3.4 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

В настоящее время большинство российских предприятий уже осознали, что добиться серьезных

экономических успехов на внутреннем и внешних рынках в условиях жесткой конкуренции можно пу-

тем постоянного улучшения качества выпускаемой продукции. Поэтому в последние два-три года на

предприятиях заметно активизировалась деятельность по созданию, внедрению и сертификации СМК

на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 [6].

Всего в мире выдано более полумиллиона сертификатов по ИСО 9000. Доля России в этом количе-

стве относительно невелика. По разным оценкам у нас от 1500 до 1800 предприятий, сертифицирован-

ных по ИСО 9000 (включая как международные схемы, так

и отечественные). Российских предприятий, сертифицированных

по другим стандартам систем менеджмента, еще меньше. Например__________,

по ИСО 14000 у нас выдано около 30 сертификатов. Для сравнения (по данным ИСО на конец 2002 г.): в

Китае число сертифика-

тов ИСО 9000 – 75755, по ИСО 14000 – 2803. В Японии, соответственно 33964 и 10620, в Италии –

61212 и 2153, в Австралии – 27135 и 1485 [7].

Однако исследования специалистов и практика показывают, что ряд предприятий, несмотря на ин-

тенсивную работу по сертификации СМК, не смог добиться улучшения экономических показателей, та-

ких как прибыль, рентабельность, снижение себестоимости продукции, повышение производительности

труда, увеличение объема продаж.

Существуют, по крайней мере три причины, препятствующие достижению высоких экономических

показателей за счет создания и сертификации СМК.

Первая причина – это не всегда верные целевые установки руководителей предприятия. Принимая

управленческие решения о проведении мероприятий по обеспечению качества, они преследуют цель

не создания эффективно функционирующей СМК, которая будет реально гарантировать качество

продукции в соответствии с ожиданиями и запросами потребителей, а именно получение свидетель-

ства, сертификата. Наличие такого документа дает предприятию серьезные экономические преиму-

щества. На внутреннем рынке – это возможность получения государственного заказа, который явля-

ется иногда единственным средством обеспечения выживаемости, особенно оборонных предприятий.

Внешний рынок для предприятий, не имеющих СМК на базе стандартов ИСО 9000, практически за-

крыт. Поэтому администрацию предприятия в первую очередь интересуют сроки получения между-

народного сертификата качества. А вопросы, касающиеся объемов трудовых, материально-

технических и финансовых ресурсов, необходимых для внедрения и сертификации СМК и, самое

главное, для обеспечения ее экономически эффективной работы, отходят на второй план.

Второй причиной, препятствующей достижению высоких экономических результатов, является то,

что большинство предприятий, внедряющих МС ИСО серии 9000, не ведет учета затрат на качество, так

как в стандартах ИСО версии 1994 г. требование управления затратами на качество не было обязатель-

ным. В версии 2000 г. введен обязательный учет затрат как элемент СМК. Ведение такого отчета требу-

ет создания новых форм бухгалтерской отчетности, так как существующие формы позволяют вычле-

нить только один элемент затрат на качество – потери от брака. Внедрение нового управленческого уче-

та затрат на качество трудоемко и требует материальных затрат. Кроме того, внедрение МС ИСО серии

9000 предполагает практически полное изменение документации предприятия, что также влечет за со-

бой материальные затраты. Поэтому для многих предприятий на первый план выступает достижение

соответствия документов обязательным требованиям стандартов ИСО, а проблемы учета затрат игнори-

руются. В результате, как показали результаты исследования специалистов Тамбовской области, даже

руководящие работники бюро и отделов качества предприятий, ведущих подготовку СМК к сертифика-

ции, не могут дать хотя бы приблизительной оценки доли затрат на обеспечение качества продукции в

общих затратах предприятия, слабо представляют организацию работы по сбору, учету и анализу дан-

ных о затратах на создание и сертификацию СМК.

Третья и наиболее серьезная причина, препятствующая достижению экономического эффекта, за-

ключается в отсутствии надежного метода количественной оценки экономической эффективности соз-

дания, сертификации и функционирования СМК на предприятиях. Ее существование обусловлено на-

личием первых двух. С одной стороны, не зная реальных объемов затрат всех видов ресурсов на вне-

дрение и функционирование СМК, невозможно дать точную оценку ее эффективности. С другой –

сложность заключается в том, что трудно, а в ряде случаев практически невозможно, выделить в стои-

мостной форме ту часть прибыли, которая получена за счет функционирования СМК, а не других меро-

приятий по качеству.

Под издержками, связанными с качеством (затраты на качество), понимается совокупность затрат,

вызванных требованием достижения или поддержания определенного уровня качества на предприятии,

т.е. обусловленными мероприятиями по предотвращению и исправлению ошибок внутри и вне пред-

приятия, планомерным контролем качества а также выполнением внешних и внутренних менеджерских

функций в данной области. Выгоды, связанные с качеством, делятся на внешние и внутренние. Внут-

ренняя выгода выражается в совершенствовании выпускаемой продукции, улучшении производствен-

ного процесса, сокращении брака. Внешняя – связана с увеличением выручки вследствие роста удовле-

творенности потребителя. Эффективность управления качеством оценивается с помощью прибыли и

нормы прибыли по качеству (статичные показатели), а также кумулятивной стоимости качества и дина-

мичной нормы прибыли (динамичные показатели). Если эти величины положительны, то управление

качеством на предприятии признается экономичным (эффективным). В соответствии с подходом швей-

царских экономистов, затраты на качество можно разделить на две категории: издержки внедрения и

текущие издержки. Издержки внедрения представляют собой единовременные затраты, связанные с

сертификацией СМК предприятия, т.е. затраты на оплату услуг органов по сертификации. Как правило,

формирование цены на сертификацию СМК внешним органом по сертификации происходит на дого-

ворной основе, поэтому определить этот элемент затрат не составляет большого труда. Точно опреде-

лить текущие затраты, связанные с внедрением МС ИСО серии 9000, достаточно сложно. Эти стандар-

ты предполагают вовлеченность всех работников предприятия в деятельность по созданию, внедрению

и сертификации СМК (в том числе внедрение стандартов), а значит, данные затраты относятся к теку-

щим издержкам, возникающим при функционировании предприятия. На практике же вопросами созда-

ния или совершенствования СК в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 занимаются кон-

кретные работники, назначенные администрацией предприятия. Основная работа состоит в изменении

существующей и создании новой документации в соответствии с требованиями стандартов ИСО, рег-

ламентирующей деятельность в рамках СМК. В результате этого на предприятии создается пакет стан-

дартов, инструкций, регулирующий деятельность в области качества (СТП). Разработку каждого от-

дельного СТП осуществляет определенное подразделение в зависимости от его функций в управлении

качеством. Таким образом, предлагается считать текущими издержками внедрения затраты, связанные с

созданием документации в соответствии с ИСО серии 9000. Основную долю этих затрат составляют

трудовые издержки, для расчета которых может применяться следующий методический подход. Выяв-

ляются подразделения предприятия, ответственные за разработку того или иного СТП. Определяется

численность персонала, занятого в процессе разработки СТП. Рассчитывается время, затраченное каж-

дым занятым сотрудником на создание документа. Затем определяется сумма заработной платы работ-

ников вместе с отчислением на социальное страхование и накладными расходами, исходя из времени,

затраченного на разработку СТП, и стоимости нормо-часа. Сумма, полученная в результате калькуля-

ции расходов на оплату труда по разработке всех СТП с учетом занятых в данной области работников,

считается текущими издержками внедрения МС ИСО серии 9000.

Если величина стоимости внедрения и нормы прибыли получилась отрицательной, это свидетельст-

вует о неэффективном (неэкономичном) внедрении стандартов. Действительно, процесс внедрения

стандартов ИСО серии 9000 всегда дорогостоящий, причем в некоторые периоды времени текущие за-

траты в несколько раз превышают единовременные [6].

Однако универсальной готовой методики, позволяющей оценить затраты на качество, не существует.

Как показывают исследования, состав и структура затрат на качество будут индивидуальны для каж-

дого предприятия (даже для выпускающих одинаковую продукцию), не говоря уже о методиках уче-

та и анализа затрат, выбор которых зависит от уровня развития СМК, конкретных целей в области

качества и стратегии развития. Возможно, со временем будет разработана обобщенная типовая мето-

дика, которая послужит основой для определения структуры и состава затрат на качество на кон-

кретном предприятии. В настоящее же время подобных разработок не существует и в ближайшее

время появление такой методики маловероятно. Сложность проведения такой работы заключается и

в невозможности обобщения практических данных (поскольку подобная информация представляет

коммерческий интерес и закрыта для широкого использования) и в том, что состав затрат на качество

будет сильно изменяться даже для одной отрасли промышленности, выпускающих однородную про-

дукцию [8].

В настоящее время большинство российских предприятий уже осознали, что добиться серьезных

экономических успехов на внутреннем и внешних рынках в условиях жесткой конкуренции можно пу-

тем постоянного улучшения качества выпускаемой продукции. Поэтому в последние два-три года на

предприятиях заметно активизировалась деятельность по созданию, внедрению и сертификации СМК

на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 [6].

Всего в мире выдано более полумиллиона сертификатов по ИСО 9000. Доля России в этом количе-

стве относительно невелика. По разным оценкам у нас от 1500 до 1800 предприятий, сертифицирован-

ных по ИСО 9000 (включая как международные схемы, так

и отечественные). Российских предприятий, сертифицированных

по другим стандартам систем менеджмента, еще меньше. Например__________,

по ИСО 14000 у нас выдано около 30 сертификатов. Для сравнения (по данным ИСО на конец 2002 г.): в

Китае число сертифика-

тов ИСО 9000 – 75755, по ИСО 14000 – 2803. В Японии, соответственно 33964 и 10620, в Италии –

61212 и 2153, в Австралии – 27135 и 1485 [7].

Однако исследования специалистов и практика показывают, что ряд предприятий, несмотря на ин-

тенсивную работу по сертификации СМК, не смог добиться улучшения экономических показателей, та-

ких как прибыль, рентабельность, снижение себестоимости продукции, повышение производительности

труда, увеличение объема продаж.

Существуют, по крайней мере три причины, препятствующие достижению высоких экономических

показателей за счет создания и сертификации СМК.

Первая причина – это не всегда верные целевые установки руководителей предприятия. Принимая

управленческие решения о проведении мероприятий по обеспечению качества, они преследуют цель

не создания эффективно функционирующей СМК, которая будет реально гарантировать качество

продукции в соответствии с ожиданиями и запросами потребителей, а именно получение свидетель-

ства, сертификата. Наличие такого документа дает предприятию серьезные экономические преиму-

щества. На внутреннем рынке – это возможность получения государственного заказа, который явля-

ется иногда единственным средством обеспечения выживаемости, особенно оборонных предприятий.

Внешний рынок для предприятий, не имеющих СМК на базе стандартов ИСО 9000, практически за-

крыт. Поэтому администрацию предприятия в первую очередь интересуют сроки получения между-

народного сертификата качества. А вопросы, касающиеся объемов трудовых, материально-

технических и финансовых ресурсов, необходимых для внедрения и сертификации СМК и, самое

главное, для обеспечения ее экономически эффективной работы, отходят на второй план.

Второй причиной, препятствующей достижению высоких экономических результатов, является то,

что большинство предприятий, внедряющих МС ИСО серии 9000, не ведет учета затрат на качество, так

как в стандартах ИСО версии 1994 г. требование управления затратами на качество не было обязатель-

ным. В версии 2000 г. введен обязательный учет затрат как элемент СМК. Ведение такого отчета требу-

ет создания новых форм бухгалтерской отчетности, так как существующие формы позволяют вычле-

нить только один элемент затрат на качество – потери от брака. Внедрение нового управленческого уче-

та затрат на качество трудоемко и требует материальных затрат. Кроме того, внедрение МС ИСО серии

9000 предполагает практически полное изменение документации предприятия, что также влечет за со-

бой материальные затраты. Поэтому для многих предприятий на первый план выступает достижение

соответствия документов обязательным требованиям стандартов ИСО, а проблемы учета затрат игнори-

руются. В результате, как показали результаты исследования специалистов Тамбовской области, даже

руководящие работники бюро и отделов качества предприятий, ведущих подготовку СМК к сертифика-

ции, не могут дать хотя бы приблизительной оценки доли затрат на обеспечение качества продукции в

общих затратах предприятия, слабо представляют организацию работы по сбору, учету и анализу дан-

ных о затратах на создание и сертификацию СМК.

Третья и наиболее серьезная причина, препятствующая достижению экономического эффекта, за-

ключается в отсутствии надежного метода количественной оценки экономической эффективности соз-

дания, сертификации и функционирования СМК на предприятиях. Ее существование обусловлено на-

личием первых двух. С одной стороны, не зная реальных объемов затрат всех видов ресурсов на вне-

дрение и функционирование СМК, невозможно дать точную оценку ее эффективности. С другой –

сложность заключается в том, что трудно, а в ряде случаев практически невозможно, выделить в стои-

мостной форме ту часть прибыли, которая получена за счет функционирования СМК, а не других меро-

приятий по качеству.

Под издержками, связанными с качеством (затраты на качество), понимается совокупность затрат,

вызванных требованием достижения или поддержания определенного уровня качества на предприятии,

т.е. обусловленными мероприятиями по предотвращению и исправлению ошибок внутри и вне пред-

приятия, планомерным контролем качества а также выполнением внешних и внутренних менеджерских

функций в данной области. Выгоды, связанные с качеством, делятся на внешние и внутренние. Внут-

ренняя выгода выражается в совершенствовании выпускаемой продукции, улучшении производствен-

ного процесса, сокращении брака. Внешняя – связана с увеличением выручки вследствие роста удовле-

творенности потребителя. Эффективность управления качеством оценивается с помощью прибыли и

нормы прибыли по качеству (статичные показатели), а также кумулятивной стоимости качества и дина-

мичной нормы прибыли (динамичные показатели). Если эти величины положительны, то управление

качеством на предприятии признается экономичным (эффективным). В соответствии с подходом швей-

царских экономистов, затраты на качество можно разделить на две категории: издержки внедрения и

текущие издержки. Издержки внедрения представляют собой единовременные затраты, связанные с

сертификацией СМК предприятия, т.е. затраты на оплату услуг органов по сертификации. Как правило,

формирование цены на сертификацию СМК внешним органом по сертификации происходит на дого-

ворной основе, поэтому определить этот элемент затрат не составляет большого труда. Точно опреде-

лить текущие затраты, связанные с внедрением МС ИСО серии 9000, достаточно сложно. Эти стандар-

ты предполагают вовлеченность всех работников предприятия в деятельность по созданию, внедрению

и сертификации СМК (в том числе внедрение стандартов), а значит, данные затраты относятся к теку-

щим издержкам, возникающим при функционировании предприятия. На практике же вопросами созда-

ния или совершенствования СК в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 занимаются кон-

кретные работники, назначенные администрацией предприятия. Основная работа состоит в изменении

существующей и создании новой документации в соответствии с требованиями стандартов ИСО, рег-

ламентирующей деятельность в рамках СМК. В результате этого на предприятии создается пакет стан-

дартов, инструкций, регулирующий деятельность в области качества (СТП). Разработку каждого от-

дельного СТП осуществляет определенное подразделение в зависимости от его функций в управлении

качеством. Таким образом, предлагается считать текущими издержками внедрения затраты, связанные с

созданием документации в соответствии с ИСО серии 9000. Основную долю этих затрат составляют

трудовые издержки, для расчета которых может применяться следующий методический подход. Выяв-

ляются подразделения предприятия, ответственные за разработку того или иного СТП. Определяется

численность персонала, занятого в процессе разработки СТП. Рассчитывается время, затраченное каж-

дым занятым сотрудником на создание документа. Затем определяется сумма заработной платы работ-

ников вместе с отчислением на социальное страхование и накладными расходами, исходя из времени,

затраченного на разработку СТП, и стоимости нормо-часа. Сумма, полученная в результате калькуля-

ции расходов на оплату труда по разработке всех СТП с учетом занятых в данной области работников,

считается текущими издержками внедрения МС ИСО серии 9000.

Если величина стоимости внедрения и нормы прибыли получилась отрицательной, это свидетельст-

вует о неэффективном (неэкономичном) внедрении стандартов. Действительно, процесс внедрения

стандартов ИСО серии 9000 всегда дорогостоящий, причем в некоторые периоды времени текущие за-

траты в несколько раз превышают единовременные [6].

Однако универсальной готовой методики, позволяющей оценить затраты на качество, не существует.

Как показывают исследования, состав и структура затрат на качество будут индивидуальны для каж-

дого предприятия (даже для выпускающих одинаковую продукцию), не говоря уже о методиках уче-

та и анализа затрат, выбор которых зависит от уровня развития СМК, конкретных целей в области

качества и стратегии развития. Возможно, со временем будет разработана обобщенная типовая мето-

дика, которая послужит основой для определения структуры и состава затрат на качество на кон-

кретном предприятии. В настоящее же время подобных разработок не существует и в ближайшее

время появление такой методики маловероятно. Сложность проведения такой работы заключается и

в невозможности обобщения практических данных (поскольку подобная информация представляет

коммерческий интерес и закрыта для широкого использования) и в том, что состав затрат на качество

будет сильно изменяться даже для одной отрасли промышленности, выпускающих однородную про-

дукцию [8].