57. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Э. ЧЕМБЕРЛИНА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Эдвард Хастингс Чемберлин (1899–1967) ввел понятие «монополистическая конкуренция», которая, по его мнению, вытекает из существования монополии по дифференциации продукта.
Монополия по дифференциации продукта предполагает ситуацию, когда, производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной властью на рынке. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верным в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции).
Продукт дифференцируется не только по различным свойствам продукта, но и по условиям реализации, а также услугами, сопутствующими продаже, и пространственному нахождению. Если так трактовать монополию, то можно признать, что монополия существует во всей системе рыночных цен.
Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом, и монополистом. Пределы власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта, означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительского качества продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке, т. е. монополистическая прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию.
Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В его модели объем спроса и его эластичность выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование вкусов и предпочтений покупателей. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все потребности социальны, т. е. порождены общественным мнением. Отсюда Чемберлин делает вывод, что цена – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.
Чемберлин характеризует новый подход по цене и стоимости. Его модель подразумевает поиск оптимального объема производства и, соответственно, уровня цены, обеспечивающих фирме максимальную прибыль.
Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирмы максимизируют прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Это объясняется тем, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж.
Неслучайно в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта», которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассмотренных им как издержки приспособления продукта к спросу.
Эдвард Хастингс Чемберлин (1899–1967) ввел понятие «монополистическая конкуренция», которая, по его мнению, вытекает из существования монополии по дифференциации продукта.
Монополия по дифференциации продукта предполагает ситуацию, когда, производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной властью на рынке. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верным в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции).
Продукт дифференцируется не только по различным свойствам продукта, но и по условиям реализации, а также услугами, сопутствующими продаже, и пространственному нахождению. Если так трактовать монополию, то можно признать, что монополия существует во всей системе рыночных цен.
Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом, и монополистом. Пределы власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта, означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительского качества продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке, т. е. монополистическая прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может быть создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию.
Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В его модели объем спроса и его эластичность выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование вкусов и предпочтений покупателей. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все потребности социальны, т. е. порождены общественным мнением. Отсюда Чемберлин делает вывод, что цена – не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.
Чемберлин характеризует новый подход по цене и стоимости. Его модель подразумевает поиск оптимального объема производства и, соответственно, уровня цены, обеспечивающих фирме максимальную прибыль.
Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирмы максимизируют прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Это объясняется тем, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж.
Неслучайно в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта», которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассмотренных им как издержки приспособления продукта к спросу.