58. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДЖОАН РОБИНСОН

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Автор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983) закончила Кембриджский университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения школы А. Маршалла. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути.

Главная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной.

Прежде всего, как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т. е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купитьтовар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.

Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренциюувязывал с одной из характеристикестественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы.

В содержательной части «Экономической теории несовершенной конкуренции» сущность монополии рассматривается негативно как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды.

Поэтому укрупненно в этой работе можно выделить следующие положения:

1) по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли;

2) как считает Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные;

3) на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией возможна ситуация, требующая выяснения, каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей.

Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действуют масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т. е. монополией покупателей.

Автор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983) закончила Кембриджский университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения школы А. Маршалла. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути.

Главная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной.

Прежде всего, как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т. е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купитьтовар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.

Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренциюувязывал с одной из характеристикестественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы.

В содержательной части «Экономической теории несовершенной конкуренции» сущность монополии рассматривается негативно как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды.

Поэтому укрупненно в этой работе можно выделить следующие положения:

1) по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли;

2) как считает Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные;

3) на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией возможна ситуация, требующая выяснения, каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей.

Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действуют масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т. е. монополией покупателей.