3.3 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
Применительно к обеспечению качества управление финансами рассматривается обычно с позиций со-
кращения затрат на качество. Для сбора, анализа и учета информации о затратах на качество необхо-
димо классифицировать их виды и выбрать их измеряемые характеристики.
Когда говорят об управлении качеством, как правило, имеют в виду качество изготовления, исходя
из необходимости снижения уровня брака в процессе производства и минимизации отказов при исполь-
зовании продукции потребителем. Поэтому обычно к затратам на качество относят: затраты на меро-
приятия и процессы, направленные на предотвращение несоответствий (дефектов, ошибок) при их вы-
полнении; затраты на проведение контроля качества во всех его видах; затраты, связанные с финансо-
выми потерями от несоответствий как при выпуске (внутренние потери), так и при использовании (экс-
плуатации) товара (внешние потери).
Но за рамками рассмотрения остаются наиболее значимые по важности затраты – на создание каче-
ства, на достижения требуемого качества проекта. Поскольку трудно назвать процессы (производствен-
ные и обслуживающие), от которых в той или иной степени не зависит качество товара, то все затраты,
связанные с созданием и выполнением этих процессов, являются затратами на качество. Особенно важ-
ны затраты на разработку товара – маркетинг, проектирование и экспериментальную отработку, сбор
информации о запросах и удовлетворенности потребителей, на технологическое оборудование.
Затраты на создание качества (на разработку новых материалов, поиск новых конструкторских и
технологических решений, испытания и доводку новой продукции и т.п.) надо тщательно учитывать и
анализировать, но не экономить на них. Ибо они намного ниже тех затрат, которые связаны с неэффек-
тивной, чреватой отказами и авариями, эксплуатацией.
Результаты анализа затрат на качество являются также базой для планирования себестоимости про-
дукции и принятия решений об инвестициях в производство. В наши дни, как и раньше, товаропроизво-
дитель решает вечную задачу – куда и как вложить деньги, чтобы увеличить объем реализации продук-
ции – в рекламу или в производство, или в техническое обслуживание, или в систему сбыта и т.д. Новое
качество – это новые материалы, и/или новый дизайн, и/или новые технологии, и/или новые конструк-
тивные принципы и др. Все это требует значительных финансовых вложений в проектирование или из-
готовление на фоне уже существующих затрат на качество.
Решение о наиболее выгодном вложении средств для повышения качества есть основополагающее
решение в управле-
нии качеством, и, соответственно, главный принцип управления качеством – принцип максимальной
эффективности инвестиций
в качество.
Естественно, оценивать эффективность инвестиций следует с учетом и ожидаемой цены новой про-
дукции (новой – с новым качеством), и ожидаемых конкурентоспособности, объема продаж, сроков
окупаемости, затрат на рекламу и на обязательные процедуры подтверждения безопасности продукции
и, если деньги взяты в долг, то срока кредита и процентов.
Особенно актуален принцип максимальной эффективности инвестиций в качество для российских
изготовителей – купить лицензию или заняться собственной разработкой, вложить деньги в производст-
во комплектации взамен импортной или сменить устаревшее оборудование. Решения подобных вопро-
сов определяют фактический уровень качества продукции и воистину судьбоносны для предприятия.
Неудачное решение выбрасывает его с рынка, поскольку денег для повторной попытки, как правило,
нет. Это лишний раз подтверждает необходимость крайне тщательных и взвешенных оценок при при-
нятии решений, касающихся способов повышения качества и области вложения инвестиций, с серьез-
ным анализом возможных вариантов, всесторонним изучением рынка как российского, так и зарубеж-
ного [5].
Применительно к обеспечению качества управление финансами рассматривается обычно с позиций со-
кращения затрат на качество. Для сбора, анализа и учета информации о затратах на качество необхо-
димо классифицировать их виды и выбрать их измеряемые характеристики.
Когда говорят об управлении качеством, как правило, имеют в виду качество изготовления, исходя
из необходимости снижения уровня брака в процессе производства и минимизации отказов при исполь-
зовании продукции потребителем. Поэтому обычно к затратам на качество относят: затраты на меро-
приятия и процессы, направленные на предотвращение несоответствий (дефектов, ошибок) при их вы-
полнении; затраты на проведение контроля качества во всех его видах; затраты, связанные с финансо-
выми потерями от несоответствий как при выпуске (внутренние потери), так и при использовании (экс-
плуатации) товара (внешние потери).
Но за рамками рассмотрения остаются наиболее значимые по важности затраты – на создание каче-
ства, на достижения требуемого качества проекта. Поскольку трудно назвать процессы (производствен-
ные и обслуживающие), от которых в той или иной степени не зависит качество товара, то все затраты,
связанные с созданием и выполнением этих процессов, являются затратами на качество. Особенно важ-
ны затраты на разработку товара – маркетинг, проектирование и экспериментальную отработку, сбор
информации о запросах и удовлетворенности потребителей, на технологическое оборудование.
Затраты на создание качества (на разработку новых материалов, поиск новых конструкторских и
технологических решений, испытания и доводку новой продукции и т.п.) надо тщательно учитывать и
анализировать, но не экономить на них. Ибо они намного ниже тех затрат, которые связаны с неэффек-
тивной, чреватой отказами и авариями, эксплуатацией.
Результаты анализа затрат на качество являются также базой для планирования себестоимости про-
дукции и принятия решений об инвестициях в производство. В наши дни, как и раньше, товаропроизво-
дитель решает вечную задачу – куда и как вложить деньги, чтобы увеличить объем реализации продук-
ции – в рекламу или в производство, или в техническое обслуживание, или в систему сбыта и т.д. Новое
качество – это новые материалы, и/или новый дизайн, и/или новые технологии, и/или новые конструк-
тивные принципы и др. Все это требует значительных финансовых вложений в проектирование или из-
готовление на фоне уже существующих затрат на качество.
Решение о наиболее выгодном вложении средств для повышения качества есть основополагающее
решение в управле-
нии качеством, и, соответственно, главный принцип управления качеством – принцип максимальной
эффективности инвестиций
в качество.
Естественно, оценивать эффективность инвестиций следует с учетом и ожидаемой цены новой про-
дукции (новой – с новым качеством), и ожидаемых конкурентоспособности, объема продаж, сроков
окупаемости, затрат на рекламу и на обязательные процедуры подтверждения безопасности продукции
и, если деньги взяты в долг, то срока кредита и процентов.
Особенно актуален принцип максимальной эффективности инвестиций в качество для российских
изготовителей – купить лицензию или заняться собственной разработкой, вложить деньги в производст-
во комплектации взамен импортной или сменить устаревшее оборудование. Решения подобных вопро-
сов определяют фактический уровень качества продукции и воистину судьбоносны для предприятия.
Неудачное решение выбрасывает его с рынка, поскольку денег для повторной попытки, как правило,
нет. Это лишний раз подтверждает необходимость крайне тщательных и взвешенных оценок при при-
нятии решений, касающихся способов повышения качества и области вложения инвестиций, с серьез-
ным анализом возможных вариантов, всесторонним изучением рынка как российского, так и зарубеж-
ного [5].