Сомнение 4 и его опровержение.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
-----------------------------
В вепольном анализе /7/ рассматривается взаимодействие инструмента и
заготовки /изделия/.
П П П
В1 <-- В2 В1 <--> В2 В1 <-- В2
Однако, нам представляется, что эта форма записи
не полная и не передает все то богатство, что заложено в вепольном
понимании /анализе/.
С помощью ВА возможно представить все процессы, взаимодействия,
а также учесть возникающие нежелательные эффекты.
Когда есть одно В1 - не важно, что это - изделие или
инструмент, но нет взаимодействия. Для того, чтобы началось
взаимодействие необходимо второе вщество В2, и, естественно,
некое поле или энергия, для того, чтобы В2 начало
воздействовать на В1 и началось взаимодействие.
Одновременно должно быть и обратное действие за
счет сопротивления В1:
П
В1 В2
Однако, В1, находясь в статическом /неподвижном/ состоянии
неэффективно. Поэтому, как правило, В1, также сообщается
некая энергия (П). Тогда веполь выглядит так:
П П
В1 В2
Теперь надо обязательно учесть, какое взаимодействие между В1 и В2
и понять, что в результате этого взаимодействия образуется.
Так, например, при обычной токарной обработке в момент
контакта резца и изделия образуется поле трения, температурное
поле, контактная разность потенциалов, а кроме этого,
В1 превращается в В1(1), так как часть В1 уходит в
стружку. Контакт сначала носит точечный характер, затем
линейный или плоскостный, а возможно и объемное
взаимодействие - резец входит в поверхностный слой заготовки.
Таким образом, этот процесс можно представить ввиде:
Итак, следует по-видимому, определить, что простейший
веполь выглядит так:
П П П
В1 В2
Сам же веполь - это модель противоречий.
Что в такой интерпретации веполя ценно?
1.С помощью ВА можно провести анализ любого процесса, видя, что
есть на входе и на выходе.
Пример токарной обработки достаточен.
2.Все правила вепольного анализа просматривается не только более
четко, но и обосновывается.
Так, например, в первом правиле мы четко знаем, что для того,
чтобы было взаимодействие, должно быть второе вещество -
либо противоположное, либо тождественное, либо отличное
от первого.
3.Можно рассматривать все взаимодействия и выявить
нежелательные эффекты.
Пример. В2 во много раз сильнее воздействует на В1 -
преобладает, пересиливает его сопротивление. Тем не менее,
и В1 воздействует на В2 и в конечном счете резец тупится.
Взаимодействие в оперативной зоне мы уже рассмотрели.
Можно управлять процессом за счет Пвр. и Пдавл.
Однако, мы не знаем Пдавл. - мы ведем работу по величине
подачи резца. Вот задача - управлять процессом
резания по еличине давления.
Конечно, важно знать все процессы - их сущность и причины
возникновения НЭ.
4.Если внимательно изучить стандарты, то становится
очевидно, что они составлены почти точно в соответствии с вепольной
формой, то есть 1-ый класс введения инструмента, 2-ой класс изменения
взаимодействия и т.д. Это мы посмотрим ниже.
5.Закон полноты частей системы соответствует полной
вепольной форме, то есть, есть двигатель, рабочий орган,
трансмиссия и система управления. Однако в этом законе
нет двух элементов - это изделия, заготовки и системы контроля,
измерения, информации. Ведение этих элементов позволит шире
смотреть на веполь.
6.Веполь показывает последовательность решения задачи,
с целью нахождения букета решений для того, чтобы можно было
выбрать то решение, которое требуется:
а) изменять инструмент
б) изменять изделие
в) использовать ВПР
г) изменять взаимодействие
д) изменять П1 и П2 - воздействия /взаимодействия/
е) рассмотреть возникающие поля
ж) переход в надсистему
з) начать создавать новую систему
и) создание системы из двух альтернативных систем.
/работы Злотина, Герасимова/
к) более сложный прием: одновременно менять два элемента:
взаимодействие + инструмент
взаимодействие + изделие
л) использовать геометрические, физические, химические
эффекты.
А ведь с этим мы уже встречались, когда рассматривали
идеальность! Мы говорили о ИКР для каждого элемента!
7.С помощью ВА можно легче использовать геометрические,
физические и химические эффекты. Собственно, надо сразу смотреть
на геометрию инструмента, взаимодействия.
Пример на химический эффект.
Нанеся на В1 и В2 вещество можно определить степень
контактирования, то есть качество контакта.
В1В2 В1В' В2В'' В1В' В2В'' В1В3 В2В3
8.Мы должны сказать, что взаимодействие между В1 и В2 в веполе,
то есть в конфликтной паре, должно подчиняться законам
развития ТС.
Использование законов в конфликтной паре, в веполе может дать
не только решение, но и высветитть нове задачи.
Например, закон повышения динамичности. Чего?
Инструмента, изделия или взаимодействия?
Можно сделать резец динамичным, изделию /заготовке/ придать
определенные колебания, например, сжатия, растяжения.
Закон согласования параметров, взаимодействующих ТС.
Очевидно, что должно быть согдасование В1 и В2 по форме,
материалам и т.д.
9. Если ВА - язык ТРИЗ, то естественно его использовать
и в АРИЗ. Собственно говоря, он уже введен, только на
этом не акцентируется внимание.
Мы определяем, что в задаче есть инструмент и изделие. Представим
их в вепольной форме В1 и В2. Между ними есть взаимодействие
за счет каких-то полей. Например, задача о намотке пружины
на деревянуую оправку.
Представим эту задачу ввиде процесса:
Что нам хотелось бы получить?
Пвр --> В1 --> В2 --> В2' В2 - проволока
Нам надо свернуть технологический процесс.
ИКР - пружина, спираль сама сходит, снимается с оправки
без ухудшения ее качества - формы.
Начнем изменять инструмент:
Этот процесс показывает, что задачу вполне можно
представить в вепольной форме, а процесс взаимодействия
инструмента с заготовкой во времени, в динамике.
t1t2t3 - времена начала процесса, самого процесса и
его окончания.
Можно увидеть, что мы хотим получить в окончательном процессе.
Можно сразу сформулировать ИКР.
- Определить оперативную зону - начинается с точки и переходит
в линию. Надо ли свертывание?
- Можно рассмотреть взаимодействие между В1 и В2 при
определенных условиях - при коротком и длинном инструменте,
оправке.
Определить главную функцию и нежелательный эффект.
Определить какую задачу мы решаем:
-технологическую
-конструкторскую
-измерительную
-на новом принципе
Отсюда можно брать усиленное ТП, либо предельное, то есть
тогда, когда мы хотим решить задачу на новом принципе, то инструмент,
его размеры стремятся к нулю.
Если же мы хотим сохранить принцип работы ТС, но
устранить НЭ, то усиление ТП - это оптимизация инструмента.
Отсюда сразу видно ФП и ИКР. Здесь же можно увидеть ресурсы.
Очень важно определить, в чем сущность НЭ, какова его природа.
Мы к этому еще вернемся.
Пока же отметим, что в таком виде ВА действительно
становится языком ТРИЗ. И что наиболее важно, так это то,
что фактически мы весь аппарат ТРИЗ как бы загнали
в обойму вепольного анализа.
Мне стал ясен ВА - сомнение снято.
-----------------------------
В вепольном анализе /7/ рассматривается взаимодействие инструмента и
заготовки /изделия/.
П П П
В1 <-- В2 В1 <--> В2 В1 <-- В2
Однако, нам представляется, что эта форма записи
не полная и не передает все то богатство, что заложено в вепольном
понимании /анализе/.
С помощью ВА возможно представить все процессы, взаимодействия,
а также учесть возникающие нежелательные эффекты.
Когда есть одно В1 - не важно, что это - изделие или
инструмент, но нет взаимодействия. Для того, чтобы началось
взаимодействие необходимо второе вщество В2, и, естественно,
некое поле или энергия, для того, чтобы В2 начало
воздействовать на В1 и началось взаимодействие.
Одновременно должно быть и обратное действие за
счет сопротивления В1:
П
В1 В2
Однако, В1, находясь в статическом /неподвижном/ состоянии
неэффективно. Поэтому, как правило, В1, также сообщается
некая энергия (П). Тогда веполь выглядит так:
П П
В1 В2
Теперь надо обязательно учесть, какое взаимодействие между В1 и В2
и понять, что в результате этого взаимодействия образуется.
Так, например, при обычной токарной обработке в момент
контакта резца и изделия образуется поле трения, температурное
поле, контактная разность потенциалов, а кроме этого,
В1 превращается в В1(1), так как часть В1 уходит в
стружку. Контакт сначала носит точечный характер, затем
линейный или плоскостный, а возможно и объемное
взаимодействие - резец входит в поверхностный слой заготовки.
Таким образом, этот процесс можно представить ввиде:
Итак, следует по-видимому, определить, что простейший
веполь выглядит так:
П П П
В1 В2
Сам же веполь - это модель противоречий.
Что в такой интерпретации веполя ценно?
1.С помощью ВА можно провести анализ любого процесса, видя, что
есть на входе и на выходе.
Пример токарной обработки достаточен.
2.Все правила вепольного анализа просматривается не только более
четко, но и обосновывается.
Так, например, в первом правиле мы четко знаем, что для того,
чтобы было взаимодействие, должно быть второе вещество -
либо противоположное, либо тождественное, либо отличное
от первого.
3.Можно рассматривать все взаимодействия и выявить
нежелательные эффекты.
Пример. В2 во много раз сильнее воздействует на В1 -
преобладает, пересиливает его сопротивление. Тем не менее,
и В1 воздействует на В2 и в конечном счете резец тупится.
Взаимодействие в оперативной зоне мы уже рассмотрели.
Можно управлять процессом за счет Пвр. и Пдавл.
Однако, мы не знаем Пдавл. - мы ведем работу по величине
подачи резца. Вот задача - управлять процессом
резания по еличине давления.
Конечно, важно знать все процессы - их сущность и причины
возникновения НЭ.
4.Если внимательно изучить стандарты, то становится
очевидно, что они составлены почти точно в соответствии с вепольной
формой, то есть 1-ый класс введения инструмента, 2-ой класс изменения
взаимодействия и т.д. Это мы посмотрим ниже.
5.Закон полноты частей системы соответствует полной
вепольной форме, то есть, есть двигатель, рабочий орган,
трансмиссия и система управления. Однако в этом законе
нет двух элементов - это изделия, заготовки и системы контроля,
измерения, информации. Ведение этих элементов позволит шире
смотреть на веполь.
6.Веполь показывает последовательность решения задачи,
с целью нахождения букета решений для того, чтобы можно было
выбрать то решение, которое требуется:
а) изменять инструмент
б) изменять изделие
в) использовать ВПР
г) изменять взаимодействие
д) изменять П1 и П2 - воздействия /взаимодействия/
е) рассмотреть возникающие поля
ж) переход в надсистему
з) начать создавать новую систему
и) создание системы из двух альтернативных систем.
/работы Злотина, Герасимова/
к) более сложный прием: одновременно менять два элемента:
взаимодействие + инструмент
взаимодействие + изделие
л) использовать геометрические, физические, химические
эффекты.
А ведь с этим мы уже встречались, когда рассматривали
идеальность! Мы говорили о ИКР для каждого элемента!
7.С помощью ВА можно легче использовать геометрические,
физические и химические эффекты. Собственно, надо сразу смотреть
на геометрию инструмента, взаимодействия.
Пример на химический эффект.
Нанеся на В1 и В2 вещество можно определить степень
контактирования, то есть качество контакта.
В1В2 В1В' В2В'' В1В' В2В'' В1В3 В2В3
8.Мы должны сказать, что взаимодействие между В1 и В2 в веполе,
то есть в конфликтной паре, должно подчиняться законам
развития ТС.
Использование законов в конфликтной паре, в веполе может дать
не только решение, но и высветитть нове задачи.
Например, закон повышения динамичности. Чего?
Инструмента, изделия или взаимодействия?
Можно сделать резец динамичным, изделию /заготовке/ придать
определенные колебания, например, сжатия, растяжения.
Закон согласования параметров, взаимодействующих ТС.
Очевидно, что должно быть согдасование В1 и В2 по форме,
материалам и т.д.
9. Если ВА - язык ТРИЗ, то естественно его использовать
и в АРИЗ. Собственно говоря, он уже введен, только на
этом не акцентируется внимание.
Мы определяем, что в задаче есть инструмент и изделие. Представим
их в вепольной форме В1 и В2. Между ними есть взаимодействие
за счет каких-то полей. Например, задача о намотке пружины
на деревянуую оправку.
Представим эту задачу ввиде процесса:
Что нам хотелось бы получить?
Пвр --> В1 --> В2 --> В2' В2 - проволока
Нам надо свернуть технологический процесс.
ИКР - пружина, спираль сама сходит, снимается с оправки
без ухудшения ее качества - формы.
Начнем изменять инструмент:
Этот процесс показывает, что задачу вполне можно
представить в вепольной форме, а процесс взаимодействия
инструмента с заготовкой во времени, в динамике.
t1t2t3 - времена начала процесса, самого процесса и
его окончания.
Можно увидеть, что мы хотим получить в окончательном процессе.
Можно сразу сформулировать ИКР.
- Определить оперативную зону - начинается с точки и переходит
в линию. Надо ли свертывание?
- Можно рассмотреть взаимодействие между В1 и В2 при
определенных условиях - при коротком и длинном инструменте,
оправке.
Определить главную функцию и нежелательный эффект.
Определить какую задачу мы решаем:
-технологическую
-конструкторскую
-измерительную
-на новом принципе
Отсюда можно брать усиленное ТП, либо предельное, то есть
тогда, когда мы хотим решить задачу на новом принципе, то инструмент,
его размеры стремятся к нулю.
Если же мы хотим сохранить принцип работы ТС, но
устранить НЭ, то усиление ТП - это оптимизация инструмента.
Отсюда сразу видно ФП и ИКР. Здесь же можно увидеть ресурсы.
Очень важно определить, в чем сущность НЭ, какова его природа.
Мы к этому еще вернемся.
Пока же отметим, что в таком виде ВА действительно
становится языком ТРИЗ. И что наиболее важно, так это то,
что фактически мы весь аппарат ТРИЗ как бы загнали
в обойму вепольного анализа.
Мне стал ясен ВА - сомнение снято.