Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23   26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

   Если читатель понаблюдает за собой, имеется ввиду за

ходом своих мыслей, то он, возможно, убедится в том, что

грубо говоря, мы мыслим как бы по кругу. Начиная думать о

какой-либо проблеме, постепенно или лучше сказать, скачками,

мы начинаем думать о другом, затем о третьем и т.д., после

чего мы опять возвращаемся к первоначальной мысли,

начальной проблеме.

   Решая задачу, обдумывая какую-либо техническую проблему

или теорию, Вы вдруг вспоминаете своего друга, потом

думаете:"А как он сейчас живет?" Затем мысль перескакивает на

производство - как там дела? Потом вы вспомните о родителях,

детях и т.д и т.п., а потом окажетесь в мыслях опять

вначале - обдумываете проблему или теорию.

   Что происходит во время этого "кругового" думания с

проблемой, о которой Вы вроде бы и не думали? А может в это

время начинает работать подсознание? В нем происходит обработка и

накапливание информации? А возможно каждый из новых рассматриваемых

"по кругу" вопросов каким-то образом влияет, воздействует на

более глубокое понимание первой задачи?

   На каждом круге или витке мы можем по данной проблеме

ничего не придумать и круг пойдет по новому радиусу, то есть,

какие-то вопросы-мысли уйдут, а другие появятся.

   Однако, иногда, обдумывая вопрос, нам приходят в голову

некоторые прояснения, маленькие, может быть правильные,

может быть ошибочные, но видение проблемы становится глубже.

Бывают и прояснения, то есть вдруг нас посещает (с нашей точки

зрения) блестящая идея. Затем ее анализ показывает -

насколько она блестяща. Обдумывание каждой задачи может занимать

самое различное время - от секунд, минут до часов.

   Конечно для приращения мысли, если так можно сказать,

ее обогащения, четкого формирования, иногда требуются годы.

Ускорить ее появление может общение, обсуждение, чтение

книг и журналов и т.д. Возврат к одной и той же проблеме,

пока не появится ответ, может быть длительным. И здесь

особо важно научиться смотреть и думать диалектически -

всегда видеть две стороны - положительную и отрицательную.

Иногда нам не хочется видеть негативную сторону и мы

сознательно ее избегаем, не смотрим, не анализируем, что

приводит к тому, что эта сторона вдруг выходит

"на сцену", а мы вроде бы ее и не ждали.

   Например, В.Радзиевский и А.Терехин в газете "Социалистическая

индустрия" за 8 июня 1989 года, в статье "Врачи делают все

возможное" пишут "... Но не бывает света без тени, хотя,

согласитесь, такая диалектика не радует".

   А что, разве есть другая диалектика?

   Мы должны быть готовы к присутствию двух противоположностей,

и более того: если второй нет, ее нужно искать!

   Эта вторая возможность может иметь различные ипостаси.

   Например, по слухам, республики хотят отделиться от России.

Распутин предложил:"А может, России отделиться?" Вот

Вам вторая противоположность, неожиданный противоположный, подход!

   Владея таким подходом, можно резко сократить время на

обдумывание. Приведем пример из нашей практики.

   Много лет пористость термического окисла отождествляли с чистотой

поверхности кремния перед его окислением. Окисел на

кремний обычно выращивают 1-2 часа во влажной атмосфере при

температуре 1100 градусов Цельсия. И вот пришла

блестящая мысль! А что, если вырастить окисел при всех обычных

условиях, но резко удлинить процесс охлаждения: не 20 минут,

как обычно, а 12 часов? (Малое время - большое время -

вот две противоположности.) Результат превзошел все ожидания.

Мы впервые получили картину пористости, в принципе отличающихся

от ранее получаемых. Было получено больше пор, по сравнению

с обычными порами, число которых неуправляемо.

   Теперь снова надо думать, чтобы обьяснить это явление.

   Конечно, все было не так. Вначале была довольно

банальная, но все же оригинальная мысль: а нельзя ли

"заштопать" поры в окисле?

   На рис.1 показан процесс "штопания".

                          Рис.1

                              Исходная пористость

                              В процессе термообра-

                              ботки 1100 град. 15 мин.

                              После термообработки

Фотография полученной пористости с пластины кремния

после ее окисления:

   После дополнительного окисления, старые поры исчезли,

"заросли", а появились поры в новых местах.

   Это означало, что пористость - это процесс, явление,

присущее окислению, то есть, он происходит всегда. И вот

теперь-то и появилась мысль о противоположном эксперементе. /1,2/.

  Решая задачу и найдя приличный ответ, решение, мы редко думаем

о так называемых положительных и отрицательных сверхэффектах,

которые возникнут в случае реализации идеи. И это происходит

отнюдь не потому, что мы не хотим думать на эту тему, а

просто потому, что не обучены такому "думанию".

   Например, решив задачу о фотошаблоне /3/, я не предполагал, что

его будут осваивать 10 лет. В чем дело? Оказалось, что изготовителю

фотошаблонов они не выгодны. У меня и мысли не было что это

может вызвать такое скрытое сопротивление.

   Мысли, возникающие у человека могут быть закономерными

и случайными.

   Делая какую-либо работу, думая, можно закономерно быть довольным самим

собой. И вдруг случайная реплика, разговор с кем-то, являются толчком

для появления мысли, которая не укладывается в закономерность

давно возникшей "довольности".

   Например, Вы обучаетесь АРИЗ и считаете, что обучение идет

нормально, люди хорошо обучаются решению задач, становятся творческими

личностями и т.д. И вдруг один из выпускников говорит, что он

АРИЗ в своей работе не применяет, так как решения, которые он

находит "не внедряемы".

   Или другой случай:"Я знаю АРИЗ, но у меня производственные

задачи не решаются",- говорит еще один слушатель.

   Не сразу, но в конце концов эта случайная как бы информация,

попадает на  "мысленный круг" и начинает также неоднократно

появляться под вопросами русской интелегенции - кто

виноват? и что делать?

   Ответ, как правило - я виноват. А вот "что делать?" -

надо думать.

   И опять мысли бегут по кругу.

   И вот что интересно. Сейчас, когда ТРИЗ стала товаром,

мы обязаны, должны ее резко улучшить, то есть повысить

ее эффективность как в обучении, так и в ее применении.

   Используем аналогию.

   Когда делают ОКР по приборам и надо государственной

комиссии предьявить несколько десятков образцов - приборов-5,

это сделать хотя и трудно, но возможно. Когда же начинается

серийный выпуск продукции в тысячах штук, обычно возникают

новые проблемы, требующие решения. Если же начинается выпуск

десятков миллионов приборов, то, очевидно, возникают новые

задачи, требующие решения.

   По-моему, то же происходит с ТРИЗ. Подключение сотен и тысяч

обучающихся высветило целый ряд задач, которые требуют

решения. Мы перешли на другой уровень обучения и применения ТРИЗ и

это заставляет сказать:"А недолжен ли родиться второй АРИЗ,

с другим подходом к решению задач, не линейным, а круговым,

так как действительно думает человек, и с применением в нем всех

наработанных материалов?".

   Если мы стоим на позиции признания, тенденции моно-би-поли-поли

разные, то, по-видимому, мы должны приветствовать такой подход.

   В ТРИЗ есть основные понятия, которые сейчас следовало бы

уточнить, так как они вызывают разнопонимание у преподавателей

и, естественно, у слушателей.

   Сейчас в ТРИЗ ее автором Г.С.Альтшуллером и его

учениками-последователями наработаны многочисленные материалы.

   По-видимому, тезис "Время разбрасывать камни и

время их складывать" имеет глубокий, если не сказать

глубочайший, смысл.

   Сделаем попытку сложить.

   Если читатель понаблюдает за собой, имеется ввиду за

ходом своих мыслей, то он, возможно, убедится в том, что

грубо говоря, мы мыслим как бы по кругу. Начиная думать о

какой-либо проблеме, постепенно или лучше сказать, скачками,

мы начинаем думать о другом, затем о третьем и т.д., после

чего мы опять возвращаемся к первоначальной мысли,

начальной проблеме.

   Решая задачу, обдумывая какую-либо техническую проблему

или теорию, Вы вдруг вспоминаете своего друга, потом

думаете:"А как он сейчас живет?" Затем мысль перескакивает на

производство - как там дела? Потом вы вспомните о родителях,

детях и т.д и т.п., а потом окажетесь в мыслях опять

вначале - обдумываете проблему или теорию.

   Что происходит во время этого "кругового" думания с

проблемой, о которой Вы вроде бы и не думали? А может в это

время начинает работать подсознание? В нем происходит обработка и

накапливание информации? А возможно каждый из новых рассматриваемых

"по кругу" вопросов каким-то образом влияет, воздействует на

более глубокое понимание первой задачи?

   На каждом круге или витке мы можем по данной проблеме

ничего не придумать и круг пойдет по новому радиусу, то есть,

какие-то вопросы-мысли уйдут, а другие появятся.

   Однако, иногда, обдумывая вопрос, нам приходят в голову

некоторые прояснения, маленькие, может быть правильные,

может быть ошибочные, но видение проблемы становится глубже.

Бывают и прояснения, то есть вдруг нас посещает (с нашей точки

зрения) блестящая идея. Затем ее анализ показывает -

насколько она блестяща. Обдумывание каждой задачи может занимать

самое различное время - от секунд, минут до часов.

   Конечно для приращения мысли, если так можно сказать,

ее обогащения, четкого формирования, иногда требуются годы.

Ускорить ее появление может общение, обсуждение, чтение

книг и журналов и т.д. Возврат к одной и той же проблеме,

пока не появится ответ, может быть длительным. И здесь

особо важно научиться смотреть и думать диалектически -

всегда видеть две стороны - положительную и отрицательную.

Иногда нам не хочется видеть негативную сторону и мы

сознательно ее избегаем, не смотрим, не анализируем, что

приводит к тому, что эта сторона вдруг выходит

"на сцену", а мы вроде бы ее и не ждали.

   Например, В.Радзиевский и А.Терехин в газете "Социалистическая

индустрия" за 8 июня 1989 года, в статье "Врачи делают все

возможное" пишут "... Но не бывает света без тени, хотя,

согласитесь, такая диалектика не радует".

   А что, разве есть другая диалектика?

   Мы должны быть готовы к присутствию двух противоположностей,

и более того: если второй нет, ее нужно искать!

   Эта вторая возможность может иметь различные ипостаси.

   Например, по слухам, республики хотят отделиться от России.

Распутин предложил:"А может, России отделиться?" Вот

Вам вторая противоположность, неожиданный противоположный, подход!

   Владея таким подходом, можно резко сократить время на

обдумывание. Приведем пример из нашей практики.

   Много лет пористость термического окисла отождествляли с чистотой

поверхности кремния перед его окислением. Окисел на

кремний обычно выращивают 1-2 часа во влажной атмосфере при

температуре 1100 градусов Цельсия. И вот пришла

блестящая мысль! А что, если вырастить окисел при всех обычных

условиях, но резко удлинить процесс охлаждения: не 20 минут,

как обычно, а 12 часов? (Малое время - большое время -

вот две противоположности.) Результат превзошел все ожидания.

Мы впервые получили картину пористости, в принципе отличающихся

от ранее получаемых. Было получено больше пор, по сравнению

с обычными порами, число которых неуправляемо.

   Теперь снова надо думать, чтобы обьяснить это явление.

   Конечно, все было не так. Вначале была довольно

банальная, но все же оригинальная мысль: а нельзя ли

"заштопать" поры в окисле?

   На рис.1 показан процесс "штопания".

                          Рис.1

                              Исходная пористость

                              В процессе термообра-

                              ботки 1100 град. 15 мин.

                              После термообработки

Фотография полученной пористости с пластины кремния

после ее окисления:

   После дополнительного окисления, старые поры исчезли,

"заросли", а появились поры в новых местах.

   Это означало, что пористость - это процесс, явление,

присущее окислению, то есть, он происходит всегда. И вот

теперь-то и появилась мысль о противоположном эксперементе. /1,2/.

  Решая задачу и найдя приличный ответ, решение, мы редко думаем

о так называемых положительных и отрицательных сверхэффектах,

которые возникнут в случае реализации идеи. И это происходит

отнюдь не потому, что мы не хотим думать на эту тему, а

просто потому, что не обучены такому "думанию".

   Например, решив задачу о фотошаблоне /3/, я не предполагал, что

его будут осваивать 10 лет. В чем дело? Оказалось, что изготовителю

фотошаблонов они не выгодны. У меня и мысли не было что это

может вызвать такое скрытое сопротивление.

   Мысли, возникающие у человека могут быть закономерными

и случайными.

   Делая какую-либо работу, думая, можно закономерно быть довольным самим

собой. И вдруг случайная реплика, разговор с кем-то, являются толчком

для появления мысли, которая не укладывается в закономерность

давно возникшей "довольности".

   Например, Вы обучаетесь АРИЗ и считаете, что обучение идет

нормально, люди хорошо обучаются решению задач, становятся творческими

личностями и т.д. И вдруг один из выпускников говорит, что он

АРИЗ в своей работе не применяет, так как решения, которые он

находит "не внедряемы".

   Или другой случай:"Я знаю АРИЗ, но у меня производственные

задачи не решаются",- говорит еще один слушатель.

   Не сразу, но в конце концов эта случайная как бы информация,

попадает на  "мысленный круг" и начинает также неоднократно

появляться под вопросами русской интелегенции - кто

виноват? и что делать?

   Ответ, как правило - я виноват. А вот "что делать?" -

надо думать.

   И опять мысли бегут по кругу.

   И вот что интересно. Сейчас, когда ТРИЗ стала товаром,

мы обязаны, должны ее резко улучшить, то есть повысить

ее эффективность как в обучении, так и в ее применении.

   Используем аналогию.

   Когда делают ОКР по приборам и надо государственной

комиссии предьявить несколько десятков образцов - приборов-5,

это сделать хотя и трудно, но возможно. Когда же начинается

серийный выпуск продукции в тысячах штук, обычно возникают

новые проблемы, требующие решения. Если же начинается выпуск

десятков миллионов приборов, то, очевидно, возникают новые

задачи, требующие решения.

   По-моему, то же происходит с ТРИЗ. Подключение сотен и тысяч

обучающихся высветило целый ряд задач, которые требуют

решения. Мы перешли на другой уровень обучения и применения ТРИЗ и

это заставляет сказать:"А недолжен ли родиться второй АРИЗ,

с другим подходом к решению задач, не линейным, а круговым,

так как действительно думает человек, и с применением в нем всех

наработанных материалов?".

   Если мы стоим на позиции признания, тенденции моно-би-поли-поли

разные, то, по-видимому, мы должны приветствовать такой подход.

   В ТРИЗ есть основные понятия, которые сейчас следовало бы

уточнить, так как они вызывают разнопонимание у преподавателей

и, естественно, у слушателей.

   Сейчас в ТРИЗ ее автором Г.С.Альтшуллером и его

учениками-последователями наработаны многочисленные материалы.

   По-видимому, тезис "Время разбрасывать камни и

время их складывать" имеет глубокий, если не сказать

глубочайший, смысл.

   Сделаем попытку сложить.