2.1 ЯПОНСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг го-

сударственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было

весьма успешным.

Большой вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, который в 1950 г. начал внедрение системы ком-

плексного управления качеством на японских предприятиях. Одним из факторов успешности «борь-

бы за качество» впоследствии он называл приверженность руководства идеям качества. Большую

помощь Демингу оказывали японские специалисты по качеству. Так, например, профессор Каору

Исикава предложил идею создания знаменитых кружков качества.

Кружки качества – добровольное объединение работников организации различного уровня и раз-

ных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий

по совершенствованию качества. Обычно такие кружки действуют на основе следующих принципов:

добровольности участия; регулярности собрания; конкретности решаемых проблем; выявления, изуче-

ния и оценки проблем качества в ходе обсуждения. Понятно, что для успешной деятельности по совер-

шенствованию качества рабочим и мастерам были необходимы обширные знания. Поэтому особое вни-

мание руководство фирм уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь, статистическим ме-

тодам контроля качества.

Сегодня всем хорошо известны «семь инструментов» японского управления качеством:

1) вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы;

2) использование статистических методов контроля над качеством;

3) создание системы мотивации;

4) поощрение обучения, повышения квалификации;

5) организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления;

6) создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных __________в решении кон-

кретной проблемы;

7) превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допуще-

ния дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей»,

суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее: принимать дефектную

продукцию с предыдущей операции; создавать условия для появления дефектов; передавать дефектную

продукцию на следующую операцию; вносить изменения в технологию; повторять ошибки.

После 1970-х гг. опыт Японии в области управления качеством изучается во всем мире. Однако не-

обходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обуслов-

лена национальными традициями и социально-экономи-ческими особенностями развития японской

промышленности в послевоенный период [1].

В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг го-

сударственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было

весьма успешным.

Большой вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, который в 1950 г. начал внедрение системы ком-

плексного управления качеством на японских предприятиях. Одним из факторов успешности «борь-

бы за качество» впоследствии он называл приверженность руководства идеям качества. Большую

помощь Демингу оказывали японские специалисты по качеству. Так, например, профессор Каору

Исикава предложил идею создания знаменитых кружков качества.

Кружки качества – добровольное объединение работников организации различного уровня и раз-

ных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий

по совершенствованию качества. Обычно такие кружки действуют на основе следующих принципов:

добровольности участия; регулярности собрания; конкретности решаемых проблем; выявления, изуче-

ния и оценки проблем качества в ходе обсуждения. Понятно, что для успешной деятельности по совер-

шенствованию качества рабочим и мастерам были необходимы обширные знания. Поэтому особое вни-

мание руководство фирм уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь, статистическим ме-

тодам контроля качества.

Сегодня всем хорошо известны «семь инструментов» японского управления качеством:

1) вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы;

2) использование статистических методов контроля над качеством;

3) создание системы мотивации;

4) поощрение обучения, повышения квалификации;

5) организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления;

6) создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных __________в решении кон-

кретной проблемы;

7) превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Японская система управления качеством ориентирована на предотвращение возможности допуще-

ния дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей»,

суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее: принимать дефектную

продукцию с предыдущей операции; создавать условия для появления дефектов; передавать дефектную

продукцию на следующую операцию; вносить изменения в технологию; повторять ошибки.

После 1970-х гг. опыт Японии в области управления качеством изучается во всем мире. Однако не-

обходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обуслов-

лена национальными традициями и социально-экономи-ческими особенностями развития японской

промышленности в послевоенный период [1].