ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
АУДИТ (ПРОВЕРКА) КАЧЕСТВА – систематическое и независимое испытание и оценивание со-
ответствия деятельности по обеспечению качества и ее результатов плановым мероприятиям, эффек-
тивности их внедрения и достижения ими целей [13].
БЕНЧМАРКИНГ – методика управления, направленная на улучшение качества и достижение пре-
восходства в конкурентной борьбе. Шаги, необходимые для процесса бенчмаркинга, обычно включают:
влияние критичных для успеха функций, определение лидера в той области, где чувствуется наличие
собственных недостатков; исследование конкурентоспособной информации; разработка методов изме-
рения показателей и т.д. [14].
ВЕРИФИКАЦИЯ – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того,
что выходные данные процесса проектирования и разработки соответствуют входным данным этого
процесса [15].
ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ – затраты, возникающие при обеспечении и гаранти-
ровании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное каче-
ство не достигнуто.1) Затраты, связанные с качеством классифицируются внутри организации согласно
ее собственным критериям. 2) Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они
могут быть очень существенными (например, потеря престижа) [16].
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – процедура, посредством которой устанавливают соответ-
ствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (ти-
пу) продукции. требования устанавливаются в НТД, в информации о продукции [17].
ИННОВАЦИИ – нововведения в области техники, технологии и организации труда и управления,
основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих нов-
шеств в самых разных областях и сферах деятельности [16].
КАЧЕСТВО МАРКЕТИНГА – это: 1) осуществление на предприятии объективного исследования
рынка (его размеров, уровня цен, конкурентов, каналов сбыта, товарной конъюнктуры, установление
потребностей); 2) разработка стратегии сбыта (место сбыта товаров, выбор каналов сбыта и партнеров);
3) формирование спроса и стимулирование сбыта (реклама, содействие продаже, создание благоприят-
ного имиджа продукции и предприятия); 4) планирование и разработка новых товаров. Эффективный
маркетинг на предприятии возможен при правильной постановке целей и постоянном анализе: положе-
ния предприятия на рынке выпускаемых товаров; положения продукции на рынке; номенклатуры и ас-
сортимента продукции; уровня производства и качества новой продукции. Таким образом, задача мар-
кетинга в области качества состоит в определении уровня качества продукции, удовлетворяющей теку-
щим и будущим требованиям потребителей [18].
КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА – это способность руководства и персонала предприятия своевре-
менно принимать рациональные решения, выполнять их в нужные сроки для получения прибыли и эко-
номического эффекта. В современных условиях неопределенности и непредсказуемости предприятиям
трудно осуществлять долгосрочное планирование. Часто руководителям приходится пересматривать и
корректировать ранее принятые решения, чтобы обеспечить выживание предприятий. Следовательно,
качественный менеджмент возможен только при постоянном пересмотре и корректировке целей пред-
приятия, номенклатуры, ассортимента, цены и объема выпуска продукции с учетом изменений во
внешней и внутренней средах предприятия [18].
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность характеристик процесса и условий обслужива-
ния обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя
[17].
КАЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА – представляет собой активных, квалифицированных и заинтересо-
ванных работников, располагающих необходимой материальной базой и способных при соответствую-
щей мотивации и организации работ обеспечить требуемое качество продукции (работ, услуг). Именно
от него зависит производственный процесс, эффективность использования средств на предприятии. Ка-
чество персонала включает в себя: 1) обеспечение сотрудников всеми средствами труда; 2) создание
благоприятного климата на предприятии; 3) всестороннее обучение с учетом изменений; 4) переподго-
товка и повышение квалификации персонала по всем направлениям [18].
КАЧЕСТВО ПРОЕКТА – под проектом понимается сов-
ременная форма внедрения принципиальных изменений в любой деятельности или формирования но-
вых направлений деятельности. Проект характеризует несколько отличительных признаков:
1) принципиальные изменения, составляющие ядро проекта; 2) неповторимость, новизна; 3) ограничен-
ность по времени и ресурсам; 4) возможные конфликты при реализации проекта. Для разработки и реа-
лизации качественного проекта необходимо распределить ответственность между участниками проекта
[18].
КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА – процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов
и деятельности от момента получения материальных ресурсов до отправки готовой продукции потреби-
телю. Качество процесса входит: 1) планирование процесса; 2) проверка возможности технологических
процессов; 3) контроль и регулирование характеристик качества вспомогательных материалов и про-
мышленной среды; 4) транспортировка продукции [18].
КАЧЕСТВО ТРУДА – это существенные свойства конкретного труда, являющиеся основой созда-
ния потребительной стоимости. Качество труда содержит следующие компоненты: сложность труда;
квалификацию работников; народнохозяйственное значение; условия труда; относительную тяжесть;
напряженность труда; ответственность; трудовую добросовестность; производительность; интенсив-
ность; экономию материальных ресурсов; качество готового продукта; качество работ; умелость; при-
влекательность. Именно от качества труда зависит качество работы, от которой зависит качество про-
дукции. Существует несколько форм проявления труда:
1) конкретный и абстрактный; 2) необходимый и прибавочный;
3) производительный и непроизводительный. О труде отдельного работника можно судить по качеству
выполненной им работы, т.е. по соответствию его работы установленным требованиям [18].
КАЧЕСТВО УСЛУГИ – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удов-
летворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [4].
КВАЛИМЕТРИЯ – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и
услуг [17].
КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – эффективная система, объединяющая дея-
тельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества,
поддержание достигнутого уровня качества и его повышение, для обеспечения производства и эксплуа-
тации изделия на самом экономичном уровне, при полном удовлетворении требований потребителя
[19].
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – способность продукции соответствовать потребностям рынка,
способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и полу-
чать при этом прибыль, достаточную для совершенствования производства, стимулирования и поддер-
жания продукции на высоком качественном уровне [20].
КОНТРОЛЛИНГ – совокупность методов оперативного и стратегического управления (в сферах
учета, контроля, оптимизации, использования финансов, мощностей и возможностей организации),
ориентированных на достижение конечных целей и результатов деятельности организации [16].
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА – проверка соответствия количественных или качественных характери-
стик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим
требованиям [21].
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – организационная деятельность руководителей предприятия в об-
ласти качества, которая направляет человеческие, материальные и финансовые ресурсы туда, где они
дадут наилучшие результаты во благо потребителей, работников предприятия и общества [22].
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – включают:
1) методы обеспечения качества (контроль; испытания; планирование испытаний; обеспечение надеж-
ности; анализ проекта; самоконтроль и самооценка); 2) методы стимулирования качества (мотивация;
системы вознаграждения; рекламно-пропагандистская деятельность; кружки качества; конкурсы каче-
ства; премии по качеству);
3) методы контроля качества (учет и анализ затрат на качество; контроль документации; анализ и обра-
ботка данных; статистические методы управления качеством; внутренние проверки) [23].
НАГРАДЫ (ПРЕМИИ, ПРИЗЫ) КАЧЕСТВА – инструмент совершенствования деятельности
предприятий, основанный на методах самооценки фирм на соответствие национальных премий качест-
ва, в которых наиболее полно реализованы принципы всеобщего управления качеством. Премии каче-
ства нацелены на внешние проблемы фирмы, в этом и заключается их разница. Наиболее престижными
премиями качества являются: в Японии – приз Деминга (Deming Application Prize – DAP), в США – на-
циональная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Melcom Baldrige National Quality Award –
MBNQA) и для компаний Европы – Европейская награда за качество (European Quality Award – EQA).
Российский приз качества – Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая
была учреждена 12 апреля 1996 г. Главной особенностью всех премий качества является то, что они
призваны не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия,
которые хотят сократить свое отставание от них. Широкое использование премий в области качества –
стимул улучшения качества и ориентир возможностей предприятий [24].
НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также
анализ протоколов с целью удовлетворения того, что установленные требования выполняются. 1. Над-
зор за качеством может осуществляться потребителем или от его имени. 2. Надзор за качеством может
включать управление наблюдением и проверкой, которое может предотвратить ухудшение качества
объекта (например, процесса со временем) [17].
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА – означает гарантирование такого уровня качества продукции, ко-
торый позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного вре-
мени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя [25].
ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих
на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения: 1) мар-
кетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разра-
ботка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка __________и разработка производствен-
ных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и
хранение; 8) реализация и распределение; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь в обслу-
живании; 11) утилизация после использования. Спираль качества является аналогичным понятием [14].
ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА – деятельность, которая устанавливает цели и требования к каче-
ству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает: а) планирование
качества продукции: идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установ-
ление целей, требований к качеству и штрафных санкций; б) планирование управленческой и функцио-
нальной деятельности: подготовка применения системы качества, в том числе организация и составле-
ние календарного графика; в) подготовку программы качества и выработку положений по улучшению
качества [17].
ПРОГРАММА КАЧЕСТВА – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества,
ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту __________или
контракту. 1. Программа качества обычно содержит ссылки на части руководства по качеству, приме-
няемые к отдельным случаям. 2. В зависимости от назначения программы она иногда называется «Про-
грамма обеспечения качества» или «Программа административного управления качеством» [17].
САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА – проведение обследования деятельности предприятия в области
качества собственными силами с целью самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и
разработки на этой основе мероприятий по усовершенствованию функционирования фирмы. Процесс
систематического пересмотра и контроля состояния компании – один из наиболее важных видов
управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством. Процесс само-
оценки Качества очень полезен для любой компании, желающей развиваться и демонстрировать свой
уровень качества. Самооценка позволяет компании четко локализовать свои сильные стороны и сфе-
ры совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результа-
тами. В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функ-
ции регулирования ее деятельности [17].
СИНЕРГИЗМ – стратегические преимущества, возникающие при сосредоточении двух или более
предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и
(или) снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивиду-
альных усилий. Изначально термин «синергия» был образован от термина «синергизм», который в био-
логии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был использован И.
Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компании.
В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимуще-
ства синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений
фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учета пре-
имуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости [26].
СИСТЕМА КАЧЕСТВА – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресур-
сов__________, необходимых для осуществления общего руководства качеством. 1. Масштабы системы качества
должны соответствовать целям в области качества. 2. Система качества организации предназначена,
прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем
требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая
относится к этим требованиям. 3. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями
по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения опреде-
ленных элементов системы качества [17].
СТАНДАРТИЗАЦИЯ – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упоря-
дочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного
использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта дея-
тельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Важнейшими
результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции,
процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие на-
учно-техническому сотрудничеству [17].
СТРАТЕГИЯ – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей
путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для
принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки
стратегии включает:
1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3)
формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение [26].
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ – выражение определенных потребностей или их перевод в набор
количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать воз-
можность их реализации и проверки [27].
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения
эффективности деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для
потребителей ее продукции [16].
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ – процесс, цель которого – улучшение финансового состояния
предприятия и получение определенных финансовых результатов [11].
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – система рационального управления движением денежных
потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения стра-
тегических и текущих целей [11].
АУДИТ (ПРОВЕРКА) КАЧЕСТВА – систематическое и независимое испытание и оценивание со-
ответствия деятельности по обеспечению качества и ее результатов плановым мероприятиям, эффек-
тивности их внедрения и достижения ими целей [13].
БЕНЧМАРКИНГ – методика управления, направленная на улучшение качества и достижение пре-
восходства в конкурентной борьбе. Шаги, необходимые для процесса бенчмаркинга, обычно включают:
влияние критичных для успеха функций, определение лидера в той области, где чувствуется наличие
собственных недостатков; исследование конкурентоспособной информации; разработка методов изме-
рения показателей и т.д. [14].
ВЕРИФИКАЦИЯ – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того,
что выходные данные процесса проектирования и разработки соответствуют входным данным этого
процесса [15].
ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ – затраты, возникающие при обеспечении и гаранти-
ровании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное каче-
ство не достигнуто.1) Затраты, связанные с качеством классифицируются внутри организации согласно
ее собственным критериям. 2) Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они
могут быть очень существенными (например, потеря престижа) [16].
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – процедура, посредством которой устанавливают соответ-
ствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (ти-
пу) продукции. требования устанавливаются в НТД, в информации о продукции [17].
ИННОВАЦИИ – нововведения в области техники, технологии и организации труда и управления,
основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих нов-
шеств в самых разных областях и сферах деятельности [16].
КАЧЕСТВО МАРКЕТИНГА – это: 1) осуществление на предприятии объективного исследования
рынка (его размеров, уровня цен, конкурентов, каналов сбыта, товарной конъюнктуры, установление
потребностей); 2) разработка стратегии сбыта (место сбыта товаров, выбор каналов сбыта и партнеров);
3) формирование спроса и стимулирование сбыта (реклама, содействие продаже, создание благоприят-
ного имиджа продукции и предприятия); 4) планирование и разработка новых товаров. Эффективный
маркетинг на предприятии возможен при правильной постановке целей и постоянном анализе: положе-
ния предприятия на рынке выпускаемых товаров; положения продукции на рынке; номенклатуры и ас-
сортимента продукции; уровня производства и качества новой продукции. Таким образом, задача мар-
кетинга в области качества состоит в определении уровня качества продукции, удовлетворяющей теку-
щим и будущим требованиям потребителей [18].
КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА – это способность руководства и персонала предприятия своевре-
менно принимать рациональные решения, выполнять их в нужные сроки для получения прибыли и эко-
номического эффекта. В современных условиях неопределенности и непредсказуемости предприятиям
трудно осуществлять долгосрочное планирование. Часто руководителям приходится пересматривать и
корректировать ранее принятые решения, чтобы обеспечить выживание предприятий. Следовательно,
качественный менеджмент возможен только при постоянном пересмотре и корректировке целей пред-
приятия, номенклатуры, ассортимента, цены и объема выпуска продукции с учетом изменений во
внешней и внутренней средах предприятия [18].
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность характеристик процесса и условий обслужива-
ния обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя
[17].
КАЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА – представляет собой активных, квалифицированных и заинтересо-
ванных работников, располагающих необходимой материальной базой и способных при соответствую-
щей мотивации и организации работ обеспечить требуемое качество продукции (работ, услуг). Именно
от него зависит производственный процесс, эффективность использования средств на предприятии. Ка-
чество персонала включает в себя: 1) обеспечение сотрудников всеми средствами труда; 2) создание
благоприятного климата на предприятии; 3) всестороннее обучение с учетом изменений; 4) переподго-
товка и повышение квалификации персонала по всем направлениям [18].
КАЧЕСТВО ПРОЕКТА – под проектом понимается сов-
ременная форма внедрения принципиальных изменений в любой деятельности или формирования но-
вых направлений деятельности. Проект характеризует несколько отличительных признаков:
1) принципиальные изменения, составляющие ядро проекта; 2) неповторимость, новизна; 3) ограничен-
ность по времени и ресурсам; 4) возможные конфликты при реализации проекта. Для разработки и реа-
лизации качественного проекта необходимо распределить ответственность между участниками проекта
[18].
КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА – процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов
и деятельности от момента получения материальных ресурсов до отправки готовой продукции потреби-
телю. Качество процесса входит: 1) планирование процесса; 2) проверка возможности технологических
процессов; 3) контроль и регулирование характеристик качества вспомогательных материалов и про-
мышленной среды; 4) транспортировка продукции [18].
КАЧЕСТВО ТРУДА – это существенные свойства конкретного труда, являющиеся основой созда-
ния потребительной стоимости. Качество труда содержит следующие компоненты: сложность труда;
квалификацию работников; народнохозяйственное значение; условия труда; относительную тяжесть;
напряженность труда; ответственность; трудовую добросовестность; производительность; интенсив-
ность; экономию материальных ресурсов; качество готового продукта; качество работ; умелость; при-
влекательность. Именно от качества труда зависит качество работы, от которой зависит качество про-
дукции. Существует несколько форм проявления труда:
1) конкретный и абстрактный; 2) необходимый и прибавочный;
3) производительный и непроизводительный. О труде отдельного работника можно судить по качеству
выполненной им работы, т.е. по соответствию его работы установленным требованиям [18].
КАЧЕСТВО УСЛУГИ – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удов-
летворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [4].
КВАЛИМЕТРИЯ – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и
услуг [17].
КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – эффективная система, объединяющая дея-
тельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества,
поддержание достигнутого уровня качества и его повышение, для обеспечения производства и эксплуа-
тации изделия на самом экономичном уровне, при полном удовлетворении требований потребителя
[19].
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – способность продукции соответствовать потребностям рынка,
способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и полу-
чать при этом прибыль, достаточную для совершенствования производства, стимулирования и поддер-
жания продукции на высоком качественном уровне [20].
КОНТРОЛЛИНГ – совокупность методов оперативного и стратегического управления (в сферах
учета, контроля, оптимизации, использования финансов, мощностей и возможностей организации),
ориентированных на достижение конечных целей и результатов деятельности организации [16].
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА – проверка соответствия количественных или качественных характери-
стик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим
требованиям [21].
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – организационная деятельность руководителей предприятия в об-
ласти качества, которая направляет человеческие, материальные и финансовые ресурсы туда, где они
дадут наилучшие результаты во благо потребителей, работников предприятия и общества [22].
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – включают:
1) методы обеспечения качества (контроль; испытания; планирование испытаний; обеспечение надеж-
ности; анализ проекта; самоконтроль и самооценка); 2) методы стимулирования качества (мотивация;
системы вознаграждения; рекламно-пропагандистская деятельность; кружки качества; конкурсы каче-
ства; премии по качеству);
3) методы контроля качества (учет и анализ затрат на качество; контроль документации; анализ и обра-
ботка данных; статистические методы управления качеством; внутренние проверки) [23].
НАГРАДЫ (ПРЕМИИ, ПРИЗЫ) КАЧЕСТВА – инструмент совершенствования деятельности
предприятий, основанный на методах самооценки фирм на соответствие национальных премий качест-
ва, в которых наиболее полно реализованы принципы всеобщего управления качеством. Премии каче-
ства нацелены на внешние проблемы фирмы, в этом и заключается их разница. Наиболее престижными
премиями качества являются: в Японии – приз Деминга (Deming Application Prize – DAP), в США – на-
циональная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Melcom Baldrige National Quality Award –
MBNQA) и для компаний Европы – Европейская награда за качество (European Quality Award – EQA).
Российский приз качества – Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая
была учреждена 12 апреля 1996 г. Главной особенностью всех премий качества является то, что они
призваны не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия,
которые хотят сократить свое отставание от них. Широкое использование премий в области качества –
стимул улучшения качества и ориентир возможностей предприятий [24].
НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также
анализ протоколов с целью удовлетворения того, что установленные требования выполняются. 1. Над-
зор за качеством может осуществляться потребителем или от его имени. 2. Надзор за качеством может
включать управление наблюдением и проверкой, которое может предотвратить ухудшение качества
объекта (например, процесса со временем) [17].
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА – означает гарантирование такого уровня качества продукции, ко-
торый позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного вре-
мени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя [25].
ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих
на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения: 1) мар-
кетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разра-
ботка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка __________и разработка производствен-
ных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и
хранение; 8) реализация и распределение; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь в обслу-
живании; 11) утилизация после использования. Спираль качества является аналогичным понятием [14].
ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА – деятельность, которая устанавливает цели и требования к каче-
ству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает: а) планирование
качества продукции: идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установ-
ление целей, требований к качеству и штрафных санкций; б) планирование управленческой и функцио-
нальной деятельности: подготовка применения системы качества, в том числе организация и составле-
ние календарного графика; в) подготовку программы качества и выработку положений по улучшению
качества [17].
ПРОГРАММА КАЧЕСТВА – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества,
ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту __________или
контракту. 1. Программа качества обычно содержит ссылки на части руководства по качеству, приме-
няемые к отдельным случаям. 2. В зависимости от назначения программы она иногда называется «Про-
грамма обеспечения качества» или «Программа административного управления качеством» [17].
САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА – проведение обследования деятельности предприятия в области
качества собственными силами с целью самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и
разработки на этой основе мероприятий по усовершенствованию функционирования фирмы. Процесс
систематического пересмотра и контроля состояния компании – один из наиболее важных видов
управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством. Процесс само-
оценки Качества очень полезен для любой компании, желающей развиваться и демонстрировать свой
уровень качества. Самооценка позволяет компании четко локализовать свои сильные стороны и сфе-
ры совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результа-
тами. В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функ-
ции регулирования ее деятельности [17].
СИНЕРГИЗМ – стратегические преимущества, возникающие при сосредоточении двух или более
предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и
(или) снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивиду-
альных усилий. Изначально термин «синергия» был образован от термина «синергизм», который в био-
логии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был использован И.
Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компании.
В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимуще-
ства синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений
фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учета пре-
имуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости [26].
СИСТЕМА КАЧЕСТВА – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресур-
сов__________, необходимых для осуществления общего руководства качеством. 1. Масштабы системы качества
должны соответствовать целям в области качества. 2. Система качества организации предназначена,
прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем
требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая
относится к этим требованиям. 3. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями
по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения опреде-
ленных элементов системы качества [17].
СТАНДАРТИЗАЦИЯ – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упоря-
дочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного
использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта дея-
тельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Важнейшими
результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции,
процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие на-
учно-техническому сотрудничеству [17].
СТРАТЕГИЯ – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей
путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для
принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки
стратегии включает:
1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3)
формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение [26].
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ – выражение определенных потребностей или их перевод в набор
количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать воз-
можность их реализации и проверки [27].
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения
эффективности деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для
потребителей ее продукции [16].
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ – процесс, цель которого – улучшение финансового состояния
предприятия и получение определенных финансовых результатов [11].
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – система рационального управления движением денежных
потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения стра-
тегических и текущих целей [11].