3.15. Способы устранения фундаментального противоречия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 

Приведенное выше рассуждение можно рассматривать дво­яко — с точки зрения создавших робота людей либо с точки зрения самого робота. С человеческой точки зрения существу­ет некоторая неопределенная вероятность того, что математику-человеку претензии робота на обладание неопровержимой исти­ной покажутся неубедительными, разве что упомянутый матема­тик-человек примет во внимание какие-то отдельные конкретные аргументы из тех, что использует робот. Возможно, не все тео­ремы системычеловек сочтет неопровержимо истинными, кроме того, как нам помнится, интеллектуальные способности робота могут существенно превышать таковые же способно­сти человека. Таким образом, можно утверждать, что одно лишь знание о том, что робот сконструирован в соответствии с неким набором механизмовне следует рассматривать в качестве неопровержимо убедительной (для человека) математической де­монстрации. Соответственно, мы должны пересмотреть все вы­шеприведенное рассуждение — на этот раз с точки зрения ро­бота. Какие огрехи в нашем обосновании в состоянии заметить (и использовать) робот?

По-видимому, наш робот располагает всего лишь четырьмя основными возможностями для нейтрализации фундаментально­го противоречия — при условии, конечно, что сам робот осве­домлен о том, что он является в некотором роде вычислительной машиной.

(a)  Возможно, что робот, принимая в целом утверждение о том, что в основе его конструкции лежит некий набор механиз­мовтем не менее, неизбежно остается неспособен без­оговорочно поверить в этот факт.

(b)  Возможно, что робот, будучи безоговорочно убежден в ис­тинности каждого отдельного-утверждения в тот момент, когда он его формулирует, все же сомневается в достовер­ности полной системы своих-утверждений — соответ­ственно, робот может не верить в то, что формальная систе­маи в самом деле лежит в основе всей его системы убеждений в отношении-высказываний.

(c)  Возможно, что подлинный набор механизмовсущественно зависит от случайных элементов и не может быть адекватно описан через посредство неких известных результатов псев­дослучайных вычислений, подаваемых на входное устрой­ство робота.

(d)  Возможно, что подлинный набор механизмовв действи­тельности непознаваем.

В последующих девяти разделах представлен ряд веских ар­гументов, убедительно демонстрирующих, что первые три лазейки  оказываются для робота, задавшегося целью обой­ти фундаментальное противоречие, совершенно бесполезными. Соответственно, робот (а вместе с ним и мы — если мы, конечно, продолжаем настаивать на том, что математическое понимание можно свести к вычислению) начинает всерьез подумывать о не очень привлекательной возможностиУверен, что непривле­кательной возможностьнахожу не я один — думаю, в этом со мной согласятся и те читатели, которым не безразлична судьба идеи искусственного интеллекта. Ее, пожалуй, приемлемо рас­сматривать лишь в качестве возможной мировоззренческой по­зиции, укладывающейся, по сути своей, в рамки той самой комби­нации точек зренияо которой мы говорили в конце и согласно которой для внедрения непознаваемого алгоритма в «мозг» каждого из наших роботов требуется, ни много ни мало, божественное вмешательство (от «первого в мире програм­миста»). В любом случае, вердикт «непознаваемо», вынесенный в отношении тех самых механизмов, которые, в конечном счете, ответственны за наличие у нас какого ни на есть разума, вряд ли обрадует тех, кто намерен, вообще говоря, построить робота, наделенного подлинным искусственным интеллектом. Не особен­но обрадует он и тех из нас, кто все еще надеется понять, прин­ципиально и не выходя за рамки строго научного подхода, каким образом в действительности возникло у человека такое свойство, как интеллект, объяснить его происхождение посредством четко формулируемых научных законов — законов физики, химии, био­логии, законов естественного отбора, в конце концов, — пусть даже и не имея в виду воспроизвести этот самый интеллект в каком бы то ни было робототехническом устройстве. Лично я полагаю, что подобный пессимистический вердикт не имеет под собой никаких оснований — по той хотя бы простой причине, что «научная постижимость» имеет весьма мало общего с «вычисли­мостью». Законы, лежащие в основе мыслительных процессов не являются непостижимыми, они всего лишь невычислимы. На эту тему мы еще поговорим во второй части книги.

 

Приведенное выше рассуждение можно рассматривать дво­яко — с точки зрения создавших робота людей либо с точки зрения самого робота. С человеческой точки зрения существу­ет некоторая неопределенная вероятность того, что математику-человеку претензии робота на обладание неопровержимой исти­ной покажутся неубедительными, разве что упомянутый матема­тик-человек примет во внимание какие-то отдельные конкретные аргументы из тех, что использует робот. Возможно, не все тео­ремы системычеловек сочтет неопровержимо истинными, кроме того, как нам помнится, интеллектуальные способности робота могут существенно превышать таковые же способно­сти человека. Таким образом, можно утверждать, что одно лишь знание о том, что робот сконструирован в соответствии с неким набором механизмовне следует рассматривать в качестве неопровержимо убедительной (для человека) математической де­монстрации. Соответственно, мы должны пересмотреть все вы­шеприведенное рассуждение — на этот раз с точки зрения ро­бота. Какие огрехи в нашем обосновании в состоянии заметить (и использовать) робот?

По-видимому, наш робот располагает всего лишь четырьмя основными возможностями для нейтрализации фундаментально­го противоречия — при условии, конечно, что сам робот осве­домлен о том, что он является в некотором роде вычислительной машиной.

(a)  Возможно, что робот, принимая в целом утверждение о том, что в основе его конструкции лежит некий набор механиз­мовтем не менее, неизбежно остается неспособен без­оговорочно поверить в этот факт.

(b)  Возможно, что робот, будучи безоговорочно убежден в ис­тинности каждого отдельного-утверждения в тот момент, когда он его формулирует, все же сомневается в достовер­ности полной системы своих-утверждений — соответ­ственно, робот может не верить в то, что формальная систе­маи в самом деле лежит в основе всей его системы убеждений в отношении-высказываний.

(c)  Возможно, что подлинный набор механизмовсущественно зависит от случайных элементов и не может быть адекватно описан через посредство неких известных результатов псев­дослучайных вычислений, подаваемых на входное устрой­ство робота.

(d)  Возможно, что подлинный набор механизмовв действи­тельности непознаваем.

В последующих девяти разделах представлен ряд веских ар­гументов, убедительно демонстрирующих, что первые три лазейки  оказываются для робота, задавшегося целью обой­ти фундаментальное противоречие, совершенно бесполезными. Соответственно, робот (а вместе с ним и мы — если мы, конечно, продолжаем настаивать на том, что математическое понимание можно свести к вычислению) начинает всерьез подумывать о не очень привлекательной возможностиУверен, что непривле­кательной возможностьнахожу не я один — думаю, в этом со мной согласятся и те читатели, которым не безразлична судьба идеи искусственного интеллекта. Ее, пожалуй, приемлемо рас­сматривать лишь в качестве возможной мировоззренческой по­зиции, укладывающейся, по сути своей, в рамки той самой комби­нации точек зренияо которой мы говорили в конце и согласно которой для внедрения непознаваемого алгоритма в «мозг» каждого из наших роботов требуется, ни много ни мало, божественное вмешательство (от «первого в мире програм­миста»). В любом случае, вердикт «непознаваемо», вынесенный в отношении тех самых механизмов, которые, в конечном счете, ответственны за наличие у нас какого ни на есть разума, вряд ли обрадует тех, кто намерен, вообще говоря, построить робота, наделенного подлинным искусственным интеллектом. Не особен­но обрадует он и тех из нас, кто все еще надеется понять, прин­ципиально и не выходя за рамки строго научного подхода, каким образом в действительности возникло у человека такое свойство, как интеллект, объяснить его происхождение посредством четко формулируемых научных законов — законов физики, химии, био­логии, законов естественного отбора, в конце концов, — пусть даже и не имея в виду воспроизвести этот самый интеллект в каком бы то ни было робототехническом устройстве. Лично я полагаю, что подобный пессимистический вердикт не имеет под собой никаких оснований — по той хотя бы простой причине, что «научная постижимость» имеет весьма мало общего с «вычисли­мостью». Законы, лежащие в основе мыслительных процессов не являются непостижимыми, они всего лишь невычислимы. На эту тему мы еще поговорим во второй части книги.