50. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА: ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров и цены, является их предельная полезность. Отсюда вывод, что производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческих потребностей, т. е. не обладают непосредственной полезностью.
В реальной экономике производительные блага имеют ценность, и их цена формирует издержки производства. Проблема издержек в рамках представлений австрийской школы решается следующим образом.
Теория издержек производства распадается на две теории: теорию объективных издержек и теорию субъективных издержек.
Теория объективных издержек характерна для классической школы, которая выводила из так называемых естественных норм вознаграждения цены факторов производства, а уровни определялись отдельными теориями. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, зарплата – долгосрочными издержками средств существования рабочего, а норма прибыли представляла собой остаточную величину.
В рамках классической школы не ставилась под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую школу называют субъективно-психологической школой. Она объявила, что реальные издержки – не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы Визер разработал субъективную теорию издержек. Посылками для теории являются два положения: 1)производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение; 2) предложение представляет собой обратную сторону спроса, спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. Это предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами, издержки представляют собой не что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования. Автором «концепции альтернативных затрат» можно считать Вернера. Из данной концепции следует, что стоимость производительных благ носит потенциальный характер, являясь стоимостью тех предметов потребления, которыми мы пожертвовали для производства этих благ. И, следовательно, каждому производительному фактору должна быть вменена соответствующая часть потребительных благ, которые произведены этими факторами.
Это положение представляет собой соединение концепции Ж. Б. Сея о трех факторах производства с теорией предельной полезности. Но даже если принять эту позицию, то остается открытым вопрос: «Какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена на счет того или иного производительного блага?» У представителей австрийской школы ответа на этот вопрос нет. Тем не менее положение о том, что ценность средств производства носит производный характер, вошла в современный курс экономики как положение о производном характере спроса на факторы производства, зависящего от спроса на конечную продукцию.
Единственным фактором, определяющим пропорции обмена товаров и цены, является их предельная полезность. Отсюда вывод, что производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческих потребностей, т. е. не обладают непосредственной полезностью.
В реальной экономике производительные блага имеют ценность, и их цена формирует издержки производства. Проблема издержек в рамках представлений австрийской школы решается следующим образом.
Теория издержек производства распадается на две теории: теорию объективных издержек и теорию субъективных издержек.
Теория объективных издержек характерна для классической школы, которая выводила из так называемых естественных норм вознаграждения цены факторов производства, а уровни определялись отдельными теориями. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, зарплата – долгосрочными издержками средств существования рабочего, а норма прибыли представляла собой остаточную величину.
В рамках классической школы не ставилась под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую школу называют субъективно-психологической школой. Она объявила, что реальные издержки – не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы Визер разработал субъективную теорию издержек. Посылками для теории являются два положения: 1)производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение; 2) предложение представляет собой обратную сторону спроса, спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. Это предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами, издержки представляют собой не что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования. Автором «концепции альтернативных затрат» можно считать Вернера. Из данной концепции следует, что стоимость производительных благ носит потенциальный характер, являясь стоимостью тех предметов потребления, которыми мы пожертвовали для производства этих благ. И, следовательно, каждому производительному фактору должна быть вменена соответствующая часть потребительных благ, которые произведены этими факторами.
Это положение представляет собой соединение концепции Ж. Б. Сея о трех факторах производства с теорией предельной полезности. Но даже если принять эту позицию, то остается открытым вопрос: «Какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена на счет того или иного производительного блага?» У представителей австрийской школы ответа на этот вопрос нет. Тем не менее положение о том, что ценность средств производства носит производный характер, вошла в современный курс экономики как положение о производном характере спроса на факторы производства, зависящего от спроса на конечную продукцию.