Ищите и обрящете

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 

Будучи матерью семейства и единственным интровертом в семье из восьми человек, я всегда старалась создать то здесь, то там спокойные уголки, где можно посидеть в одиночестве. Мои дети обычно собираются там все вместе. А если кто‑то из них обнаруживает меня в моменты уединения, он начинает звать всех остальных: «Эй, идите сюда, мама тут совсем одна!»

 

Не исключено, что вы многие годы занимались типоведением при воспитании собственных детей – в форме негативных прозвищ и ярлыков. Ребёнок‑экстраверт мог заслужить прозвище «балаболка» или «хвастун», а ребёнок‑интроверт – «тихоня», а то и «изгой». И тому подобное.

Почти любую проблему отцов и детей можно объяснить – и решить – с помощью типоведения. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.

 

Интроверты и экстраверты: личное пространство

 

Мы уже обсудили многие типичные разногласия между экстравертами и интровертами. Большинство из них относится и к воспитанию детей. Как правило, родители‑экстраверты испытывают потребность в том, чтобы вторгаться в личное пространство других членов семьи, включая детей‑интровертов. Это тот самый случай, когда царственное «мы» не объединяет людей, а разделяет: «Мы все смотрим телевизор. Почему ты не смотришь его вместе с нами?» Проблема в том, что экстраверты, нуждаясь в определённых видах деятельности, навязывают эти виды деятельности другим, не задумавшись о том, что у других могут быть совсем иные потребности – например, потребность в одиночестве. Один из самых типичных случаев вторжения в личное пространство интроверта – разумеется, с наилучшими намерениями – это классический вопрос: «Что ты делаешь один в своей комнате? Иди поиграй с другими детьми!» Чаще всего дети‑интроверты не испытывают никакого удовольствия, когда нарушают их уединение («Я тебе не помешал?») или вмешиваются в их дела («Что это ты делаешь? Кажется, что‑то интересное?»). Интровертов обычно раздражает склонность экстравертов к многословию и неоднократному повторению очевидных вещей.

Кроме того, экстраверты не слишком хорошо умеют слушать, что может привести к большим проблемам в отношениях с детьми. Экстраверты хотят, чтобы их дети больше общались со сверстниками и участвовали во всех школьных кружках и мероприятиях, и не понимают, что детям это совсем не нужно или они ещё к этому не готовы. Первый школьный день может стать для экстраверта весёлым приключением, но для интроверта это в лучшем случае страшновато, а в худшем – совершенно невыносимо. Есть один простой, но крайне эффективный приём: погулять вместе с ребёнком‑интровертом по школе перед началом занятий, чтобы он мог немного освоиться в новой обстановке в собственном, удобном для него ритме.

Очень важно понять следующее: интровертам необходимо делать все  в своём собственном ритме. Когда этот ритм им пытаются навязывать окружающие, могут возникнуть проблемы.

В противоположной ситуации – когда родитель интроверт, а ребёнок экстраверт – родитель нередко не понимает, как сильно его ребёнок нуждается в постоянном одобрении со стороны окружающих. Даже если он уже несколько раз слышал, что он хорошо убрался на кухне или что ему идут эти новые джинсы, он хочет слышать это снова и снова. Понятно, что трудно ожидать таких подвигов от человека, предпочитающего избегать многословия.

 

Будучи матерью семейства и единственным интровертом в семье из восьми человек, я всегда старалась создать то здесь, то там спокойные уголки, где можно посидеть в одиночестве. Мои дети обычно собираются там все вместе. А если кто‑то из них обнаруживает меня в моменты уединения, он начинает звать всех остальных: «Эй, идите сюда, мама тут совсем одна!»

 

Не исключено, что вы многие годы занимались типоведением при воспитании собственных детей – в форме негативных прозвищ и ярлыков. Ребёнок‑экстраверт мог заслужить прозвище «балаболка» или «хвастун», а ребёнок‑интроверт – «тихоня», а то и «изгой». И тому подобное.

Почти любую проблему отцов и детей можно объяснить – и решить – с помощью типоведения. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.

 

Интроверты и экстраверты: личное пространство

 

Мы уже обсудили многие типичные разногласия между экстравертами и интровертами. Большинство из них относится и к воспитанию детей. Как правило, родители‑экстраверты испытывают потребность в том, чтобы вторгаться в личное пространство других членов семьи, включая детей‑интровертов. Это тот самый случай, когда царственное «мы» не объединяет людей, а разделяет: «Мы все смотрим телевизор. Почему ты не смотришь его вместе с нами?» Проблема в том, что экстраверты, нуждаясь в определённых видах деятельности, навязывают эти виды деятельности другим, не задумавшись о том, что у других могут быть совсем иные потребности – например, потребность в одиночестве. Один из самых типичных случаев вторжения в личное пространство интроверта – разумеется, с наилучшими намерениями – это классический вопрос: «Что ты делаешь один в своей комнате? Иди поиграй с другими детьми!» Чаще всего дети‑интроверты не испытывают никакого удовольствия, когда нарушают их уединение («Я тебе не помешал?») или вмешиваются в их дела («Что это ты делаешь? Кажется, что‑то интересное?»). Интровертов обычно раздражает склонность экстравертов к многословию и неоднократному повторению очевидных вещей.

Кроме того, экстраверты не слишком хорошо умеют слушать, что может привести к большим проблемам в отношениях с детьми. Экстраверты хотят, чтобы их дети больше общались со сверстниками и участвовали во всех школьных кружках и мероприятиях, и не понимают, что детям это совсем не нужно или они ещё к этому не готовы. Первый школьный день может стать для экстраверта весёлым приключением, но для интроверта это в лучшем случае страшновато, а в худшем – совершенно невыносимо. Есть один простой, но крайне эффективный приём: погулять вместе с ребёнком‑интровертом по школе перед началом занятий, чтобы он мог немного освоиться в новой обстановке в собственном, удобном для него ритме.

Очень важно понять следующее: интровертам необходимо делать все  в своём собственном ритме. Когда этот ритм им пытаются навязывать окружающие, могут возникнуть проблемы.

В противоположной ситуации – когда родитель интроверт, а ребёнок экстраверт – родитель нередко не понимает, как сильно его ребёнок нуждается в постоянном одобрении со стороны окружающих. Даже если он уже несколько раз слышал, что он хорошо убрался на кухне или что ему идут эти новые джинсы, он хочет слышать это снова и снова. Понятно, что трудно ожидать таких подвигов от человека, предпочитающего избегать многословия.