3.3 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

Применительно к обеспечению качества управление финансами рассматривается обычно с позиций со-

кращения затрат на качество. Для сбора, анализа и учета информации о затратах на качество необхо-

димо классифицировать их виды и выбрать их измеряемые характеристики.

Когда говорят об управлении качеством, как правило, имеют в виду качество изготовления, исходя

из необходимости снижения уровня брака в процессе производства и минимизации отказов при исполь-

зовании продукции потребителем. Поэтому обычно к затратам на качество относят: затраты на меро-

приятия и процессы, направленные на предотвращение несоответствий (дефектов, ошибок) при их вы-

полнении; затраты на проведение контроля качества во всех его видах; затраты, связанные с финансо-

выми потерями от несоответствий как при выпуске (внутренние потери), так и при использовании (экс-

плуатации) товара (внешние потери).

Но за рамками рассмотрения остаются наиболее значимые по важности затраты – на создание каче-

ства, на достижения требуемого качества проекта. Поскольку трудно назвать процессы (производствен-

ные и обслуживающие), от которых в той или иной степени не зависит качество товара, то все затраты,

связанные с созданием и выполнением этих процессов, являются затратами на качество. Особенно важ-

ны затраты на разработку товара – маркетинг, проектирование и экспериментальную отработку, сбор

информации о запросах и удовлетворенности потребителей, на технологическое оборудование.

Затраты на создание качества (на разработку новых материалов, поиск новых конструкторских и

технологических решений, испытания и доводку новой продукции и т.п.) надо тщательно учитывать и

анализировать, но не экономить на них. Ибо они намного ниже тех затрат, которые связаны с неэффек-

тивной, чреватой отказами и авариями, эксплуатацией.

Результаты анализа затрат на качество являются также базой для планирования себестоимости про-

дукции и принятия решений об инвестициях в производство. В наши дни, как и раньше, товаропроизво-

дитель решает вечную задачу – куда и как вложить деньги, чтобы увеличить объем реализации продук-

ции – в рекламу или в производство, или в техническое обслуживание, или в систему сбыта и т.д. Новое

качество – это новые материалы, и/или новый дизайн, и/или новые технологии, и/или новые конструк-

тивные принципы и др. Все это требует значительных финансовых вложений в проектирование или из-

готовление на фоне уже существующих затрат на качество.

Решение о наиболее выгодном вложении средств для повышения качества есть основополагающее

решение в управле-

нии качеством, и, соответственно, главный принцип управления качеством – принцип максимальной

эффективности инвестиций

в качество.

Естественно, оценивать эффективность инвестиций следует с учетом и ожидаемой цены новой про-

дукции (новой – с новым качеством), и ожидаемых конкурентоспособности, объема продаж, сроков

окупаемости, затрат на рекламу и на обязательные процедуры подтверждения безопасности продукции

и, если деньги взяты в долг, то срока кредита и процентов.

Особенно актуален принцип максимальной эффективности инвестиций в качество для российских

изготовителей – купить лицензию или заняться собственной разработкой, вложить деньги в производст-

во комплектации взамен импортной или сменить устаревшее оборудование. Решения подобных вопро-

сов определяют фактический уровень качества продукции и воистину судьбоносны для предприятия.

Неудачное решение выбрасывает его с рынка, поскольку денег для повторной попытки, как правило,

нет. Это лишний раз подтверждает необходимость крайне тщательных и взвешенных оценок при при-

нятии решений, касающихся способов повышения качества и области вложения инвестиций, с серьез-

ным анализом возможных вариантов, всесторонним изучением рынка как российского, так и зарубеж-

ного [5].

Применительно к обеспечению качества управление финансами рассматривается обычно с позиций со-

кращения затрат на качество. Для сбора, анализа и учета информации о затратах на качество необхо-

димо классифицировать их виды и выбрать их измеряемые характеристики.

Когда говорят об управлении качеством, как правило, имеют в виду качество изготовления, исходя

из необходимости снижения уровня брака в процессе производства и минимизации отказов при исполь-

зовании продукции потребителем. Поэтому обычно к затратам на качество относят: затраты на меро-

приятия и процессы, направленные на предотвращение несоответствий (дефектов, ошибок) при их вы-

полнении; затраты на проведение контроля качества во всех его видах; затраты, связанные с финансо-

выми потерями от несоответствий как при выпуске (внутренние потери), так и при использовании (экс-

плуатации) товара (внешние потери).

Но за рамками рассмотрения остаются наиболее значимые по важности затраты – на создание каче-

ства, на достижения требуемого качества проекта. Поскольку трудно назвать процессы (производствен-

ные и обслуживающие), от которых в той или иной степени не зависит качество товара, то все затраты,

связанные с созданием и выполнением этих процессов, являются затратами на качество. Особенно важ-

ны затраты на разработку товара – маркетинг, проектирование и экспериментальную отработку, сбор

информации о запросах и удовлетворенности потребителей, на технологическое оборудование.

Затраты на создание качества (на разработку новых материалов, поиск новых конструкторских и

технологических решений, испытания и доводку новой продукции и т.п.) надо тщательно учитывать и

анализировать, но не экономить на них. Ибо они намного ниже тех затрат, которые связаны с неэффек-

тивной, чреватой отказами и авариями, эксплуатацией.

Результаты анализа затрат на качество являются также базой для планирования себестоимости про-

дукции и принятия решений об инвестициях в производство. В наши дни, как и раньше, товаропроизво-

дитель решает вечную задачу – куда и как вложить деньги, чтобы увеличить объем реализации продук-

ции – в рекламу или в производство, или в техническое обслуживание, или в систему сбыта и т.д. Новое

качество – это новые материалы, и/или новый дизайн, и/или новые технологии, и/или новые конструк-

тивные принципы и др. Все это требует значительных финансовых вложений в проектирование или из-

готовление на фоне уже существующих затрат на качество.

Решение о наиболее выгодном вложении средств для повышения качества есть основополагающее

решение в управле-

нии качеством, и, соответственно, главный принцип управления качеством – принцип максимальной

эффективности инвестиций

в качество.

Естественно, оценивать эффективность инвестиций следует с учетом и ожидаемой цены новой про-

дукции (новой – с новым качеством), и ожидаемых конкурентоспособности, объема продаж, сроков

окупаемости, затрат на рекламу и на обязательные процедуры подтверждения безопасности продукции

и, если деньги взяты в долг, то срока кредита и процентов.

Особенно актуален принцип максимальной эффективности инвестиций в качество для российских

изготовителей – купить лицензию или заняться собственной разработкой, вложить деньги в производст-

во комплектации взамен импортной или сменить устаревшее оборудование. Решения подобных вопро-

сов определяют фактический уровень качества продукции и воистину судьбоносны для предприятия.

Неудачное решение выбрасывает его с рынка, поскольку денег для повторной попытки, как правило,

нет. Это лишний раз подтверждает необходимость крайне тщательных и взвешенных оценок при при-

нятии решений, касающихся способов повышения качества и области вложения инвестиций, с серьез-

ным анализом возможных вариантов, всесторонним изучением рынка как российского, так и зарубеж-

ного [5].