Сомнение 9 и его разрешение.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
---------------------------
Нам нужно одно решение в технической задаче или много?
И.-С.Бах на одну заданную музыкальную тему написал 13 фуг.
Надо ли нам искать 13 решений? Вопрос сложный. Сейчас,
решая задачу по АРИЗ, мы ищем, как правило, одно решение.
Более того, в процессе обучения мы нацеливаем слушателей
на отыскание одного, оптимального решения.
В /II/, например, разбор задачи и ход решения направлены
на отыскание единственного решения. Несомненно, мы говорим и показываем
слушателям, что можно найти несколько решений. А сколько?
Если встать на твердую почву реальности, то следует из
задачи "выжать" максимум решений, а затем оценить, что нам
подходит сейчас, что можно использовать в ближайшее
время, а что можно или желательно применить в будущем.
В сомнении 4 мы уже приводили то, что надо изменять,
чтобы получать новые решения.
Возьмем задачу из /II/:
В строительстве наряду со сборным железобетоном сегодня
с успехом применяют и монолитный железобетон. Здания из
монолитного железобетона строят методом скользящей опалубки -
обычно металлической формы, в которую заливают бетонную
смесь. Когда смесь затвердевает, то опалубку поднимают выше
и все повторяется. Способ удобный, но есть недостаток:
бетон прилипает к опалубке. Действуя домкратами, ее все-таки
отрывают от бетона и передвигают, но поверхность стены
при этом получается со "шрамами", ее необходимо штукатурить.
Передвинуть опалубку пока еще бетон не затвердел -нельзя,
возможна деформация стены, как быть?
Не приводя рассмотрения этой задачи по АРИЗ, приведем
толькоперечень части решений, которые можно получить:
1.Изменить инструмент.
Опалубка изготавливается из материала, через который
проходит смазка - вода, масло, которые не дают возможности
сцепляться с поверхностью.
Составная опалубка:
на ее стенах образуется
ледяная пленка
2.Изменить изделие.
Разработать бетон, который не сцепляется с металлом.
3.Использовать ВПР.
Делать из бетона стенки, которые ставятся к опалубке, а
затем заливать бетон.
Делать из металла стенки, которые остаются на бетоне.
Прокладывать органические пленки.
4.Изменять взаимодействие.
Использовать химические эффекты - смачиватели, позволяющие
все время на границе раздела иметь влагу.
5.Использовать законы.
Применять незначительные колебания опалубки.
Можно продолжить решения и получить еще целый ряд идей.
Но можно подойти к решению этой задачи и по другому. Что
происходит в области взаимодействия бетона и опалубки?
Взаимодействие должно быть, чтобы сформировать обьем бетона
и его не должно быть, чтобы они не сцеплялись.
Нам надо, чтобы бетон не сцеплялся с опалубкой, т.е.,
чтобы поверхность была не взаимодействующая с бетоном.
Когда влага связывается с веществом бетона, она связывает
бетон и с веществом поверхности опалубки. Есть ли такие вещества,
которые не связываются с бетоном? Например, фторопласт!
Возможно это и есть самое простое решение. Нанесение на
металл тонкого слоя фторопласта, по-видимому, способно
предотвратить схватывание бетона с опалубкой. Возможно,
дополнительно следует фторопласт покрыть жировой пленкой.
Можно рассмотреть еще ряд задач, но везде мы увидим, что решений
может быть достаточно много и из этого многого следует
выбирать то, которое наиболее нам подходит.
Положительные и отрицательные сверхэффекты В.М.Герасимова
или умеем ли мы увидетьпоследствия использования идей,
полученных при решениях отдельных задач?
Решая научные и технические задачи, организационные
и другие, мы считаем для себя главным найти идею. И это
правильно. Однако, как показывает реальная жизнь,
результаты изобретательской деятельности, а если внимтельно
посмотреть, то и всей деятельности отдельного человека
и общества мы не видим, не обучены видеть последствия нашей любой,
в том числе и изобретательской деятельности.
Последствия же могут быть и обычно бывают положительными,
отрицательными и нейтральными. Эти последствия касаются тех,
кто хоть как-то связан с результатами деятельности. Однако,
нередко бывают последствия, которые распространяются на людей,
на первый взгляд никак не связанных с результатами деятельности.
Например, Чернобыльская катастрофа повлияла на многие страны,
расположенные достаточно далеко от Киева.
Некоторые последствия лежат вблизи, на поверхности и мы
их видим и иногда учитывем. Другие же последствия мы не видим,
а начинаем ощущать, чувствовать либо быстро, если не мгновенно,
либо длительное время их не чувствуем, они действуют
постепенно, вроде даже невидимо, но в конечном счете,
чувствительно.
Один из важнейших вопросов - умеем ли мы увидеть последствия?
Например, мне неоднократно приходилось решать задачи
в области технологии. Найденное положительное решение
впоследствии оказывалось не столь эффективным, так как
появлялся отрицательный эффект.
Так введенная термообработка полупроводниковых приборов
стабилизировала коэффициент усиления, но зато впоследствии
привела к массовому браку по отвалу сваренных соединений.
Дело не только в том, чтобы увидеть, понять, но и принять
меры, то есть совершить дйствия, устраняющие негативные
и использующие позитивные последствия.
Если же действия нет, то последствия приводят к негативным,
нежелательным эффектам, которые, еще неизвестно, компенсируют
ли наше изобретение или нет, а положительные просто пропадают -
мы их не видим.
Во всяком случае, в АРИЗ уже сейчас следует рассматривать
свои идеи, полученные результаты под углом зрения скрытых
результатов, сверхэффектов. Сверхэффекты возникают всегда и везде.
Почему?
Можно утверждать, что на любое наше действие /бездействие/
возникает противодействие, которое либо поддерживает
наше действие /бездействие/ либо сопротивляется ему, в
результате чего возникают положительные, отрицательные или
нейтральные сверхэффекты /последствия/.
Конечно, все эти сверхэффекты могут присутствовать
одновременно и последовательно, то есть быть и вытекать
друг из друга.
Рассмотрим это правило на одном примере.
Наше действие - благородная цель -запретить продажу
алкогольных напитков - борьба за здоровье народа.
Было бездействие, мы не проводили работу по снижению пьянства,
если не сказать наоборот, способствовали его распространению.
На наше действие - запрет -возникло противодействие со
стороны тех, кто употребляет алкоголь, а также тех,
кто н нем прекрасно зарабатывал.
Многие поддержали запрет, но только на словах.
Возникли сверхэффекты.
-Положительный - в первые годы запрета тот, кто пил умеренно,-
вообще перестал пить, так как негде достать.
Почти не стали пить на работе и другие.
-Отрицательный - резко возросла стоимость алкоголя.
Он стал дефицитом. Погибло много людей, которые стали употреблять
непригодные для питья жидкости - одеколон и др. Расширилось
воровство спирта на предприятиях. Грмадное количество денег,
которые прежде шли в казну, теперь перекочевало к подпольным
виноделам. Эти деньги повлияли на инфляцию и т.д. и т.п.
Еще пример.
Нетривиальный случай из /12/. Нобелевский лауреат профессор
Блэк разработал лекарство "индерал" для лечения стенокардии.
Однако вскоре стало ясно, что эти препараты помогают для
предупреждения сердечного приступа, так как они понижают
кровяное давление /положительный сверхэффект/.
Многие ученые полагают, что методология, разработанная
Блэком, более важна чем его лекарство.
"Один профессор фармокологии сказал, что препараты Блэка
действуют как винтовочные пули по сравнению с дробью из
охотничьего ружья
Прежний метод разработки лекарств состоял в том, чтобы
синтезировать миллионы веществ и затем проверять действенность
каждого из них. При этом 99% созданных препаратов заведомо
не доходит до аптечной полки.
А сэр Джеймз предпочитал отталкиваться от теории и
искать вещество, способное решить конкретно поставленную
проблему.
Симетидин, например, был всего девятым по счету веществом,
проверенным его группой". /положительный сверхэффект/.
Журнал "Англия" N'111 "Ученый для ученых", 1989 г.
Вспомните 13 фуг И.-С.Баха!
Несомнено, неиспользование этого метода и этих лекарств -
тоже сверхэффект, но отрицательный!
Еще примеры.
-Использование массового сжигания углеводородного топлива
у поверхности Земли образовался атмосферный слой с повышенным
содержанием двуокиси углерода. Это приводит к "парниковому
эффекту", последствия которого - засухи /13/.
-Один из слушателей университета мне сказал, что он
не пьет и не курит и не будет этого делать до тех пор,
пока у него не появятся дети. Он считает, ему внушили,
он верит, что даже рюмка водки влияет на его здоровье,
на генетический код, и можно ожидать неполноценное
потомство..
Негативные эфекты - ему приходится быть в компаниях,
где пьют и курят. Ему предлагают, - он отказывается. Он не такой,
как все, как большинство. Это раздражает окружающих.
Взаимоотношения усложнены.
Если никуда не ходить, то возникает чувство одиночества,
нужна своя среда, а ее нет.
Он думает о будущем детей. Он начинает высказываться на эту
тему, чем вызывает негодование окружающих, ибо он - укор всем
молодым.
Несколько человек, познакомясь с идеей сохранения генетики
потомства, начинают переживать: а как у них будет, почему
они не задумывались об этим, почему начали курить с 14-ти лет
и т.д. и т.п.
Последствия этих переживаний трудно предсказать, но они могут стать
самыми разнообразными: от отказа иметь детей до ...
Последний пример
Нами был разработан так называемый дублированный фотошаблон.
Наша цель, задача состояла в том, чтобы повысить качество
интегральных схем, если получится - то повысить процент
выхода годных ИС. И все! Мы ни очем другом и не думали.
Что же оказалось на практике?
Положительные сверэффекты:
- ДФШ заменил 10 обычных фотошаблонов.
- Если меть большое желание, можно довести замену до 20.
- Не нужны дорогостоящие заготовки, стоимость которых - 10 рублей
за штуку /для ДФШ - 10 копеек/.
- Экономический эффект только за один год по одной ИС составил
400 тысяч рублей.
- По всем предприятиям это составит десятки миллионов рублей.
Негативные сверэффекты:
- Потребовалось приобретать тонкие покровные стекла
- Организовать участок полировки стекла
- По экономическим показателям цех не заинтересован в выпуске
ДФШ
- Надо сократить численность рабочих
- Надо повысить квалификацию рабочих
- Надо устроить на работу тех, кого сокращают
- и т.д. и т.п.
Можно отметить, что есть два направления исследования
сверхэфектов: это непосредственно возникающие сверхэффекты в ТС,
в технологии, и сверхэффекты, последствия которых возникают при
взаимодействии ТС и технологии с обществом, отдельными его членами,
с окружающей его средой, экологией, экономией и, наконец,
с псилогией людей. Несомненно, что оба эти напрвления взаимодействуют,
переплетаются и нам, по возможности, следует рассматривать их
совместно.
Надо подчеркнуть, что оба направления еще не разработаны.
Они находятся только на том уровне, что они нужны и ими надо
заниматься. Собственно это вопрос прогноза - что нас ожидает,
если мы сделаем то-то и то-то. Тем не менее уже сейчас можно говорить
о том, что решить задачу, найдя идею, следует посмотреть, как
будет работать ТС с теми усовершенствованиями, которые мы введем,
как будут работать смежные элементы, как изменится технология,
надежность, загрязнение окружающей среды, каково качество ТС и
продукции, выпускаемой по новой технологии.
Надо посмотреть, какие СЭ, положительные и отрицательные
возникнут у себя, у группы лиц, в коллективе, в обществе,
в организации, в заработной плате, взаимоотношении, лидерстве.
Конечно, это не все, но даже этого на первый случай достаточно,
чтобы чуть-чуть увидеть дальше, чем сейчас /14/.
---------------------------
Нам нужно одно решение в технической задаче или много?
И.-С.Бах на одну заданную музыкальную тему написал 13 фуг.
Надо ли нам искать 13 решений? Вопрос сложный. Сейчас,
решая задачу по АРИЗ, мы ищем, как правило, одно решение.
Более того, в процессе обучения мы нацеливаем слушателей
на отыскание одного, оптимального решения.
В /II/, например, разбор задачи и ход решения направлены
на отыскание единственного решения. Несомненно, мы говорим и показываем
слушателям, что можно найти несколько решений. А сколько?
Если встать на твердую почву реальности, то следует из
задачи "выжать" максимум решений, а затем оценить, что нам
подходит сейчас, что можно использовать в ближайшее
время, а что можно или желательно применить в будущем.
В сомнении 4 мы уже приводили то, что надо изменять,
чтобы получать новые решения.
Возьмем задачу из /II/:
В строительстве наряду со сборным железобетоном сегодня
с успехом применяют и монолитный железобетон. Здания из
монолитного железобетона строят методом скользящей опалубки -
обычно металлической формы, в которую заливают бетонную
смесь. Когда смесь затвердевает, то опалубку поднимают выше
и все повторяется. Способ удобный, но есть недостаток:
бетон прилипает к опалубке. Действуя домкратами, ее все-таки
отрывают от бетона и передвигают, но поверхность стены
при этом получается со "шрамами", ее необходимо штукатурить.
Передвинуть опалубку пока еще бетон не затвердел -нельзя,
возможна деформация стены, как быть?
Не приводя рассмотрения этой задачи по АРИЗ, приведем
толькоперечень части решений, которые можно получить:
1.Изменить инструмент.
Опалубка изготавливается из материала, через который
проходит смазка - вода, масло, которые не дают возможности
сцепляться с поверхностью.
Составная опалубка:
на ее стенах образуется
ледяная пленка
2.Изменить изделие.
Разработать бетон, который не сцепляется с металлом.
3.Использовать ВПР.
Делать из бетона стенки, которые ставятся к опалубке, а
затем заливать бетон.
Делать из металла стенки, которые остаются на бетоне.
Прокладывать органические пленки.
4.Изменять взаимодействие.
Использовать химические эффекты - смачиватели, позволяющие
все время на границе раздела иметь влагу.
5.Использовать законы.
Применять незначительные колебания опалубки.
Можно продолжить решения и получить еще целый ряд идей.
Но можно подойти к решению этой задачи и по другому. Что
происходит в области взаимодействия бетона и опалубки?
Взаимодействие должно быть, чтобы сформировать обьем бетона
и его не должно быть, чтобы они не сцеплялись.
Нам надо, чтобы бетон не сцеплялся с опалубкой, т.е.,
чтобы поверхность была не взаимодействующая с бетоном.
Когда влага связывается с веществом бетона, она связывает
бетон и с веществом поверхности опалубки. Есть ли такие вещества,
которые не связываются с бетоном? Например, фторопласт!
Возможно это и есть самое простое решение. Нанесение на
металл тонкого слоя фторопласта, по-видимому, способно
предотвратить схватывание бетона с опалубкой. Возможно,
дополнительно следует фторопласт покрыть жировой пленкой.
Можно рассмотреть еще ряд задач, но везде мы увидим, что решений
может быть достаточно много и из этого многого следует
выбирать то, которое наиболее нам подходит.
Положительные и отрицательные сверхэффекты В.М.Герасимова
или умеем ли мы увидетьпоследствия использования идей,
полученных при решениях отдельных задач?
Решая научные и технические задачи, организационные
и другие, мы считаем для себя главным найти идею. И это
правильно. Однако, как показывает реальная жизнь,
результаты изобретательской деятельности, а если внимтельно
посмотреть, то и всей деятельности отдельного человека
и общества мы не видим, не обучены видеть последствия нашей любой,
в том числе и изобретательской деятельности.
Последствия же могут быть и обычно бывают положительными,
отрицательными и нейтральными. Эти последствия касаются тех,
кто хоть как-то связан с результатами деятельности. Однако,
нередко бывают последствия, которые распространяются на людей,
на первый взгляд никак не связанных с результатами деятельности.
Например, Чернобыльская катастрофа повлияла на многие страны,
расположенные достаточно далеко от Киева.
Некоторые последствия лежат вблизи, на поверхности и мы
их видим и иногда учитывем. Другие же последствия мы не видим,
а начинаем ощущать, чувствовать либо быстро, если не мгновенно,
либо длительное время их не чувствуем, они действуют
постепенно, вроде даже невидимо, но в конечном счете,
чувствительно.
Один из важнейших вопросов - умеем ли мы увидеть последствия?
Например, мне неоднократно приходилось решать задачи
в области технологии. Найденное положительное решение
впоследствии оказывалось не столь эффективным, так как
появлялся отрицательный эффект.
Так введенная термообработка полупроводниковых приборов
стабилизировала коэффициент усиления, но зато впоследствии
привела к массовому браку по отвалу сваренных соединений.
Дело не только в том, чтобы увидеть, понять, но и принять
меры, то есть совершить дйствия, устраняющие негативные
и использующие позитивные последствия.
Если же действия нет, то последствия приводят к негативным,
нежелательным эффектам, которые, еще неизвестно, компенсируют
ли наше изобретение или нет, а положительные просто пропадают -
мы их не видим.
Во всяком случае, в АРИЗ уже сейчас следует рассматривать
свои идеи, полученные результаты под углом зрения скрытых
результатов, сверхэффектов. Сверхэффекты возникают всегда и везде.
Почему?
Можно утверждать, что на любое наше действие /бездействие/
возникает противодействие, которое либо поддерживает
наше действие /бездействие/ либо сопротивляется ему, в
результате чего возникают положительные, отрицательные или
нейтральные сверхэффекты /последствия/.
Конечно, все эти сверхэффекты могут присутствовать
одновременно и последовательно, то есть быть и вытекать
друг из друга.
Рассмотрим это правило на одном примере.
Наше действие - благородная цель -запретить продажу
алкогольных напитков - борьба за здоровье народа.
Было бездействие, мы не проводили работу по снижению пьянства,
если не сказать наоборот, способствовали его распространению.
На наше действие - запрет -возникло противодействие со
стороны тех, кто употребляет алкоголь, а также тех,
кто н нем прекрасно зарабатывал.
Многие поддержали запрет, но только на словах.
Возникли сверхэффекты.
-Положительный - в первые годы запрета тот, кто пил умеренно,-
вообще перестал пить, так как негде достать.
Почти не стали пить на работе и другие.
-Отрицательный - резко возросла стоимость алкоголя.
Он стал дефицитом. Погибло много людей, которые стали употреблять
непригодные для питья жидкости - одеколон и др. Расширилось
воровство спирта на предприятиях. Грмадное количество денег,
которые прежде шли в казну, теперь перекочевало к подпольным
виноделам. Эти деньги повлияли на инфляцию и т.д. и т.п.
Еще пример.
Нетривиальный случай из /12/. Нобелевский лауреат профессор
Блэк разработал лекарство "индерал" для лечения стенокардии.
Однако вскоре стало ясно, что эти препараты помогают для
предупреждения сердечного приступа, так как они понижают
кровяное давление /положительный сверхэффект/.
Многие ученые полагают, что методология, разработанная
Блэком, более важна чем его лекарство.
"Один профессор фармокологии сказал, что препараты Блэка
действуют как винтовочные пули по сравнению с дробью из
охотничьего ружья
Прежний метод разработки лекарств состоял в том, чтобы
синтезировать миллионы веществ и затем проверять действенность
каждого из них. При этом 99% созданных препаратов заведомо
не доходит до аптечной полки.
А сэр Джеймз предпочитал отталкиваться от теории и
искать вещество, способное решить конкретно поставленную
проблему.
Симетидин, например, был всего девятым по счету веществом,
проверенным его группой". /положительный сверхэффект/.
Журнал "Англия" N'111 "Ученый для ученых", 1989 г.
Вспомните 13 фуг И.-С.Баха!
Несомнено, неиспользование этого метода и этих лекарств -
тоже сверхэффект, но отрицательный!
Еще примеры.
-Использование массового сжигания углеводородного топлива
у поверхности Земли образовался атмосферный слой с повышенным
содержанием двуокиси углерода. Это приводит к "парниковому
эффекту", последствия которого - засухи /13/.
-Один из слушателей университета мне сказал, что он
не пьет и не курит и не будет этого делать до тех пор,
пока у него не появятся дети. Он считает, ему внушили,
он верит, что даже рюмка водки влияет на его здоровье,
на генетический код, и можно ожидать неполноценное
потомство..
Негативные эфекты - ему приходится быть в компаниях,
где пьют и курят. Ему предлагают, - он отказывается. Он не такой,
как все, как большинство. Это раздражает окружающих.
Взаимоотношения усложнены.
Если никуда не ходить, то возникает чувство одиночества,
нужна своя среда, а ее нет.
Он думает о будущем детей. Он начинает высказываться на эту
тему, чем вызывает негодование окружающих, ибо он - укор всем
молодым.
Несколько человек, познакомясь с идеей сохранения генетики
потомства, начинают переживать: а как у них будет, почему
они не задумывались об этим, почему начали курить с 14-ти лет
и т.д. и т.п.
Последствия этих переживаний трудно предсказать, но они могут стать
самыми разнообразными: от отказа иметь детей до ...
Последний пример
Нами был разработан так называемый дублированный фотошаблон.
Наша цель, задача состояла в том, чтобы повысить качество
интегральных схем, если получится - то повысить процент
выхода годных ИС. И все! Мы ни очем другом и не думали.
Что же оказалось на практике?
Положительные сверэффекты:
- ДФШ заменил 10 обычных фотошаблонов.
- Если меть большое желание, можно довести замену до 20.
- Не нужны дорогостоящие заготовки, стоимость которых - 10 рублей
за штуку /для ДФШ - 10 копеек/.
- Экономический эффект только за один год по одной ИС составил
400 тысяч рублей.
- По всем предприятиям это составит десятки миллионов рублей.
Негативные сверэффекты:
- Потребовалось приобретать тонкие покровные стекла
- Организовать участок полировки стекла
- По экономическим показателям цех не заинтересован в выпуске
ДФШ
- Надо сократить численность рабочих
- Надо повысить квалификацию рабочих
- Надо устроить на работу тех, кого сокращают
- и т.д. и т.п.
Можно отметить, что есть два направления исследования
сверхэфектов: это непосредственно возникающие сверхэффекты в ТС,
в технологии, и сверхэффекты, последствия которых возникают при
взаимодействии ТС и технологии с обществом, отдельными его членами,
с окружающей его средой, экологией, экономией и, наконец,
с псилогией людей. Несомненно, что оба эти напрвления взаимодействуют,
переплетаются и нам, по возможности, следует рассматривать их
совместно.
Надо подчеркнуть, что оба направления еще не разработаны.
Они находятся только на том уровне, что они нужны и ими надо
заниматься. Собственно это вопрос прогноза - что нас ожидает,
если мы сделаем то-то и то-то. Тем не менее уже сейчас можно говорить
о том, что решить задачу, найдя идею, следует посмотреть, как
будет работать ТС с теми усовершенствованиями, которые мы введем,
как будут работать смежные элементы, как изменится технология,
надежность, загрязнение окружающей среды, каково качество ТС и
продукции, выпускаемой по новой технологии.
Надо посмотреть, какие СЭ, положительные и отрицательные
возникнут у себя, у группы лиц, в коллективе, в обществе,
в организации, в заработной плате, взаимоотношении, лидерстве.
Конечно, это не все, но даже этого на первый случай достаточно,
чтобы чуть-чуть увидеть дальше, чем сейчас /14/.