11. УЧЕНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Основными произведениями Фомы Аквинского (1225–1274) являются «Сума против язычников» и «Сума теологии».

Он был завершителем взглядов канонистов, жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Наиболее важной и распространенной идеей было учение о «справедливой цене». По античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем эти явления распространялись все шире, и в торговых, ростовщических операциях начинает принимать участие церковь.

Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский – последовательный идеолог класса феодалов. Он рассматривал общественное разделение труда как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе деления общества на сословия, утверждал, что люди рождаются разными по природе.

Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности так же, как и право частной собственности.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». Справедливой ценой он считал такую цену, которая: 1)учитываеттруд, затраченный на производство товаров;

2) дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению.

Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Фома Аквинский оправдывал получение земельной ренты. Труд – богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей.

Некоторые виды торговли с его точки зрения являются «честной» торговлей, в частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

1) когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

2) когда кредитор испытывает трудности, порождаемые задержкой денег у должника;

3) при неполучении кредитором возможного дохода от этих денег.

Процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.

Основными произведениями Фомы Аквинского (1225–1274) являются «Сума против язычников» и «Сума теологии».

Он был завершителем взглядов канонистов, жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства и достигли значительного развития товарно-денежные отношения.

Наиболее важной и распространенной идеей было учение о «справедливой цене». По античной традиции под ней понималась цена, равная трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Несоблюдение этого правила, основанного на справедливости, порождает в обществе зло и ведет его к упадку. Злом также считались занятия ростовщичеством и присвоение торговой прибыли. Между тем эти явления распространялись все шире, и в торговых, ростовщических операциях начинает принимать участие церковь.

Противоречие между моралью и экономикой снял Фома Аквинский – последовательный идеолог класса феодалов. Он рассматривал общественное разделение труда как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе деления общества на сословия, утверждал, что люди рождаются разными по природе.

Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Оно является результатом человеческой деятельности так же, как и право частной собственности.

Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». Справедливой ценой он считал такую цену, которая: 1)учитываеттруд, затраченный на производство товаров;

2) дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению.

Теория «справедливой цены» ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества.

Фома Аквинский оправдывал получение земельной ренты. Труд – богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

Фома Аквинский был сторонником натурального хозяйства, так как оно является основой благополучия людей.

Некоторые виды торговли с его точки зрения являются «честной» торговлей, в частности ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит христианской добродетели (это плата за труд).

Фома Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

1) когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

2) когда кредитор испытывает трудности, порождаемые задержкой денег у должника;

3) при неполучении кредитором возможного дохода от этих денег.

Процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.