ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

АУДИТ (ПРОВЕРКА) КАЧЕСТВА – систематическое и независимое испытание и оценивание со-

ответствия деятельности по обеспечению качества и ее результатов плановым мероприятиям, эффек-

тивности их внедрения и достижения ими целей [13].

БЕНЧМАРКИНГ – методика управления, направленная на улучшение качества и достижение пре-

восходства в конкурентной борьбе. Шаги, необходимые для процесса бенчмаркинга, обычно включают:

влияние критичных для успеха функций, определение лидера в той области, где чувствуется наличие

собственных недостатков; исследование конкурентоспособной информации; разработка методов изме-

рения показателей и т.д. [14].

ВЕРИФИКАЦИЯ – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того,

что выходные данные процесса проектирования и разработки соответствуют входным данным этого

процесса [15].

ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ – затраты, возникающие при обеспечении и гаранти-

ровании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное каче-

ство не достигнуто.1) Затраты, связанные с качеством классифицируются внутри организации согласно

ее собственным критериям. 2) Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они

могут быть очень существенными (например, потеря престижа) [16].

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – процедура, посредством которой устанавливают соответ-

ствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (ти-

пу) продукции. требования устанавливаются в НТД, в информации о продукции [17].

ИННОВАЦИИ – нововведения в области техники, технологии и организации труда и управления,

основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих нов-

шеств в самых разных областях и сферах деятельности [16].

КАЧЕСТВО МАРКЕТИНГА – это: 1) осуществление на предприятии объективного исследования

рынка (его размеров, уровня цен, конкурентов, каналов сбыта, товарной конъюнктуры, установление

потребностей); 2) разработка стратегии сбыта (место сбыта товаров, выбор каналов сбыта и партнеров);

3) формирование спроса и стимулирование сбыта (реклама, содействие продаже, создание благоприят-

ного имиджа продукции и предприятия); 4) планирование и разработка новых товаров. Эффективный

маркетинг на предприятии возможен при правильной постановке целей и постоянном анализе: положе-

ния предприятия на рынке выпускаемых товаров; положения продукции на рынке; номенклатуры и ас-

сортимента продукции; уровня производства и качества новой продукции. Таким образом, задача мар-

кетинга в области качества состоит в определении уровня качества продукции, удовлетворяющей теку-

щим и будущим требованиям потребителей [18].

КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА – это способность руководства и персонала предприятия своевре-

менно принимать рациональные решения, выполнять их в нужные сроки для получения прибыли и эко-

номического эффекта. В современных условиях неопределенности и непредсказуемости предприятиям

трудно осуществлять долгосрочное планирование. Часто руководителям приходится пересматривать и

корректировать ранее принятые решения, чтобы обеспечить выживание предприятий. Следовательно,

качественный менеджмент возможен только при постоянном пересмотре и корректировке целей пред-

приятия, номенклатуры, ассортимента, цены и объема выпуска продукции с учетом изменений во

внешней и внутренней средах предприятия [18].

КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность характеристик процесса и условий обслужива-

ния обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя

[17].

КАЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА – представляет собой активных, квалифицированных и заинтересо-

ванных работников, располагающих необходимой материальной базой и способных при соответствую-

щей мотивации и организации работ обеспечить требуемое качество продукции (работ, услуг). Именно

от него зависит производственный процесс, эффективность использования средств на предприятии. Ка-

чество персонала включает в себя: 1) обеспечение сотрудников всеми средствами труда; 2) создание

благоприятного климата на предприятии; 3) всестороннее обучение с учетом изменений; 4) переподго-

товка и повышение квалификации персонала по всем направлениям [18].

КАЧЕСТВО ПРОЕКТА – под проектом понимается сов-

ременная форма внедрения принципиальных изменений в любой деятельности или формирования но-

вых направлений деятельности. Проект характеризует несколько отличительных признаков:

1) принципиальные изменения, составляющие ядро проекта; 2) неповторимость, новизна; 3) ограничен-

ность по времени и ресурсам; 4) возможные конфликты при реализации проекта. Для разработки и реа-

лизации качественного проекта необходимо распределить ответственность между участниками проекта

[18].

КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА – процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов

и деятельности от момента получения материальных ресурсов до отправки готовой продукции потреби-

телю. Качество процесса входит: 1) планирование процесса; 2) проверка возможности технологических

процессов; 3) контроль и регулирование характеристик качества вспомогательных материалов и про-

мышленной среды; 4) транспортировка продукции [18].

КАЧЕСТВО ТРУДА – это существенные свойства конкретного труда, являющиеся основой созда-

ния потребительной стоимости. Качество труда содержит следующие компоненты: сложность труда;

квалификацию работников; народнохозяйственное значение; условия труда; относительную тяжесть;

напряженность труда; ответственность; трудовую добросовестность; производительность; интенсив-

ность; экономию материальных ресурсов; качество готового продукта; качество работ; умелость; при-

влекательность. Именно от качества труда зависит качество работы, от которой зависит качество про-

дукции. Существует несколько форм проявления труда:

1) конкретный и абстрактный; 2) необходимый и прибавочный;

3) производительный и непроизводительный. О труде отдельного работника можно судить по качеству

выполненной им работы, т.е. по соответствию его работы установленным требованиям [18].

КАЧЕСТВО УСЛУГИ – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удов-

летворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [4].

КВАЛИМЕТРИЯ – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и

услуг [17].

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – эффективная система, объединяющая дея-

тельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества,

поддержание достигнутого уровня качества и его повышение, для обеспечения производства и эксплуа-

тации изделия на самом экономичном уровне, при полном удовлетворении требований потребителя

[19].

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – способность продукции соответствовать потребностям рынка,

способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и полу-

чать при этом прибыль, достаточную для совершенствования производства, стимулирования и поддер-

жания продукции на высоком качественном уровне [20].

КОНТРОЛЛИНГ – совокупность методов оперативного и стратегического управления (в сферах

учета, контроля, оптимизации, использования финансов, мощностей и возможностей организации),

ориентированных на достижение конечных целей и результатов деятельности организации [16].

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА – проверка соответствия количественных или качественных характери-

стик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим

требованиям [21].

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – организационная деятельность руководителей предприятия в об-

ласти качества, которая направляет человеческие, материальные и финансовые ресурсы туда, где они

дадут наилучшие результаты во благо потребителей, работников предприятия и общества [22].

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – включают:

1) методы обеспечения качества (контроль; испытания; планирование испытаний; обеспечение надеж-

ности; анализ проекта; самоконтроль и самооценка); 2) методы стимулирования качества (мотивация;

системы вознаграждения; рекламно-пропагандистская деятельность; кружки качества; конкурсы каче-

ства; премии по качеству);

3) методы контроля качества (учет и анализ затрат на качество; контроль документации; анализ и обра-

ботка данных; статистические методы управления качеством; внутренние проверки) [23].

НАГРАДЫ (ПРЕМИИ, ПРИЗЫ) КАЧЕСТВА – инструмент совершенствования деятельности

предприятий, основанный на методах самооценки фирм на соответствие национальных премий качест-

ва, в которых наиболее полно реализованы принципы всеобщего управления качеством. Премии каче-

ства нацелены на внешние проблемы фирмы, в этом и заключается их разница. Наиболее престижными

премиями качества являются: в Японии – приз Деминга (Deming Application Prize – DAP), в США – на-

циональная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Melcom Baldrige National Quality Award –

MBNQA) и для компаний Европы – Европейская награда за качество (European Quality Award – EQA).

Российский приз качества – Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая

была учреждена 12 апреля 1996 г. Главной особенностью всех премий качества является то, что они

призваны не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия,

которые хотят сократить свое отставание от них. Широкое использование премий в области качества –

стимул улучшения качества и ориентир возможностей предприятий [24].

НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также

анализ протоколов с целью удовлетворения того, что установленные требования выполняются. 1. Над-

зор за качеством может осуществляться потребителем или от его имени. 2. Надзор за качеством может

включать управление наблюдением и проверкой, которое может предотвратить ухудшение качества

объекта (например, процесса со временем) [17].

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА – означает гарантирование такого уровня качества продукции, ко-

торый позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного вре-

мени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя [25].

ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих

на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения: 1) мар-

кетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разра-

ботка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка __________и разработка производствен-

ных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и

хранение; 8) реализация и распределение; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь в обслу-

живании; 11) утилизация после использования. Спираль качества является аналогичным понятием [14].

ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА – деятельность, которая устанавливает цели и требования к каче-

ству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает: а) планирование

качества продукции: идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установ-

ление целей, требований к качеству и штрафных санкций; б) планирование управленческой и функцио-

нальной деятельности: подготовка применения системы качества, в том числе организация и составле-

ние календарного графика; в) подготовку программы качества и выработку положений по улучшению

качества [17].

ПРОГРАММА КАЧЕСТВА – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества,

ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту __________или

контракту. 1. Программа качества обычно содержит ссылки на части руководства по качеству, приме-

няемые к отдельным случаям. 2. В зависимости от назначения программы она иногда называется «Про-

грамма обеспечения качества» или «Программа административного управления качеством» [17].

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА – проведение обследования деятельности предприятия в области

качества собственными силами с целью самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и

разработки на этой основе мероприятий по усовершенствованию функционирования фирмы. Процесс

систематического пересмотра и контроля состояния компании – один из наиболее важных видов

управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством. Процесс само-

оценки Качества очень полезен для любой компании, желающей развиваться и демонстрировать свой

уровень качества. Самооценка позволяет компании четко локализовать свои сильные стороны и сфе-

ры совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результа-

тами. В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функ-

ции регулирования ее деятельности [17].

СИНЕРГИЗМ – стратегические преимущества, возникающие при сосредоточении двух или более

предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и

(или) снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивиду-

альных усилий. Изначально термин «синергия» был образован от термина «синергизм», который в био-

логии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был использован И.

Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компании.

В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимуще-

ства синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений

фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учета пре-

имуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости [26].

СИСТЕМА КАЧЕСТВА – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресур-

сов__________, необходимых для осуществления общего руководства качеством. 1. Масштабы системы качества

должны соответствовать целям в области качества. 2. Система качества организации предназначена,

прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем

требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая

относится к этим требованиям. 3. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями

по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения опреде-

ленных элементов системы качества [17].

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упоря-

дочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного

использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта дея-

тельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Важнейшими

результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции,

процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие на-

учно-техническому сотрудничеству [17].

СТРАТЕГИЯ – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей

путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для

принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки

стратегии включает:

1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3)

формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение [26].

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ – выражение определенных потребностей или их перевод в набор

количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать воз-

можность их реализации и проверки [27].

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения

эффективности деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для

потребителей ее продукции [16].

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ – процесс, цель которого – улучшение финансового состояния

предприятия и получение определенных финансовых результатов [11].

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – система рационального управления движением денежных

потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения стра-

тегических и текущих целей [11].

АУДИТ (ПРОВЕРКА) КАЧЕСТВА – систематическое и независимое испытание и оценивание со-

ответствия деятельности по обеспечению качества и ее результатов плановым мероприятиям, эффек-

тивности их внедрения и достижения ими целей [13].

БЕНЧМАРКИНГ – методика управления, направленная на улучшение качества и достижение пре-

восходства в конкурентной борьбе. Шаги, необходимые для процесса бенчмаркинга, обычно включают:

влияние критичных для успеха функций, определение лидера в той области, где чувствуется наличие

собственных недостатков; исследование конкурентоспособной информации; разработка методов изме-

рения показателей и т.д. [14].

ВЕРИФИКАЦИЯ – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того,

что выходные данные процесса проектирования и разработки соответствуют входным данным этого

процесса [15].

ЗАТРАТЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ – затраты, возникающие при обеспечении и гаранти-

ровании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда удовлетворительное каче-

ство не достигнуто.1) Затраты, связанные с качеством классифицируются внутри организации согласно

ее собственным критериям. 2) Некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они

могут быть очень существенными (например, потеря престижа) [16].

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ – процедура, посредством которой устанавливают соответ-

ствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (ти-

пу) продукции. требования устанавливаются в НТД, в информации о продукции [17].

ИННОВАЦИИ – нововведения в области техники, технологии и организации труда и управления,

основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих нов-

шеств в самых разных областях и сферах деятельности [16].

КАЧЕСТВО МАРКЕТИНГА – это: 1) осуществление на предприятии объективного исследования

рынка (его размеров, уровня цен, конкурентов, каналов сбыта, товарной конъюнктуры, установление

потребностей); 2) разработка стратегии сбыта (место сбыта товаров, выбор каналов сбыта и партнеров);

3) формирование спроса и стимулирование сбыта (реклама, содействие продаже, создание благоприят-

ного имиджа продукции и предприятия); 4) планирование и разработка новых товаров. Эффективный

маркетинг на предприятии возможен при правильной постановке целей и постоянном анализе: положе-

ния предприятия на рынке выпускаемых товаров; положения продукции на рынке; номенклатуры и ас-

сортимента продукции; уровня производства и качества новой продукции. Таким образом, задача мар-

кетинга в области качества состоит в определении уровня качества продукции, удовлетворяющей теку-

щим и будущим требованиям потребителей [18].

КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА – это способность руководства и персонала предприятия своевре-

менно принимать рациональные решения, выполнять их в нужные сроки для получения прибыли и эко-

номического эффекта. В современных условиях неопределенности и непредсказуемости предприятиям

трудно осуществлять долгосрочное планирование. Часто руководителям приходится пересматривать и

корректировать ранее принятые решения, чтобы обеспечить выживание предприятий. Следовательно,

качественный менеджмент возможен только при постоянном пересмотре и корректировке целей пред-

приятия, номенклатуры, ассортимента, цены и объема выпуска продукции с учетом изменений во

внешней и внутренней средах предприятия [18].

КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность характеристик процесса и условий обслужива-

ния обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя

[17].

КАЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА – представляет собой активных, квалифицированных и заинтересо-

ванных работников, располагающих необходимой материальной базой и способных при соответствую-

щей мотивации и организации работ обеспечить требуемое качество продукции (работ, услуг). Именно

от него зависит производственный процесс, эффективность использования средств на предприятии. Ка-

чество персонала включает в себя: 1) обеспечение сотрудников всеми средствами труда; 2) создание

благоприятного климата на предприятии; 3) всестороннее обучение с учетом изменений; 4) переподго-

товка и повышение квалификации персонала по всем направлениям [18].

КАЧЕСТВО ПРОЕКТА – под проектом понимается сов-

ременная форма внедрения принципиальных изменений в любой деятельности или формирования но-

вых направлений деятельности. Проект характеризует несколько отличительных признаков:

1) принципиальные изменения, составляющие ядро проекта; 2) неповторимость, новизна; 3) ограничен-

ность по времени и ресурсам; 4) возможные конфликты при реализации проекта. Для разработки и реа-

лизации качественного проекта необходимо распределить ответственность между участниками проекта

[18].

КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА – процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов

и деятельности от момента получения материальных ресурсов до отправки готовой продукции потреби-

телю. Качество процесса входит: 1) планирование процесса; 2) проверка возможности технологических

процессов; 3) контроль и регулирование характеристик качества вспомогательных материалов и про-

мышленной среды; 4) транспортировка продукции [18].

КАЧЕСТВО ТРУДА – это существенные свойства конкретного труда, являющиеся основой созда-

ния потребительной стоимости. Качество труда содержит следующие компоненты: сложность труда;

квалификацию работников; народнохозяйственное значение; условия труда; относительную тяжесть;

напряженность труда; ответственность; трудовую добросовестность; производительность; интенсив-

ность; экономию материальных ресурсов; качество готового продукта; качество работ; умелость; при-

влекательность. Именно от качества труда зависит качество работы, от которой зависит качество про-

дукции. Существует несколько форм проявления труда:

1) конкретный и абстрактный; 2) необходимый и прибавочный;

3) производительный и непроизводительный. О труде отдельного работника можно судить по качеству

выполненной им работы, т.е. по соответствию его работы установленным требованиям [18].

КАЧЕСТВО УСЛУГИ – совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удов-

летворять установленные или предполагаемые потребности потребителя [4].

КВАЛИМЕТРИЯ – наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и

услуг [17].

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – эффективная система, объединяющая дея-

тельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества,

поддержание достигнутого уровня качества и его повышение, для обеспечения производства и эксплуа-

тации изделия на самом экономичном уровне, при полном удовлетворении требований потребителя

[19].

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ – способность продукции соответствовать потребностям рынка,

способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и полу-

чать при этом прибыль, достаточную для совершенствования производства, стимулирования и поддер-

жания продукции на высоком качественном уровне [20].

КОНТРОЛЛИНГ – совокупность методов оперативного и стратегического управления (в сферах

учета, контроля, оптимизации, использования финансов, мощностей и возможностей организации),

ориентированных на достижение конечных целей и результатов деятельности организации [16].

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА – проверка соответствия количественных или качественных характери-

стик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим

требованиям [21].

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – организационная деятельность руководителей предприятия в об-

ласти качества, которая направляет человеческие, материальные и финансовые ресурсы туда, где они

дадут наилучшие результаты во благо потребителей, работников предприятия и общества [22].

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – включают:

1) методы обеспечения качества (контроль; испытания; планирование испытаний; обеспечение надеж-

ности; анализ проекта; самоконтроль и самооценка); 2) методы стимулирования качества (мотивация;

системы вознаграждения; рекламно-пропагандистская деятельность; кружки качества; конкурсы каче-

ства; премии по качеству);

3) методы контроля качества (учет и анализ затрат на качество; контроль документации; анализ и обра-

ботка данных; статистические методы управления качеством; внутренние проверки) [23].

НАГРАДЫ (ПРЕМИИ, ПРИЗЫ) КАЧЕСТВА – инструмент совершенствования деятельности

предприятий, основанный на методах самооценки фирм на соответствие национальных премий качест-

ва, в которых наиболее полно реализованы принципы всеобщего управления качеством. Премии каче-

ства нацелены на внешние проблемы фирмы, в этом и заключается их разница. Наиболее престижными

премиями качества являются: в Японии – приз Деминга (Deming Application Prize – DAP), в США – на-

циональная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Melcom Baldrige National Quality Award –

MBNQA) и для компаний Европы – Европейская награда за качество (European Quality Award – EQA).

Российский приз качества – Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая

была учреждена 12 апреля 1996 г. Главной особенностью всех премий качества является то, что они

призваны не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия,

которые хотят сократить свое отставание от них. Широкое использование премий в области качества –

стимул улучшения качества и ориентир возможностей предприятий [24].

НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также

анализ протоколов с целью удовлетворения того, что установленные требования выполняются. 1. Над-

зор за качеством может осуществляться потребителем или от его имени. 2. Надзор за качеством может

включать управление наблюдением и проверкой, которое может предотвратить ухудшение качества

объекта (например, процесса со временем) [17].

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА – означает гарантирование такого уровня качества продукции, ко-

торый позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного вре-

мени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя [25].

ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих

на качество на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их удовлетворения: 1) мар-

кетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и/или разработка технических требований, разра-

ботка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка __________и разработка производствен-

ных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и

хранение; 8) реализация и распределение; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь в обслу-

живании; 11) утилизация после использования. Спираль качества является аналогичным понятием [14].

ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА – деятельность, которая устанавливает цели и требования к каче-

ству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает: а) планирование

качества продукции: идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установ-

ление целей, требований к качеству и штрафных санкций; б) планирование управленческой и функцио-

нальной деятельности: подготовка применения системы качества, в том числе организация и составле-

ние календарного графика; в) подготовку программы качества и выработку положений по улучшению

качества [17].

ПРОГРАММА КАЧЕСТВА – документ, регламентирующий конкретные меры в области качества,

ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту __________или

контракту. 1. Программа качества обычно содержит ссылки на части руководства по качеству, приме-

няемые к отдельным случаям. 2. В зависимости от назначения программы она иногда называется «Про-

грамма обеспечения качества» или «Программа административного управления качеством» [17].

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА – проведение обследования деятельности предприятия в области

качества собственными силами с целью самооценки ее соответствия критериям премии по качеству и

разработки на этой основе мероприятий по усовершенствованию функционирования фирмы. Процесс

систематического пересмотра и контроля состояния компании – один из наиболее важных видов

управленческой деятельности для любой системы Всеобщего Управления Качеством. Процесс само-

оценки Качества очень полезен для любой компании, желающей развиваться и демонстрировать свой

уровень качества. Самооценка позволяет компании четко локализовать свои сильные стороны и сфе-

ры совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результа-

тами. В организации, понимающей значение качества, самооценка может идеально выполнять функ-

ции регулирования ее деятельности [17].

СИНЕРГИЗМ – стратегические преимущества, возникающие при сосредоточении двух или более

предприятий в одних руках. Повышается эффективность, что проявляется в росте производительности и

(или) снижении издержек производства; эффект совместных действий выше простой суммы индивиду-

альных усилий. Изначально термин «синергия» был образован от термина «синергизм», который в био-

логии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был использован И.

Ансоффом для обоснования групповых структур в организации компании.

В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимуще-

ства синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений

фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хозяйственным подразделениям без учета пре-

имуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости [26].

СИСТЕМА КАЧЕСТВА – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресур-

сов__________, необходимых для осуществления общего руководства качеством. 1. Масштабы системы качества

должны соответствовать целям в области качества. 2. Система качества организации предназначена,

прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем

требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая

относится к этим требованиям. 3. В связи с требованиями контракта или обязательными предписаниями

по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения опреде-

ленных элементов системы качества [17].

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упоря-

дочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного

использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта дея-

тельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Важнейшими

результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции,

процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие на-

учно-техническому сотрудничеству [17].

СТРАТЕГИЯ – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей

путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для

принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки

стратегии включает:

1) определение корпоративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3)

формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение [26].

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ – выражение определенных потребностей или их перевод в набор

количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать воз-

можность их реализации и проверки [27].

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА – мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышения

эффективности деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для

потребителей ее продукции [16].

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ – процесс, цель которого – улучшение финансового состояния

предприятия и получение определенных финансовых результатов [11].

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – система рационального управления движением денежных

потоков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия в целях достижения стра-

тегических и текущих целей [11].