1.2 ЭВОЛЮЦИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
В экономической теории существует спектр модификаций понятия качества, появление которых обу-
словлено сложным комплексным характером этого феномена (табл. 1).
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм
управления качеством каждого отдельно взятого изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г. Эта
система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов, интервалов, допусков, назы-
ваемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекто-
рами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак). Эта система не
изжила себя и по сей день, однако сейчас она является лишь одним из звеньев в цепи составляющих
управления качеством.
По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на кон-
троль качества и повышение эффективности контроля. Решению этой проблемы во многом способство-
вали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики.
Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля, предложенным Х. Доджем и
Х. Ромингом. Суть выборочного контроля заключается в оценке качества всей партии продукции на ос-
нове оценки качества ее определенной части (выборки). На предприятиях появились новые специали-
сты – инженеры по качеству.
Неоценимый вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы В. Шухарта, кото-
рый в середине 1920-х гг. ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании
статистического контроля качества. Благодаря Э. Демингу, одному из создателей японского «экономи-
ческого чуда», работы Шухарта и его коллег получили широкое распространение.
Сегодня всем известен знаменитый «цикл Деминга», или цикл РDСА. Суть данной концепции сво-
дится к следующим положениям: планирование совершенствования деятельности при обнаружении в
ней ошибок и поиск решения возникающих проблем; внедрение запланированных улучшений на не-
большом участке работ с целью сокращения возможных сбоев в обычной деятельности на этапе реше-
ния проблем; контроль достижения желаемого результата с помощью тестовых изменений. Непрерыв-
ный контроль ключевых мероприятий (независимо от продолжительности эксперимента) с целью обес-
печения возможности определения вновь возникающих проблем; действие с целью внедрения измене-
ний в больших масштабах в случае успешности эксперимента. Вовлечение в процесс внедрения изме-
нений других участников, чье сотрудничество потребуется при внедрении изменений или которые про-
сто могут извлечь полезный опыт из проделанной работы.
Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 1940-х – 1950-е гг. В это время
А. Фейгенбаум предложил модель TQС (Total Quality Control – Глобальный контроль качества) и опре-
делил понятие стоимости качества. Фейгенбаум А., предложив рассматривать не конечный результат
производства, а каждый этап создания изделия, фактически совершил переход от концепции контроля к
концепции управления качеством. Созданная им система всеобщего контроля над качеством в полном
объеме была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом, начиная с 1950 г. Счита-
ется, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококаче-
ственных японских товаров.
Свой вклад в теорию управления качеством внес и Филипп Кросби, предложивший концепцию без-
дефектной работы, чаще называемой системой «нулевых дефектов». Основная идея этой системы за-
ключается в том, что платят не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать
предметом контроля.
Таким образом, в 1950-е гг. сложились предпосылки создания новой концепции управления качест-
вом, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей и превращающей совершенствование
качества в задачу каждого сотрудника организации, – концепции TQM (Total Quality Management – Гло-
бальный менеджмент качества). Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на
уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 г. в Японии было учреждена пре-
мия Деминга, ставшая праобразом многих национальных и международных премий за достижение в об-
ласти совершенствования качества.
На рубеже 1970 – 1980-х гг. к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов
управления качеством, приемлемых для предприятий любой отрасли деятельности, вне зависимости
от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было
наличие в стране рыночной экономики. В результате международной организацией по стандартиза-
ции было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО–9000. Имен-
но сертификация системы качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО–
9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятель-
ность предприятия [1].
В экономической теории существует спектр модификаций понятия качества, появление которых обу-
словлено сложным комплексным характером этого феномена (табл. 1).
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм
управления качеством каждого отдельно взятого изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г. Эта
система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов, интервалов, допусков, назы-
ваемых проходными и непроходными калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекто-
рами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак). Эта система не
изжила себя и по сей день, однако сейчас она является лишь одним из звеньев в цепи составляющих
управления качеством.
По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на кон-
троль качества и повышение эффективности контроля. Решению этой проблемы во многом способство-
вали статистические методы контроля качества, базирующиеся на методах математической статистики.
Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля, предложенным Х. Доджем и
Х. Ромингом. Суть выборочного контроля заключается в оценке качества всей партии продукции на ос-
нове оценки качества ее определенной части (выборки). На предприятиях появились новые специали-
сты – инженеры по качеству.
Неоценимый вклад в развитие концепции управления качеством внесли работы В. Шухарта, кото-
рый в середине 1920-х гг. ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании
статистического контроля качества. Благодаря Э. Демингу, одному из создателей японского «экономи-
ческого чуда», работы Шухарта и его коллег получили широкое распространение.
Сегодня всем известен знаменитый «цикл Деминга», или цикл РDСА. Суть данной концепции сво-
дится к следующим положениям: планирование совершенствования деятельности при обнаружении в
ней ошибок и поиск решения возникающих проблем; внедрение запланированных улучшений на не-
большом участке работ с целью сокращения возможных сбоев в обычной деятельности на этапе реше-
ния проблем; контроль достижения желаемого результата с помощью тестовых изменений. Непрерыв-
ный контроль ключевых мероприятий (независимо от продолжительности эксперимента) с целью обес-
печения возможности определения вновь возникающих проблем; действие с целью внедрения измене-
ний в больших масштабах в случае успешности эксперимента. Вовлечение в процесс внедрения изме-
нений других участников, чье сотрудничество потребуется при внедрении изменений или которые про-
сто могут извлечь полезный опыт из проделанной работы.
Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 1940-х – 1950-е гг. В это время
А. Фейгенбаум предложил модель TQС (Total Quality Control – Глобальный контроль качества) и опре-
делил понятие стоимости качества. Фейгенбаум А., предложив рассматривать не конечный результат
производства, а каждый этап создания изделия, фактически совершил переход от концепции контроля к
концепции управления качеством. Созданная им система всеобщего контроля над качеством в полном
объеме была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом, начиная с 1950 г. Счита-
ется, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококаче-
ственных японских товаров.
Свой вклад в теорию управления качеством внес и Филипп Кросби, предложивший концепцию без-
дефектной работы, чаще называемой системой «нулевых дефектов». Основная идея этой системы за-
ключается в том, что платят не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать
предметом контроля.
Таким образом, в 1950-е гг. сложились предпосылки создания новой концепции управления качест-
вом, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей и превращающей совершенствование
качества в задачу каждого сотрудника организации, – концепции TQM (Total Quality Management – Гло-
бальный менеджмент качества). Большое внимание при этом уделялось вопросам мотивации, как на
уровне отдельного сотрудника, так и на уровне организации. В 1951 г. в Японии было учреждена пре-
мия Деминга, ставшая праобразом многих национальных и международных премий за достижение в об-
ласти совершенствования качества.
На рубеже 1970 – 1980-х гг. к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов
управления качеством, приемлемых для предприятий любой отрасли деятельности, вне зависимости
от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было
наличие в стране рыночной экономики. В результате международной организацией по стандартиза-
ции было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО–9000. Имен-
но сертификация системы качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО–
9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятель-
ность предприятия [1].