Сомнение 7 и его реализация.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23   26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 

   ---------------------------

   Случайность и закономерность. РТВ и АРИЗ - развитие

творческого воображения и алгоритм решения творческих задач.

   На продолжении длительного времени развивается РТВ. По

образному выражению Г.С.Эльтшуллера "воображение для инженера -

это то же, что смелость для солдата". Несомненно, смелость решающему нужна.

Но с другой стороны, все методы, приемы, принятые в РТВ

работают на случайность. Мы задаем себе вопрос, находим некие

подсказки, и начинаем отвечать на них. Ответы, вообще-то

говоря, представляют собой некие литературные миниатюры, фантазии.

В процессе высказывания этих миниатюр, фантазий и возникает

смелость в мысли, смелость в высказывании, смелость в отстаивании

своих мыслей перед критиками. И это все? Или можно к этому

еще что-то добавить?

   Не могу не напомнить, что в разных АРИЗ использовался оператор

РВС - размеры, время, стоимость. Главное, что в АРИЗ был элемент

случайности. Другое дело, что он стоял в первой части и не

всегда был эффективен. Но дело не в этом. Попытка была!

Сейчас, когда курс РТВ достиг некоторого совершенства и

занятия по нему дутг "на-ура", - он хорошо воспринимается,

его хорошо слушают, многие активно участвуют в отыскании

идей, - не пора ли ему найти более достойное место при решении

задач, нежели просто поработать с РТВ 8-10 часов и

поставить его либо в угол, либо на полку?

   Возникают вопросы: где поставить РТВ и АРИЗ? Какова цель

этой операции?

   Методы РТВ можно использовать буквально через каждые 2-3

шага АРИЗ. Цель этой операции - отвлечь чуть-чуть от задачи,

заставить поработать подсознание, и в то же время сам прием РТВ

направлен на расширение представления о задаче, ходе решения,

самого решения..

   Почему именно сейчас встает этот вопрос - вопрос обьединения

РТВ и АРИЗ? Можно говорить о некотором насыщении обоих

подходов - РТВ и АРИЗ - они развиваются сейчас не так бурно, как

много лет назад. Можно воспользоваться приемом обьединения

альтернативных систем, основанных на двух категориях

диалектики - закономерности и случайности. В АРИЗ есть

элементы случайности, например, морфологическая таблица. Да

и решая задачу по АРИЗ, по независящим от нас причинам у

слушателей всегда появляются идеи. И это - хорошо.

   Применение РТВ - это в какой-то степени "художественный метод

постижения", главная функция которого состоит в утверждении

значимости, важности, авторитета, внелогического познания, в

противовес авторитету логического /9/. И еще оттуда:"Задача

искуства состоит прежде всего в том, чтобы возвысить движение души

над движением рассудка".

   В ходе решения задачи, несомненно, следует включать все

возможности человеческого мозга - сознание и подсознание,

логику и случайность, душу и рассудок и, естественно, эмоции.

   Художники, писатели, поэты постигли двойственность, а

мы - инженеры - пока не совсем.

"Я - связь миров, повсюду сущих,

Я крайняя степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь, я - раб, я червь, я - бог!"

Г.Державин

А вот Николай Заболоцкий:

"Природы вековечная давильня

Соединяла смерть и бытие

В один клубок, но мысль была бессильна

Соединить два таинства ее..."

   Сделаем более целенаправленное движение в обьединении логики,

закономерности и интуиции, случайности.

  Е.Л.Фейнберг "Кибернетика, логика, искусство".

   ---------------------------

   Случайность и закономерность. РТВ и АРИЗ - развитие

творческого воображения и алгоритм решения творческих задач.

   На продолжении длительного времени развивается РТВ. По

образному выражению Г.С.Эльтшуллера "воображение для инженера -

это то же, что смелость для солдата". Несомненно, смелость решающему нужна.

Но с другой стороны, все методы, приемы, принятые в РТВ

работают на случайность. Мы задаем себе вопрос, находим некие

подсказки, и начинаем отвечать на них. Ответы, вообще-то

говоря, представляют собой некие литературные миниатюры, фантазии.

В процессе высказывания этих миниатюр, фантазий и возникает

смелость в мысли, смелость в высказывании, смелость в отстаивании

своих мыслей перед критиками. И это все? Или можно к этому

еще что-то добавить?

   Не могу не напомнить, что в разных АРИЗ использовался оператор

РВС - размеры, время, стоимость. Главное, что в АРИЗ был элемент

случайности. Другое дело, что он стоял в первой части и не

всегда был эффективен. Но дело не в этом. Попытка была!

Сейчас, когда курс РТВ достиг некоторого совершенства и

занятия по нему дутг "на-ура", - он хорошо воспринимается,

его хорошо слушают, многие активно участвуют в отыскании

идей, - не пора ли ему найти более достойное место при решении

задач, нежели просто поработать с РТВ 8-10 часов и

поставить его либо в угол, либо на полку?

   Возникают вопросы: где поставить РТВ и АРИЗ? Какова цель

этой операции?

   Методы РТВ можно использовать буквально через каждые 2-3

шага АРИЗ. Цель этой операции - отвлечь чуть-чуть от задачи,

заставить поработать подсознание, и в то же время сам прием РТВ

направлен на расширение представления о задаче, ходе решения,

самого решения..

   Почему именно сейчас встает этот вопрос - вопрос обьединения

РТВ и АРИЗ? Можно говорить о некотором насыщении обоих

подходов - РТВ и АРИЗ - они развиваются сейчас не так бурно, как

много лет назад. Можно воспользоваться приемом обьединения

альтернативных систем, основанных на двух категориях

диалектики - закономерности и случайности. В АРИЗ есть

элементы случайности, например, морфологическая таблица. Да

и решая задачу по АРИЗ, по независящим от нас причинам у

слушателей всегда появляются идеи. И это - хорошо.

   Применение РТВ - это в какой-то степени "художественный метод

постижения", главная функция которого состоит в утверждении

значимости, важности, авторитета, внелогического познания, в

противовес авторитету логического /9/. И еще оттуда:"Задача

искуства состоит прежде всего в том, чтобы возвысить движение души

над движением рассудка".

   В ходе решения задачи, несомненно, следует включать все

возможности человеческого мозга - сознание и подсознание,

логику и случайность, душу и рассудок и, естественно, эмоции.

   Художники, писатели, поэты постигли двойственность, а

мы - инженеры - пока не совсем.

"Я - связь миров, повсюду сущих,

Я крайняя степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь, я - раб, я червь, я - бог!"

Г.Державин

А вот Николай Заболоцкий:

"Природы вековечная давильня

Соединяла смерть и бытие

В один клубок, но мысль была бессильна

Соединить два таинства ее..."

   Сделаем более целенаправленное движение в обьединении логики,

закономерности и интуиции, случайности.

  Е.Л.Фейнберг "Кибернетика, логика, искусство".