42. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Франция начала XIX в. представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий.

1. РодоночальникКлод Анpи Сен-Симон (1760–1825). В 1823–1824 гг. он пишет основной труд – «Катехизис промышленников (индустриа-лов)». Работает над вопросом, что такое промыш-ленник. Промышленник – это человек, который трудится для производства или доставки разным членам общества одного или нескольких материальных благ, удовлетворяющих их потребности или физические нужды (фабриканты, купцы, извозчики, матросы торгового флота).

Промышленный класс должен занять первенствующее положение, так как он важнее всех и может обходиться без других классов. Но никто не может обойтись без него, так как он существует своими собственными силами и свом собственным трудом (работающий собственник).

Сен-Симон считал, что промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справляться, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола. Они – лучшие администраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий.

Промышленный режим есть режим, который может дать людям наибольшую меру общей и индивидуальной свободы.

Переход к новому обществу промышленников и индустриалов, который сменит капитализм, должен произойти мирным путем благодаря реформированию кредитно-денежной системы банкирами. У Сен-Симона нет сомнений в том, что капитализм не последний строй в экономической истории и на смену ему придет новое общественное устройство.

2. Вторым «великим утопистом» Франции стал Фуpье (1777–1837). В 1829 г. вышла его работа, в которой были изложены положения будущего общества – «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.).

История человечества проходит три периода:

1) период, предшествующий производственной деятельности (первобытное общество, для которого характерны дикость и бездеятельность);

2) раздробленное, обманное, отталкивающее производство:

а) патриархат (мелкое производство);

б) варварство(среднее производство); в) цивилизация (крупное производство);

3) социетарное, правдивое, привлекательное производство:

а) гармонизм (полуассоциация);

б) социантизм (простая ассоциация);

в) гармонизм (сложная ассоциация).

На смену капитализму придет новый строй, и этот третий строй в высшей точке развития будет называться гармонией.

Основой нового строя будет фаланга – подобие общины, трудовая ассоциация с большей долей сельского хозяйства. В этой фаланге существует всеобщность труда. Для того чтобы общины существовали, нужны средства. Фурье предлагает создать ассоциацию акционеров. Они могут купить свои акции или заработать трудом.

Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Франция начала XIX в. представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий.

1. РодоночальникКлод Анpи Сен-Симон (1760–1825). В 1823–1824 гг. он пишет основной труд – «Катехизис промышленников (индустриа-лов)». Работает над вопросом, что такое промыш-ленник. Промышленник – это человек, который трудится для производства или доставки разным членам общества одного или нескольких материальных благ, удовлетворяющих их потребности или физические нужды (фабриканты, купцы, извозчики, матросы торгового флота).

Промышленный класс должен занять первенствующее положение, так как он важнее всех и может обходиться без других классов. Но никто не может обойтись без него, так как он существует своими собственными силами и свом собственным трудом (работающий собственник).

Сен-Симон считал, что промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справляться, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола. Они – лучшие администраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий.

Промышленный режим есть режим, который может дать людям наибольшую меру общей и индивидуальной свободы.

Переход к новому обществу промышленников и индустриалов, который сменит капитализм, должен произойти мирным путем благодаря реформированию кредитно-денежной системы банкирами. У Сен-Симона нет сомнений в том, что капитализм не последний строй в экономической истории и на смену ему придет новое общественное устройство.

2. Вторым «великим утопистом» Франции стал Фуpье (1777–1837). В 1829 г. вышла его работа, в которой были изложены положения будущего общества – «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.).

История человечества проходит три периода:

1) период, предшествующий производственной деятельности (первобытное общество, для которого характерны дикость и бездеятельность);

2) раздробленное, обманное, отталкивающее производство:

а) патриархат (мелкое производство);

б) варварство(среднее производство); в) цивилизация (крупное производство);

3) социетарное, правдивое, привлекательное производство:

а) гармонизм (полуассоциация);

б) социантизм (простая ассоциация);

в) гармонизм (сложная ассоциация).

На смену капитализму придет новый строй, и этот третий строй в высшей точке развития будет называться гармонией.

Основой нового строя будет фаланга – подобие общины, трудовая ассоциация с большей долей сельского хозяйства. В этой фаланге существует всеобщность труда. Для того чтобы общины существовали, нужны средства. Фурье предлагает создать ассоциацию акционеров. Они могут купить свои акции или заработать трудом.