43. УТОПИЧЕСКИЕ МЕЧТЫ Р. ОУЭНА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Утопию Роберта Оуэна (1771–1858) отличает реализм и практицизм. Он мечтал об обществе, где одновременно с огромным ростом производства и богатства будет гармонично развиваться и сам человек, где возрастет ценность человеческой личности.
Цель его экспериментов: выяснить решающее влияние среды на формирование характера человека. Под словом «среда» он понимал весь спектр условий жизни человека – от материальных условий до нравственного климата. Он считал, что можно создать хороший нравственный климат в обществе благодаря воспитанию людей просвещенным и гуманным руководителем.
В основе взглядов Оуэна лежит трудовая теория стоимости Д. Рикардо. Но в отличие от него Оуэн считает, что фактически при капитализме обмен не совершается по труду. Обмен по труду предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара.
Экономические взгляды Оуэна были связаны с его планом радикального преобразования общества, включая производственные отношения. Справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы. Лишь в обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд «по полной стоимости».
Ячейкой коммунистического общества у Оуэна является небольшая кооперативная община с желательным числом членов от 800 до 1200. Частная собственность и классы в общинах полностью отсутствуют, все трудятся сообща, без капиталистов-нанимателей. Единственное различие может быть в возрасте и опытности.
В 1800 г. Оуэн стал совладельцем прядильно-ткац-кого предприятия в Шотландии. В 1802 г. Оуэн переходит к решению социальных задач: 1)призывал всех к дисциплине, чистоте, порядку, организованности. Все проступки наказывались только административными и моральными мерами (публичными обсуждением и осуждением), не было никаких карательных мер;
2) создал для рабочих элементарные человеческие условия труда и жизни и получил отдачу как в виде повышения производительности труда, так и в виде социального оздоровления. Появились организационная и социальная активность рабочих, элементы самоуправления;
3) реальный доход на душу населения стал выше, чем в других поселках; заработная плата выплачивалась даже в период вынужденной остановки предприятия по причине кризиса;
4) сократил рабочий день с 13–14 ч (как везде в то время) до 10,5 ч;
5) ввел пенсии для престарелых, организовал кассы взаимопомощи;
6) строил сносные жилища для рабочих и сдавал их за льготную плату;
7) организовал добросовестную розничную торговлю по сниженным ценам;
8) создал много школ для детей, облегчив их труд на фабрике.
Оуэн стал проповедником коммунистической модели для всего мира. Он являлся также организатором первых британских профсоюзов.
В 1832 г. он организовал Биржу справедливого обмена труда.
В 1833–1834 гг. Оуэн руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов.
Многие из его идей воплотились только в XX в. (например, социальная инженерия и патернализм).
Утопию Роберта Оуэна (1771–1858) отличает реализм и практицизм. Он мечтал об обществе, где одновременно с огромным ростом производства и богатства будет гармонично развиваться и сам человек, где возрастет ценность человеческой личности.
Цель его экспериментов: выяснить решающее влияние среды на формирование характера человека. Под словом «среда» он понимал весь спектр условий жизни человека – от материальных условий до нравственного климата. Он считал, что можно создать хороший нравственный климат в обществе благодаря воспитанию людей просвещенным и гуманным руководителем.
В основе взглядов Оуэна лежит трудовая теория стоимости Д. Рикардо. Но в отличие от него Оуэн считает, что фактически при капитализме обмен не совершается по труду. Обмен по труду предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара.
Экономические взгляды Оуэна были связаны с его планом радикального преобразования общества, включая производственные отношения. Справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы. Лишь в обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд «по полной стоимости».
Ячейкой коммунистического общества у Оуэна является небольшая кооперативная община с желательным числом членов от 800 до 1200. Частная собственность и классы в общинах полностью отсутствуют, все трудятся сообща, без капиталистов-нанимателей. Единственное различие может быть в возрасте и опытности.
В 1800 г. Оуэн стал совладельцем прядильно-ткац-кого предприятия в Шотландии. В 1802 г. Оуэн переходит к решению социальных задач: 1)призывал всех к дисциплине, чистоте, порядку, организованности. Все проступки наказывались только административными и моральными мерами (публичными обсуждением и осуждением), не было никаких карательных мер;
2) создал для рабочих элементарные человеческие условия труда и жизни и получил отдачу как в виде повышения производительности труда, так и в виде социального оздоровления. Появились организационная и социальная активность рабочих, элементы самоуправления;
3) реальный доход на душу населения стал выше, чем в других поселках; заработная плата выплачивалась даже в период вынужденной остановки предприятия по причине кризиса;
4) сократил рабочий день с 13–14 ч (как везде в то время) до 10,5 ч;
5) ввел пенсии для престарелых, организовал кассы взаимопомощи;
6) строил сносные жилища для рабочих и сдавал их за льготную плату;
7) организовал добросовестную розничную торговлю по сниженным ценам;
8) создал много школ для детей, облегчив их труд на фабрике.
Оуэн стал проповедником коммунистической модели для всего мира. Он являлся также организатором первых британских профсоюзов.
В 1832 г. он организовал Биржу справедливого обмена труда.
В 1833–1834 гг. Оуэн руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов.
Многие из его идей воплотились только в XX в. (например, социальная инженерия и патернализм).