Сомнение 3 и его опровержение.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23   26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

   -----------------------------

   Эволюция, развитие общества, природы, познания, происходит

через преодоление, снятие, разрешение диалектических

противоречий. Эти ДП непосредственно присутствуют, например,

в обществе. Их выявляют формулируют и разрешают.

   Не буду приводить формулировак, что есть ДП - единство,

то есть противоположность. Это можно легко узнать в любой книге

по философии. Меня все время не покидало желание понять:

есть ли ДП в технических системах, ибо закон единства и

борьбы противоположностей должен быть инструментальным

и помогать в решении задач. Однако, мои длительные потуги

в этом направлении не дали мне положительных результатов.

В области техносферы, в самих ТС ДП нет, они не возникают.

Технику развивает человек, и поэтому все противоречия в технике -

суть противоречия в познании - формулирование человеком

противоречий для совершенствования ТС и их разрешения.

   ДП подразумевает борьбу противоположностей. Но вот мы

обращаемся к противоречию между инструментом и заготовкой

и видим, что инструмент все время преобладает, обрабатывает

заготовку, а обратного действия, воздействия почти нет.

Воздействие, как-бы борьба, направлена в одну сторону, от инструмента к

заготовке. Несомненно, обратное действие есть, но оно не

значительно.

   Еще раз отметим, что все время рассматривали противоречия,

как деалектические, то есть, что противоречия возникют лишь между

противоположными сторонами единого, стороны единого

противоречивы, потому что противоположны. К ним можно

отнести физические противоречия.

   Однако, действительность нас убеждает, что противоречия

существуют не только между противоположными частями единого.

Стороны могут быть тождественными, различными и противоположными.

И такой подход нам представляется более конструктивным,

более инструментальным.

   Противоречие между двумя рабочими, инженерами и т.д. -

это противоречие между тождествами.

   Противоречие между человком и станком - противоречие между

различными сторонами.

   Еще более прогрессивным на наш взгляд, является мнение,

изложено в /6/, о том, что противоречие - это взаимодействие.

   Это представление может быть широко использовано в ТРИЗ.

   Рассмотрим, какие бывают противоречия /взаимодействия/.

   Известны самые различные взаимодействия, и в первую

очередь парные - слабые и сильные, разрушающие и

созидающие, острые - борьба, мягкие - взаимопомощь,

взаимодополнение, притяжение.

   Взаимодействие, как уже говорилось, с точки зрения

обьектов взаимодействия может быть между тождественными обьектами,

противоположными обьктами и нейтральными обьектами.

   Все три случая взаимодествия имеют место в ТРИЗ в

процессе решения технических задач.

   Например, взаимодействие между вумя шестеренками в

обьекте - это тождественные обьекты.

   Резец и заготовка - противоположные обьектыс точки зрения

обработки, взаимодействия.

   Нейтральные объекты - взаимодействие между производительностью

труда, процесса и точностью изготовления изделия -

сложностью изделия и т.д. - то, что в ТРИЗ называется техническим

противоречием.

   Сразу видно, что вроде между этими разными объектами,

параметрами взаимодействия нет. Но это на первый взгляд.

Нейтральные объекты можно привести с вроде отступающей связью,

взаимодействием, к нормальной связи.

   Вся таблица разрешения ТП, построенная Г.С.Альтшуллером,

основана на нейтральных объектах, параметрах.

   Взаимодействия, реальные взаимодействия в ТС есть, и их выявление,

рассмотрение, их оценка могут оказать решающему реальную помощь.

   Взаимодействие может быть вещественным, полевым: в точке,

по линии, плоскости, объемом, через поля.

   Итак, в ТРИЗ применяются следующие противоречия:

   Физическое противоречие 1:

   -------------------------

   предъявление противоположных свойств к одному элементу.

   Например, элемент должен пропустить шлак, для того, чтобы

его сливать и не пропускать тепло, чтобы не образовалась корка:

не пропускать  <--------- Э --------> пропускать

          !                              !

          !                              !

          V Пт                           V В1

(для предотвращения                  (для слива)

образования корки)

   Физическое противоречие 2: /по взаимодействию/

   Если есть противоречие вида два элемента и между ними

осуществляется взаимодействие, то должно быть противоречие

противоположное или дополнительное, а именно - к одному

элементу предъявляются требования двух взаимодействий.

не взаимодействовать <---- Э ----> взаимодействовать

         !                                !

         !                                !

         V В1                             V В1

(чтобы шлак сливался)           (чтобы не пропускать

                                    тепло)

   Например, в задаче о перевозке и сливе шлака:

Х-элемент должен взаимодействовать со шлаком, чтобы

не пропускать, сохранять тепло, и не должно взаимодействовать,

чтобы шлак сливался.

   Вообще говоря, ФП1 - это загадка. Если считать, что

естьеще ФП2, то разгадать загадку легче.

   Например, разгадать загадку. "Один рог, четыре копыта -

что это?"

   Добавим второе ФП - хвост и большая масса. Круг решения

сужается.

   ТП - техническое противоречие.

   -----------------------------

   ТП в ТРИЗ выглядит в двух ипостасях - первую мы уже рассматривали:

это ТП между нейтральными параметрами; вторая - это когда

при построении модели задачи мы изменяли каким-то образом свойства,

например, инструмента и формулируем, что хорошо при этом; а что плохо.

   Несомненно, следует сразу в первой части АРИЗ вормулировать

ТП и искать по таблице принципы, подсказывающие

решение.

   Иначе все 40 принципов простаивают, а это громадный труд!

   И, наконец, последнее противоречие - взаимодействие -

это взаимодействие в вепольном анализе.

   Если встать на позицию, что между В1 и В2 есть взаимодействие,

противоречие, а это так есть по автору ТРИЗ, то следует

рассмотреть весь вепольный анализ, как язык ТРИЗ.

   Итак, я свои сомнения развеял. Мне стало ясно, что есть

противоречия в ТРИЗ.

   -----------------------------

   Эволюция, развитие общества, природы, познания, происходит

через преодоление, снятие, разрешение диалектических

противоречий. Эти ДП непосредственно присутствуют, например,

в обществе. Их выявляют формулируют и разрешают.

   Не буду приводить формулировак, что есть ДП - единство,

то есть противоположность. Это можно легко узнать в любой книге

по философии. Меня все время не покидало желание понять:

есть ли ДП в технических системах, ибо закон единства и

борьбы противоположностей должен быть инструментальным

и помогать в решении задач. Однако, мои длительные потуги

в этом направлении не дали мне положительных результатов.

В области техносферы, в самих ТС ДП нет, они не возникают.

Технику развивает человек, и поэтому все противоречия в технике -

суть противоречия в познании - формулирование человеком

противоречий для совершенствования ТС и их разрешения.

   ДП подразумевает борьбу противоположностей. Но вот мы

обращаемся к противоречию между инструментом и заготовкой

и видим, что инструмент все время преобладает, обрабатывает

заготовку, а обратного действия, воздействия почти нет.

Воздействие, как-бы борьба, направлена в одну сторону, от инструмента к

заготовке. Несомненно, обратное действие есть, но оно не

значительно.

   Еще раз отметим, что все время рассматривали противоречия,

как деалектические, то есть, что противоречия возникют лишь между

противоположными сторонами единого, стороны единого

противоречивы, потому что противоположны. К ним можно

отнести физические противоречия.

   Однако, действительность нас убеждает, что противоречия

существуют не только между противоположными частями единого.

Стороны могут быть тождественными, различными и противоположными.

И такой подход нам представляется более конструктивным,

более инструментальным.

   Противоречие между двумя рабочими, инженерами и т.д. -

это противоречие между тождествами.

   Противоречие между человком и станком - противоречие между

различными сторонами.

   Еще более прогрессивным на наш взгляд, является мнение,

изложено в /6/, о том, что противоречие - это взаимодействие.

   Это представление может быть широко использовано в ТРИЗ.

   Рассмотрим, какие бывают противоречия /взаимодействия/.

   Известны самые различные взаимодействия, и в первую

очередь парные - слабые и сильные, разрушающие и

созидающие, острые - борьба, мягкие - взаимопомощь,

взаимодополнение, притяжение.

   Взаимодействие, как уже говорилось, с точки зрения

обьектов взаимодействия может быть между тождественными обьектами,

противоположными обьктами и нейтральными обьектами.

   Все три случая взаимодествия имеют место в ТРИЗ в

процессе решения технических задач.

   Например, взаимодействие между вумя шестеренками в

обьекте - это тождественные обьекты.

   Резец и заготовка - противоположные обьектыс точки зрения

обработки, взаимодействия.

   Нейтральные объекты - взаимодействие между производительностью

труда, процесса и точностью изготовления изделия -

сложностью изделия и т.д. - то, что в ТРИЗ называется техническим

противоречием.

   Сразу видно, что вроде между этими разными объектами,

параметрами взаимодействия нет. Но это на первый взгляд.

Нейтральные объекты можно привести с вроде отступающей связью,

взаимодействием, к нормальной связи.

   Вся таблица разрешения ТП, построенная Г.С.Альтшуллером,

основана на нейтральных объектах, параметрах.

   Взаимодействия, реальные взаимодействия в ТС есть, и их выявление,

рассмотрение, их оценка могут оказать решающему реальную помощь.

   Взаимодействие может быть вещественным, полевым: в точке,

по линии, плоскости, объемом, через поля.

   Итак, в ТРИЗ применяются следующие противоречия:

   Физическое противоречие 1:

   -------------------------

   предъявление противоположных свойств к одному элементу.

   Например, элемент должен пропустить шлак, для того, чтобы

его сливать и не пропускать тепло, чтобы не образовалась корка:

не пропускать  <--------- Э --------> пропускать

          !                              !

          !                              !

          V Пт                           V В1

(для предотвращения                  (для слива)

образования корки)

   Физическое противоречие 2: /по взаимодействию/

   Если есть противоречие вида два элемента и между ними

осуществляется взаимодействие, то должно быть противоречие

противоположное или дополнительное, а именно - к одному

элементу предъявляются требования двух взаимодействий.

не взаимодействовать <---- Э ----> взаимодействовать

         !                                !

         !                                !

         V В1                             V В1

(чтобы шлак сливался)           (чтобы не пропускать

                                    тепло)

   Например, в задаче о перевозке и сливе шлака:

Х-элемент должен взаимодействовать со шлаком, чтобы

не пропускать, сохранять тепло, и не должно взаимодействовать,

чтобы шлак сливался.

   Вообще говоря, ФП1 - это загадка. Если считать, что

естьеще ФП2, то разгадать загадку легче.

   Например, разгадать загадку. "Один рог, четыре копыта -

что это?"

   Добавим второе ФП - хвост и большая масса. Круг решения

сужается.

   ТП - техническое противоречие.

   -----------------------------

   ТП в ТРИЗ выглядит в двух ипостасях - первую мы уже рассматривали:

это ТП между нейтральными параметрами; вторая - это когда

при построении модели задачи мы изменяли каким-то образом свойства,

например, инструмента и формулируем, что хорошо при этом; а что плохо.

   Несомненно, следует сразу в первой части АРИЗ вормулировать

ТП и искать по таблице принципы, подсказывающие

решение.

   Иначе все 40 принципов простаивают, а это громадный труд!

   И, наконец, последнее противоречие - взаимодействие -

это взаимодействие в вепольном анализе.

   Если встать на позицию, что между В1 и В2 есть взаимодействие,

противоречие, а это так есть по автору ТРИЗ, то следует

рассмотреть весь вепольный анализ, как язык ТРИЗ.

   Итак, я свои сомнения развеял. Мне стало ясно, что есть

противоречия в ТРИЗ.