41. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Начало экономической науке в Германии было положено Фридрихом Листом (1789–1846), известным ученым и патриотом, которому неоднократно приходилось жертвовать карьерой и благополучием за право отстаивать идею объединения страны (которое произошло в 1871 г.). Германия 1830-1860-х гг. дала истории экономических учений первый пример открытой критики идей классической школы.
Ядром взглядов Ф. Листа служила теория «национальной экономии», разработанная в работе «Национальная система политической экономии»
(1842 г.).
Он утверждал, что хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства. Поэтому для каждой страны следует создать свою «национальную экономию». Эта теория отличалась от политической экономии классической школы, представители которой считали, что бессмысленно искать универсальные для каждой страны экономические законы. Представители исторической школы классики, в сущности, переносили сделанные на опыте Англии выводы на весь мир и объявляли эти выводы «универсальными экономическими законами».
Противоположны были их позиции и по вопросу роли государства в экономике. Представители исторической школы считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у «классиков». Это отражало исторические особенности Германии XIX в., где государство служило «локомотивом» экономического прогресса. Расхождение касалось и курса внешнеэкономической политики: если классики защищали фритредерство, то «историки» были сторонниками политики протекционизма (защиты, создания благоприятных условий для собственныхтоваропроизводителей).
Пика популярности традиции германской экономической науки достигли в период деятельности «новой исторической школы» {ГербертШмоллер (1838–1917), Луйо Брентано (1844–1931)).
Их сторонники и последователи в 60–80 гг. XIX в. едва ли не монополизировали кафедры Европы. Часто данный период характеризуют как кризис экономической науки. Это не лишено оснований, так как традиции исторической школы – нигилизм по отношению к каким бы то ни было теоретическим обобщениям и абстракциям, без чего немыслима наука.
Интересным направлением исследований исторической школы стали более или менее удачные варианты периодизации всеобщей экономической истории.
Ф. Лист выделял в экономической истории пять стадий:
1) стадию дикости;
2) пастушескую стадию;
3) земледельческую стадию;
4) земледельческо-мануфактурную стадию;
5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую стадию.
Заслуга исторической школы состоит в том, что: 1)представители этой школы впервые указали на существенные различия экономических систем;
2) подчеркивали гуманитарный характер экономической науки;
3) при этом отрицали экономическую науку как науку, так как стремились не к объяснению и предвидению тенденций хозяйственного развития (как классики), а лишь к описанию, накоплению фактов, предоставив делать выводы истории.
Начало экономической науке в Германии было положено Фридрихом Листом (1789–1846), известным ученым и патриотом, которому неоднократно приходилось жертвовать карьерой и благополучием за право отстаивать идею объединения страны (которое произошло в 1871 г.). Германия 1830-1860-х гг. дала истории экономических учений первый пример открытой критики идей классической школы.
Ядром взглядов Ф. Листа служила теория «национальной экономии», разработанная в работе «Национальная система политической экономии»
(1842 г.).
Он утверждал, что хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства. Поэтому для каждой страны следует создать свою «национальную экономию». Эта теория отличалась от политической экономии классической школы, представители которой считали, что бессмысленно искать универсальные для каждой страны экономические законы. Представители исторической школы классики, в сущности, переносили сделанные на опыте Англии выводы на весь мир и объявляли эти выводы «универсальными экономическими законами».
Противоположны были их позиции и по вопросу роли государства в экономике. Представители исторической школы считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательству государства в экономику у «классиков». Это отражало исторические особенности Германии XIX в., где государство служило «локомотивом» экономического прогресса. Расхождение касалось и курса внешнеэкономической политики: если классики защищали фритредерство, то «историки» были сторонниками политики протекционизма (защиты, создания благоприятных условий для собственныхтоваропроизводителей).
Пика популярности традиции германской экономической науки достигли в период деятельности «новой исторической школы» {ГербертШмоллер (1838–1917), Луйо Брентано (1844–1931)).
Их сторонники и последователи в 60–80 гг. XIX в. едва ли не монополизировали кафедры Европы. Часто данный период характеризуют как кризис экономической науки. Это не лишено оснований, так как традиции исторической школы – нигилизм по отношению к каким бы то ни было теоретическим обобщениям и абстракциям, без чего немыслима наука.
Интересным направлением исследований исторической школы стали более или менее удачные варианты периодизации всеобщей экономической истории.
Ф. Лист выделял в экономической истории пять стадий:
1) стадию дикости;
2) пастушескую стадию;
3) земледельческую стадию;
4) земледельческо-мануфактурную стадию;
5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую стадию.
Заслуга исторической школы состоит в том, что: 1)представители этой школы впервые указали на существенные различия экономических систем;
2) подчеркивали гуманитарный характер экономической науки;
3) при этом отрицали экономическую науку как науку, так как стремились не к объяснению и предвидению тенденций хозяйственного развития (как классики), а лишь к описанию, накоплению фактов, предоставив делать выводы истории.