2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ И ВАВИЛОНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
На территории древней Азии образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей.
На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Наиболее важными принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (ХХИ в. до н. э.) и «Речение Ипусера» (начало ХVIII в. до н. э.). В первом памятнике отражены экономические функции государства, «правила» государственного управления, методы управления хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. В «Речении Ипусера» описаны социальный переворот («простолюдины страны стали богатыми»), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Главная идея этого речения – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций, долгового рабства и ростовщичества во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.
Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, так как люди неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали «владеть устами», бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать.
В Вавилонии – древневосточном государстве, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, наибольшую известность имеют два сборника: "1)законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), в которых толковались хозяйственные вопросы;
2)законы царя первой вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), или кодекс законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны (из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну) вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы «сильный не притеснял слабого», предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.
Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
1) посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
2) за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли;
3) срокдолгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3 лет, а сам долг отменяется по отбывании срока наказания;
4) предел денежной ссуды не может превышать 20 %, натуральной – 33 % от ее первоначальной суммы. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешаются наем ремесленников, работорговля.
На территории древней Азии образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей.
На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Наиболее важными принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (ХХИ в. до н. э.) и «Речение Ипусера» (начало ХVIII в. до н. э.). В первом памятнике отражены экономические функции государства, «правила» государственного управления, методы управления хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. В «Речении Ипусера» описаны социальный переворот («простолюдины страны стали богатыми»), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Главная идея этого речения – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций, долгового рабства и ростовщичества во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.
Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, так как люди неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали «владеть устами», бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать.
В Вавилонии – древневосточном государстве, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, наибольшую известность имеют два сборника: "1)законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), в которых толковались хозяйственные вопросы;
2)законы царя первой вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), или кодекс законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны (из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну) вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы «сильный не притеснял слабого», предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.
Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
1) посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
2) за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли;
3) срокдолгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3 лет, а сам долг отменяется по отбывании срока наказания;
4) предел денежной ссуды не может превышать 20 %, натуральной – 33 % от ее первоначальной суммы. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешаются наем ремесленников, работорговля.