2.4 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 

Насколько ощутимой для работы предприятия является адаптация методов ТQМ? Исследования,

которые проводятся в наиболее развитых странах со второй половины 1980-х гг., однозначно показы-

вают, что компании получают не только значительные технологические преимущества, но и конкрет-

ный финансовый результат от адаптации глобального управления качеством.

Два наиболее широко известных исследования были проведены в 1998 г. Дж. Истоном и Ш. Джар-

релл (Университет Эмори) и

в 2000 г. профессорами К. Хендриксом (из ведущей канадской Школы бизнеса Айви) и В. Сигалом

(Технический университет Джорджии). Выводы, полученные этими исследователями заслуживают осо-

бого внимания, поскольку они были получены наиболее аккуратным путем. Понятно, что одна из пер-

вых задач при проведении подобного исследования, – каким-либо образом установить,

что в некоторой компании стратегия ТQМ действительно реализовывалась.

В первой работе этот отбор реализован многоступенчатым образом. Сначала были отобраны те

компании, в годовых отчетах которых упоминались термины, связанные с системой глобального управ-

ления качеством. Затем были проведены глубинные интервью с высшими руководителями этих компа-

ний для того, чтобы выяснить, насколько серьезным изменением в жизни компании стало применение

принципов ТQМ. Во второй работе используется другой путь – в ней анализируются те компании, кото-

рым были присуждены различные премии в области управления качеством (т.е. отбор таких компаний

из всей выборки «поручается» экспертным советам соответствующих премий). Показательно, что ре-

зультаты обоих исследований весьма схожи и дают однозначный ответ на вопрос о том, приносит ли

ТQМ ощутимые результаты.

Анализ результатов подтверждает вывод о том, что применение ТQМ является мощным способом

резкого улучшения конкурентных позиций компании на рынке. В отношении фондового рынка просле-

живаются следующие закономерности: появление информации о том, что компания намерена реализо-

вать систему ТQМ и начинает соответствующую работу, уже в первый год приводит к росту отдачи ее

акций в среднем на 3 % (20 против 17 %). Второй год – наиболее сложный с точки зрения демонстрации

«быстрых успехов»: издержки, необходимые для создания соответствующих технологических механиз-

мов и цепочек управления и перестройки организационной структуры по принципу процессов, а не

подразделений уравновешивают повышение эффективности в этом году (отдача по рынку равна отдаче

по компаниям, реализующим переход по TQM). На третьем году наблюдается более высокая эффектив-

ность: разрыв прироста цен увеличивается с 5 % и достигает 12 % в последний, пятый год наблюдений.

Даже если показатели рыночной динамики котировок акций не являются серьезным аргументом в

пользу ТQМ для российских компаний (из-за неразвитости фондового рынка, его фондовой ликвидно-

сти, фундаментальной необоснованности цен на нем и т.д.), бесспорным остается позитивное влияние,

которое глобальное управление качеством оказывает на внутреннее финансовое положение компаний.

Так, эмпирически установлено, что всеобъемлющая адаптация систем управления качеством приводит к

росту операционной прибыли за пятилетний период более чем на 90 %, причем самая существенная

часть этого прироста (48 %) обеспечивается именно за счет управления качеством (поскольку за тот

же период аналогичные компании увеличивают операционный финансовый результат на 43 %). Про-

дажи растут почти на 70 % (из них 37 % – эффект от управления качеством), активы – на 9 % (доля

управления качеством – 3 %). При этом оказывается, что на самом деле задачи повышения производ-

ственной эффективности и социальные обязательства компании не являются взаимоисключающими,

как можно было бы ожидать: компании, применяющие глобальное управление качеством, наращива-

ют занятость гораздо быстрее, чем конкуренты (23 % роста занятости против 7 %) [2].

Насколько ощутимой для работы предприятия является адаптация методов ТQМ? Исследования,

которые проводятся в наиболее развитых странах со второй половины 1980-х гг., однозначно показы-

вают, что компании получают не только значительные технологические преимущества, но и конкрет-

ный финансовый результат от адаптации глобального управления качеством.

Два наиболее широко известных исследования были проведены в 1998 г. Дж. Истоном и Ш. Джар-

релл (Университет Эмори) и

в 2000 г. профессорами К. Хендриксом (из ведущей канадской Школы бизнеса Айви) и В. Сигалом

(Технический университет Джорджии). Выводы, полученные этими исследователями заслуживают осо-

бого внимания, поскольку они были получены наиболее аккуратным путем. Понятно, что одна из пер-

вых задач при проведении подобного исследования, – каким-либо образом установить,

что в некоторой компании стратегия ТQМ действительно реализовывалась.

В первой работе этот отбор реализован многоступенчатым образом. Сначала были отобраны те

компании, в годовых отчетах которых упоминались термины, связанные с системой глобального управ-

ления качеством. Затем были проведены глубинные интервью с высшими руководителями этих компа-

ний для того, чтобы выяснить, насколько серьезным изменением в жизни компании стало применение

принципов ТQМ. Во второй работе используется другой путь – в ней анализируются те компании, кото-

рым были присуждены различные премии в области управления качеством (т.е. отбор таких компаний

из всей выборки «поручается» экспертным советам соответствующих премий). Показательно, что ре-

зультаты обоих исследований весьма схожи и дают однозначный ответ на вопрос о том, приносит ли

ТQМ ощутимые результаты.

Анализ результатов подтверждает вывод о том, что применение ТQМ является мощным способом

резкого улучшения конкурентных позиций компании на рынке. В отношении фондового рынка просле-

живаются следующие закономерности: появление информации о том, что компания намерена реализо-

вать систему ТQМ и начинает соответствующую работу, уже в первый год приводит к росту отдачи ее

акций в среднем на 3 % (20 против 17 %). Второй год – наиболее сложный с точки зрения демонстрации

«быстрых успехов»: издержки, необходимые для создания соответствующих технологических механиз-

мов и цепочек управления и перестройки организационной структуры по принципу процессов, а не

подразделений уравновешивают повышение эффективности в этом году (отдача по рынку равна отдаче

по компаниям, реализующим переход по TQM). На третьем году наблюдается более высокая эффектив-

ность: разрыв прироста цен увеличивается с 5 % и достигает 12 % в последний, пятый год наблюдений.

Даже если показатели рыночной динамики котировок акций не являются серьезным аргументом в

пользу ТQМ для российских компаний (из-за неразвитости фондового рынка, его фондовой ликвидно-

сти, фундаментальной необоснованности цен на нем и т.д.), бесспорным остается позитивное влияние,

которое глобальное управление качеством оказывает на внутреннее финансовое положение компаний.

Так, эмпирически установлено, что всеобъемлющая адаптация систем управления качеством приводит к

росту операционной прибыли за пятилетний период более чем на 90 %, причем самая существенная

часть этого прироста (48 %) обеспечивается именно за счет управления качеством (поскольку за тот

же период аналогичные компании увеличивают операционный финансовый результат на 43 %). Про-

дажи растут почти на 70 % (из них 37 % – эффект от управления качеством), активы – на 9 % (доля

управления качеством – 3 %). При этом оказывается, что на самом деле задачи повышения производ-

ственной эффективности и социальные обязательства компании не являются взаимоисключающими,

как можно было бы ожидать: компании, применяющие глобальное управление качеством, наращива-

ют занятость гораздо быстрее, чем конкуренты (23 % роста занятости против 7 %) [2].