Сомнение 4 и его опровержение.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23   26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

   -----------------------------

   В вепольном анализе /7/ рассматривается взаимодействие инструмента и

заготовки /изделия/.

       П                 П               П

В1 <-- В2           В1 <--> В2       В1 <-- В2

   Однако, нам представляется, что эта форма записи

не полная и не передает все то богатство, что заложено в вепольном

понимании /анализе/.

   С помощью ВА возможно представить все процессы, взаимодействия,

а также учесть возникающие нежелательные эффекты.

   Когда есть одно В1 - не важно, что это - изделие или

инструмент, но нет взаимодействия. Для того, чтобы началось

взаимодействие необходимо второе вщество В2, и, естественно,

некое поле или энергия, для того, чтобы В2 начало

воздействовать на В1 и началось взаимодействие.

   Одновременно должно быть и обратное действие за

счет сопротивления В1:

              П

    В1    В2

   Однако, В1, находясь в статическом /неподвижном/ состоянии

неэффективно. Поэтому, как правило, В1, также сообщается

некая энергия (П). Тогда веполь выглядит так:

           П           П

               В1  В2

   Теперь надо обязательно учесть, какое взаимодействие между В1 и В2

и понять, что в результате этого взаимодействия образуется.

   Так, например, при обычной токарной обработке в момент

контакта резца и изделия образуется поле трения, температурное

поле, контактная разность потенциалов, а кроме этого,

В1 превращается в В1(1), так как часть В1 уходит в

стружку. Контакт сначала носит точечный характер, затем

линейный или плоскостный, а возможно и объемное

взаимодействие - резец входит в поверхностный слой заготовки.

   Таким образом, этот процесс можно представить ввиде:

   Итак, следует по-видимому, определить, что простейший

веполь выглядит так:

          П        П        П

              В1       В2

   Сам же веполь - это модель противоречий.

   Что в такой интерпретации веполя ценно?

   1.С помощью ВА можно провести анализ любого процесса, видя, что

есть на входе и на выходе.

   Пример токарной обработки достаточен.

   2.Все правила вепольного анализа просматривается не только более

четко, но и обосновывается.

   Так, например, в первом правиле мы четко знаем, что для того,

чтобы было взаимодействие, должно быть второе вещество -

либо противоположное, либо тождественное, либо отличное

от первого.

   3.Можно рассматривать все взаимодействия и выявить

нежелательные эффекты.

   Пример. В2 во много раз сильнее воздействует на В1 -

преобладает, пересиливает его сопротивление. Тем не менее,

и В1 воздействует на В2 и в конечном счете резец тупится.

   Взаимодействие в оперативной зоне мы уже рассмотрели.

   Можно управлять процессом за счет Пвр. и Пдавл.

Однако, мы не знаем Пдавл. - мы ведем работу по величине

подачи резца. Вот задача - управлять процессом

резания по еличине давления.

   Конечно, важно знать все процессы - их сущность и причины

возникновения НЭ.

   4.Если внимательно изучить стандарты, то становится

очевидно, что они составлены почти точно в соответствии с вепольной

формой, то есть 1-ый класс введения инструмента, 2-ой класс изменения

взаимодействия и т.д. Это мы посмотрим ниже.

   5.Закон полноты частей системы соответствует полной

вепольной форме, то есть, есть двигатель, рабочий орган,

трансмиссия и система управления. Однако в этом законе

нет двух элементов - это изделия, заготовки и системы контроля,

измерения, информации. Ведение этих элементов позволит шире

смотреть на веполь.

   6.Веполь показывает последовательность решения задачи,

с целью нахождения букета решений для того, чтобы можно было

выбрать то решение, которое требуется:

а) изменять инструмент

б) изменять изделие

в) использовать ВПР

г) изменять взаимодействие

д) изменять П1 и П2 - воздействия /взаимодействия/

е) рассмотреть возникающие поля

ж) переход в надсистему

з) начать создавать новую систему

и) создание системы из двух альтернативных систем.

/работы Злотина, Герасимова/

к) более сложный прием: одновременно менять два элемента:

взаимодействие + инструмент

взаимодействие + изделие

л) использовать геометрические, физические, химические

эффекты.

   А ведь с этим мы уже встречались, когда рассматривали

идеальность! Мы говорили о ИКР для каждого элемента!

   7.С помощью ВА можно легче использовать геометрические,

физические и химические эффекты. Собственно, надо сразу смотреть

на геометрию инструмента, взаимодействия.

   Пример на химический эффект.

   Нанеся на В1 и В2 вещество можно определить степень

контактирования, то есть качество контакта.

В1В2   В1В'     В2В''  В1В'  В2В''  В1В3 В2В3

   8.Мы должны сказать, что взаимодействие между В1 и В2 в веполе,

то есть в конфликтной паре, должно подчиняться законам

развития ТС.

   Использование законов в конфликтной паре, в веполе может дать

не только решение, но и высветитть нове задачи.

   Например, закон повышения динамичности. Чего?

Инструмента, изделия или взаимодействия?

   Можно сделать резец динамичным, изделию /заготовке/ придать

определенные колебания, например, сжатия, растяжения.

   Закон согласования параметров, взаимодействующих ТС.

   Очевидно, что должно быть согдасование В1 и В2 по форме,

материалам и т.д.

   9. Если ВА - язык ТРИЗ, то естественно его использовать

и в АРИЗ. Собственно говоря, он уже введен, только на

этом не акцентируется внимание.

   Мы определяем, что в задаче есть инструмент и изделие. Представим

их в вепольной форме В1 и В2. Между ними есть взаимодействие

за счет каких-то полей. Например, задача о намотке пружины

на деревянуую оправку.

   Представим эту задачу ввиде процесса:

   Что нам хотелось бы получить?

Пвр --> В1 --> В2 --> В2'   В2 - проволока

Нам надо свернуть технологический процесс.

   ИКР - пружина, спираль сама сходит, снимается с оправки

без ухудшения ее качества - формы.

   Начнем изменять инструмент:

   Этот процесс показывает, что задачу вполне можно

представить в вепольной форме, а процесс взаимодействия

инструмента с заготовкой во времени, в динамике.

   t1t2t3 - времена начала процесса, самого процесса и

его окончания.

   Можно увидеть, что мы хотим получить в окончательном процессе.

   Можно сразу сформулировать ИКР.

   - Определить оперативную зону - начинается с точки и переходит

в линию. Надо ли свертывание?

   - Можно рассмотреть взаимодействие между В1 и В2 при

определенных условиях - при коротком и длинном инструменте,

оправке.

   Определить главную функцию и нежелательный эффект.

   Определить какую задачу мы решаем:

-технологическую

-конструкторскую

-измерительную

-на новом принципе

   Отсюда можно брать усиленное ТП, либо предельное, то есть

тогда, когда мы хотим решить задачу на новом принципе, то инструмент,

его размеры стремятся к нулю.

   Если же мы хотим сохранить принцип работы ТС, но

устранить НЭ, то усиление ТП - это оптимизация инструмента.

Отсюда сразу видно ФП и ИКР. Здесь же можно увидеть ресурсы.

   Очень важно определить, в чем сущность НЭ, какова его природа.

Мы к этому еще вернемся.

   Пока же отметим, что в таком виде ВА действительно

становится языком ТРИЗ. И что наиболее важно, так это то,

что фактически мы весь аппарат ТРИЗ как бы загнали

в обойму вепольного анализа.

   Мне стал ясен ВА - сомнение снято.

   -----------------------------

   В вепольном анализе /7/ рассматривается взаимодействие инструмента и

заготовки /изделия/.

       П                 П               П

В1 <-- В2           В1 <--> В2       В1 <-- В2

   Однако, нам представляется, что эта форма записи

не полная и не передает все то богатство, что заложено в вепольном

понимании /анализе/.

   С помощью ВА возможно представить все процессы, взаимодействия,

а также учесть возникающие нежелательные эффекты.

   Когда есть одно В1 - не важно, что это - изделие или

инструмент, но нет взаимодействия. Для того, чтобы началось

взаимодействие необходимо второе вщество В2, и, естественно,

некое поле или энергия, для того, чтобы В2 начало

воздействовать на В1 и началось взаимодействие.

   Одновременно должно быть и обратное действие за

счет сопротивления В1:

              П

    В1    В2

   Однако, В1, находясь в статическом /неподвижном/ состоянии

неэффективно. Поэтому, как правило, В1, также сообщается

некая энергия (П). Тогда веполь выглядит так:

           П           П

               В1  В2

   Теперь надо обязательно учесть, какое взаимодействие между В1 и В2

и понять, что в результате этого взаимодействия образуется.

   Так, например, при обычной токарной обработке в момент

контакта резца и изделия образуется поле трения, температурное

поле, контактная разность потенциалов, а кроме этого,

В1 превращается в В1(1), так как часть В1 уходит в

стружку. Контакт сначала носит точечный характер, затем

линейный или плоскостный, а возможно и объемное

взаимодействие - резец входит в поверхностный слой заготовки.

   Таким образом, этот процесс можно представить ввиде:

   Итак, следует по-видимому, определить, что простейший

веполь выглядит так:

          П        П        П

              В1       В2

   Сам же веполь - это модель противоречий.

   Что в такой интерпретации веполя ценно?

   1.С помощью ВА можно провести анализ любого процесса, видя, что

есть на входе и на выходе.

   Пример токарной обработки достаточен.

   2.Все правила вепольного анализа просматривается не только более

четко, но и обосновывается.

   Так, например, в первом правиле мы четко знаем, что для того,

чтобы было взаимодействие, должно быть второе вещество -

либо противоположное, либо тождественное, либо отличное

от первого.

   3.Можно рассматривать все взаимодействия и выявить

нежелательные эффекты.

   Пример. В2 во много раз сильнее воздействует на В1 -

преобладает, пересиливает его сопротивление. Тем не менее,

и В1 воздействует на В2 и в конечном счете резец тупится.

   Взаимодействие в оперативной зоне мы уже рассмотрели.

   Можно управлять процессом за счет Пвр. и Пдавл.

Однако, мы не знаем Пдавл. - мы ведем работу по величине

подачи резца. Вот задача - управлять процессом

резания по еличине давления.

   Конечно, важно знать все процессы - их сущность и причины

возникновения НЭ.

   4.Если внимательно изучить стандарты, то становится

очевидно, что они составлены почти точно в соответствии с вепольной

формой, то есть 1-ый класс введения инструмента, 2-ой класс изменения

взаимодействия и т.д. Это мы посмотрим ниже.

   5.Закон полноты частей системы соответствует полной

вепольной форме, то есть, есть двигатель, рабочий орган,

трансмиссия и система управления. Однако в этом законе

нет двух элементов - это изделия, заготовки и системы контроля,

измерения, информации. Ведение этих элементов позволит шире

смотреть на веполь.

   6.Веполь показывает последовательность решения задачи,

с целью нахождения букета решений для того, чтобы можно было

выбрать то решение, которое требуется:

а) изменять инструмент

б) изменять изделие

в) использовать ВПР

г) изменять взаимодействие

д) изменять П1 и П2 - воздействия /взаимодействия/

е) рассмотреть возникающие поля

ж) переход в надсистему

з) начать создавать новую систему

и) создание системы из двух альтернативных систем.

/работы Злотина, Герасимова/

к) более сложный прием: одновременно менять два элемента:

взаимодействие + инструмент

взаимодействие + изделие

л) использовать геометрические, физические, химические

эффекты.

   А ведь с этим мы уже встречались, когда рассматривали

идеальность! Мы говорили о ИКР для каждого элемента!

   7.С помощью ВА можно легче использовать геометрические,

физические и химические эффекты. Собственно, надо сразу смотреть

на геометрию инструмента, взаимодействия.

   Пример на химический эффект.

   Нанеся на В1 и В2 вещество можно определить степень

контактирования, то есть качество контакта.

В1В2   В1В'     В2В''  В1В'  В2В''  В1В3 В2В3

   8.Мы должны сказать, что взаимодействие между В1 и В2 в веполе,

то есть в конфликтной паре, должно подчиняться законам

развития ТС.

   Использование законов в конфликтной паре, в веполе может дать

не только решение, но и высветитть нове задачи.

   Например, закон повышения динамичности. Чего?

Инструмента, изделия или взаимодействия?

   Можно сделать резец динамичным, изделию /заготовке/ придать

определенные колебания, например, сжатия, растяжения.

   Закон согласования параметров, взаимодействующих ТС.

   Очевидно, что должно быть согдасование В1 и В2 по форме,

материалам и т.д.

   9. Если ВА - язык ТРИЗ, то естественно его использовать

и в АРИЗ. Собственно говоря, он уже введен, только на

этом не акцентируется внимание.

   Мы определяем, что в задаче есть инструмент и изделие. Представим

их в вепольной форме В1 и В2. Между ними есть взаимодействие

за счет каких-то полей. Например, задача о намотке пружины

на деревянуую оправку.

   Представим эту задачу ввиде процесса:

   Что нам хотелось бы получить?

Пвр --> В1 --> В2 --> В2'   В2 - проволока

Нам надо свернуть технологический процесс.

   ИКР - пружина, спираль сама сходит, снимается с оправки

без ухудшения ее качества - формы.

   Начнем изменять инструмент:

   Этот процесс показывает, что задачу вполне можно

представить в вепольной форме, а процесс взаимодействия

инструмента с заготовкой во времени, в динамике.

   t1t2t3 - времена начала процесса, самого процесса и

его окончания.

   Можно увидеть, что мы хотим получить в окончательном процессе.

   Можно сразу сформулировать ИКР.

   - Определить оперативную зону - начинается с точки и переходит

в линию. Надо ли свертывание?

   - Можно рассмотреть взаимодействие между В1 и В2 при

определенных условиях - при коротком и длинном инструменте,

оправке.

   Определить главную функцию и нежелательный эффект.

   Определить какую задачу мы решаем:

-технологическую

-конструкторскую

-измерительную

-на новом принципе

   Отсюда можно брать усиленное ТП, либо предельное, то есть

тогда, когда мы хотим решить задачу на новом принципе, то инструмент,

его размеры стремятся к нулю.

   Если же мы хотим сохранить принцип работы ТС, но

устранить НЭ, то усиление ТП - это оптимизация инструмента.

Отсюда сразу видно ФП и ИКР. Здесь же можно увидеть ресурсы.

   Очень важно определить, в чем сущность НЭ, какова его природа.

Мы к этому еще вернемся.

   Пока же отметим, что в таком виде ВА действительно

становится языком ТРИЗ. И что наиболее важно, так это то,

что фактически мы весь аппарат ТРИЗ как бы загнали

в обойму вепольного анализа.

   Мне стал ясен ВА - сомнение снято.