ЭГОИЗМ И ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
-------------------------
Мы уже говорили о том, что может заставить человека
решать творческие задачи - изобретать.
Это - злость, доверие, интерес, любопытсто, удивить
окружающих, покрасоваться своим умом, умением оказать помощь, -
а ведь это все не что иное, как эгоизм.
Сюда можно было бы добавить и желание заработать деньги,
награды, благополучие, продвижение по службе, получение
удовольствий и, по видимому, много другого.
В нашем обществе пока отсутствует такой фактор, как
жесточайшая конкуренция, выживаемость.
Можно делать вид, что эгоизм - это пережиток, что сейчас,
во время социализма редко встречаются люди эгоистические, а
подавляющее большинство - альтруисты, думающие только
о благе и пользе общества. Наверное мы все же ошибаемся. В
действительности можно говорить о том, что в каждом человеке
присутствуют обе эти ипостасы, но в соответствующих
дозах /Амосов, Карнеги/.
Причем обе эти стороны медали могут изменяться во времени:
одна преобладать над другой в зависимости от самых различных
обстоятельств.
Эгоизм - это программа, заложенная в человеке природой,
и ее можно изменять, но не на столько, чтобы человек полностью
ее изменил, отбросил, и стал 100% альтруистом.
Если мы хотим обучать техническому творчеству и не просто обучать,
а обучать успешно, мы должны более четко себе представлять:
на каких струнах эгоизма мы должны играть, чтобы обучение было
более эффективным и эффектным. Если раньше мы говорили и
внушали, ТО от Вашего обучения и применения ТРИЗ предприятия
будут выпускать более качественную продукцию и ее будет больше,
то это не что иное, как альтруизм.
Собственно говоря, это - не что иное, как повышение производительности
и качества умственного труда и мышления.
Практически никто не задавал вопрос: а что мне от этого
будет? Но интуитивно, по моим наблюдениям, многие
сопротивлялись обучению и применению ТРИЗ. Почему?
По-видимому, боясь повышенной эксплуатации себя, собственного
мышления. Заставить себя думать, притом правильно думать?
Нет извините, мы и так думаем правильно.
Можно ли сейчас, во время, когда отброшены многие
догмы, сделать попытку и разобраться: как, каким образом следовало
бы воздействовать на обучаемых, чтобы было и усвоение и применение
ТРИЗ?!
Конечно, можно!
И, по-видимому, ответ должен быть достаточно не сложным.
Для каждого обучающегося применять его струну, на которой
он "заиграет".
Например, мне пришлось обучать одну группу, в которой один
человек интересовался более всего своей пасекой, другой -
автомобилем, третий - переборкой ягод и т.д. Но не один из них
не интересовался своей собственной работой. Меня это удивило и
я очень серчал. А надо было /хотя я так и сделал/, чтобы они
решали менно те задачи, которые их интересовали. Не надо было
их насиловать производственными задачами - у них к ним не было
интереса. И только в конце занятий у некоторых проснулся
интерес к своему производству.
Давайте представим задачу в вепольной форме.
В1 - человек
В2 - АРИЗ
______
В1 В2 ----> В1 <----- В2
А где же задача?
______ _____
В1В3 В2 <----- В1В3 -----> В2
Стрелки указывают взаимодействие. В2 воздействует на
человека и задачу, которая при нем, но и человек как-то
действует на В2. В1 имеет энергию для решения задачи.
П Пл
! !
! ______ !
В1В3 <----- В2
АРИЗ имеет поле логики. При взаимодействии возникает
П мысли, идеи
Пэ Пм
П Пл
_____
В1В3 <---- В2
Пи
Что нужно иметь человеку с задачей?
Информацию внешнюю и внутреннюю, то есть опыт. Обозначим Пи.
Человек должен желать решить задачу. Но для этого должен срабаывать
какой-то потенциал эгоизма Пэ.
Этого мало. Надо, чтобы В1 был согласован с В2, то есть
надо, чтобы В2 был под человека, а они /люди/ -
разные. Один может решать по стандартному АРИЗ, другой -
с трудом, третий просто не хочет.
Как же согласовать их совместно?
По-видимому, каждый человек должен иметь выбор АРИЗ,
причем так, чтобы В1 и В2 работали в динамике, как бы
притирались друг к другу. Для этого должен быть выбор
АРИЗов.
Если я думаю прямолинейно - пожалуйста, Вам - линейный АРИЗ.
Если по кгугу - круговой. Если по линейно-круговому
образцу - линейно круговой АРИЗ.
1. Начало решения
2. Конец решения
В эгоистический потенциал должен входить весь набор
свойств, приеденный выше - интерес, желание, любопытство и т.д.
Причем возможно заранее определить, какое из них
является наиважнейшим для человека.
Теперь еще раз рассмотрим взаимодействие между В1 и В2.
Однако вначале рассмотрим другие взаимодействия. Представим себе,
что два человека посмотрели друг на друга.
Человек обладает неким полевым эффектом П1 и П2, через
которые он воздействуе на В2 и В1. В результате возникает
П интереса. Это может быть охарактеризовано, как поле
интереса, притяжение, отталкивание, радость, ненависть и т.д.
После того, как взгляды разошлись, у каждого осталась
часть П интереса, которая может исчезнуть сразу, либо
остаться на какое-либо время.
Вещественного контакта между В1 и В2 не произошло.
Если же два человека, например, пожимают друг другу
руки, то происходит одновременно, вещественно-полевое
взаимодействие.
Это кратковременное вещественное
взаимодействие
Теперь рассмотрим взаимодействие резца и инструмента.
В процессе вещественного взаимодействия, то есть
контактирования В1 и В2 действует поле давления на В2 и поле
вращения на В1. Можно и нужно ли взаимодействие представлять через
Пд и Пвр.? По-моему - нет так как стрелка <---- показывает
действие Пдавл. -----> Пвр.
Если же одно поле переходит в другое, как, например, ввиде:
П2 <---- В1 <---- П1
то в этом случае, по-видимому, следует показывать взаимодействие
через новое поле.
Вернемся к решателю задачи и АРИЗ. Здесь нет вещественного
взаимодействия, а есть полевое.
- человек - и задача
- П1 - энергия решателя
- В2 - АРИЗ
- Пл. - логика в АРИЗе
Лучше будет другой вид
П1В1В3 В2Пл
так как все эти компоненты вместе, в человеке, в АРИЗ.
_____
П1В1В3 <---- В2Пл
Но это же вещественное взаимодействие!
Тогда представим ввиде:
_____ ____ _____
В3В1П1 ----> ПлВ2 ---- В3В1П1 <---- ПлВ2
!
V
Пидея
Взаимодействие полевое в общем виде:
Пид
:
В3В1П1 <---- ПлВ2
Пин Пэ
Верхняя стрелка показывает взаимодействие: что и человек влияет
на Пл. В2, то есть появляются уточнения в АРИЗ.
Нижняя - воздействие на П1 человека - В1 и появление
Пидеи.
Таким образом, мы видим, что вепольный анализ сам по себе
требует творческого подхода конкретно, при рассмотрении каждой
задачи. Попробуем оформулировать общие правила.
1. Взаимодействия могут быть веществено-полевыми и
полевыми. Например: резец и заготовка, осмотр человеком
обьекта.
2. В одном обьекте могут быть представлены все компоненты
без связи или со связью - взаимодействием.
Пример: Человек со своей энергией, опытом, эгоизмом,
информацией...
В1П1ПэПи
В1П1ПэПи
Пинф
3. Если П передается через вещество контактом, то не следует
вводить это поле, оно очевидно.
В2 <--- В1 <--- П
Если П передается через вещество без контакта - следует
указывать полевое взаимодействие.
В2 <--- ПВ1
4. Если вещество изменяет поле, то следует показывать изменение
поля.
П1
В1
П2 ---> В
5. От взаимодействия веществ и полей возникают свои вещества
и поля, которые следует указывать.
6. Поля могут быть внешними и внутренними. Внутренние можно
представлять совместно с веществом, внешние - через
воздействие, взаимодействие.
П
В1П1 В1П1
7. Взаимодействия могут быть нейтральными - их нет,
средними, сильными, разрушительными. Важно их рассматривать
именно с этих позиций, так как в этом случае легче увидеть
нежелательные эффекты.
Эти правила дополняют или уточняют существующие.
Тем не менее, еще раз подчеркнем, что написание,
представление процессов в вепольной форме, требует
творческого подхода!
-------------------------
Мы уже говорили о том, что может заставить человека
решать творческие задачи - изобретать.
Это - злость, доверие, интерес, любопытсто, удивить
окружающих, покрасоваться своим умом, умением оказать помощь, -
а ведь это все не что иное, как эгоизм.
Сюда можно было бы добавить и желание заработать деньги,
награды, благополучие, продвижение по службе, получение
удовольствий и, по видимому, много другого.
В нашем обществе пока отсутствует такой фактор, как
жесточайшая конкуренция, выживаемость.
Можно делать вид, что эгоизм - это пережиток, что сейчас,
во время социализма редко встречаются люди эгоистические, а
подавляющее большинство - альтруисты, думающие только
о благе и пользе общества. Наверное мы все же ошибаемся. В
действительности можно говорить о том, что в каждом человеке
присутствуют обе эти ипостасы, но в соответствующих
дозах /Амосов, Карнеги/.
Причем обе эти стороны медали могут изменяться во времени:
одна преобладать над другой в зависимости от самых различных
обстоятельств.
Эгоизм - это программа, заложенная в человеке природой,
и ее можно изменять, но не на столько, чтобы человек полностью
ее изменил, отбросил, и стал 100% альтруистом.
Если мы хотим обучать техническому творчеству и не просто обучать,
а обучать успешно, мы должны более четко себе представлять:
на каких струнах эгоизма мы должны играть, чтобы обучение было
более эффективным и эффектным. Если раньше мы говорили и
внушали, ТО от Вашего обучения и применения ТРИЗ предприятия
будут выпускать более качественную продукцию и ее будет больше,
то это не что иное, как альтруизм.
Собственно говоря, это - не что иное, как повышение производительности
и качества умственного труда и мышления.
Практически никто не задавал вопрос: а что мне от этого
будет? Но интуитивно, по моим наблюдениям, многие
сопротивлялись обучению и применению ТРИЗ. Почему?
По-видимому, боясь повышенной эксплуатации себя, собственного
мышления. Заставить себя думать, притом правильно думать?
Нет извините, мы и так думаем правильно.
Можно ли сейчас, во время, когда отброшены многие
догмы, сделать попытку и разобраться: как, каким образом следовало
бы воздействовать на обучаемых, чтобы было и усвоение и применение
ТРИЗ?!
Конечно, можно!
И, по-видимому, ответ должен быть достаточно не сложным.
Для каждого обучающегося применять его струну, на которой
он "заиграет".
Например, мне пришлось обучать одну группу, в которой один
человек интересовался более всего своей пасекой, другой -
автомобилем, третий - переборкой ягод и т.д. Но не один из них
не интересовался своей собственной работой. Меня это удивило и
я очень серчал. А надо было /хотя я так и сделал/, чтобы они
решали менно те задачи, которые их интересовали. Не надо было
их насиловать производственными задачами - у них к ним не было
интереса. И только в конце занятий у некоторых проснулся
интерес к своему производству.
Давайте представим задачу в вепольной форме.
В1 - человек
В2 - АРИЗ
______
В1 В2 ----> В1 <----- В2
А где же задача?
______ _____
В1В3 В2 <----- В1В3 -----> В2
Стрелки указывают взаимодействие. В2 воздействует на
человека и задачу, которая при нем, но и человек как-то
действует на В2. В1 имеет энергию для решения задачи.
П Пл
! !
! ______ !
В1В3 <----- В2
АРИЗ имеет поле логики. При взаимодействии возникает
П мысли, идеи
Пэ Пм
П Пл
_____
В1В3 <---- В2
Пи
Что нужно иметь человеку с задачей?
Информацию внешнюю и внутреннюю, то есть опыт. Обозначим Пи.
Человек должен желать решить задачу. Но для этого должен срабаывать
какой-то потенциал эгоизма Пэ.
Этого мало. Надо, чтобы В1 был согласован с В2, то есть
надо, чтобы В2 был под человека, а они /люди/ -
разные. Один может решать по стандартному АРИЗ, другой -
с трудом, третий просто не хочет.
Как же согласовать их совместно?
По-видимому, каждый человек должен иметь выбор АРИЗ,
причем так, чтобы В1 и В2 работали в динамике, как бы
притирались друг к другу. Для этого должен быть выбор
АРИЗов.
Если я думаю прямолинейно - пожалуйста, Вам - линейный АРИЗ.
Если по кгугу - круговой. Если по линейно-круговому
образцу - линейно круговой АРИЗ.
1. Начало решения
2. Конец решения
В эгоистический потенциал должен входить весь набор
свойств, приеденный выше - интерес, желание, любопытство и т.д.
Причем возможно заранее определить, какое из них
является наиважнейшим для человека.
Теперь еще раз рассмотрим взаимодействие между В1 и В2.
Однако вначале рассмотрим другие взаимодействия. Представим себе,
что два человека посмотрели друг на друга.
Человек обладает неким полевым эффектом П1 и П2, через
которые он воздействуе на В2 и В1. В результате возникает
П интереса. Это может быть охарактеризовано, как поле
интереса, притяжение, отталкивание, радость, ненависть и т.д.
После того, как взгляды разошлись, у каждого осталась
часть П интереса, которая может исчезнуть сразу, либо
остаться на какое-либо время.
Вещественного контакта между В1 и В2 не произошло.
Если же два человека, например, пожимают друг другу
руки, то происходит одновременно, вещественно-полевое
взаимодействие.
Это кратковременное вещественное
взаимодействие
Теперь рассмотрим взаимодействие резца и инструмента.
В процессе вещественного взаимодействия, то есть
контактирования В1 и В2 действует поле давления на В2 и поле
вращения на В1. Можно и нужно ли взаимодействие представлять через
Пд и Пвр.? По-моему - нет так как стрелка <---- показывает
действие Пдавл. -----> Пвр.
Если же одно поле переходит в другое, как, например, ввиде:
П2 <---- В1 <---- П1
то в этом случае, по-видимому, следует показывать взаимодействие
через новое поле.
Вернемся к решателю задачи и АРИЗ. Здесь нет вещественного
взаимодействия, а есть полевое.
- человек - и задача
- П1 - энергия решателя
- В2 - АРИЗ
- Пл. - логика в АРИЗе
Лучше будет другой вид
П1В1В3 В2Пл
так как все эти компоненты вместе, в человеке, в АРИЗ.
_____
П1В1В3 <---- В2Пл
Но это же вещественное взаимодействие!
Тогда представим ввиде:
_____ ____ _____
В3В1П1 ----> ПлВ2 ---- В3В1П1 <---- ПлВ2
!
V
Пидея
Взаимодействие полевое в общем виде:
Пид
:
В3В1П1 <---- ПлВ2
Пин Пэ
Верхняя стрелка показывает взаимодействие: что и человек влияет
на Пл. В2, то есть появляются уточнения в АРИЗ.
Нижняя - воздействие на П1 человека - В1 и появление
Пидеи.
Таким образом, мы видим, что вепольный анализ сам по себе
требует творческого подхода конкретно, при рассмотрении каждой
задачи. Попробуем оформулировать общие правила.
1. Взаимодействия могут быть веществено-полевыми и
полевыми. Например: резец и заготовка, осмотр человеком
обьекта.
2. В одном обьекте могут быть представлены все компоненты
без связи или со связью - взаимодействием.
Пример: Человек со своей энергией, опытом, эгоизмом,
информацией...
В1П1ПэПи
В1П1ПэПи
Пинф
3. Если П передается через вещество контактом, то не следует
вводить это поле, оно очевидно.
В2 <--- В1 <--- П
Если П передается через вещество без контакта - следует
указывать полевое взаимодействие.
В2 <--- ПВ1
4. Если вещество изменяет поле, то следует показывать изменение
поля.
П1
В1
П2 ---> В
5. От взаимодействия веществ и полей возникают свои вещества
и поля, которые следует указывать.
6. Поля могут быть внешними и внутренними. Внутренние можно
представлять совместно с веществом, внешние - через
воздействие, взаимодействие.
П
В1П1 В1П1
7. Взаимодействия могут быть нейтральными - их нет,
средними, сильными, разрушительными. Важно их рассматривать
именно с этих позиций, так как в этом случае легче увидеть
нежелательные эффекты.
Эти правила дополняют или уточняют существующие.
Тем не менее, еще раз подчеркнем, что написание,
представление процессов в вепольной форме, требует
творческого подхода!