2.4 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22
Насколько ощутимой для работы предприятия является адаптация методов ТQМ? Исследования,
которые проводятся в наиболее развитых странах со второй половины 1980-х гг., однозначно показы-
вают, что компании получают не только значительные технологические преимущества, но и конкрет-
ный финансовый результат от адаптации глобального управления качеством.
Два наиболее широко известных исследования были проведены в 1998 г. Дж. Истоном и Ш. Джар-
релл (Университет Эмори) и
в 2000 г. профессорами К. Хендриксом (из ведущей канадской Школы бизнеса Айви) и В. Сигалом
(Технический университет Джорджии). Выводы, полученные этими исследователями заслуживают осо-
бого внимания, поскольку они были получены наиболее аккуратным путем. Понятно, что одна из пер-
вых задач при проведении подобного исследования, – каким-либо образом установить,
что в некоторой компании стратегия ТQМ действительно реализовывалась.
В первой работе этот отбор реализован многоступенчатым образом. Сначала были отобраны те
компании, в годовых отчетах которых упоминались термины, связанные с системой глобального управ-
ления качеством. Затем были проведены глубинные интервью с высшими руководителями этих компа-
ний для того, чтобы выяснить, насколько серьезным изменением в жизни компании стало применение
принципов ТQМ. Во второй работе используется другой путь – в ней анализируются те компании, кото-
рым были присуждены различные премии в области управления качеством (т.е. отбор таких компаний
из всей выборки «поручается» экспертным советам соответствующих премий). Показательно, что ре-
зультаты обоих исследований весьма схожи и дают однозначный ответ на вопрос о том, приносит ли
ТQМ ощутимые результаты.
Анализ результатов подтверждает вывод о том, что применение ТQМ является мощным способом
резкого улучшения конкурентных позиций компании на рынке. В отношении фондового рынка просле-
живаются следующие закономерности: появление информации о том, что компания намерена реализо-
вать систему ТQМ и начинает соответствующую работу, уже в первый год приводит к росту отдачи ее
акций в среднем на 3 % (20 против 17 %). Второй год – наиболее сложный с точки зрения демонстрации
«быстрых успехов»: издержки, необходимые для создания соответствующих технологических механиз-
мов и цепочек управления и перестройки организационной структуры по принципу процессов, а не
подразделений уравновешивают повышение эффективности в этом году (отдача по рынку равна отдаче
по компаниям, реализующим переход по TQM). На третьем году наблюдается более высокая эффектив-
ность: разрыв прироста цен увеличивается с 5 % и достигает 12 % в последний, пятый год наблюдений.
Даже если показатели рыночной динамики котировок акций не являются серьезным аргументом в
пользу ТQМ для российских компаний (из-за неразвитости фондового рынка, его фондовой ликвидно-
сти, фундаментальной необоснованности цен на нем и т.д.), бесспорным остается позитивное влияние,
которое глобальное управление качеством оказывает на внутреннее финансовое положение компаний.
Так, эмпирически установлено, что всеобъемлющая адаптация систем управления качеством приводит к
росту операционной прибыли за пятилетний период более чем на 90 %, причем самая существенная
часть этого прироста (48 %) обеспечивается именно за счет управления качеством (поскольку за тот
же период аналогичные компании увеличивают операционный финансовый результат на 43 %). Про-
дажи растут почти на 70 % (из них 37 % – эффект от управления качеством), активы – на 9 % (доля
управления качеством – 3 %). При этом оказывается, что на самом деле задачи повышения производ-
ственной эффективности и социальные обязательства компании не являются взаимоисключающими,
как можно было бы ожидать: компании, применяющие глобальное управление качеством, наращива-
ют занятость гораздо быстрее, чем конкуренты (23 % роста занятости против 7 %) [2].
Насколько ощутимой для работы предприятия является адаптация методов ТQМ? Исследования,
которые проводятся в наиболее развитых странах со второй половины 1980-х гг., однозначно показы-
вают, что компании получают не только значительные технологические преимущества, но и конкрет-
ный финансовый результат от адаптации глобального управления качеством.
Два наиболее широко известных исследования были проведены в 1998 г. Дж. Истоном и Ш. Джар-
релл (Университет Эмори) и
в 2000 г. профессорами К. Хендриксом (из ведущей канадской Школы бизнеса Айви) и В. Сигалом
(Технический университет Джорджии). Выводы, полученные этими исследователями заслуживают осо-
бого внимания, поскольку они были получены наиболее аккуратным путем. Понятно, что одна из пер-
вых задач при проведении подобного исследования, – каким-либо образом установить,
что в некоторой компании стратегия ТQМ действительно реализовывалась.
В первой работе этот отбор реализован многоступенчатым образом. Сначала были отобраны те
компании, в годовых отчетах которых упоминались термины, связанные с системой глобального управ-
ления качеством. Затем были проведены глубинные интервью с высшими руководителями этих компа-
ний для того, чтобы выяснить, насколько серьезным изменением в жизни компании стало применение
принципов ТQМ. Во второй работе используется другой путь – в ней анализируются те компании, кото-
рым были присуждены различные премии в области управления качеством (т.е. отбор таких компаний
из всей выборки «поручается» экспертным советам соответствующих премий). Показательно, что ре-
зультаты обоих исследований весьма схожи и дают однозначный ответ на вопрос о том, приносит ли
ТQМ ощутимые результаты.
Анализ результатов подтверждает вывод о том, что применение ТQМ является мощным способом
резкого улучшения конкурентных позиций компании на рынке. В отношении фондового рынка просле-
живаются следующие закономерности: появление информации о том, что компания намерена реализо-
вать систему ТQМ и начинает соответствующую работу, уже в первый год приводит к росту отдачи ее
акций в среднем на 3 % (20 против 17 %). Второй год – наиболее сложный с точки зрения демонстрации
«быстрых успехов»: издержки, необходимые для создания соответствующих технологических механиз-
мов и цепочек управления и перестройки организационной структуры по принципу процессов, а не
подразделений уравновешивают повышение эффективности в этом году (отдача по рынку равна отдаче
по компаниям, реализующим переход по TQM). На третьем году наблюдается более высокая эффектив-
ность: разрыв прироста цен увеличивается с 5 % и достигает 12 % в последний, пятый год наблюдений.
Даже если показатели рыночной динамики котировок акций не являются серьезным аргументом в
пользу ТQМ для российских компаний (из-за неразвитости фондового рынка, его фондовой ликвидно-
сти, фундаментальной необоснованности цен на нем и т.д.), бесспорным остается позитивное влияние,
которое глобальное управление качеством оказывает на внутреннее финансовое положение компаний.
Так, эмпирически установлено, что всеобъемлющая адаптация систем управления качеством приводит к
росту операционной прибыли за пятилетний период более чем на 90 %, причем самая существенная
часть этого прироста (48 %) обеспечивается именно за счет управления качеством (поскольку за тот
же период аналогичные компании увеличивают операционный финансовый результат на 43 %). Про-
дажи растут почти на 70 % (из них 37 % – эффект от управления качеством), активы – на 9 % (доля
управления качеством – 3 %). При этом оказывается, что на самом деле задачи повышения производ-
ственной эффективности и социальные обязательства компании не являются взаимоисключающими,
как можно было бы ожидать: компании, применяющие глобальное управление качеством, наращива-
ют занятость гораздо быстрее, чем конкуренты (23 % роста занятости против 7 %) [2].