64. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Либерально-реформистское направление марксизма в России («легальный марксизм») развивали М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков.
М. И. Туган-Барановский (1865–1919) был одним из наиболее популярных, признанных в стране и за рубежом экономистов конца XIX – начала XX вв. Это было обусловлено как многогранностью его научной деятельности, так и значимостью разрабатываемых им проблем. В первой своей книге «Промышленные кризисы в Англии» (1894 г.) он следовал идеям II тома «Капитала» К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов.
Он отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Бара-новский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.
Итогом исследования русского капитализма стала книга «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.
Уже после 1890-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма» 1905 г.).
Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теорема Туган-Барановского».
Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый фактор. Общественный спрос Туган-Барановский рассматривал как проявление общественной потребности, общественное предложение – как результат разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.
Туган-Барановский построил концепцию разно-уровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения («Социальная теория распределения» 1913 г.). Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике «закон тенденции нормы прибыли к понижению» Маркса.
В работе «Социализм как положительное учение» Туган-Барановский рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным. Социальным идеалом, по мнению ученого, является не «социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей – вот конечная цель общественного прогресса». Однако социальный идеал «полностью никогда не будет достигнут», в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».
Либерально-реформистское направление марксизма в России («легальный марксизм») развивали М. И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, С. Н. Булгаков.
М. И. Туган-Барановский (1865–1919) был одним из наиболее популярных, признанных в стране и за рубежом экономистов конца XIX – начала XX вв. Это было обусловлено как многогранностью его научной деятельности, так и значимостью разрабатываемых им проблем. В первой своей книге «Промышленные кризисы в Англии» (1894 г.) он следовал идеям II тома «Капитала» К. Маркса, но и отмечал, что механизм кризисов кроется в недостатке банковских ресурсов.
Он отстаивал идею необходимости развития капитализма в России, отвергал тезис народников о прочности крестьянской общины, полезности ее сохранения посредством переделов земли. Рассмотрев хозяйственную эволюцию Англии, Туган-Бара-новский в противовес народникам утверждает тезис о реальном существовании и быстром росте русского капитализма.
Итогом исследования русского капитализма стала книга «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Кустарная промышленность, несмотря на широкое развитие в России, неизбежно проходит различные ступени подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой формой организации производства.
Уже после 1890-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма» 1905 г.).
Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теорема Туган-Барановского».
Трудовая стоимость – определяющий фактор, полезность блага – определяемый фактор. Общественный спрос Туган-Барановский рассматривал как проявление общественной потребности, общественное предложение – как результат разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.
Туган-Барановский построил концепцию разно-уровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости с теорией распределения («Социальная теория распределения» 1913 г.). Он модифицировал схемы воспроизводства Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике «закон тенденции нормы прибыли к понижению» Маркса.
В работе «Социализм как положительное учение» Туган-Барановский рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Он считает, что элементы принуждения сохраняются до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным. Социальным идеалом, по мнению ученого, является не «социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей – вот конечная цель общественного прогресса». Однако социальный идеал «полностью никогда не будет достигнут», в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».