2.4. Как убедиться в невозможности завершить вычисление?

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 

Мы установили, что вычисления могут как успешно завер­шаться, так и вообще не иметь конца. Более того, в тех слу­чаях, когда вычисление завершиться в принципе не может, это его свойство иногда оказывается очевидным, иногда не совсем очевидным, а иногда настолько неочевидным, что ни у кого до сих пор не достало сообразительности однозначно такую невозмож­ность доказать. С помощью каких методов математики убеждают самих себя и всех остальных в том, что такое-то вычисление не может завершиться? Применяют ли они при решении подобных задач какие-либо вычислительные (или алгоритмические) проце­дуры? Прежде чем мы приступим к поиску ответа на этот вопрос, рассмотрим еще один пример. Он несколько менее очевиден, чем (С), но все же гораздо проще (В). Возможно, нам удастся попутно получить некоторое представление о том, с помощью каких средств и методов математики приходят к своим выводам. В предлагаемом примере участвуют числа, называемые ше­стиугольными:

1,7, 19,37,61,91, 127, ...,

иными словами, числа, из которых можно строить шестиугольные матрицы (пустую матрицу на этот раз мы не включаем):

Каждое такое число, за исключением начальной единицы, по­лучается добавлением к предыдущему числу соответствующего числа из ряда кратных 6:

6, 12, 18,24, 30,36, ....

Это легко объяснимо, если обратить внимание на то, что каждое новое шестиугольное число получается путем окружения преды­дущего числа шестиугольным кольцом

 

причем число горошин в этом кольце обязательно будет кратно 6, а множитель при каждом увеличении шестиугольника на одно кольцо будет возрастать ровно на единицу.

Вычислим последовательные суммы шестиугольных чисел, увеличивая каждый раз количество слагаемых на единицу, и по­смотрим, что из этого получится.

1 = 1,    1 + 7 = 8,    1 + 7 + 19 = 27,

1 + 7 + 19 + 37 = 64,     1 + 7+19 + 37 + 61 = 125.

Что же особенного в числах 1, 8, 27, 64, 125? Все они являются кубами. Кубом называют число, умноженное само на себя три­жды:

1 = 13 = 1 x 1 x 1,    8 = 23 = 2 x 2 x 2,    27 = 33 = 3 x 3 x 3,

64 = 43 = 4 x 4 x 4,    125 = 53 = 5 x 5 x 5, ....

Присуще ли это свойство всем шестиугольным числам? Попро­буем следующее число. В самом деле,

1 + 7 + 19 + 37 + 61 + 91 = 216 = 6 x 6 x 6 = 63.

Всегда ли выполняется это правило? Если да, то никогда не завершится вычисление, необходимое для решения следующей задачи:

(Е) Найти последовательную сумму шестиугольных чисел, начи­ная с единицы, не являющуюся кубом.

Думается, я сумею убедить вас в том, что это вычисление и в са­мом деле можно выполнять вечно, но так и не получить искомого ответа.

 

 

 

Прежде всего отметим, что число называется кубом не про­сто так: из соответствующего количества точек можно сло­жить трехмерный массив в форме куба (такой, например, как на рис. 2.1). Попробуем представить себе построение такого мас­сива в виде последовательности шагов: вначале разместим где-нибудь угловую точку, а затем будем добавлять к ней, одну за дру­гой, особые конфигурации точек, составленные из трех «плоско­стей» — задней стенки, боковой стенки и потолка, как показано на рис. 2.2.

 

Рис. 2.1 Сферы, уложенные в кубический массив.

А теперь посмотрим с другой стороны

 

 

Рис. 2.2. Разберем куб на части — каждая со своей задней стенкой, боковой стенкой и потолком.

Посмотрим теперь на одну из наших трехгранных конфигу­раций со стороны, т. е. вдоль прямой, соединяющей начальную точку построения и точку, общую для всех трех граней. Мы увидим шестиугольник, подобный тому, что изображен на рис. 2.3. Точки, из которых складываются эти увеличивающиеся в размере шестиугольники, представляют собой, в сущности, те же точки, что образуют полный куб. То есть получается, что последователь­ное сложение шестиугольных чисел, начиная с единицы, всегда будет давать число кубическое. Следовательно, можно считать доказанным, что вычисление, требуемое для решения задачи (Е), никогда не завершится.

 

Рис. 2.3. Каждую часть построения можно рассматривать как шестиугольник.

Кто-то, быть может, уже готов упрекнуть меня в том, что представленные выше рассуждения можно счесть в лучшем слу­чае интуитивным умозаключением, но не формальным и строгим математическим доказательством. На самом же деле, перед вами именно доказательство, и доказательство вполне здравое, а пишу все это я отчасти и для того, чтобы показать, что осмысленность того или иного метода математического обоснования никак не связана с его «формализованностью» в соответствии с какой-либо заранее заданной и общепринятой системой правил. Напо­мню, кстати, о еще более элементарном примере геометрического обоснования, применяемого для получения одного общего свой­ства натуральных чисел, — речь идет о доказательстве истинности равенства a * 6 = 6 * a, приведенном в § 1.19. Тоже вполне до­стойное «доказательство», хотя формальным его назвать нельзя.

Представленное выше рассуждение о суммировании после­довательных шестиугольных чисел можно при желании заменить более формальным математическим доказательством. В основу такого формального доказательства можно положить принцип математической индукции, т.е. процедуру установления ис­тинности утверждения в отношении всех натуральных чисел на основании одного-единственного вычисления. По существу, этот принцип позволяет заключить, что некое положение Р (n), за­висящее от конкретного натурального числа n (например, такое: «сумма первых n шестиугольных чисел равна n3»), справедливо для всех n, если мы можем показать, во-первых, что оно спра­ведливо для n = 0 (или, в нашем случае, для n = 1), и, во-вторых, что из истинности Р (n) следует истинность и Р(n + 1). Думаю, нет необходимости описывать здесь в деталях, как можно с помощью математической индукции доказать невозможность завершить вычисление (Е); тем же, кого данная тема заинтересо­вала, рекомендую попытаться в качестве упражнения выполнить такое доказательство самостоятельно.

Всегда ли для установления факта действительной незавершаемости вычисления достаточно применить некие четко опре­деленные правила — такие, например, как принцип математиче­ской индукции? Как ни странно, нет. Это утверждение, как мы вскоре увидим, является одним из следствий теоремы Гёделя, и для нас крайне важно попытаться его правильно понять. При­чем недостаточной оказывается не только математическая ин­дукция. Недостаточным будет какой угодно набор правил, если под «набором правил» подразумевать некую систему формали­зованных процедур, в рамках которой возможно исключительно вычислительным путем проверить корректность применения этих правил в каждом конкретном случае. Такой вывод может пока­заться чересчур пессимистичным, ибо он, по-видимому, означает, что, несмотря на то, что вычисления, которые нельзя завершить, существуют, сам факт их незавершаемости строго математически установить невозможно. Однако смысл упомянутого следствия из теоремы Гёделя заключается вовсе не в этом. На самом деле, все не так уж и плохо: способность понимать и делать выводы, при­сущая математикам — как, впрочем, и всем остальным людям, наделенным логическим мышлением и воображением, — просто-непросто не поддается формализации в виде того или иного на­бора правил. Иногда правила могут стать частичной заменой по­ниманию, однако в полной мере такая замена не представляется возможной.

Мы установили, что вычисления могут как успешно завер­шаться, так и вообще не иметь конца. Более того, в тех слу­чаях, когда вычисление завершиться в принципе не может, это его свойство иногда оказывается очевидным, иногда не совсем очевидным, а иногда настолько неочевидным, что ни у кого до сих пор не достало сообразительности однозначно такую невозмож­ность доказать. С помощью каких методов математики убеждают самих себя и всех остальных в том, что такое-то вычисление не может завершиться? Применяют ли они при решении подобных задач какие-либо вычислительные (или алгоритмические) проце­дуры? Прежде чем мы приступим к поиску ответа на этот вопрос, рассмотрим еще один пример. Он несколько менее очевиден, чем (С), но все же гораздо проще (В). Возможно, нам удастся попутно получить некоторое представление о том, с помощью каких средств и методов математики приходят к своим выводам. В предлагаемом примере участвуют числа, называемые ше­стиугольными:

1,7, 19,37,61,91, 127, ...,

иными словами, числа, из которых можно строить шестиугольные матрицы (пустую матрицу на этот раз мы не включаем):

Каждое такое число, за исключением начальной единицы, по­лучается добавлением к предыдущему числу соответствующего числа из ряда кратных 6:

6, 12, 18,24, 30,36, ....

Это легко объяснимо, если обратить внимание на то, что каждое новое шестиугольное число получается путем окружения преды­дущего числа шестиугольным кольцом

 

причем число горошин в этом кольце обязательно будет кратно 6, а множитель при каждом увеличении шестиугольника на одно кольцо будет возрастать ровно на единицу.

Вычислим последовательные суммы шестиугольных чисел, увеличивая каждый раз количество слагаемых на единицу, и по­смотрим, что из этого получится.

1 = 1,    1 + 7 = 8,    1 + 7 + 19 = 27,

1 + 7 + 19 + 37 = 64,     1 + 7+19 + 37 + 61 = 125.

Что же особенного в числах 1, 8, 27, 64, 125? Все они являются кубами. Кубом называют число, умноженное само на себя три­жды:

1 = 13 = 1 x 1 x 1,    8 = 23 = 2 x 2 x 2,    27 = 33 = 3 x 3 x 3,

64 = 43 = 4 x 4 x 4,    125 = 53 = 5 x 5 x 5, ....

Присуще ли это свойство всем шестиугольным числам? Попро­буем следующее число. В самом деле,

1 + 7 + 19 + 37 + 61 + 91 = 216 = 6 x 6 x 6 = 63.

Всегда ли выполняется это правило? Если да, то никогда не завершится вычисление, необходимое для решения следующей задачи:

(Е) Найти последовательную сумму шестиугольных чисел, начи­ная с единицы, не являющуюся кубом.

Думается, я сумею убедить вас в том, что это вычисление и в са­мом деле можно выполнять вечно, но так и не получить искомого ответа.

 

 

 

Прежде всего отметим, что число называется кубом не про­сто так: из соответствующего количества точек можно сло­жить трехмерный массив в форме куба (такой, например, как на рис. 2.1). Попробуем представить себе построение такого мас­сива в виде последовательности шагов: вначале разместим где-нибудь угловую точку, а затем будем добавлять к ней, одну за дру­гой, особые конфигурации точек, составленные из трех «плоско­стей» — задней стенки, боковой стенки и потолка, как показано на рис. 2.2.

 

Рис. 2.1 Сферы, уложенные в кубический массив.

А теперь посмотрим с другой стороны

 

 

Рис. 2.2. Разберем куб на части — каждая со своей задней стенкой, боковой стенкой и потолком.

Посмотрим теперь на одну из наших трехгранных конфигу­раций со стороны, т. е. вдоль прямой, соединяющей начальную точку построения и точку, общую для всех трех граней. Мы увидим шестиугольник, подобный тому, что изображен на рис. 2.3. Точки, из которых складываются эти увеличивающиеся в размере шестиугольники, представляют собой, в сущности, те же точки, что образуют полный куб. То есть получается, что последователь­ное сложение шестиугольных чисел, начиная с единицы, всегда будет давать число кубическое. Следовательно, можно считать доказанным, что вычисление, требуемое для решения задачи (Е), никогда не завершится.

 

Рис. 2.3. Каждую часть построения можно рассматривать как шестиугольник.

Кто-то, быть может, уже готов упрекнуть меня в том, что представленные выше рассуждения можно счесть в лучшем слу­чае интуитивным умозаключением, но не формальным и строгим математическим доказательством. На самом же деле, перед вами именно доказательство, и доказательство вполне здравое, а пишу все это я отчасти и для того, чтобы показать, что осмысленность того или иного метода математического обоснования никак не связана с его «формализованностью» в соответствии с какой-либо заранее заданной и общепринятой системой правил. Напо­мню, кстати, о еще более элементарном примере геометрического обоснования, применяемого для получения одного общего свой­ства натуральных чисел, — речь идет о доказательстве истинности равенства a * 6 = 6 * a, приведенном в § 1.19. Тоже вполне до­стойное «доказательство», хотя формальным его назвать нельзя.

Представленное выше рассуждение о суммировании после­довательных шестиугольных чисел можно при желании заменить более формальным математическим доказательством. В основу такого формального доказательства можно положить принцип математической индукции, т.е. процедуру установления ис­тинности утверждения в отношении всех натуральных чисел на основании одного-единственного вычисления. По существу, этот принцип позволяет заключить, что некое положение Р (n), за­висящее от конкретного натурального числа n (например, такое: «сумма первых n шестиугольных чисел равна n3»), справедливо для всех n, если мы можем показать, во-первых, что оно спра­ведливо для n = 0 (или, в нашем случае, для n = 1), и, во-вторых, что из истинности Р (n) следует истинность и Р(n + 1). Думаю, нет необходимости описывать здесь в деталях, как можно с помощью математической индукции доказать невозможность завершить вычисление (Е); тем же, кого данная тема заинтересо­вала, рекомендую попытаться в качестве упражнения выполнить такое доказательство самостоятельно.

Всегда ли для установления факта действительной незавершаемости вычисления достаточно применить некие четко опре­деленные правила — такие, например, как принцип математиче­ской индукции? Как ни странно, нет. Это утверждение, как мы вскоре увидим, является одним из следствий теоремы Гёделя, и для нас крайне важно попытаться его правильно понять. При­чем недостаточной оказывается не только математическая ин­дукция. Недостаточным будет какой угодно набор правил, если под «набором правил» подразумевать некую систему формали­зованных процедур, в рамках которой возможно исключительно вычислительным путем проверить корректность применения этих правил в каждом конкретном случае. Такой вывод может пока­заться чересчур пессимистичным, ибо он, по-видимому, означает, что, несмотря на то, что вычисления, которые нельзя завершить, существуют, сам факт их незавершаемости строго математически установить невозможно. Однако смысл упомянутого следствия из теоремы Гёделя заключается вовсе не в этом. На самом деле, все не так уж и плохо: способность понимать и делать выводы, при­сущая математикам — как, впрочем, и всем остальным людям, наделенным логическим мышлением и воображением, — просто-непросто не поддается формализации в виде того или иного на­бора правил. Иногда правила могут стать частичной заменой по­ниманию, однако в полной мере такая замена не представляется возможной.