2.1 ЯПОНСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг го-
сударственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было
весьма успешным.
Большой вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, который в 1950 г. начал внедрение системы ком-
плексного управления качеством на японских предприятиях. Одним из факторов успешности «борь-
бы за качество» впоследствии он называл приверженность руководства идеям качества. Большую
помощь Демингу оказывали японские специалисты по качеству. Так, например, профессор Каору
Исикава предложил идею создания знаменитых кружков качества.
Кружки качества – добровольное объединение работников организации различного уровня и раз-
ных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий
по совершенствованию качества. Обычно такие кружки действуют на основе следующих принципов:
добровольности участия; регулярности собрания; конкретности решаемых проблем; выявления, изуче-
ния и оценки проблем качества в ходе обсуждения. Понятно, что для успешной деятельности по совер-
шенствованию качества рабочим и мастерам были необходимы обширные знания. Поэтому особое вни-
мание руководство фирм уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь, статистическим ме-
тодам контроля качества.
Сегодня всем хорошо известны «семь инструментов» японского управления качеством:
1) вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы;
2) использование статистических методов контроля над качеством;
3) создание системы мотивации;
4) поощрение обучения, повышения квалификации;
5) организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления;
6) создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных __________в решении кон-
кретной проблемы;
7) превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.
Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допуще-
ния дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей»,
суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее: принимать дефектную
продукцию с предыдущей операции; создавать условия для появления дефектов; передавать дефектную
продукцию на следующую операцию; вносить изменения в технологию; повторять ошибки.
После 1970-х гг. опыт Японии в области управления качеством изучается во всем мире. Однако не-
обходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обуслов-
лена национальными традициями и социально-экономи-ческими особенностями развития японской
промышленности в послевоенный период [1].
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг го-
сударственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было
весьма успешным.
Большой вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, который в 1950 г. начал внедрение системы ком-
плексного управления качеством на японских предприятиях. Одним из факторов успешности «борь-
бы за качество» впоследствии он называл приверженность руководства идеям качества. Большую
помощь Демингу оказывали японские специалисты по качеству. Так, например, профессор Каору
Исикава предложил идею создания знаменитых кружков качества.
Кружки качества – добровольное объединение работников организации различного уровня и раз-
ных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий
по совершенствованию качества. Обычно такие кружки действуют на основе следующих принципов:
добровольности участия; регулярности собрания; конкретности решаемых проблем; выявления, изуче-
ния и оценки проблем качества в ходе обсуждения. Понятно, что для успешной деятельности по совер-
шенствованию качества рабочим и мастерам были необходимы обширные знания. Поэтому особое вни-
мание руководство фирм уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь, статистическим ме-
тодам контроля качества.
Сегодня всем хорошо известны «семь инструментов» японского управления качеством:
1) вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы;
2) использование статистических методов контроля над качеством;
3) создание системы мотивации;
4) поощрение обучения, повышения квалификации;
5) организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления;
6) создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных __________в решении кон-
кретной проблемы;
7) превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.
Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допуще-
ния дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей»,
суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее: принимать дефектную
продукцию с предыдущей операции; создавать условия для появления дефектов; передавать дефектную
продукцию на следующую операцию; вносить изменения в технологию; повторять ошибки.
После 1970-х гг. опыт Японии в области управления качеством изучается во всем мире. Однако не-
обходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обуслов-
лена национальными традициями и социально-экономи-ческими особенностями развития японской
промышленности в послевоенный период [1].