Сомнение 7 и его реализация.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
---------------------------
Случайность и закономерность. РТВ и АРИЗ - развитие
творческого воображения и алгоритм решения творческих задач.
На продолжении длительного времени развивается РТВ. По
образному выражению Г.С.Эльтшуллера "воображение для инженера -
это то же, что смелость для солдата". Несомненно, смелость решающему нужна.
Но с другой стороны, все методы, приемы, принятые в РТВ
работают на случайность. Мы задаем себе вопрос, находим некие
подсказки, и начинаем отвечать на них. Ответы, вообще-то
говоря, представляют собой некие литературные миниатюры, фантазии.
В процессе высказывания этих миниатюр, фантазий и возникает
смелость в мысли, смелость в высказывании, смелость в отстаивании
своих мыслей перед критиками. И это все? Или можно к этому
еще что-то добавить?
Не могу не напомнить, что в разных АРИЗ использовался оператор
РВС - размеры, время, стоимость. Главное, что в АРИЗ был элемент
случайности. Другое дело, что он стоял в первой части и не
всегда был эффективен. Но дело не в этом. Попытка была!
Сейчас, когда курс РТВ достиг некоторого совершенства и
занятия по нему дутг "на-ура", - он хорошо воспринимается,
его хорошо слушают, многие активно участвуют в отыскании
идей, - не пора ли ему найти более достойное место при решении
задач, нежели просто поработать с РТВ 8-10 часов и
поставить его либо в угол, либо на полку?
Возникают вопросы: где поставить РТВ и АРИЗ? Какова цель
этой операции?
Методы РТВ можно использовать буквально через каждые 2-3
шага АРИЗ. Цель этой операции - отвлечь чуть-чуть от задачи,
заставить поработать подсознание, и в то же время сам прием РТВ
направлен на расширение представления о задаче, ходе решения,
самого решения..
Почему именно сейчас встает этот вопрос - вопрос обьединения
РТВ и АРИЗ? Можно говорить о некотором насыщении обоих
подходов - РТВ и АРИЗ - они развиваются сейчас не так бурно, как
много лет назад. Можно воспользоваться приемом обьединения
альтернативных систем, основанных на двух категориях
диалектики - закономерности и случайности. В АРИЗ есть
элементы случайности, например, морфологическая таблица. Да
и решая задачу по АРИЗ, по независящим от нас причинам у
слушателей всегда появляются идеи. И это - хорошо.
Применение РТВ - это в какой-то степени "художественный метод
постижения", главная функция которого состоит в утверждении
значимости, важности, авторитета, внелогического познания, в
противовес авторитету логического /9/. И еще оттуда:"Задача
искуства состоит прежде всего в том, чтобы возвысить движение души
над движением рассудка".
В ходе решения задачи, несомненно, следует включать все
возможности человеческого мозга - сознание и подсознание,
логику и случайность, душу и рассудок и, естественно, эмоции.
Художники, писатели, поэты постигли двойственность, а
мы - инженеры - пока не совсем.
"Я - связь миров, повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, я - раб, я червь, я - бог!"
Г.Державин
А вот Николай Заболоцкий:
"Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее..."
Сделаем более целенаправленное движение в обьединении логики,
закономерности и интуиции, случайности.
Е.Л.Фейнберг "Кибернетика, логика, искусство".
---------------------------
Случайность и закономерность. РТВ и АРИЗ - развитие
творческого воображения и алгоритм решения творческих задач.
На продолжении длительного времени развивается РТВ. По
образному выражению Г.С.Эльтшуллера "воображение для инженера -
это то же, что смелость для солдата". Несомненно, смелость решающему нужна.
Но с другой стороны, все методы, приемы, принятые в РТВ
работают на случайность. Мы задаем себе вопрос, находим некие
подсказки, и начинаем отвечать на них. Ответы, вообще-то
говоря, представляют собой некие литературные миниатюры, фантазии.
В процессе высказывания этих миниатюр, фантазий и возникает
смелость в мысли, смелость в высказывании, смелость в отстаивании
своих мыслей перед критиками. И это все? Или можно к этому
еще что-то добавить?
Не могу не напомнить, что в разных АРИЗ использовался оператор
РВС - размеры, время, стоимость. Главное, что в АРИЗ был элемент
случайности. Другое дело, что он стоял в первой части и не
всегда был эффективен. Но дело не в этом. Попытка была!
Сейчас, когда курс РТВ достиг некоторого совершенства и
занятия по нему дутг "на-ура", - он хорошо воспринимается,
его хорошо слушают, многие активно участвуют в отыскании
идей, - не пора ли ему найти более достойное место при решении
задач, нежели просто поработать с РТВ 8-10 часов и
поставить его либо в угол, либо на полку?
Возникают вопросы: где поставить РТВ и АРИЗ? Какова цель
этой операции?
Методы РТВ можно использовать буквально через каждые 2-3
шага АРИЗ. Цель этой операции - отвлечь чуть-чуть от задачи,
заставить поработать подсознание, и в то же время сам прием РТВ
направлен на расширение представления о задаче, ходе решения,
самого решения..
Почему именно сейчас встает этот вопрос - вопрос обьединения
РТВ и АРИЗ? Можно говорить о некотором насыщении обоих
подходов - РТВ и АРИЗ - они развиваются сейчас не так бурно, как
много лет назад. Можно воспользоваться приемом обьединения
альтернативных систем, основанных на двух категориях
диалектики - закономерности и случайности. В АРИЗ есть
элементы случайности, например, морфологическая таблица. Да
и решая задачу по АРИЗ, по независящим от нас причинам у
слушателей всегда появляются идеи. И это - хорошо.
Применение РТВ - это в какой-то степени "художественный метод
постижения", главная функция которого состоит в утверждении
значимости, важности, авторитета, внелогического познания, в
противовес авторитету логического /9/. И еще оттуда:"Задача
искуства состоит прежде всего в том, чтобы возвысить движение души
над движением рассудка".
В ходе решения задачи, несомненно, следует включать все
возможности человеческого мозга - сознание и подсознание,
логику и случайность, душу и рассудок и, естественно, эмоции.
Художники, писатели, поэты постигли двойственность, а
мы - инженеры - пока не совсем.
"Я - связь миров, повсюду сущих,
Я крайняя степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, я - раб, я червь, я - бог!"
Г.Державин
А вот Николай Заболоцкий:
"Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее..."
Сделаем более целенаправленное движение в обьединении логики,
закономерности и интуиции, случайности.
Е.Л.Фейнберг "Кибернетика, логика, искусство".