Главное – хорошее начало

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 

Мы переехали в новый город, когда мой ребёнок‑ENFP учился в средней школе. Я интроверт, и меня беспокоило, легко ли ему будет найти новых друзей. Потом я узнала, что в первый же день в новой школе он забрался на стол в столовой и сказал: «Привет, я Лео Бэрри, я вам нравлюсь?»

 

Родители‑интроверты не так активно реагируют на поведение своих детей и не слишком доверяют беспорядочной болтовне, к которой склонно большинство детей. Это заставляет экстраверта удвоить усилия – говорить громче, быть более настойчивым – для того, чтобы его «заметили» (хотя часто столь долгожданная реакция принимает форму раздражения). Фраза, которую мы не раз уже повторили – «Ты не мог бы смотреть глазами , а не языком ?»–  принадлежит родителям‑интровертам, которые не понимают, как тесно связано одно с другим в сознании экстраверта.

В ситуации родителей‑экстравертов и детей‑интровертов самое лучшее решение проблемы – понять, насколько различны ваши потребности в уединении и активности, и попробовать мирно договориться. К примеру, ребёнок‑интроверт вполне может не поздороваться с родителями, придя домой, – экстравертов это ужасно злит. Вы не поверите, как много конфликтов вырастает на почве этой «мелочи». Но можно выработать компромисс: «Я оставлю тебя в покое, если ты будешь здороваться со мной, когда приходишь домой. Кроме того, ты будешь отвечать на моё приветствие, когда я прихожу домой». Если удастся добиться этого простого соглашения, ребёнок не будет страдать из‑за вторжений в его личное пространство, а родителям не будет казаться, что он их избегает.

Хотя родители‑интроверты служат хорошим резонатором для детей‑экстравертов, они скупы на похвалу и поддержку, так необходимую детям. Но и в этом случае решением послужит компромисс: ребёнок попробует поменьше болтать, а родители постараются почаще его хвалить, даже когда им кажется, что в этом нет нужды. (Интроверту кажется, что «нет нужды» хватить за то, что очевидно и само собой разумеется, – для них такая похвала относится к категории «избыточного многословия».)

 

Сенсорики и интуиты: что нужно делать?

 

Родители‑сенсорики обычно дают чёткие и конкретные указания, в то время как дети‑интуиты склонны использовать эти указания в качестве плацдарма для собственной фантазии. Просьба: «Уберись у себя в комнате» кажется довольно простой, но ребёнок‑интуит может истолковать её как призыв поднять первый попавшийся предмет, который нужно убрать, и исследовать все его возможности. Этот предмет может стать символом прошлых и будущих отношений (для интуитивного этика) или первым кирпичиком целого здания (для интуитивного логика). Через какое‑то время родитель‑сенсорик заходит в комнату, ожидая увидеть результаты уборки, но видит, что ничего не изменилось – более того, новое занятие может стать причиной ещё большего беспорядка. Чтобы предупредить подобный полет фантазии, лучше давать ребёнку‑интуиту как можно более конкретные указания: «Поставь книжки на полку и сложи игрушки в коробку». Это не значит, что дети‑интуиты не способны к более широкой постановке вопроса – напротив, широкомасштабные проекты, которые никогда не будут доведены до конца, их чрезвычайно привлекают. Если ваш ребёнок – интуит, вам придётся хорошенько обдумать, как именно надо просить его «убраться в комнате», ведь для него каждая из разбросанных по комнате вещей имеет свой смысл. То, что сенсорику кажется «беспорядком», для интуита может быть «потрясающим богатством возможностей».

(Кстати, это довольно важное различие. Сенсорикам гораздо проще выбрасывать вещи, чем интуитам. Для интуита каждый предмет, даже если он кажется совершенно бесполезным, является катализатором множества идей и воспоминаний, и это придаёт ему немалую ценность, поэтому интуит предпочитает сохранить его: «Когда‑нибудь пригодится». Сенсорики смотрят на что‑то и говорят: «Мы много лет этим не пользовались, давай его выбросим». А интуит «знает», что, если он что‑то выбросит сегодня, оно непременно понадобится ему завтра.)

 

Внимание: Бигмак! 

Экстраверты нередко думают вслух, что ужасает и смущает интровертов. Как‑то раз наш друг, ярко выраженный интроверт, ехал на машине по шоссе, на обочинах которого расположилось множество кафе и заведений быстрого питания. На заднем сиденье ехал его сын‑экстраверт. В какой‑то момент между ними произошёл следующий диалог:

Сын‑экстраверт: «О, вон там „Макдоналдс“!»

(Отец съезжает с шоссе и направляется на автостоянку около «Макдоналдса».  )

Сын‑экстраверт: «Эй, почему ты здесь останавливаешься?»

Отец‑интроверт: «Потому что ты сказал „О, вон там Макдоналдс“!»

Сын‑экстраверт: «Ну да, он и правда там. А вон там – „Бургер Кинг“, а чуть дальше – кафе „У Венди“. Их тут полно».

Отец‑интроверт: «Я знаю. Я умею читать. Зачем ты читаешь мне все, что написано на вывесках?»

Сын‑экстраверт: «Я не читаю тебе ! Я читаю себе !»

 

Ситуация усложняется, когда родитель – экстравертный сенсорик, а ребёнок – интровертный интуит. Основная часть жизни ребёнка проходит в его воображении и фантазиях, он не испытывает потребности реализовывать что‑либо на практике. А экстравертные сенсорики, как правило, исключительно требовательны к действиям и результату. Представьте, как себя чувствуют обе стороны, когда интуитивно‑интровертный подросток заявляет родителям – экстравертным сенсорикам, что хочет «учиться в колледже просто потому, что это интересно» – чтобы получить удовольствие от самого процесса обучения и рассуждения об интересных вещах. Родители, скорее всего, ответят: «Мы не будем платить за то, что не принесёт практической пользы» – другими словами, хорошей работы и карьеры. Дело в том, что многим сенсорикам трудно понять, зачем делать то, что не принесёт реального, ощутимого и конкретного результата (например, карьера). Они предпочитают оставить теорию интуитам. Одной из первых лабораторий для теоретических исследований интуита становится обычно его собственная комната. Когда вы просите ребёнка‑интуита прибраться, вы можете таким образом уничтожить «данные» и «эксперименты», которые больше всего занимают вашего ребёнка в данный момент.

 

Мы переехали в новый город, когда мой ребёнок‑ENFP учился в средней школе. Я интроверт, и меня беспокоило, легко ли ему будет найти новых друзей. Потом я узнала, что в первый же день в новой школе он забрался на стол в столовой и сказал: «Привет, я Лео Бэрри, я вам нравлюсь?»

 

Родители‑интроверты не так активно реагируют на поведение своих детей и не слишком доверяют беспорядочной болтовне, к которой склонно большинство детей. Это заставляет экстраверта удвоить усилия – говорить громче, быть более настойчивым – для того, чтобы его «заметили» (хотя часто столь долгожданная реакция принимает форму раздражения). Фраза, которую мы не раз уже повторили – «Ты не мог бы смотреть глазами , а не языком ?»–  принадлежит родителям‑интровертам, которые не понимают, как тесно связано одно с другим в сознании экстраверта.

В ситуации родителей‑экстравертов и детей‑интровертов самое лучшее решение проблемы – понять, насколько различны ваши потребности в уединении и активности, и попробовать мирно договориться. К примеру, ребёнок‑интроверт вполне может не поздороваться с родителями, придя домой, – экстравертов это ужасно злит. Вы не поверите, как много конфликтов вырастает на почве этой «мелочи». Но можно выработать компромисс: «Я оставлю тебя в покое, если ты будешь здороваться со мной, когда приходишь домой. Кроме того, ты будешь отвечать на моё приветствие, когда я прихожу домой». Если удастся добиться этого простого соглашения, ребёнок не будет страдать из‑за вторжений в его личное пространство, а родителям не будет казаться, что он их избегает.

Хотя родители‑интроверты служат хорошим резонатором для детей‑экстравертов, они скупы на похвалу и поддержку, так необходимую детям. Но и в этом случае решением послужит компромисс: ребёнок попробует поменьше болтать, а родители постараются почаще его хвалить, даже когда им кажется, что в этом нет нужды. (Интроверту кажется, что «нет нужды» хватить за то, что очевидно и само собой разумеется, – для них такая похвала относится к категории «избыточного многословия».)

 

Сенсорики и интуиты: что нужно делать?

 

Родители‑сенсорики обычно дают чёткие и конкретные указания, в то время как дети‑интуиты склонны использовать эти указания в качестве плацдарма для собственной фантазии. Просьба: «Уберись у себя в комнате» кажется довольно простой, но ребёнок‑интуит может истолковать её как призыв поднять первый попавшийся предмет, который нужно убрать, и исследовать все его возможности. Этот предмет может стать символом прошлых и будущих отношений (для интуитивного этика) или первым кирпичиком целого здания (для интуитивного логика). Через какое‑то время родитель‑сенсорик заходит в комнату, ожидая увидеть результаты уборки, но видит, что ничего не изменилось – более того, новое занятие может стать причиной ещё большего беспорядка. Чтобы предупредить подобный полет фантазии, лучше давать ребёнку‑интуиту как можно более конкретные указания: «Поставь книжки на полку и сложи игрушки в коробку». Это не значит, что дети‑интуиты не способны к более широкой постановке вопроса – напротив, широкомасштабные проекты, которые никогда не будут доведены до конца, их чрезвычайно привлекают. Если ваш ребёнок – интуит, вам придётся хорошенько обдумать, как именно надо просить его «убраться в комнате», ведь для него каждая из разбросанных по комнате вещей имеет свой смысл. То, что сенсорику кажется «беспорядком», для интуита может быть «потрясающим богатством возможностей».

(Кстати, это довольно важное различие. Сенсорикам гораздо проще выбрасывать вещи, чем интуитам. Для интуита каждый предмет, даже если он кажется совершенно бесполезным, является катализатором множества идей и воспоминаний, и это придаёт ему немалую ценность, поэтому интуит предпочитает сохранить его: «Когда‑нибудь пригодится». Сенсорики смотрят на что‑то и говорят: «Мы много лет этим не пользовались, давай его выбросим». А интуит «знает», что, если он что‑то выбросит сегодня, оно непременно понадобится ему завтра.)

 

Внимание: Бигмак! 

Экстраверты нередко думают вслух, что ужасает и смущает интровертов. Как‑то раз наш друг, ярко выраженный интроверт, ехал на машине по шоссе, на обочинах которого расположилось множество кафе и заведений быстрого питания. На заднем сиденье ехал его сын‑экстраверт. В какой‑то момент между ними произошёл следующий диалог:

Сын‑экстраверт: «О, вон там „Макдоналдс“!»

(Отец съезжает с шоссе и направляется на автостоянку около «Макдоналдса».  )

Сын‑экстраверт: «Эй, почему ты здесь останавливаешься?»

Отец‑интроверт: «Потому что ты сказал „О, вон там Макдоналдс“!»

Сын‑экстраверт: «Ну да, он и правда там. А вон там – „Бургер Кинг“, а чуть дальше – кафе „У Венди“. Их тут полно».

Отец‑интроверт: «Я знаю. Я умею читать. Зачем ты читаешь мне все, что написано на вывесках?»

Сын‑экстраверт: «Я не читаю тебе ! Я читаю себе !»

 

Ситуация усложняется, когда родитель – экстравертный сенсорик, а ребёнок – интровертный интуит. Основная часть жизни ребёнка проходит в его воображении и фантазиях, он не испытывает потребности реализовывать что‑либо на практике. А экстравертные сенсорики, как правило, исключительно требовательны к действиям и результату. Представьте, как себя чувствуют обе стороны, когда интуитивно‑интровертный подросток заявляет родителям – экстравертным сенсорикам, что хочет «учиться в колледже просто потому, что это интересно» – чтобы получить удовольствие от самого процесса обучения и рассуждения об интересных вещах. Родители, скорее всего, ответят: «Мы не будем платить за то, что не принесёт практической пользы» – другими словами, хорошей работы и карьеры. Дело в том, что многим сенсорикам трудно понять, зачем делать то, что не принесёт реального, ощутимого и конкретного результата (например, карьера). Они предпочитают оставить теорию интуитам. Одной из первых лабораторий для теоретических исследований интуита становится обычно его собственная комната. Когда вы просите ребёнка‑интуита прибраться, вы можете таким образом уничтожить «данные» и «эксперименты», которые больше всего занимают вашего ребёнка в данный момент.