Сомнение 9 и его разрешение.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23   26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

   ---------------------------

   Нам нужно одно решение в технической задаче или много?

   И.-С.Бах на одну заданную музыкальную тему написал 13 фуг.

Надо ли нам искать 13 решений? Вопрос сложный. Сейчас,

решая задачу по АРИЗ, мы ищем, как правило, одно решение.

Более того, в процессе обучения мы нацеливаем слушателей

на отыскание одного, оптимального решения.

   В /II/, например, разбор задачи и ход решения направлены

на отыскание единственного решения. Несомненно, мы говорим и показываем

слушателям, что можно найти несколько решений. А сколько?

Если встать на твердую почву реальности, то следует из

задачи "выжать" максимум решений, а затем оценить, что нам

подходит сейчас, что можно использовать в ближайшее

время, а что можно или желательно применить в будущем.

   В сомнении 4 мы уже приводили то, что надо изменять,

чтобы получать новые решения.

   Возьмем задачу из /II/:

   В строительстве наряду со сборным железобетоном сегодня

с успехом применяют и монолитный железобетон. Здания из

монолитного железобетона строят методом скользящей опалубки -

обычно металлической формы, в которую заливают бетонную

смесь. Когда смесь затвердевает, то опалубку поднимают выше

и все повторяется. Способ удобный, но есть недостаток:

бетон прилипает к опалубке. Действуя домкратами, ее все-таки

отрывают от бетона и передвигают, но поверхность стены

при этом получается со "шрамами", ее необходимо штукатурить.

   Передвинуть опалубку пока еще бетон не затвердел -нельзя,

возможна деформация стены, как быть?

   Не приводя рассмотрения этой задачи по АРИЗ, приведем

толькоперечень части решений, которые можно получить:

   1.Изменить инструмент.

   Опалубка изготавливается из материала, через который

проходит смазка - вода, масло, которые не дают возможности

сцепляться с поверхностью.

Составная опалубка:

на ее стенах образуется

ледяная пленка

   2.Изменить изделие.

   Разработать бетон, который не сцепляется с металлом.

   3.Использовать ВПР.

   Делать из бетона стенки, которые ставятся к опалубке, а

затем заливать бетон.

   Делать из металла стенки, которые остаются на бетоне.

Прокладывать органические пленки.

   4.Изменять взаимодействие.

   Использовать химические эффекты - смачиватели, позволяющие

все время на границе раздела иметь влагу.

   5.Использовать законы.

   Применять незначительные колебания опалубки.

   Можно продолжить решения и получить еще целый ряд идей.

Но можно подойти к решению этой задачи и по другому. Что

происходит в области взаимодействия бетона и опалубки?

Взаимодействие должно быть, чтобы сформировать обьем бетона

и его не должно быть, чтобы они не сцеплялись.

   Нам надо, чтобы бетон не сцеплялся с опалубкой, т.е.,

чтобы поверхность была не взаимодействующая с бетоном.

Когда влага связывается с веществом бетона, она связывает

бетон и с веществом поверхности опалубки. Есть ли такие вещества,

которые не связываются с бетоном? Например, фторопласт!

   Возможно это и есть самое простое решение. Нанесение на

металл тонкого слоя фторопласта, по-видимому, способно

предотвратить схватывание бетона с опалубкой. Возможно,

дополнительно следует фторопласт покрыть жировой пленкой.

   Можно рассмотреть еще ряд задач, но везде мы увидим, что решений

может быть достаточно много и из этого многого следует

выбирать то, которое наиболее нам подходит.

   Положительные и отрицательные сверхэффекты В.М.Герасимова

или умеем ли мы увидетьпоследствия использования идей,

полученных при решениях отдельных задач?

   Решая научные и технические задачи, организационные

и другие, мы считаем для себя главным найти идею. И это

правильно. Однако, как показывает реальная жизнь,

результаты изобретательской деятельности, а если внимтельно

посмотреть, то и всей деятельности отдельного человека

и общества мы не видим, не обучены видеть последствия нашей любой,

в том числе и изобретательской деятельности.

   Последствия же могут быть и обычно бывают положительными,

отрицательными и нейтральными. Эти последствия касаются тех,

кто хоть как-то связан с результатами деятельности. Однако,

нередко бывают последствия, которые распространяются на людей,

на первый взгляд никак не связанных с результатами деятельности.

   Например, Чернобыльская катастрофа повлияла на многие страны,

расположенные достаточно далеко от Киева.

   Некоторые последствия лежат вблизи, на поверхности и мы

их видим и иногда учитывем. Другие же последствия мы не видим,

а начинаем ощущать, чувствовать либо быстро, если не мгновенно,

либо длительное время их не чувствуем, они действуют

постепенно, вроде даже невидимо, но в конечном счете,

чувствительно.

   Один из важнейших вопросов - умеем ли мы увидеть последствия?

   Например, мне неоднократно приходилось решать задачи

в области технологии. Найденное положительное решение

впоследствии оказывалось не столь эффективным, так как

появлялся отрицательный эффект.

   Так введенная термообработка полупроводниковых приборов

стабилизировала коэффициент усиления, но зато впоследствии

привела к массовому браку по отвалу сваренных соединений.

   Дело не только в том, чтобы увидеть, понять, но и принять

меры, то есть совершить дйствия, устраняющие негативные

и использующие позитивные последствия.

   Если же действия нет, то последствия приводят к негативным,

нежелательным эффектам, которые, еще неизвестно, компенсируют

ли наше изобретение или нет, а положительные просто пропадают -

мы их не видим.

   Во всяком случае, в АРИЗ уже сейчас следует рассматривать

свои идеи, полученные результаты под углом зрения скрытых

результатов, сверхэффектов. Сверхэффекты возникают всегда и везде.

Почему?

   Можно утверждать, что на любое наше действие /бездействие/

возникает противодействие, которое либо поддерживает

наше действие /бездействие/ либо сопротивляется ему, в

результате чего возникают положительные, отрицательные или

нейтральные сверхэффекты /последствия/.

   Конечно, все эти сверхэффекты могут присутствовать

одновременно и последовательно, то есть быть и вытекать

друг из друга.

   Рассмотрим это правило на одном примере.

   Наше действие - благородная цель -запретить продажу

алкогольных напитков - борьба за здоровье народа.

   Было бездействие, мы не проводили работу по снижению пьянства,

если не сказать наоборот, способствовали его распространению.

   На наше действие - запрет -возникло противодействие со

стороны тех, кто употребляет алкоголь, а также тех,

кто н нем прекрасно зарабатывал.

   Многие поддержали запрет, но только на словах.

   Возникли сверхэффекты.

   -Положительный - в первые годы запрета тот, кто пил умеренно,-

вообще перестал пить, так как негде достать.

   Почти не стали пить на работе и другие.

   -Отрицательный - резко возросла стоимость алкоголя.

Он стал дефицитом. Погибло много людей, которые стали употреблять

непригодные для питья жидкости - одеколон и др. Расширилось

воровство спирта на предприятиях. Грмадное количество денег,

которые прежде шли в казну, теперь перекочевало к подпольным

виноделам. Эти деньги повлияли на инфляцию и т.д. и т.п.

   Еще пример.

   Нетривиальный случай из /12/. Нобелевский лауреат профессор

Блэк разработал лекарство "индерал" для лечения стенокардии.

Однако вскоре стало ясно, что эти препараты помогают для

предупреждения сердечного приступа, так как они понижают

кровяное давление /положительный сверхэффект/.

   Многие ученые полагают, что методология, разработанная

Блэком, более важна чем его лекарство.

   "Один профессор фармокологии сказал, что препараты Блэка

действуют как винтовочные пули по сравнению с дробью из

охотничьего ружья

   Прежний метод разработки лекарств состоял в том, чтобы

синтезировать миллионы веществ и затем проверять действенность

каждого из них. При этом 99% созданных препаратов заведомо

не доходит до аптечной полки.

   А сэр Джеймз предпочитал отталкиваться от теории и

искать вещество, способное решить конкретно поставленную

проблему.

   Симетидин, например, был всего девятым по счету веществом,

проверенным его группой". /положительный сверхэффект/.

   Журнал "Англия" N'111 "Ученый для ученых", 1989 г.

   Вспомните 13 фуг И.-С.Баха!

   Несомнено, неиспользование этого метода и этих лекарств -

тоже сверхэффект, но отрицательный!

   Еще примеры.

   -Использование массового сжигания углеводородного топлива

у поверхности Земли образовался атмосферный слой с повышенным

содержанием двуокиси углерода. Это приводит к "парниковому

эффекту", последствия которого - засухи /13/.

   -Один из слушателей университета мне сказал, что он

не пьет и не курит и не будет этого делать до тех пор,

пока у него не появятся дети. Он считает, ему внушили,

он верит, что даже рюмка водки влияет на его здоровье,

на генетический код, и можно ожидать неполноценное

потомство..

   Негативные эфекты - ему приходится быть в компаниях,

где пьют и курят. Ему предлагают, - он отказывается. Он не такой,

как все, как большинство. Это раздражает окружающих.

Взаимоотношения усложнены.

   Если никуда не ходить, то возникает чувство одиночества,

нужна своя среда, а ее нет.

   Он думает о будущем детей. Он начинает высказываться на эту

тему, чем вызывает негодование окружающих, ибо он - укор всем

молодым.

   Несколько человек, познакомясь с идеей сохранения генетики

потомства, начинают переживать: а как у них будет, почему

они не задумывались об этим, почему начали курить с 14-ти лет

и т.д. и т.п.

   Последствия этих переживаний трудно предсказать, но они могут стать

самыми разнообразными: от отказа иметь детей до ...

   Последний пример

   Нами был разработан так называемый дублированный фотошаблон.

Наша цель, задача состояла в том, чтобы повысить качество

интегральных схем, если получится - то повысить процент

выхода годных ИС. И все! Мы ни очем другом и не думали.

Что же оказалось на практике?

   Положительные сверэффекты:

- ДФШ заменил 10 обычных фотошаблонов.

- Если меть большое желание, можно довести замену до 20.

- Не нужны дорогостоящие заготовки, стоимость которых - 10 рублей

за штуку /для ДФШ - 10 копеек/.

- Экономический эффект только за один год по одной ИС составил

400 тысяч рублей.

- По всем предприятиям это составит десятки миллионов рублей.

   Негативные сверэффекты:

- Потребовалось приобретать тонкие покровные стекла

- Организовать участок полировки стекла

- По экономическим показателям цех не заинтересован в выпуске

ДФШ

- Надо сократить численность рабочих

- Надо повысить квалификацию рабочих

- Надо устроить на работу тех, кого сокращают

- и т.д. и т.п.

   Можно отметить, что есть два направления исследования

сверхэфектов: это непосредственно возникающие сверхэффекты в ТС,

в технологии, и сверхэффекты, последствия которых возникают при

взаимодействии ТС и технологии с обществом, отдельными его членами,

с окружающей его средой, экологией, экономией и, наконец,

с псилогией людей. Несомненно, что оба эти напрвления взаимодействуют,

переплетаются и нам, по возможности, следует рассматривать их

совместно.

   Надо подчеркнуть, что оба направления еще не разработаны.

Они находятся только на том уровне, что они нужны и ими надо

заниматься. Собственно это вопрос прогноза - что нас ожидает,

если мы сделаем то-то и то-то. Тем не менее уже сейчас можно говорить

о том, что решить задачу, найдя идею, следует посмотреть, как

будет работать ТС с теми усовершенствованиями, которые мы введем,

как будут работать смежные элементы, как изменится технология,

надежность, загрязнение окружающей среды, каково качество ТС и

продукции, выпускаемой по новой технологии.

   Надо посмотреть, какие СЭ, положительные и отрицательные

возникнут у себя, у группы лиц, в коллективе, в обществе,

в организации, в заработной плате, взаимоотношении, лидерстве.

   Конечно, это не все, но даже этого на первый случай достаточно,

чтобы чуть-чуть увидеть дальше, чем сейчас /14/.

   ---------------------------

   Нам нужно одно решение в технической задаче или много?

   И.-С.Бах на одну заданную музыкальную тему написал 13 фуг.

Надо ли нам искать 13 решений? Вопрос сложный. Сейчас,

решая задачу по АРИЗ, мы ищем, как правило, одно решение.

Более того, в процессе обучения мы нацеливаем слушателей

на отыскание одного, оптимального решения.

   В /II/, например, разбор задачи и ход решения направлены

на отыскание единственного решения. Несомненно, мы говорим и показываем

слушателям, что можно найти несколько решений. А сколько?

Если встать на твердую почву реальности, то следует из

задачи "выжать" максимум решений, а затем оценить, что нам

подходит сейчас, что можно использовать в ближайшее

время, а что можно или желательно применить в будущем.

   В сомнении 4 мы уже приводили то, что надо изменять,

чтобы получать новые решения.

   Возьмем задачу из /II/:

   В строительстве наряду со сборным железобетоном сегодня

с успехом применяют и монолитный железобетон. Здания из

монолитного железобетона строят методом скользящей опалубки -

обычно металлической формы, в которую заливают бетонную

смесь. Когда смесь затвердевает, то опалубку поднимают выше

и все повторяется. Способ удобный, но есть недостаток:

бетон прилипает к опалубке. Действуя домкратами, ее все-таки

отрывают от бетона и передвигают, но поверхность стены

при этом получается со "шрамами", ее необходимо штукатурить.

   Передвинуть опалубку пока еще бетон не затвердел -нельзя,

возможна деформация стены, как быть?

   Не приводя рассмотрения этой задачи по АРИЗ, приведем

толькоперечень части решений, которые можно получить:

   1.Изменить инструмент.

   Опалубка изготавливается из материала, через который

проходит смазка - вода, масло, которые не дают возможности

сцепляться с поверхностью.

Составная опалубка:

на ее стенах образуется

ледяная пленка

   2.Изменить изделие.

   Разработать бетон, который не сцепляется с металлом.

   3.Использовать ВПР.

   Делать из бетона стенки, которые ставятся к опалубке, а

затем заливать бетон.

   Делать из металла стенки, которые остаются на бетоне.

Прокладывать органические пленки.

   4.Изменять взаимодействие.

   Использовать химические эффекты - смачиватели, позволяющие

все время на границе раздела иметь влагу.

   5.Использовать законы.

   Применять незначительные колебания опалубки.

   Можно продолжить решения и получить еще целый ряд идей.

Но можно подойти к решению этой задачи и по другому. Что

происходит в области взаимодействия бетона и опалубки?

Взаимодействие должно быть, чтобы сформировать обьем бетона

и его не должно быть, чтобы они не сцеплялись.

   Нам надо, чтобы бетон не сцеплялся с опалубкой, т.е.,

чтобы поверхность была не взаимодействующая с бетоном.

Когда влага связывается с веществом бетона, она связывает

бетон и с веществом поверхности опалубки. Есть ли такие вещества,

которые не связываются с бетоном? Например, фторопласт!

   Возможно это и есть самое простое решение. Нанесение на

металл тонкого слоя фторопласта, по-видимому, способно

предотвратить схватывание бетона с опалубкой. Возможно,

дополнительно следует фторопласт покрыть жировой пленкой.

   Можно рассмотреть еще ряд задач, но везде мы увидим, что решений

может быть достаточно много и из этого многого следует

выбирать то, которое наиболее нам подходит.

   Положительные и отрицательные сверхэффекты В.М.Герасимова

или умеем ли мы увидетьпоследствия использования идей,

полученных при решениях отдельных задач?

   Решая научные и технические задачи, организационные

и другие, мы считаем для себя главным найти идею. И это

правильно. Однако, как показывает реальная жизнь,

результаты изобретательской деятельности, а если внимтельно

посмотреть, то и всей деятельности отдельного человека

и общества мы не видим, не обучены видеть последствия нашей любой,

в том числе и изобретательской деятельности.

   Последствия же могут быть и обычно бывают положительными,

отрицательными и нейтральными. Эти последствия касаются тех,

кто хоть как-то связан с результатами деятельности. Однако,

нередко бывают последствия, которые распространяются на людей,

на первый взгляд никак не связанных с результатами деятельности.

   Например, Чернобыльская катастрофа повлияла на многие страны,

расположенные достаточно далеко от Киева.

   Некоторые последствия лежат вблизи, на поверхности и мы

их видим и иногда учитывем. Другие же последствия мы не видим,

а начинаем ощущать, чувствовать либо быстро, если не мгновенно,

либо длительное время их не чувствуем, они действуют

постепенно, вроде даже невидимо, но в конечном счете,

чувствительно.

   Один из важнейших вопросов - умеем ли мы увидеть последствия?

   Например, мне неоднократно приходилось решать задачи

в области технологии. Найденное положительное решение

впоследствии оказывалось не столь эффективным, так как

появлялся отрицательный эффект.

   Так введенная термообработка полупроводниковых приборов

стабилизировала коэффициент усиления, но зато впоследствии

привела к массовому браку по отвалу сваренных соединений.

   Дело не только в том, чтобы увидеть, понять, но и принять

меры, то есть совершить дйствия, устраняющие негативные

и использующие позитивные последствия.

   Если же действия нет, то последствия приводят к негативным,

нежелательным эффектам, которые, еще неизвестно, компенсируют

ли наше изобретение или нет, а положительные просто пропадают -

мы их не видим.

   Во всяком случае, в АРИЗ уже сейчас следует рассматривать

свои идеи, полученные результаты под углом зрения скрытых

результатов, сверхэффектов. Сверхэффекты возникают всегда и везде.

Почему?

   Можно утверждать, что на любое наше действие /бездействие/

возникает противодействие, которое либо поддерживает

наше действие /бездействие/ либо сопротивляется ему, в

результате чего возникают положительные, отрицательные или

нейтральные сверхэффекты /последствия/.

   Конечно, все эти сверхэффекты могут присутствовать

одновременно и последовательно, то есть быть и вытекать

друг из друга.

   Рассмотрим это правило на одном примере.

   Наше действие - благородная цель -запретить продажу

алкогольных напитков - борьба за здоровье народа.

   Было бездействие, мы не проводили работу по снижению пьянства,

если не сказать наоборот, способствовали его распространению.

   На наше действие - запрет -возникло противодействие со

стороны тех, кто употребляет алкоголь, а также тех,

кто н нем прекрасно зарабатывал.

   Многие поддержали запрет, но только на словах.

   Возникли сверхэффекты.

   -Положительный - в первые годы запрета тот, кто пил умеренно,-

вообще перестал пить, так как негде достать.

   Почти не стали пить на работе и другие.

   -Отрицательный - резко возросла стоимость алкоголя.

Он стал дефицитом. Погибло много людей, которые стали употреблять

непригодные для питья жидкости - одеколон и др. Расширилось

воровство спирта на предприятиях. Грмадное количество денег,

которые прежде шли в казну, теперь перекочевало к подпольным

виноделам. Эти деньги повлияли на инфляцию и т.д. и т.п.

   Еще пример.

   Нетривиальный случай из /12/. Нобелевский лауреат профессор

Блэк разработал лекарство "индерал" для лечения стенокардии.

Однако вскоре стало ясно, что эти препараты помогают для

предупреждения сердечного приступа, так как они понижают

кровяное давление /положительный сверхэффект/.

   Многие ученые полагают, что методология, разработанная

Блэком, более важна чем его лекарство.

   "Один профессор фармокологии сказал, что препараты Блэка

действуют как винтовочные пули по сравнению с дробью из

охотничьего ружья

   Прежний метод разработки лекарств состоял в том, чтобы

синтезировать миллионы веществ и затем проверять действенность

каждого из них. При этом 99% созданных препаратов заведомо

не доходит до аптечной полки.

   А сэр Джеймз предпочитал отталкиваться от теории и

искать вещество, способное решить конкретно поставленную

проблему.

   Симетидин, например, был всего девятым по счету веществом,

проверенным его группой". /положительный сверхэффект/.

   Журнал "Англия" N'111 "Ученый для ученых", 1989 г.

   Вспомните 13 фуг И.-С.Баха!

   Несомнено, неиспользование этого метода и этих лекарств -

тоже сверхэффект, но отрицательный!

   Еще примеры.

   -Использование массового сжигания углеводородного топлива

у поверхности Земли образовался атмосферный слой с повышенным

содержанием двуокиси углерода. Это приводит к "парниковому

эффекту", последствия которого - засухи /13/.

   -Один из слушателей университета мне сказал, что он

не пьет и не курит и не будет этого делать до тех пор,

пока у него не появятся дети. Он считает, ему внушили,

он верит, что даже рюмка водки влияет на его здоровье,

на генетический код, и можно ожидать неполноценное

потомство..

   Негативные эфекты - ему приходится быть в компаниях,

где пьют и курят. Ему предлагают, - он отказывается. Он не такой,

как все, как большинство. Это раздражает окружающих.

Взаимоотношения усложнены.

   Если никуда не ходить, то возникает чувство одиночества,

нужна своя среда, а ее нет.

   Он думает о будущем детей. Он начинает высказываться на эту

тему, чем вызывает негодование окружающих, ибо он - укор всем

молодым.

   Несколько человек, познакомясь с идеей сохранения генетики

потомства, начинают переживать: а как у них будет, почему

они не задумывались об этим, почему начали курить с 14-ти лет

и т.д. и т.п.

   Последствия этих переживаний трудно предсказать, но они могут стать

самыми разнообразными: от отказа иметь детей до ...

   Последний пример

   Нами был разработан так называемый дублированный фотошаблон.

Наша цель, задача состояла в том, чтобы повысить качество

интегральных схем, если получится - то повысить процент

выхода годных ИС. И все! Мы ни очем другом и не думали.

Что же оказалось на практике?

   Положительные сверэффекты:

- ДФШ заменил 10 обычных фотошаблонов.

- Если меть большое желание, можно довести замену до 20.

- Не нужны дорогостоящие заготовки, стоимость которых - 10 рублей

за штуку /для ДФШ - 10 копеек/.

- Экономический эффект только за один год по одной ИС составил

400 тысяч рублей.

- По всем предприятиям это составит десятки миллионов рублей.

   Негативные сверэффекты:

- Потребовалось приобретать тонкие покровные стекла

- Организовать участок полировки стекла

- По экономическим показателям цех не заинтересован в выпуске

ДФШ

- Надо сократить численность рабочих

- Надо повысить квалификацию рабочих

- Надо устроить на работу тех, кого сокращают

- и т.д. и т.п.

   Можно отметить, что есть два направления исследования

сверхэфектов: это непосредственно возникающие сверхэффекты в ТС,

в технологии, и сверхэффекты, последствия которых возникают при

взаимодействии ТС и технологии с обществом, отдельными его членами,

с окружающей его средой, экологией, экономией и, наконец,

с псилогией людей. Несомненно, что оба эти напрвления взаимодействуют,

переплетаются и нам, по возможности, следует рассматривать их

совместно.

   Надо подчеркнуть, что оба направления еще не разработаны.

Они находятся только на том уровне, что они нужны и ими надо

заниматься. Собственно это вопрос прогноза - что нас ожидает,

если мы сделаем то-то и то-то. Тем не менее уже сейчас можно говорить

о том, что решить задачу, найдя идею, следует посмотреть, как

будет работать ТС с теми усовершенствованиями, которые мы введем,

как будут работать смежные элементы, как изменится технология,

надежность, загрязнение окружающей среды, каково качество ТС и

продукции, выпускаемой по новой технологии.

   Надо посмотреть, какие СЭ, положительные и отрицательные

возникнут у себя, у группы лиц, в коллективе, в обществе,

в организации, в заработной плате, взаимоотношении, лидерстве.

   Конечно, это не все, но даже этого на первый случай достаточно,

чтобы чуть-чуть увидеть дальше, чем сейчас /14/.