42. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Франция начала XIX в. представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий.
1. Родоночальник – Клод Анpи Сен-Симон (1760–1825). В 1823–1824 гг. он пишет основной труд – «Катехизис промышленников (индустриа-лов)». Работает над вопросом, что такое промыш-ленник. Промышленник – это человек, который трудится для производства или доставки разным членам общества одного или нескольких материальных благ, удовлетворяющих их потребности или физические нужды (фабриканты, купцы, извозчики, матросы торгового флота).
Промышленный класс должен занять первенствующее положение, так как он важнее всех и может обходиться без других классов. Но никто не может обойтись без него, так как он существует своими собственными силами и свом собственным трудом (работающий собственник).
Сен-Симон считал, что промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справляться, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола. Они – лучшие администраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий.
Промышленный режим есть режим, который может дать людям наибольшую меру общей и индивидуальной свободы.
Переход к новому обществу промышленников и индустриалов, который сменит капитализм, должен произойти мирным путем благодаря реформированию кредитно-денежной системы банкирами. У Сен-Симона нет сомнений в том, что капитализм не последний строй в экономической истории и на смену ему придет новое общественное устройство.
2. Вторым «великим утопистом» Франции стал Фуpье (1777–1837). В 1829 г. вышла его работа, в которой были изложены положения будущего общества – «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.).
История человечества проходит три периода:
1) период, предшествующий производственной деятельности (первобытное общество, для которого характерны дикость и бездеятельность);
2) раздробленное, обманное, отталкивающее производство:
а) патриархат (мелкое производство);
б) варварство(среднее производство); в) цивилизация (крупное производство);
3) социетарное, правдивое, привлекательное производство:
а) гармонизм (полуассоциация);
б) социантизм (простая ассоциация);
в) гармонизм (сложная ассоциация).
На смену капитализму придет новый строй, и этот третий строй в высшей точке развития будет называться гармонией.
Основой нового строя будет фаланга – подобие общины, трудовая ассоциация с большей долей сельского хозяйства. В этой фаланге существует всеобщность труда. Для того чтобы общины существовали, нужны средства. Фурье предлагает создать ассоциацию акционеров. Они могут купить свои акции или заработать трудом.
Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Франция начала XIX в. представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий.
1. Родоночальник – Клод Анpи Сен-Симон (1760–1825). В 1823–1824 гг. он пишет основной труд – «Катехизис промышленников (индустриа-лов)». Работает над вопросом, что такое промыш-ленник. Промышленник – это человек, который трудится для производства или доставки разным членам общества одного или нескольких материальных благ, удовлетворяющих их потребности или физические нужды (фабриканты, купцы, извозчики, матросы торгового флота).
Промышленный класс должен занять первенствующее положение, так как он важнее всех и может обходиться без других классов. Но никто не может обойтись без него, так как он существует своими собственными силами и свом собственным трудом (работающий собственник).
Сен-Симон считал, что промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справляться, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола. Они – лучшие администраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий.
Промышленный режим есть режим, который может дать людям наибольшую меру общей и индивидуальной свободы.
Переход к новому обществу промышленников и индустриалов, который сменит капитализм, должен произойти мирным путем благодаря реформированию кредитно-денежной системы банкирами. У Сен-Симона нет сомнений в том, что капитализм не последний строй в экономической истории и на смену ему придет новое общественное устройство.
2. Вторым «великим утопистом» Франции стал Фуpье (1777–1837). В 1829 г. вышла его работа, в которой были изложены положения будущего общества – «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.).
История человечества проходит три периода:
1) период, предшествующий производственной деятельности (первобытное общество, для которого характерны дикость и бездеятельность);
2) раздробленное, обманное, отталкивающее производство:
а) патриархат (мелкое производство);
б) варварство(среднее производство); в) цивилизация (крупное производство);
3) социетарное, правдивое, привлекательное производство:
а) гармонизм (полуассоциация);
б) социантизм (простая ассоциация);
в) гармонизм (сложная ассоциация).
На смену капитализму придет новый строй, и этот третий строй в высшей точке развития будет называться гармонией.
Основой нового строя будет фаланга – подобие общины, трудовая ассоциация с большей долей сельского хозяйства. В этой фаланге существует всеобщность труда. Для того чтобы общины существовали, нужны средства. Фурье предлагает создать ассоциацию акционеров. Они могут купить свои акции или заработать трудом.