3.1 СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
Таким образом, казалось бы, преимущества интегрированного подхода к управлению качеством на-
лицо. Эти преимущества давно осознаны западным деловым сообществом и стали рутинной составной
частью теории и практики менеджмента. А как дело обстоит в России?
С одной стороны, все больше менеджеров ощущают необходимость управления качеством, с дру-
гой – на этом пути существует множество препятствий.
Проблема управления качеством имеет в нашей стане глубокие исторические корни – многие деся-
тилетия плановой экономики приучили нас к тому, что в экономике отсутствует реальная связь между
качеством продукции и производственным благосостоянием. Понятие качества стало нарицательным
в советские годы, негативно характеризующим большую часть российской товарной продукции, поня-
тие же качества управления как такового не существовало вовсе.
При плановой экономике производилась продукция невысокого качества, пользующаяся спросом ввиду
отсутствия альтернативы. Выбор конкретного вида выпускаемой продукции навязывался предпри-
ятию, которое зачастую не имело возможностей для улучшения качества продукции. У предпри-
ятий не было стимулов к улучшению качества, поскольку от этого не зависел их финансовый ре-
зультат и благосостояние отдельного работника. У предприятий не было возможностей сконцен-
трироваться на определенной номенклатуре выпускаемой продукции в ущерб непрофильному про-
изводству. Проблема реорганизации и модернизации производства была сопряжена со сложнейшим
процессом бюрократических согласований и упиралась в дефицит необходимых средств и оборудо-
вания и, как следствие, была связана с моральным устареванием даже улучшенного продукта.
Проблема качества управления не стояла в принципе, поскольку рыночной гибкости в управлении
предприятием не требовалось – главным качеством менеджера высшего звена была возможность
лоббирования интересов предприятий в министерствах и ведомствах, а стимулирование качества на
уровне персонала происходило, главным образом, идеологическими методами.
Управление качеством продукции зависело только от государства, которое устанавливало стандарты
качества. Но этим его регулирующие функции и заканчивались.
Однако даже проходившие в начале 1990-х гг. в стране рыночные преобразования не сильно изме-
нили ситуацию в лучшую сторону. Преобладание сырьевых производств в экономике и простаивание
большинства старых производств, требующих огромных капитальных вложений для модернизации, в
условиях острой потребности страны в денежных ресурсах снова и снова отодвигали вопросы качества
на второй план.
На сегодняшний день, спустя десятилетие рыночных преобразований, проблема управления каче-
ством в России стала особенно актуальной. И дело даже не в предполагаемой интеграции страны в
международное экономическое сообщество через вступление
в ВТО, сколько в осознании перспектив того, что качество продукции и управления является одним из
важнейших элементов смещения центра российской экономики в сторону более производительных и
сложных производств, ее отрыва от сырьевой зависимости [2].
Таким образом, казалось бы, преимущества интегрированного подхода к управлению качеством на-
лицо. Эти преимущества давно осознаны западным деловым сообществом и стали рутинной составной
частью теории и практики менеджмента. А как дело обстоит в России?
С одной стороны, все больше менеджеров ощущают необходимость управления качеством, с дру-
гой – на этом пути существует множество препятствий.
Проблема управления качеством имеет в нашей стане глубокие исторические корни – многие деся-
тилетия плановой экономики приучили нас к тому, что в экономике отсутствует реальная связь между
качеством продукции и производственным благосостоянием. Понятие качества стало нарицательным
в советские годы, негативно характеризующим большую часть российской товарной продукции, поня-
тие же качества управления как такового не существовало вовсе.
При плановой экономике производилась продукция невысокого качества, пользующаяся спросом ввиду
отсутствия альтернативы. Выбор конкретного вида выпускаемой продукции навязывался предпри-
ятию, которое зачастую не имело возможностей для улучшения качества продукции. У предпри-
ятий не было стимулов к улучшению качества, поскольку от этого не зависел их финансовый ре-
зультат и благосостояние отдельного работника. У предприятий не было возможностей сконцен-
трироваться на определенной номенклатуре выпускаемой продукции в ущерб непрофильному про-
изводству. Проблема реорганизации и модернизации производства была сопряжена со сложнейшим
процессом бюрократических согласований и упиралась в дефицит необходимых средств и оборудо-
вания и, как следствие, была связана с моральным устареванием даже улучшенного продукта.
Проблема качества управления не стояла в принципе, поскольку рыночной гибкости в управлении
предприятием не требовалось – главным качеством менеджера высшего звена была возможность
лоббирования интересов предприятий в министерствах и ведомствах, а стимулирование качества на
уровне персонала происходило, главным образом, идеологическими методами.
Управление качеством продукции зависело только от государства, которое устанавливало стандарты
качества. Но этим его регулирующие функции и заканчивались.
Однако даже проходившие в начале 1990-х гг. в стране рыночные преобразования не сильно изме-
нили ситуацию в лучшую сторону. Преобладание сырьевых производств в экономике и простаивание
большинства старых производств, требующих огромных капитальных вложений для модернизации, в
условиях острой потребности страны в денежных ресурсах снова и снова отодвигали вопросы качества
на второй план.
На сегодняшний день, спустя десятилетие рыночных преобразований, проблема управления каче-
ством в России стала особенно актуальной. И дело даже не в предполагаемой интеграции страны в
международное экономическое сообщество через вступление
в ВТО, сколько в осознании перспектив того, что качество продукции и управления является одним из
важнейших элементов смещения центра российской экономики в сторону более производительных и
сложных производств, ее отрыва от сырьевой зависимости [2].