенности всех
заинтересованных сторон и в конечном итоге – в улучшении всех деловых показателей.
В состав EFQM входят более 800 организаций из 38 стран мира. В их числе организации и предпри-
ятия разного масштаба – крупные, средние и малые. Многие из них являются создателями наиболее ус-
пешных и влиятельных мировых брендов. Фонд также включает в себя учебные и научно-
исследовательские учреждения, консалтинговые организации в области менеджмента и различные на-
циональные ассоциации делового совершенства, включая уполномоченных национальных представите-
лей. Страны СНГ представлены в EFQM следующими организациями: «Центр испытаний и сертифика-
ции», «Тест-С.-Петербург», «Диджитал Дизайн», «Микрон», «Машиностроительный завод», «Россий-
ский морской регистр», «Учебно-методический центр» (Россия), «АгроСоюз», Межотраслевой центр
качества «Прирост» (Украина) [3].
В общественном секторе экономики большинство компаний используют организационную струк-
туру ЕЩМ в качестве средства быстрого развития и совершенствования услуг, предоставляемых обще-
ству.