45. А. МАРШАЛЛ – ЛИДЕР КЕМБРИДЖСКОЙ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИСТОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Теория кембриджской школы представлена исследованиями Альфреда Маршалла (1842–1924), Фрэнсиса Эджуорта (1845–1926), Артура Сесила Пигу (1877–1959).
1. Наиболее серьезный вклад внес А. Маршалл, один из крупнейших буржуазных ученых в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и других течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.
В центре внимания экономистов кембриджской школы находился механизм рыночного формирования цен. Маршалл считал, что с одной стороны рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Согласно А. Маршаллу это идеальная картина рыночного взаимодействия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены. Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие. Равноправие исчезает: то спрос, то предложение берет на себя роль лавного регулятора цены.
Представляют интерес исследования А. Маршаллом проблем спроса на отдельные товары, точнее, разработанная им концепция эластичности спроса.
Маршалл поставил спрос на определенный товар в зависимость от трех главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причем особое место отводилось первому из них.
Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель еще согласен уплатить за данный товар, она становится верхним пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, не зависимой от рынка ценой спроса, и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно отсюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой путь в сторону рыночного равновесия.
В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая роль принадлежит понятию предельных издержек, под которой понимались издержки производства последней единицы определенного товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой(ценой предложения), по которой предприниматель еще готов поставлять свой товар на рынок.
Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определенных факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.
Теория кембриджской школы представлена исследованиями Альфреда Маршалла (1842–1924), Фрэнсиса Эджуорта (1845–1926), Артура Сесила Пигу (1877–1959).
1. Наиболее серьезный вклад внес А. Маршалл, один из крупнейших буржуазных ученых в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии», стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и других течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.
В центре внимания экономистов кембриджской школы находился механизм рыночного формирования цен. Маршалл считал, что с одной стороны рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Согласно А. Маршаллу это идеальная картина рыночного взаимодействия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены. Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие. Равноправие исчезает: то спрос, то предложение берет на себя роль лавного регулятора цены.
Представляют интерес исследования А. Маршаллом проблем спроса на отдельные товары, точнее, разработанная им концепция эластичности спроса.
Маршалл поставил спрос на определенный товар в зависимость от трех главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причем особое место отводилось первому из них.
Поскольку предельная полезность равна той максимальной цене, которую покупатель еще согласен уплатить за данный товар, она становится верхним пределом колебания рыночной цены. Максимальная цена, утверждал А. Маршалл, является автономной, не зависимой от рынка ценой спроса, и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно отсюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой путь в сторону рыночного равновесия.
В созданной экономистами кембриджской школы теории предложения ведущая роль принадлежит понятию предельных издержек, под которой понимались издержки производства последней единицы определенного товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршалл отождествлял предельные издержки с той минимальной ценой(ценой предложения), по которой предприниматель еще готов поставлять свой товар на рынок.
Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определенных факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.