8. УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.
Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.
Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторону их деятельности к естественной сфере экономики, а другую сторону – к неестественной сфере – хрематистике.
Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей земледелия, тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворить насущные жизненные потребности человека, и поэтому она должна быть объектом государственного управления.
Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.
В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладельческого государственного устройства, он искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни.
К издержкам концепции Аристотеля следует отнести двойственную характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует акт наживы и дает основание считать меновую стоимость категорией хрематистики.
С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. Такие формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере хрематистики.
Аристотель говорил, что ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является противо-природным, оно делает денежные знаки предметомсобственности, они утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы.
Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.
Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.
Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.
Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторону их деятельности к естественной сфере экономики, а другую сторону – к неестественной сфере – хрематистике.
Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей земледелия, тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель – удовлетворить насущные жизненные потребности человека, и поэтому она должна быть объектом государственного управления.
Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций, ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере – обладание деньгами.
В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладельческого государственного устройства, он искусственно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни.
К издержкам концепции Аристотеля следует отнести двойственную характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует акт наживы и дает основание считать меновую стоимость категорией хрематистики.
С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций. Такие формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере хрематистики.
Аристотель говорил, что ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть и является противо-природным, оно делает денежные знаки предметомсобственности, они утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы.
Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Экономические воззрения Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую ткань рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах ощутимо стремление вычленить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.