1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
В странах Древнего Востока отмечаются ранние проявления экономической мысли, что объясняется благоприятными экономическими условиями, теплым климатом.
Основой экономики того периода являлось земледелие. Постепенно возникали прочные людские поселения, совершенствовались методы агрокультуры, повышались урожаи, строились ирригационные системы. В результате появилась возможность накопления материального богатства.
Страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Уже в IV тысячелетии до н. э. в них зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности.
Экономическая мысль пыталась решить возникающие острые проблемы, она отражалась и в хозяйственном законодательстве, и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.
Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства, распределения воды, ремонта каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников крестьяне боролись за сохранение общины. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны).
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, рабовладельческие государства часто распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько раз).
С момента появления государство играло исключительно важную роль в экономической истории. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни (регулирование ирригации и т. д.) определило специфику азиатского способа производства. Проблемы его развития находят отражения в ряде дошедших до нас письменных источников. В частности, ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля (когда возникает торговля, тогда производство становится товарным). Так, в экономической мысли появляется тема для дебатов – о преимуществе натурального и товарного хозяйств.
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:
1) рабство;
2) община;
3) государство;
4) натуральное и товарное производство.
В странах Древнего Востока отмечаются ранние проявления экономической мысли, что объясняется благоприятными экономическими условиями, теплым климатом.
Основой экономики того периода являлось земледелие. Постепенно возникали прочные людские поселения, совершенствовались методы агрокультуры, повышались урожаи, строились ирригационные системы. В результате появилась возможность накопления материального богатства.
Страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Уже в IV тысячелетии до н. э. в них зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности.
Экономическая мысль пыталась решить возникающие острые проблемы, она отражалась и в хозяйственном законодательстве, и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.
Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства, распределения воды, ремонта каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников крестьяне боролись за сохранение общины. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны).
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, рабовладельческие государства часто распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько раз).
С момента появления государство играло исключительно важную роль в экономической истории. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни (регулирование ирригации и т. д.) определило специфику азиатского способа производства. Проблемы его развития находят отражения в ряде дошедших до нас письменных источников. В частности, ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля (когда возникает торговля, тогда производство становится товарным). Так, в экономической мысли появляется тема для дебатов – о преимуществе натурального и товарного хозяйств.
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:
1) рабство;
2) община;
3) государство;
4) натуральное и товарное производство.