ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ТУРНИРА РЫЦАРЕЙ ТВОРЧЕСТВА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
1.Противоречие:костюмы должны быть пышными,чтобы казаться
старинными,и не должны быть пышными,чтобы казаться простонарод-
ными.Разрешение противоречия в пространстве. Часть платья
роскошная,а часть - простонародная.Одно из решений - грубые
заплаты на нарядных платьях.
2.Достроим веполь.В1-резиновый мячик (болт,медная гайка).
Нужно ввести В2 и поле П.В случае резинового мячика это вода и
поле архимедовых сил; железного болта - магнит и магнитное по-
ле; медной гайки - вода и тепловое поле (охлаждение жидким азо-
том,гайка вмерзает в лед и поднимается вместе с ним либо под
действием архимедовых сил воды,либо одновременно с гайкой вмо-
раживается и веревка).
3.Художник сделал Александра Невского на портрете похожим
на артиста Н.Черкасова, который играл роль князя в известном
всем фильме.
4.Обращенная задача: как сделать, чтобы в перчатке ока-
зался камень? Противоречие: нужно взять камень, чтобы сильно
ударить, и нельзя взять, потому что это обнаружит судья. Разре-
шение во времени: камень или что-то подобное должно появиться
во время боя. Усиленный ИКР: камень получается из ресурсов. Ре-
шение: боксер присыпал бинты быстро схватывающимся цементом,
который, смешиваясь с влагой от потеющих рук, застывал. Вариант
- быстро твердеющая жидкость.
5.Противоречие: небольшое отверстие должно оставаться,
чтобы дать выход струе, и оно должно оставаться, чтобы можно
было заварить заплату целиком. Разрешение в пространстве - от-
верстие расположено там, где не нужно варить. Разрешение во
времени: отверстие должно быть во время сварки и его не должно
быть после окончания работы. Решение:заплата с небольшим кра-
ном, который открыт пока идет сварка и наглухо закрывается
после ее окончания.
6.Противоречие: вывезенные кролики должны быть породы
Рекс, чтобы развести их в стране, и не должны быть породы Рекс,
чтобы не нарушить закон. Решение: были вывезены помеси обычных
кроликов с кроликами породы Рекс. Признаки породы Рекс - ре-
цессивные, появились только во втором поколении.
7.Противоречие: параллелепипед нужно разбить, чтобы изме-
рить большую диагональ (попасть внутрь), и нельзя разбить, по-
тому что запрещено по условию задачи. Прием - использование ко-
пии, модели. Решение: на столе отмечается точка, в которой на-
ходится нижняя вершина параллелепипеда, затем параллелепипед
сдвигается на расстояние, равное его длине. Измеряется расстоя-
ние от отмеченной точки до ближайшей верхней вершины.
8.ИКР: растение само показывает, где ему лучше. Решение:
растение устанавливается на тележке с двигателями, которые
включаются от датчиков, расположенных на листьях растения. Из-
вестно, что растение, когда не хватает света, тянется к нему, а
если света избыток отодвигается. Датчики фиксируют микродвиже-
ния растений и включают соответствующий двигатель. "Переехав"
- 2 -
несколько раз с места на место, растение "выбирает" наилучший
режим освещения.
9.Достроим веполь.В1 - ледяная пробка.Нужно ввести В2 и
поле П, например тепловое поле. Решение: пропустить по трубам
электрический ток,который нагревает их и растопит пробку.
10.Обращенная задача: как сделать, чтобы более слабый шах-
матист с гарантией выиграл хотя бы одну партию у двух более
сильных шахматистов (либо сделал две ничьи)? Нужно использовать
ресурсы - шахматистов противников. Решение: Цукерторт не играл,
а только передавал своим противникам ходы друг друга. В конеч-
ном итоге шахматисты играли между собой. Ничьи или одна победа
были обеспечены, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в
шахматы.
11.Шпион использовал изобретательский прием "сделать нао-
борот". На магнитной пленке запись была сделана механическим
способом (карандашом),а листы записной книжки были изготовлены
с добавками ферромагнитного порошка,благодаря чему на них можно
было сделать магнитную запись.
12.Задача на преодоление психологической инерции. Источни-
ком магнитного поля может быть электрический ток, вырабатывае-
мый аккумулятором,гальваническим элементом. Очень много хими-
ческих реакций, в результате которых возникает электрический
ток, обязательным спутником которого является магнитное поле.
13.Усиленный ИКР: пресс опускается в яму с помощью
ресурсов. Дело было зимой, значит, есть холод. И всегда най-
дется вода. Решение: яма заливалась водой, на поверхность обра-
зовавшегося льда подтаскивали тяжелую станину, а затем растап-
ливали лед горелками.
14.Обращенная задача: как незаметно пометить остатки мяса
за обедом, чтобы распознать их потом за завтраком. Задача на
обнаружение. В1 - мясо. Необходимо ввести В2, являющееся источ-
ником легко обнаружимого поля. Решение: Вуд посыпал остатки
мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу,ни по вви-
ду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия). За
завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблю-
дал красную линию лития.
15.Первая группа решений - на прием "использование копии":
фотографирование, измерение сброшенной кожи. Другое решение -
змея сама вытягивается на линейке. Для этого можно использовать
стеклянную трубку с делениями, через которую по очереди пропол-
зают змеи.
16.ИКР для задач "на обнаружение" : видно только то, нуж-
но. Применен прием "использование копий" в сочетании с систем-
ным переходом (объединение системы с антисистемой). Решение :
на позитив (белые точки звезд на фоне) накладывают вчерашний
негатив. (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды,
кроме новой, которой вчера не было, совпадут и не будут видны.
17.Противоречие:уровень должен находиться за стенкой, что-
бы измерять то, что нужно, и должен находиться снаружи, чтобы
на него можно было посмотреть. Разрешение в пространстве: сна-
- 3 -
чала уровень там, потом - снаружи. Но для этого пузырек должен
быть зафиксирован. Решение: заморозить уровень во время нахож-
дения за стенкой. Другое решение - уровень из легкоплавкого ма-
териала.
18.ИКР: одно выравнивается с помощью ресурсов. Противоре-
чие: дно должно быть жидким, чтобы выравниваться, и должно быть
твердым, чтобы поддерживать трубы. Разрешение во времени:во
время укладки дно жидкое, а потом затвердевает. Решение: дно
траншеи заливается пульпой - смесью песка с водой. Потом вода
уходит в землю, оставляя ровный слой песка.
19.Решение: измерение массы заготовки по весу вытесненной
воды.
20.Задача - психологическая ловушка. Вместо того, чтобы в
уме пытаться разбить число 10 на два, нужно составить систему
уравнений и решить. Ответ: +5 -15i и -5 -15i .Произведение этих
комплексных чисел равно 40,а сумма 10.
21.Скорость осаждения зависит от свойств среды, размера
осаждаемых частиц и от длины пути, который должны пройти осаж-
дающиеся частицы.Свойства среды и размеры частиц изобретателю
не изменить, положив пробирку на бок. Подержав ее так некоторое
время,изобретатель осторожно вернул ее в вертикальное положе-
ние.При этом осевшая муть сползла на дно.
22.Нужно разрушить вредный веполь:В1 - вода, В2 - ме-
талл,поле давление,толкающее воду из трубы в печь к метал-
лу.Можно попытаться разрушить его введением противополя.Самое
простое - ввести обратное давление Но повышать давление в печи
нельзя.Решение:прокачивать воду при пониженном давлении.
23.ИКР:микроб с помощью ресурсов отделяется от остальных.
Решение:рядом с культурой микробов капают каплю чистой жид-
кости,затем обе капли с помощью иглы соединяют тончайшей дорож-
кой,по которой микробы могут переходить по одному из одной кап-
ли в другую. Как только один микроб перешел,дорожка разрыва-
ется.
24.Вредный веполь:В1 - нагретый воздух,В2 - холодный воз-
дух,между ними вредное поле конвекции,перемешивания. Разрушаем
веполь,вводя между В1 и В2 третье вещество. Одно из решений -
наполнять горячим грязным воздухом оболочку аэростата и вы-
пускать его,подняв аэростат на большую высоту.Другое решение -
нагретый воздух пропускается через мыльный раствор и наполнен-
ные загрязненным воздухом мыльные пузыри взлетают над карь-
ером,лопаясь на большой высоте.
25.Множество только что вылупившихся цыплят - типичная од-
нородная полисистема.В соответствии с законами развития,чтобы
она была управляемой,среди цыплят должен появиться лидер,знаю-
щий,где корм и вода. Предложение подсаживать в группу "новорож-
денных" цыплят возрастом 3-4 дня с уже выработанным рефлексом
на пищу и воду, резко снижает гибель малышей.
26.Противоречие:нужно сделать слепок,чтобы искуственная
нога была похожа на живую,и нельзя сделать слепок потому что
получаются две правые ноги. Решение:слепок делается в виде тон-
- 4 -
кой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.
27.Противоречие:самолет должен быть высоко, чтобы иметь
преимущество в воздушном бою, и должен быть низко,чтобы хорошо
прикрывать войска. Или:скорость самолета должна быть боль-
шой,чтобы иметь преимущество в бою,и должна быть малой, чтобы
не расходовать много горючего.Разрешил это противоречие во вре-
мени выдающийся советский летчик,трижды Герой Советского Союза
Александр Иванович Покрышкин.Он предложил новый метод патрули-
рования: чередование высоты и скорости,как на качелях. Истреби-
тели с большой высоты резко снижались,а затем снова взмывали
вверх.Таким образом,была и высокая скорость,и большая высота.
Поскольку при пикировании самолета бензин почти не расходу-
ется,получалась экономия горючего. И тактически метод был выго-
ден.
28.Противоречие:бак самолета должен быть полон, чтобы не
опасаться пожара от попадания пули, и бак не должен быть по-
лон,так как бензин в полете расходуется.Решение:заполнять
пустое пространство негорючим газом,например углекислотой.Но
тогда получается новое противоречие:нужно брать с собой баллон
с углекислым газом,чтобы постепенно перекачивать его в бензо-
бак, и нельзя возить его с собой,чтобы не перегружать самолет.
Значит,нужно найти негорючий газ среди ресурсов. Например,это
могут быть выхлопные газы.
29.Обращенная задача:как заставить медвежат залезть на де-
рево? Проще всего - их испугать.Но тогда они полезут на любое
дерево,не обязвтельно тонкое. В каких случаях тонкое дерево за-
щищает лучше чем толстое? Очевидно,когда оно выдерживает медве-
жат, но не выдерживает кого-то более тяжелого.Но кого? Реше-
ние:медвежата плохо видят и не сразу узнают маму.А вдруг это
чужой взрослый медведь,который может обидеть? Вот и получается
- тонкое дерево взрослого медведя не выдерживет.
30.Для разоблачения жуликов необходимо обнаружить между
ними не телепатическую,а вполне реальную связь.Обращенная зада-
ча: как эту связь создать? Очевидно,для этого нужно использо-
вать ресурсы.У нас такой ресурс есть - сам Крукс.Но как сде-
лать,чтобы Крукс переносил информацию, не подозревая об этом?
Брат,находящийся в подвале, может воспринимать информацию толь-
ко с помощью пяти органов чувств (исходим из того,что, телепа-
тическое,не существует),то есть глпзами,на слух (Крукс молчал),
обоняния (с его помощью трудно передать слово),вкус.Увидеть
слово можно только написанным. Записка? Как ее передать? Из
условия задачи известно,что оба брата обнимали Крукса.Реше-
ние:записка с загаданным словом незаметно прикреплялась к спине
Крукса одним жуликом ( он писал,засунув руку в карман) и снима-
лась вторым во время объятий.
31.Обращенная задача: как сделать,чтобы нитки на пуговице
остались целы, а дырки на рубашке,от которой она оторвана не
оказалось? Противоречие: нитки должны проходить через ткань ру-
башки , чтобы пуговица была пришита, и не должны проходить че-
рез ткань,чтобы на ней не образовались дырки при отрыве. Разре-
шение во времени: сначала прошить пуговицу нитками без ткани
потом подложить ткань и пришить снова. Выяснилось, что такие
случаи на фабрике бывают. Работница случайно закладывает в ма-
шину пуговицу без ткани,делает несколько стежков, а потом заме-
- 5 -
тив ошибку, подкладывает ткань и пришивает пуговицу правиль-
но.Вот и получается, что при отрыве пришитой таким образом пу-
говицы часть стежков может остаться целыми, а дырки в рубашке
не будет.
32.Решение: художник поместил портрет на выставке под наз-
ванием "Скупец". Над жадным банкиром потешался весь город, и
ему пришлось заплатить большую сумму,чтобы,став владельцем
портрета, забрать его с выставки и спрятать.
33. Задача на обнаружение, причем двойное: сначала Ричард
должен узнать,что его разыскивает друг,потом найти способ дать
себя обнаружить. Достроим веполь В1-Ричард, В2-трубадур, а поле
П нужно ввести. Ричард и трубадур могут друг друга либо увидеть
, либо услышать. Но увидеть очень сложно,а вот услышать можно.
Решение с использованием ресурсов: трубадур ходил по дорогам и
пел песни, сочиненые вместе с Ричардом и известные только ему.
И однажды он услышал из подвала подхваченный припев.
1.Противоречие:костюмы должны быть пышными,чтобы казаться
старинными,и не должны быть пышными,чтобы казаться простонарод-
ными.Разрешение противоречия в пространстве. Часть платья
роскошная,а часть - простонародная.Одно из решений - грубые
заплаты на нарядных платьях.
2.Достроим веполь.В1-резиновый мячик (болт,медная гайка).
Нужно ввести В2 и поле П.В случае резинового мячика это вода и
поле архимедовых сил; железного болта - магнит и магнитное по-
ле; медной гайки - вода и тепловое поле (охлаждение жидким азо-
том,гайка вмерзает в лед и поднимается вместе с ним либо под
действием архимедовых сил воды,либо одновременно с гайкой вмо-
раживается и веревка).
3.Художник сделал Александра Невского на портрете похожим
на артиста Н.Черкасова, который играл роль князя в известном
всем фильме.
4.Обращенная задача: как сделать, чтобы в перчатке ока-
зался камень? Противоречие: нужно взять камень, чтобы сильно
ударить, и нельзя взять, потому что это обнаружит судья. Разре-
шение во времени: камень или что-то подобное должно появиться
во время боя. Усиленный ИКР: камень получается из ресурсов. Ре-
шение: боксер присыпал бинты быстро схватывающимся цементом,
который, смешиваясь с влагой от потеющих рук, застывал. Вариант
- быстро твердеющая жидкость.
5.Противоречие: небольшое отверстие должно оставаться,
чтобы дать выход струе, и оно должно оставаться, чтобы можно
было заварить заплату целиком. Разрешение в пространстве - от-
верстие расположено там, где не нужно варить. Разрешение во
времени: отверстие должно быть во время сварки и его не должно
быть после окончания работы. Решение:заплата с небольшим кра-
ном, который открыт пока идет сварка и наглухо закрывается
после ее окончания.
6.Противоречие: вывезенные кролики должны быть породы
Рекс, чтобы развести их в стране, и не должны быть породы Рекс,
чтобы не нарушить закон. Решение: были вывезены помеси обычных
кроликов с кроликами породы Рекс. Признаки породы Рекс - ре-
цессивные, появились только во втором поколении.
7.Противоречие: параллелепипед нужно разбить, чтобы изме-
рить большую диагональ (попасть внутрь), и нельзя разбить, по-
тому что запрещено по условию задачи. Прием - использование ко-
пии, модели. Решение: на столе отмечается точка, в которой на-
ходится нижняя вершина параллелепипеда, затем параллелепипед
сдвигается на расстояние, равное его длине. Измеряется расстоя-
ние от отмеченной точки до ближайшей верхней вершины.
8.ИКР: растение само показывает, где ему лучше. Решение:
растение устанавливается на тележке с двигателями, которые
включаются от датчиков, расположенных на листьях растения. Из-
вестно, что растение, когда не хватает света, тянется к нему, а
если света избыток отодвигается. Датчики фиксируют микродвиже-
ния растений и включают соответствующий двигатель. "Переехав"
- 2 -
несколько раз с места на место, растение "выбирает" наилучший
режим освещения.
9.Достроим веполь.В1 - ледяная пробка.Нужно ввести В2 и
поле П, например тепловое поле. Решение: пропустить по трубам
электрический ток,который нагревает их и растопит пробку.
10.Обращенная задача: как сделать, чтобы более слабый шах-
матист с гарантией выиграл хотя бы одну партию у двух более
сильных шахматистов (либо сделал две ничьи)? Нужно использовать
ресурсы - шахматистов противников. Решение: Цукерторт не играл,
а только передавал своим противникам ходы друг друга. В конеч-
ном итоге шахматисты играли между собой. Ничьи или одна победа
были обеспечены, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в
шахматы.
11.Шпион использовал изобретательский прием "сделать нао-
борот". На магнитной пленке запись была сделана механическим
способом (карандашом),а листы записной книжки были изготовлены
с добавками ферромагнитного порошка,благодаря чему на них можно
было сделать магнитную запись.
12.Задача на преодоление психологической инерции. Источни-
ком магнитного поля может быть электрический ток, вырабатывае-
мый аккумулятором,гальваническим элементом. Очень много хими-
ческих реакций, в результате которых возникает электрический
ток, обязательным спутником которого является магнитное поле.
13.Усиленный ИКР: пресс опускается в яму с помощью
ресурсов. Дело было зимой, значит, есть холод. И всегда най-
дется вода. Решение: яма заливалась водой, на поверхность обра-
зовавшегося льда подтаскивали тяжелую станину, а затем растап-
ливали лед горелками.
14.Обращенная задача: как незаметно пометить остатки мяса
за обедом, чтобы распознать их потом за завтраком. Задача на
обнаружение. В1 - мясо. Необходимо ввести В2, являющееся источ-
ником легко обнаружимого поля. Решение: Вуд посыпал остатки
мяса за обедом хлористым литием, который ни по вкусу,ни по вви-
ду ничем не отличается от обычной соли (хлористого натрия). За
завтраком Вуд сжег кусочек мяса и с помощью спектрографа наблю-
дал красную линию лития.
15.Первая группа решений - на прием "использование копии":
фотографирование, измерение сброшенной кожи. Другое решение -
змея сама вытягивается на линейке. Для этого можно использовать
стеклянную трубку с делениями, через которую по очереди пропол-
зают змеи.
16.ИКР для задач "на обнаружение" : видно только то, нуж-
но. Применен прием "использование копий" в сочетании с систем-
ным переходом (объединение системы с антисистемой). Решение :
на позитив (белые точки звезд на фоне) накладывают вчерашний
негатив. (черные точки звезд на прозрачной пленке). Все звезды,
кроме новой, которой вчера не было, совпадут и не будут видны.
17.Противоречие:уровень должен находиться за стенкой, что-
бы измерять то, что нужно, и должен находиться снаружи, чтобы
на него можно было посмотреть. Разрешение в пространстве: сна-
- 3 -
чала уровень там, потом - снаружи. Но для этого пузырек должен
быть зафиксирован. Решение: заморозить уровень во время нахож-
дения за стенкой. Другое решение - уровень из легкоплавкого ма-
териала.
18.ИКР: одно выравнивается с помощью ресурсов. Противоре-
чие: дно должно быть жидким, чтобы выравниваться, и должно быть
твердым, чтобы поддерживать трубы. Разрешение во времени:во
время укладки дно жидкое, а потом затвердевает. Решение: дно
траншеи заливается пульпой - смесью песка с водой. Потом вода
уходит в землю, оставляя ровный слой песка.
19.Решение: измерение массы заготовки по весу вытесненной
воды.
20.Задача - психологическая ловушка. Вместо того, чтобы в
уме пытаться разбить число 10 на два, нужно составить систему
уравнений и решить. Ответ: +5 -15i и -5 -15i .Произведение этих
комплексных чисел равно 40,а сумма 10.
21.Скорость осаждения зависит от свойств среды, размера
осаждаемых частиц и от длины пути, который должны пройти осаж-
дающиеся частицы.Свойства среды и размеры частиц изобретателю
не изменить, положив пробирку на бок. Подержав ее так некоторое
время,изобретатель осторожно вернул ее в вертикальное положе-
ние.При этом осевшая муть сползла на дно.
22.Нужно разрушить вредный веполь:В1 - вода, В2 - ме-
талл,поле давление,толкающее воду из трубы в печь к метал-
лу.Можно попытаться разрушить его введением противополя.Самое
простое - ввести обратное давление Но повышать давление в печи
нельзя.Решение:прокачивать воду при пониженном давлении.
23.ИКР:микроб с помощью ресурсов отделяется от остальных.
Решение:рядом с культурой микробов капают каплю чистой жид-
кости,затем обе капли с помощью иглы соединяют тончайшей дорож-
кой,по которой микробы могут переходить по одному из одной кап-
ли в другую. Как только один микроб перешел,дорожка разрыва-
ется.
24.Вредный веполь:В1 - нагретый воздух,В2 - холодный воз-
дух,между ними вредное поле конвекции,перемешивания. Разрушаем
веполь,вводя между В1 и В2 третье вещество. Одно из решений -
наполнять горячим грязным воздухом оболочку аэростата и вы-
пускать его,подняв аэростат на большую высоту.Другое решение -
нагретый воздух пропускается через мыльный раствор и наполнен-
ные загрязненным воздухом мыльные пузыри взлетают над карь-
ером,лопаясь на большой высоте.
25.Множество только что вылупившихся цыплят - типичная од-
нородная полисистема.В соответствии с законами развития,чтобы
она была управляемой,среди цыплят должен появиться лидер,знаю-
щий,где корм и вода. Предложение подсаживать в группу "новорож-
денных" цыплят возрастом 3-4 дня с уже выработанным рефлексом
на пищу и воду, резко снижает гибель малышей.
26.Противоречие:нужно сделать слепок,чтобы искуственная
нога была похожа на живую,и нельзя сделать слепок потому что
получаются две правые ноги. Решение:слепок делается в виде тон-
- 4 -
кой пленки, которая потом выворачивается наизнанку.
27.Противоречие:самолет должен быть высоко, чтобы иметь
преимущество в воздушном бою, и должен быть низко,чтобы хорошо
прикрывать войска. Или:скорость самолета должна быть боль-
шой,чтобы иметь преимущество в бою,и должна быть малой, чтобы
не расходовать много горючего.Разрешил это противоречие во вре-
мени выдающийся советский летчик,трижды Герой Советского Союза
Александр Иванович Покрышкин.Он предложил новый метод патрули-
рования: чередование высоты и скорости,как на качелях. Истреби-
тели с большой высоты резко снижались,а затем снова взмывали
вверх.Таким образом,была и высокая скорость,и большая высота.
Поскольку при пикировании самолета бензин почти не расходу-
ется,получалась экономия горючего. И тактически метод был выго-
ден.
28.Противоречие:бак самолета должен быть полон, чтобы не
опасаться пожара от попадания пули, и бак не должен быть по-
лон,так как бензин в полете расходуется.Решение:заполнять
пустое пространство негорючим газом,например углекислотой.Но
тогда получается новое противоречие:нужно брать с собой баллон
с углекислым газом,чтобы постепенно перекачивать его в бензо-
бак, и нельзя возить его с собой,чтобы не перегружать самолет.
Значит,нужно найти негорючий газ среди ресурсов. Например,это
могут быть выхлопные газы.
29.Обращенная задача:как заставить медвежат залезть на де-
рево? Проще всего - их испугать.Но тогда они полезут на любое
дерево,не обязвтельно тонкое. В каких случаях тонкое дерево за-
щищает лучше чем толстое? Очевидно,когда оно выдерживает медве-
жат, но не выдерживает кого-то более тяжелого.Но кого? Реше-
ние:медвежата плохо видят и не сразу узнают маму.А вдруг это
чужой взрослый медведь,который может обидеть? Вот и получается
- тонкое дерево взрослого медведя не выдерживет.
30.Для разоблачения жуликов необходимо обнаружить между
ними не телепатическую,а вполне реальную связь.Обращенная зада-
ча: как эту связь создать? Очевидно,для этого нужно использо-
вать ресурсы.У нас такой ресурс есть - сам Крукс.Но как сде-
лать,чтобы Крукс переносил информацию, не подозревая об этом?
Брат,находящийся в подвале, может воспринимать информацию толь-
ко с помощью пяти органов чувств (исходим из того,что, телепа-
тическое,не существует),то есть глпзами,на слух (Крукс молчал),
обоняния (с его помощью трудно передать слово),вкус.Увидеть
слово можно только написанным. Записка? Как ее передать? Из
условия задачи известно,что оба брата обнимали Крукса.Реше-
ние:записка с загаданным словом незаметно прикреплялась к спине
Крукса одним жуликом ( он писал,засунув руку в карман) и снима-
лась вторым во время объятий.
31.Обращенная задача: как сделать,чтобы нитки на пуговице
остались целы, а дырки на рубашке,от которой она оторвана не
оказалось? Противоречие: нитки должны проходить через ткань ру-
башки , чтобы пуговица была пришита, и не должны проходить че-
рез ткань,чтобы на ней не образовались дырки при отрыве. Разре-
шение во времени: сначала прошить пуговицу нитками без ткани
потом подложить ткань и пришить снова. Выяснилось, что такие
случаи на фабрике бывают. Работница случайно закладывает в ма-
шину пуговицу без ткани,делает несколько стежков, а потом заме-
- 5 -
тив ошибку, подкладывает ткань и пришивает пуговицу правиль-
но.Вот и получается, что при отрыве пришитой таким образом пу-
говицы часть стежков может остаться целыми, а дырки в рубашке
не будет.
32.Решение: художник поместил портрет на выставке под наз-
ванием "Скупец". Над жадным банкиром потешался весь город, и
ему пришлось заплатить большую сумму,чтобы,став владельцем
портрета, забрать его с выставки и спрятать.
33. Задача на обнаружение, причем двойное: сначала Ричард
должен узнать,что его разыскивает друг,потом найти способ дать
себя обнаружить. Достроим веполь В1-Ричард, В2-трубадур, а поле
П нужно ввести. Ричард и трубадур могут друг друга либо увидеть
, либо услышать. Но увидеть очень сложно,а вот услышать можно.
Решение с использованием ресурсов: трубадур ходил по дорогам и
пел песни, сочиненые вместе с Ричардом и известные только ему.
И однажды он услышал из подвала подхваченный припев.