ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТУРНИРА РЫЦАРЕЙ ТВОРЧЕСТВА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23   26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

     1.Противоречие:костюмы должны  быть пышными,чтобы казаться

старинными,и не должны быть пышными,чтобы казаться простонарод-

ными.Разрешение   противоречия  в  пространстве.  Часть  платья

роскошная,а часть - простонародная.Одно  из  решений  -  грубые

заплаты на нарядных платьях.

     2.Достроим веполь.В1-резиновый  мячик (болт,медная гайка).

Нужно ввести В2 и поле П.В случае резинового мячика это вода  и

поле архимедовых сил;  железного болта - магнит и магнитное по-

ле; медной гайки - вода и тепловое поле (охлаждение жидким азо-

том,гайка  вмерзает  в  лед и поднимается вместе с ним либо под

действием архимедовых сил воды,либо одновременно с гайкой  вмо-

раживается и веревка).

     3.Художник сделал  Александра Невского на портрете похожим

на артиста Н.Черкасова,  который играл роль князя  в  известном

всем фильме.

     4.Обращенная задача:  как  сделать,  чтобы в перчатке ока-

зался камень?  Противоречие:  нужно взять камень,  чтобы сильно

ударить, и нельзя взять, потому что это обнаружит судья. Разре-

шение во времени:  камень или что-то подобное должно  появиться

во время боя. Усиленный ИКР: камень получается из ресурсов. Ре-

шение:  боксер присыпал бинты быстро  схватывающимся  цементом,

который, смешиваясь с влагой от потеющих рук, застывал. Вариант

- быстро твердеющая жидкость.

     5.Противоречие: небольшое  отверстие  должно   оставаться,

чтобы  дать выход струе,  и оно должно оставаться,  чтобы можно

было заварить заплату целиком.  Разрешение в пространстве - от-

верстие  расположено  там,  где не нужно варить.  Разрешение во

времени:  отверстие должно быть во время сварки и его не должно

быть  после окончания работы.  Решение:заплата с небольшим кра-

ном,  который открыт пока идет  сварка  и  наглухо  закрывается

после ее окончания.

     6.Противоречие: вывезенные   кролики  должны  быть  породы

Рекс, чтобы развести их в стране, и не должны быть породы Рекс,

чтобы не нарушить закон.  Решение: были вывезены помеси обычных

кроликов с кроликами породы Рекс.  Признаки породы Рекс  -  ре-

цессивные, появились только во втором поколении.

     7.Противоречие: параллелепипед нужно разбить,  чтобы изме-

рить большую диагональ (попасть внутрь),  и нельзя разбить, по-

тому что запрещено по условию задачи. Прием - использование ко-

пии,  модели. Решение: на столе отмечается точка, в которой на-

ходится  нижняя  вершина параллелепипеда,  затем параллелепипед

сдвигается на расстояние, равное его длине. Измеряется расстоя-

ние от отмеченной точки до ближайшей верхней вершины.

     8.ИКР: растение само показывает,  где ему лучше.  Решение:

растение устанавливается  на  тележке  с  двигателями,  которые

включаются от датчиков,  расположенных на листьях растения. Из-

вестно, что растение, когда не хватает света, тянется к нему, а

если света избыток отодвигается.  Датчики фиксируют микродвиже-

ния растений и включают соответствующий  двигатель.  "Переехав"

 

 

                            - 2 -

несколько  раз с места на место,  растение "выбирает" наилучший

режим освещения.

     9.Достроим веполь.В1 - ледяная пробка.Нужно  ввести  В2  и

поле П,  например тепловое поле.  Решение: пропустить по трубам

электрический ток,который нагревает их и растопит пробку.

     10.Обращенная задача: как сделать, чтобы более слабый шах-

матист  с  гарантией  выиграл  хотя бы одну партию у двух более

сильных шахматистов (либо сделал две ничьи)? Нужно использовать

ресурсы - шахматистов противников. Решение: Цукерторт не играл,

а только передавал своим противникам ходы друг друга.  В конеч-

ном итоге шахматисты играли между собой.  Ничьи или одна победа

были обеспечены, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в

шахматы.

     11.Шпион использовал  изобретательский прием "сделать нао-

борот".  На магнитной пленке запись была  сделана  механическим

способом  (карандашом),а листы записной книжки были изготовлены

с добавками ферромагнитного порошка,благодаря чему на них можно

было сделать магнитную запись.

     12.Задача на преодоление психологической инерции. Источни-

ком магнитного поля может быть электрический ток,  вырабатывае-

мый  аккумулятором,гальваническим элементом.  Очень много хими-

ческих реакций,  в результате которых  возникает  электрический

ток, обязательным спутником которого является магнитное поле.

     13.Усиленный ИКР:   пресс   опускается  в  яму  с  помощью

ресурсов.  Дело было зимой,  значит,  есть холод. И всегда най-

дется вода. Решение: яма заливалась водой, на поверхность обра-

зовавшегося льда подтаскивали тяжелую станину,  а затем растап-

ливали лед горелками.

     14.Обращенная задача:  как незаметно пометить остатки мяса

за обедом,  чтобы распознать их потом за завтраком.  Задача  на

обнаружение. В1 - мясо. Необходимо ввести В2, являющееся источ-

ником легко обнаружимого поля.  Решение:  Вуд  посыпал  остатки

мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу,ни по вви-

ду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия).  За

завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблю-

дал красную линию лития.

     15.Первая группа решений - на прием "использование копии":

фотографирование,  измерение сброшенной кожи.  Другое решение -

змея сама вытягивается на линейке. Для этого можно использовать

стеклянную трубку с делениями, через которую по очереди пропол-

зают змеи.

     16.ИКР для задач "на обнаружение" :  видно только то, нуж-

но.  Применен прием "использование копий" в сочетании с систем-

ным переходом (объединение системы с антисистемой).  Решение  :

на  позитив  (белые  точки звезд на фоне) накладывают вчерашний

негатив. (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды,

кроме новой, которой вчера не было, совпадут и не будут видны.

     17.Противоречие:уровень должен находиться за стенкой, что-

бы измерять то,  что нужно,  и должен находиться снаружи, чтобы

на него можно было посмотреть.  Разрешение в пространстве: сна-

 

 

                            - 3 -

чала уровень там,  потом - снаружи. Но для этого пузырек должен

быть зафиксирован.  Решение: заморозить уровень во время нахож-

дения за стенкой. Другое решение - уровень из легкоплавкого ма-

териала.

     18.ИКР: одно выравнивается с помощью ресурсов.  Противоре-

чие: дно должно быть жидким, чтобы выравниваться, и должно быть

твердым,  чтобы  поддерживать  трубы.  Разрешение во времени:во

время укладки дно жидкое,  а потом затвердевает.  Решение:  дно

траншеи  заливается пульпой - смесью песка с водой.  Потом вода

уходит в землю, оставляя ровный слой песка.

     19.Решение: измерение массы заготовки по весу  вытесненной

воды.

     20.Задача - психологическая ловушка.  Вместо того, чтобы в

уме пытаться разбить число 10 на два,  нужно составить  систему

уравнений и решить. Ответ: +5 -15i и -5 -15i .Произведение этих

комплексных чисел равно 40,а сумма 10.

     21.Скорость осаждения зависит от  свойств  среды,  размера

осаждаемых частиц и от длины пути,  который должны пройти осаж-

дающиеся частицы.Свойства среды и размеры  частиц  изобретателю

не изменить, положив пробирку на бок. Подержав ее так некоторое

время,изобретатель осторожно вернул ее в  вертикальное  положе-

ние.При этом осевшая муть сползла на дно.

     22.Нужно разрушить  вредный  веполь:В1  -  вода,  В2 - ме-

талл,поле давление,толкающее воду из  трубы  в  печь  к  метал-

лу.Можно  попытаться  разрушить его введением противополя.Самое

простое - ввести обратное давление Но повышать давление в  печи

нельзя.Решение:прокачивать воду при пониженном давлении.

     23.ИКР:микроб с  помощью ресурсов отделяется от остальных.

Решение:рядом с культурой микробов  капают  каплю  чистой  жид-

кости,затем обе капли с помощью иглы соединяют тончайшей дорож-

кой,по которой микробы могут переходить по одному из одной кап-

ли  в  другую.  Как только один микроб перешел,дорожка разрыва-

ется.

     24.Вредный веполь:В1 - нагретый воздух,В2 - холодный  воз-

дух,между ними вредное поле конвекции,перемешивания.  Разрушаем

веполь,вводя между В1 и В2 третье вещество.  Одно из решений  -

наполнять  горячим  грязным  воздухом  оболочку аэростата и вы-

пускать его,подняв аэростат на большую высоту.Другое решение  -

нагретый  воздух пропускается через мыльный раствор и наполнен-

ные загрязненным воздухом мыльные  пузыри  взлетают  над  карь-

ером,лопаясь на большой высоте.

     25.Множество только что вылупившихся цыплят - типичная од-

нородная полисистема.В соответствии с  законами  развития,чтобы

она  была управляемой,среди цыплят должен появиться лидер,знаю-

щий,где корм и вода. Предложение подсаживать в группу "новорож-

денных"  цыплят  возрастом 3-4 дня с уже выработанным рефлексом

на пищу и воду, резко снижает гибель малышей.

     26.Противоречие:нужно сделать  слепок,чтобы   искуственная

нога  была  похожа  на живую,и нельзя сделать слепок потому что

получаются две правые ноги. Решение:слепок делается в виде тон-

 

 

                            - 4 -

кой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.

     27.Противоречие:самолет должен  быть  высоко,  чтобы иметь

преимущество в воздушном бою,  и должен быть низко,чтобы хорошо

прикрывать  войска.  Или:скорость  самолета  должна  быть боль-

шой,чтобы иметь преимущество в бою,и должна быть  малой,  чтобы

не расходовать много горючего.Разрешил это противоречие во вре-

мени выдающийся советский летчик,трижды Герой Советского  Союза

Александр  Иванович Покрышкин.Он предложил новый метод патрули-

рования: чередование высоты и скорости,как на качелях. Истреби-

тели  с  большой  высоты резко снижались,а затем снова взмывали

вверх.Таким образом,была и высокая скорость,и  большая  высота.

Поскольку  при  пикировании  самолета  бензин почти не расходу-

ется,получалась экономия горючего. И тактически метод был выго-

ден.

     28.Противоречие:бак самолета  должен быть полон,  чтобы не

опасаться пожара от попадания пули,  и бак не должен  быть  по-

лон,так   как  бензин  в  полете  расходуется.Решение:заполнять

пустое пространство  негорючим  газом,например  углекислотой.Но

тогда  получается новое противоречие:нужно брать с собой баллон

с углекислым газом,чтобы постепенно перекачивать его  в  бензо-

бак,  и нельзя возить его с собой,чтобы не перегружать самолет.

Значит,нужно найти негорючий газ среди  ресурсов.  Например,это

могут быть выхлопные газы.

     29.Обращенная задача:как заставить медвежат залезть на де-

рево?  Проще всего - их испугать.Но тогда они полезут на  любое

дерево,не обязвтельно тонкое. В каких случаях тонкое дерево за-

щищает лучше чем толстое? Очевидно,когда оно выдерживает медве-

жат,  но  не выдерживает кого-то более тяжелого.Но кого?  Реше-

ние:медвежата плохо видят и не сразу узнают  маму.А  вдруг  это

чужой взрослый медведь,который может обидеть?  Вот и получается

- тонкое дерево взрослого медведя не выдерживет.

     30.Для разоблачения жуликов  необходимо  обнаружить  между

ними не телепатическую,а вполне реальную связь.Обращенная зада-

ча:  как эту связь создать?  Очевидно,для этого нужно использо-

вать  ресурсы.У  нас  такой ресурс есть - сам Крукс.Но как сде-

лать,чтобы Крукс переносил информацию,  не подозревая об  этом?

Брат,находящийся в подвале, может воспринимать информацию толь-

ко с помощью пяти органов чувств (исходим из того,что,  телепа-

тическое,не существует),то есть глпзами,на слух (Крукс молчал),

обоняния (с его  помощью  трудно  передать  слово),вкус.Увидеть

слово  можно только написанным.  Записка?  Как ее передать?  Из

условия задачи известно,что  оба  брата  обнимали  Крукса.Реше-

ние:записка с загаданным словом незаметно прикреплялась к спине

Крукса одним жуликом ( он писал,засунув руку в карман) и снима-

лась вторым во время объятий.

     31.Обращенная задача:  как сделать,чтобы нитки на пуговице

остались целы,  а дырки на рубашке,от которой она  оторвана  не

оказалось? Противоречие: нитки должны проходить через ткань ру-

башки ,  чтобы пуговица была пришита, и не должны проходить че-

рез ткань,чтобы на ней не образовались дырки при отрыве. Разре-

шение во времени:  сначала прошить пуговицу нитками  без  ткани

потом  подложить ткань и пришить снова.  Выяснилось,  что такие

случаи на фабрике бывают.  Работница случайно закладывает в ма-

шину пуговицу без ткани,делает несколько стежков, а потом заме-

 

 

                            - 5 -

тив ошибку,  подкладывает ткань и пришивает  пуговицу  правиль-

но.Вот и получается,  что при отрыве пришитой таким образом пу-

говицы часть стежков может остаться целыми,  а дырки в  рубашке

не будет.

     32.Решение: художник поместил портрет на выставке под наз-

ванием  "Скупец".  Над жадным банкиром потешался весь город,  и

ему  пришлось  заплатить  большую  сумму,чтобы,став  владельцем

портрета, забрать его с выставки и спрятать.

     33. Задача на обнаружение,  причем двойное: сначала Ричард

должен  узнать,что его разыскивает друг,потом найти способ дать

себя обнаружить. Достроим веполь В1-Ричард, В2-трубадур, а поле

П нужно ввести. Ричард и трубадур могут друг друга либо увидеть

,  либо услышать. Но увидеть очень сложно,а вот услышать можно.

Решение с использованием ресурсов:  трубадур ходил по дорогам и

пел песни,  сочиненые вместе с Ричардом и известные только ему.

И однажды он услышал из подвала подхваченный припев.

     1.Противоречие:костюмы должны  быть пышными,чтобы казаться

старинными,и не должны быть пышными,чтобы казаться простонарод-

ными.Разрешение   противоречия  в  пространстве.  Часть  платья

роскошная,а часть - простонародная.Одно  из  решений  -  грубые

заплаты на нарядных платьях.

     2.Достроим веполь.В1-резиновый  мячик (болт,медная гайка).

Нужно ввести В2 и поле П.В случае резинового мячика это вода  и

поле архимедовых сил;  железного болта - магнит и магнитное по-

ле; медной гайки - вода и тепловое поле (охлаждение жидким азо-

том,гайка  вмерзает  в  лед и поднимается вместе с ним либо под

действием архимедовых сил воды,либо одновременно с гайкой  вмо-

раживается и веревка).

     3.Художник сделал  Александра Невского на портрете похожим

на артиста Н.Черкасова,  который играл роль князя  в  известном

всем фильме.

     4.Обращенная задача:  как  сделать,  чтобы в перчатке ока-

зался камень?  Противоречие:  нужно взять камень,  чтобы сильно

ударить, и нельзя взять, потому что это обнаружит судья. Разре-

шение во времени:  камень или что-то подобное должно  появиться

во время боя. Усиленный ИКР: камень получается из ресурсов. Ре-

шение:  боксер присыпал бинты быстро  схватывающимся  цементом,

который, смешиваясь с влагой от потеющих рук, застывал. Вариант

- быстро твердеющая жидкость.

     5.Противоречие: небольшое  отверстие  должно   оставаться,

чтобы  дать выход струе,  и оно должно оставаться,  чтобы можно

было заварить заплату целиком.  Разрешение в пространстве - от-

верстие  расположено  там,  где не нужно варить.  Разрешение во

времени:  отверстие должно быть во время сварки и его не должно

быть  после окончания работы.  Решение:заплата с небольшим кра-

ном,  который открыт пока идет  сварка  и  наглухо  закрывается

после ее окончания.

     6.Противоречие: вывезенные   кролики  должны  быть  породы

Рекс, чтобы развести их в стране, и не должны быть породы Рекс,

чтобы не нарушить закон.  Решение: были вывезены помеси обычных

кроликов с кроликами породы Рекс.  Признаки породы Рекс  -  ре-

цессивные, появились только во втором поколении.

     7.Противоречие: параллелепипед нужно разбить,  чтобы изме-

рить большую диагональ (попасть внутрь),  и нельзя разбить, по-

тому что запрещено по условию задачи. Прием - использование ко-

пии,  модели. Решение: на столе отмечается точка, в которой на-

ходится  нижняя  вершина параллелепипеда,  затем параллелепипед

сдвигается на расстояние, равное его длине. Измеряется расстоя-

ние от отмеченной точки до ближайшей верхней вершины.

     8.ИКР: растение само показывает,  где ему лучше.  Решение:

растение устанавливается  на  тележке  с  двигателями,  которые

включаются от датчиков,  расположенных на листьях растения. Из-

вестно, что растение, когда не хватает света, тянется к нему, а

если света избыток отодвигается.  Датчики фиксируют микродвиже-

ния растений и включают соответствующий  двигатель.  "Переехав"

 

 

                            - 2 -

несколько  раз с места на место,  растение "выбирает" наилучший

режим освещения.

     9.Достроим веполь.В1 - ледяная пробка.Нужно  ввести  В2  и

поле П,  например тепловое поле.  Решение: пропустить по трубам

электрический ток,который нагревает их и растопит пробку.

     10.Обращенная задача: как сделать, чтобы более слабый шах-

матист  с  гарантией  выиграл  хотя бы одну партию у двух более

сильных шахматистов (либо сделал две ничьи)? Нужно использовать

ресурсы - шахматистов противников. Решение: Цукерторт не играл,

а только передавал своим противникам ходы друг друга.  В конеч-

ном итоге шахматисты играли между собой.  Ничьи или одна победа

были обеспечены, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в

шахматы.

     11.Шпион использовал  изобретательский прием "сделать нао-

борот".  На магнитной пленке запись была  сделана  механическим

способом  (карандашом),а листы записной книжки были изготовлены

с добавками ферромагнитного порошка,благодаря чему на них можно

было сделать магнитную запись.

     12.Задача на преодоление психологической инерции. Источни-

ком магнитного поля может быть электрический ток,  вырабатывае-

мый  аккумулятором,гальваническим элементом.  Очень много хими-

ческих реакций,  в результате которых  возникает  электрический

ток, обязательным спутником которого является магнитное поле.

     13.Усиленный ИКР:   пресс   опускается  в  яму  с  помощью

ресурсов.  Дело было зимой,  значит,  есть холод. И всегда най-

дется вода. Решение: яма заливалась водой, на поверхность обра-

зовавшегося льда подтаскивали тяжелую станину,  а затем растап-

ливали лед горелками.

     14.Обращенная задача:  как незаметно пометить остатки мяса

за обедом,  чтобы распознать их потом за завтраком.  Задача  на

обнаружение. В1 - мясо. Необходимо ввести В2, являющееся источ-

ником легко обнаружимого поля.  Решение:  Вуд  посыпал  остатки

мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу,ни по вви-

ду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия).  За

завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблю-

дал красную линию лития.

     15.Первая группа решений - на прием "использование копии":

фотографирование,  измерение сброшенной кожи.  Другое решение -

змея сама вытягивается на линейке. Для этого можно использовать

стеклянную трубку с делениями, через которую по очереди пропол-

зают змеи.

     16.ИКР для задач "на обнаружение" :  видно только то, нуж-

но.  Применен прием "использование копий" в сочетании с систем-

ным переходом (объединение системы с антисистемой).  Решение  :

на  позитив  (белые  точки звезд на фоне) накладывают вчерашний

негатив. (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды,

кроме новой, которой вчера не было, совпадут и не будут видны.

     17.Противоречие:уровень должен находиться за стенкой, что-

бы измерять то,  что нужно,  и должен находиться снаружи, чтобы

на него можно было посмотреть.  Разрешение в пространстве: сна-

 

 

                            - 3 -

чала уровень там,  потом - снаружи. Но для этого пузырек должен

быть зафиксирован.  Решение: заморозить уровень во время нахож-

дения за стенкой. Другое решение - уровень из легкоплавкого ма-

териала.

     18.ИКР: одно выравнивается с помощью ресурсов.  Противоре-

чие: дно должно быть жидким, чтобы выравниваться, и должно быть

твердым,  чтобы  поддерживать  трубы.  Разрешение во времени:во

время укладки дно жидкое,  а потом затвердевает.  Решение:  дно

траншеи  заливается пульпой - смесью песка с водой.  Потом вода

уходит в землю, оставляя ровный слой песка.

     19.Решение: измерение массы заготовки по весу  вытесненной

воды.

     20.Задача - психологическая ловушка.  Вместо того, чтобы в

уме пытаться разбить число 10 на два,  нужно составить  систему

уравнений и решить. Ответ: +5 -15i и -5 -15i .Произведение этих

комплексных чисел равно 40,а сумма 10.

     21.Скорость осаждения зависит от  свойств  среды,  размера

осаждаемых частиц и от длины пути,  который должны пройти осаж-

дающиеся частицы.Свойства среды и размеры  частиц  изобретателю

не изменить, положив пробирку на бок. Подержав ее так некоторое

время,изобретатель осторожно вернул ее в  вертикальное  положе-

ние.При этом осевшая муть сползла на дно.

     22.Нужно разрушить  вредный  веполь:В1  -  вода,  В2 - ме-

талл,поле давление,толкающее воду из  трубы  в  печь  к  метал-

лу.Можно  попытаться  разрушить его введением противополя.Самое

простое - ввести обратное давление Но повышать давление в  печи

нельзя.Решение:прокачивать воду при пониженном давлении.

     23.ИКР:микроб с  помощью ресурсов отделяется от остальных.

Решение:рядом с культурой микробов  капают  каплю  чистой  жид-

кости,затем обе капли с помощью иглы соединяют тончайшей дорож-

кой,по которой микробы могут переходить по одному из одной кап-

ли  в  другую.  Как только один микроб перешел,дорожка разрыва-

ется.

     24.Вредный веполь:В1 - нагретый воздух,В2 - холодный  воз-

дух,между ними вредное поле конвекции,перемешивания.  Разрушаем

веполь,вводя между В1 и В2 третье вещество.  Одно из решений  -

наполнять  горячим  грязным  воздухом  оболочку аэростата и вы-

пускать его,подняв аэростат на большую высоту.Другое решение  -

нагретый  воздух пропускается через мыльный раствор и наполнен-

ные загрязненным воздухом мыльные  пузыри  взлетают  над  карь-

ером,лопаясь на большой высоте.

     25.Множество только что вылупившихся цыплят - типичная од-

нородная полисистема.В соответствии с  законами  развития,чтобы

она  была управляемой,среди цыплят должен появиться лидер,знаю-

щий,где корм и вода. Предложение подсаживать в группу "новорож-

денных"  цыплят  возрастом 3-4 дня с уже выработанным рефлексом

на пищу и воду, резко снижает гибель малышей.

     26.Противоречие:нужно сделать  слепок,чтобы   искуственная

нога  была  похожа  на живую,и нельзя сделать слепок потому что

получаются две правые ноги. Решение:слепок делается в виде тон-

 

 

                            - 4 -

кой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.

     27.Противоречие:самолет должен  быть  высоко,  чтобы иметь

преимущество в воздушном бою,  и должен быть низко,чтобы хорошо

прикрывать  войска.  Или:скорость  самолета  должна  быть боль-

шой,чтобы иметь преимущество в бою,и должна быть  малой,  чтобы

не расходовать много горючего.Разрешил это противоречие во вре-

мени выдающийся советский летчик,трижды Герой Советского  Союза

Александр  Иванович Покрышкин.Он предложил новый метод патрули-

рования: чередование высоты и скорости,как на качелях. Истреби-

тели  с  большой  высоты резко снижались,а затем снова взмывали

вверх.Таким образом,была и высокая скорость,и  большая  высота.

Поскольку  при  пикировании  самолета  бензин почти не расходу-

ется,получалась экономия горючего. И тактически метод был выго-

ден.

     28.Противоречие:бак самолета  должен быть полон,  чтобы не

опасаться пожара от попадания пули,  и бак не должен  быть  по-

лон,так   как  бензин  в  полете  расходуется.Решение:заполнять

пустое пространство  негорючим  газом,например  углекислотой.Но

тогда  получается новое противоречие:нужно брать с собой баллон

с углекислым газом,чтобы постепенно перекачивать его  в  бензо-

бак,  и нельзя возить его с собой,чтобы не перегружать самолет.

Значит,нужно найти негорючий газ среди  ресурсов.  Например,это

могут быть выхлопные газы.

     29.Обращенная задача:как заставить медвежат залезть на де-

рево?  Проще всего - их испугать.Но тогда они полезут на  любое

дерево,не обязвтельно тонкое. В каких случаях тонкое дерево за-

щищает лучше чем толстое? Очевидно,когда оно выдерживает медве-

жат,  но  не выдерживает кого-то более тяжелого.Но кого?  Реше-

ние:медвежата плохо видят и не сразу узнают  маму.А  вдруг  это

чужой взрослый медведь,который может обидеть?  Вот и получается

- тонкое дерево взрослого медведя не выдерживет.

     30.Для разоблачения жуликов  необходимо  обнаружить  между

ними не телепатическую,а вполне реальную связь.Обращенная зада-

ча:  как эту связь создать?  Очевидно,для этого нужно использо-

вать  ресурсы.У  нас  такой ресурс есть - сам Крукс.Но как сде-

лать,чтобы Крукс переносил информацию,  не подозревая об  этом?

Брат,находящийся в подвале, может воспринимать информацию толь-

ко с помощью пяти органов чувств (исходим из того,что,  телепа-

тическое,не существует),то есть глпзами,на слух (Крукс молчал),

обоняния (с его  помощью  трудно  передать  слово),вкус.Увидеть

слово  можно только написанным.  Записка?  Как ее передать?  Из

условия задачи известно,что  оба  брата  обнимали  Крукса.Реше-

ние:записка с загаданным словом незаметно прикреплялась к спине

Крукса одним жуликом ( он писал,засунув руку в карман) и снима-

лась вторым во время объятий.

     31.Обращенная задача:  как сделать,чтобы нитки на пуговице

остались целы,  а дырки на рубашке,от которой она  оторвана  не

оказалось? Противоречие: нитки должны проходить через ткань ру-

башки ,  чтобы пуговица была пришита, и не должны проходить че-

рез ткань,чтобы на ней не образовались дырки при отрыве. Разре-

шение во времени:  сначала прошить пуговицу нитками  без  ткани

потом  подложить ткань и пришить снова.  Выяснилось,  что такие

случаи на фабрике бывают.  Работница случайно закладывает в ма-

шину пуговицу без ткани,делает несколько стежков, а потом заме-

 

 

                            - 5 -

тив ошибку,  подкладывает ткань и пришивает  пуговицу  правиль-

но.Вот и получается,  что при отрыве пришитой таким образом пу-

говицы часть стежков может остаться целыми,  а дырки в  рубашке

не будет.

     32.Решение: художник поместил портрет на выставке под наз-

ванием  "Скупец".  Над жадным банкиром потешался весь город,  и

ему  пришлось  заплатить  большую  сумму,чтобы,став  владельцем

портрета, забрать его с выставки и спрятать.

     33. Задача на обнаружение,  причем двойное: сначала Ричард

должен  узнать,что его разыскивает друг,потом найти способ дать

себя обнаружить. Достроим веполь В1-Ричард, В2-трубадур, а поле

П нужно ввести. Ричард и трубадур могут друг друга либо увидеть

,  либо услышать. Но увидеть очень сложно,а вот услышать можно.

Решение с использованием ресурсов:  трубадур ходил по дорогам и

пел песни,  сочиненые вместе с Ричардом и известные только ему.

И однажды он услышал из подвала подхваченный припев.