8. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.

Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.

Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторону их деятельности к естественной сфере экономики, а другую сторону – к неестественной сфере – хрематистике.

Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей земледелия, тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворить насущные жизненные потребности человека, и поэтому она должна быть объектом государственного управления.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.

В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладельческого государственного устройства, он искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни.

К издержкам концепции Аристотеля следует отнести двойственную характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует акт наживы и дает основание считать меновую стоимость категорией хрематистики.

С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. Такие формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере хрематистики.

Аристотель говорил, что ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является противо-природным, оно делает денежные знаки предметомсобственности, они утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы.

Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.

Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.

Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторону их деятельности к естественной сфере экономики, а другую сторону – к неестественной сфере – хрематистике.

Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей земледелия, тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворить насущные жизненные потребности человека, и поэтому она должна быть объектом государственного управления.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.

В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладельческого государственного устройства, он искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни.

К издержкам концепции Аристотеля следует отнести двойственную характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует акт наживы и дает основание считать меновую стоимость категорией хрематистики.

С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. Такие формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере хрематистики.

Аристотель говорил, что ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является противо-природным, оно делает денежные знаки предметомсобственности, они утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы.

Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.