34. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЫСЛИ А. Н. РАДИЩЕВА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) первым в русской литературе дал систематическую и всестороннюю критику экономических основ крепостничества. Революционность Радищева, демократизм его взглядов выразились как в методе решения главной проблемы – ликвидации крепостничества и самодержавия путем народной революции, так и в предложенных им формах экономического преобразования общества в интересах народа.

Радищев являлся одним из первых русских экономистов, обратившихся к анализу производства. Он исходил из представления о труде как источнике общественного богатства и постоянно связывал проблему производительности труда с его общественной формой.

Основным вопросом всех работ Радищева был вопрос о необходимости ликвидации крепостного права. Анализируя крепостническое производство, Радищев видел экономический вред от порабощения человека человеком прежде всего в низкой производительности труда крепостных. Крестьяне были лишены заинтересованности в своем труде на барском поле. Ни основное средство труда(земля), ни продукты труда крепостному крестьянину не принадлежали.

Радищев считал, что бедность страны происходит от того, что земля захвачена помещиками и земледелие ведется не в интересах народа. По мнению Радищева, только земледелец, крестьянин должен иметь право собственности на землю. Он считал право собственности важнейшим правом гражданина – общественного человека.

Радищев признавал необходимость свободы внутренней торговли. Он писал, что торговля не терпит никаких преград и стихийно, как водный поток, в обход всяким узаконениям и запрещениям, пробьет себе дорогу, раз уже производство стало товарным.

Внешнюю торговлю Радищев, как и многие его современники, не считал важным источником государственного богатства. Даже для Сибири, основным занятием жителей которой была охота на пушного зверя и где благосостояние зверопромышленников зависело от продажи продуктов охоты, Радищев не считал внешнюю торговлю основой хозяйственного процветания.

Радищев рассматривал деньги прежде всего как средство обращения, устраняющее неудобства меновой торговли. Он впервые в истории мировой экономической науки дал четкое определение бумажных и показал их принципиальное отличие от металлических денег. Он считал, что бумажные деньги и разменная монета выполняют свои функции в обращении как знаки золота, его представители. Поэтому чрезмерный выпуск бумажных денег приводит к расстройству денежного обращения, к всеобщему повышению цен.

По мнению Радищева, проблема налогов является одной из центральных проблем экономической политики. Он считал, что только на основании тщательного изучения состояния производства по отдельным районам страны можно установить твердое положение о налогах, которые не отягощали бы народ, а способствовали дальнейшему хозяйственному развитию страны. Вместе с тем надо добиваться того, чтобы народ хорошо знал, сколько кто должен платить, чтобы иметь возможность лучше защищать свои интересы и противостоять незаконным поборам и притеснениям.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) первым в русской литературе дал систематическую и всестороннюю критику экономических основ крепостничества. Революционность Радищева, демократизм его взглядов выразились как в методе решения главной проблемы – ликвидации крепостничества и самодержавия путем народной революции, так и в предложенных им формах экономического преобразования общества в интересах народа.

Радищев являлся одним из первых русских экономистов, обратившихся к анализу производства. Он исходил из представления о труде как источнике общественного богатства и постоянно связывал проблему производительности труда с его общественной формой.

Основным вопросом всех работ Радищева был вопрос о необходимости ликвидации крепостного права. Анализируя крепостническое производство, Радищев видел экономический вред от порабощения человека человеком прежде всего в низкой производительности труда крепостных. Крестьяне были лишены заинтересованности в своем труде на барском поле. Ни основное средство труда(земля), ни продукты труда крепостному крестьянину не принадлежали.

Радищев считал, что бедность страны происходит от того, что земля захвачена помещиками и земледелие ведется не в интересах народа. По мнению Радищева, только земледелец, крестьянин должен иметь право собственности на землю. Он считал право собственности важнейшим правом гражданина – общественного человека.

Радищев признавал необходимость свободы внутренней торговли. Он писал, что торговля не терпит никаких преград и стихийно, как водный поток, в обход всяким узаконениям и запрещениям, пробьет себе дорогу, раз уже производство стало товарным.

Внешнюю торговлю Радищев, как и многие его современники, не считал важным источником государственного богатства. Даже для Сибири, основным занятием жителей которой была охота на пушного зверя и где благосостояние зверопромышленников зависело от продажи продуктов охоты, Радищев не считал внешнюю торговлю основой хозяйственного процветания.

Радищев рассматривал деньги прежде всего как средство обращения, устраняющее неудобства меновой торговли. Он впервые в истории мировой экономической науки дал четкое определение бумажных и показал их принципиальное отличие от металлических денег. Он считал, что бумажные деньги и разменная монета выполняют свои функции в обращении как знаки золота, его представители. Поэтому чрезмерный выпуск бумажных денег приводит к расстройству денежного обращения, к всеобщему повышению цен.

По мнению Радищева, проблема налогов является одной из центральных проблем экономической политики. Он считал, что только на основании тщательного изучения состояния производства по отдельным районам страны можно установить твердое положение о налогах, которые не отягощали бы народ, а способствовали дальнейшему хозяйственному развитию страны. Вместе с тем надо добиваться того, чтобы народ хорошо знал, сколько кто должен платить, чтобы иметь возможность лучше защищать свои интересы и противостоять незаконным поборам и притеснениям.