Тема 4. Арабо-мусульманская философия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

1. Социокультурные особенности.

Становление арабского народа и государства на основе религии ислама. До VII в. на территории Аравийского полуострова существовали арабские кочевые племена. Объединить их в единый народ смог пророк Мухаммад (570-632). Использовав представления иудаизма и христианства, силой своего гения он создал оригинальную религию ислама. Она стала духовной основой объединения племен в общий этнос. Под знаменами ислама прошли успешные завоевания и уже в начале VII в. Арабский халифат по территории был больше бывшей Римской империи. Расширение этнического состава мусульманства произошло за счёт иранских и других народов.

Арабская философия возникла на основе ислама и развивалась путем творческой переработки греческой философии и науки. Учение Мухаммада воплотилось в священной книге – Коране, многие ее краткие изречения требовали разъяснений и расширенных трактовок. В ходе религиозно-теологических дискуссий определилась тематика, каноны и отклонения от них. Контакты с культурой покоренных народов привели арабских мыслителей к учениям греческих философов. Они были оценены как вершинные достижения. Таким образом, арабская философия формировалась в ходе взаимодействия мусульманских идей с греческим философским логосом. Последний сначала был представлен в основном Платоном и неоплатониками, а затем Аристотелем.

2. Сквозные философские темы и направления. Главной целью всей мусульманской философии стало теоретическое обоснование ислама и создание теологической системы. Но в решении этой задачи выделились два разных направления.

Арабский аристотелизм: ислам можно обосновать средствами философского разума. Предшественниками последователей Аристотеля можно считать мутазилитов («отколовшиеся»). Это была религиозная секта, которая считала, что истины об Аллахе выстраиваются на логическом пути рационального мышления. Арабским почитателям Платона и Аристотеля: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сине, Ибн Рушду – такая позиция была близка.

Суфизм: не разум, а мистический опыт ведет к Всевышнему. Это направление сложилось в виде реакции на мутазилитский рационализм. На первое место здесь выдвигается сверхинтеллектуальный таинственный опыт общения мудреца с Богом. Мудрец наделен особым пророческим даром, который дает ему возможность мистического контакта с Всевышним. На становление суфизма оказало влияние неоплатоническое учение об экстазе. К основным представителям относятся: Аль-Газали, Сухраварди (12 в).

Аль-Кинди (800-ок. 871) – это первый великий арабский философ, он был приверженцем учения Аристотеля, его переводчиком и комментатором.

Все сущее сотворено Богом как абсолютной причиной. Здесь по сути дела зафиксировано одно из главных положений Корана. Но для интерпретации его Аль-Кинди использовал аристотелевское учение о четырех причинах. Если у Аристотеля бог выступал формой форм и неподвижным перводвигателем, то у арабского мыслителя Аллах является формальной, действующей и финальной причиной, это причина причин, или абсолютная причина.

Не чувства, а разум способен познать божественную сущность. Человеческое познание бывает двух видов. Познание посредством чувств ближе к нам, но дальше от сущности. Если чувственному восприятию поддаются только материальные вещи, то родовые и видовые сущности – причины исследуются разумным познанием. Оно дальше от нас, но ближе к сущности. Поднимаясь по ступеням причин, разум постигает и первую причину, т. е. Аллаха.

Аль-Фараби (870-950) также был последователем взглядов Аристотеля, приспособленных к исламу, позднее он увлекся неоплатонизмом.

Бог есть первое необходимое сущее. По мнению философа, сущее бывает двух видов: возможное сущее и необходимое сущее. У первого существование не вытекает из сущности, а у второго вытекает. Бог является необходимо сущим, которое существует само по себе как нечто непреходящее и извечное, оно свободно от небытия и потенциальности. Как первое сущее Бог есть чистая благость, чистый разум, Он есть мудрое, живое, всемогущее и обладающее волей. Существование всех вещей проистекает из Него.

Бог как покоящийся перводвигатель. Ни одна вещь не движется сама по себе, у нее есть внешний двигатель. Но с другой стороны, ряд причин не может быть бесконечным, значит, должна быть сущность, которая движет себя и мир в целом, это – Бог. Данное рассуждение весьма напоминает один из аргументов доказательства Бога и основано на идее Аристотеля.

Как сотворенное существо человек отличается от животных тем, что он обладает особой душой. Всевышний творец создал четыре корня-элемента: огонь, воду, воздух, землю. Каждое существо наделено смесями этих элементов, далекими от совершенства. Человека Творец наделил смесью, близкой к уравновешенности и способной принять разумную душу. Она является той силой, которая действует без посредства телесного органа.

Душа существует только в теле человека, в глубине его сердца. Душа не может существовать раньше тела, как это утверждал Платон. Дарователь форм создает душу тогда, когда появляется тело, способное принять ее. Душа не может переселяться из одного тела в другое. После смерти тела душа подлежит приговору Всевышнего, ей воздается по заслугам.

Ибн Сина, или Авиценна (980-1037) был учеником Аль-Фараби, он пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом.

Как принцип вселенной Бог есть вечная сущность. Все, что сотворено, имеет начало во времени. Божественное же начало в силу своей вечности предшествует времени. Оно является необходимо сущим во всех отношениях, и здесь нельзя ставить вопросы о возникновении и изменении. Бог есть вечный перводвигатель.

Мир сотворен Богом из вечной материи. Ибн Сина солидарен с Аристотелем в том, что вечно существующая материя была тем сырьем, из которого создавались вещи. Такое творчество не было одномоментным актом, здесь были свои этапы и длительности.

Человеческая душа представлена практическим и умозрительным разумом. Ибн Сина, следуя по стопам Аристотеля, полагал, что человеческая душа сводится к мыслительной способности. В свою очередь она раздваивается на практическую силу и умозрение. Если первая является началом движения тела и связана с животной вожделеющей силой, то вторая занимается абстрактным познанием и получает впечатления от всеобщих, отвлеченных от материи форм. Умозрительный разум имеет свои степени сил: а) материальная потенция (потенция вообще), б) возможная потенция; в) опыт.

Аль-Газали (1059-1111) – крупнейший представитель суфийской мистики. Он занимался критикой учений Аль-Фараби, Ибн Сины и других философов-рационалистов.

Философы умаляют совершенство Аллаха. Аль-Фараби и Ибн Сина своей философией искажают положения Корана. Так, они утверждают, что всевышний обладает знанием универсального, но не индивидуального. Истина же заключается в том, что от его ведения не укрывается ни одна вещь, будь она даже величиной с пылинку. Главный порок философов состоит в том, что они наделяют человеческий разум чрезмерными достоинствами, которых у него нет.

Пророческий дар выше человеческого разума. Аль-Газали представил следующую картину сотворения человеческих способностей. Сначала Аллах создал в человеке органы чувств в такой последовательности: осязание – зрение – нюх – вкус. К семилетнему возрасту создается «различающая способность», которая познает за пределами чувственных предметов. Затем приходит черед разума, способного на многое, но не на все. За разумом следует новая высшая ступень, когда у человека открывается «новое око», созерцающее те сущности, которые недоступны разуму. Пророческим даром Аллах наделяет избранных, они способны постигать скрытое во снах, предсказывать будущее в них и толковать их смыслы.

Ибн Рушд, или Аверроэс (1126-1196) был видным представителем культуры арабского Запада. В испанской Кордове он занимался теологией, наукой и философией. Ибн Рушд дал аргументированную критику возражений Аль-Газали против философии арабских последователей Аристотеля.

Бог извечен, как и материя. Если Аль-Газали утверждал, что Аллах сотворил все из ничего, то Ибн Рушд с этим не согласился. Он выдвинул предположение о том, что Аллах предшествует миру не во времени, а в сущности, подобно тому гак единица предшествует двойке по природе. Далее, он взял идею Аристотеля о вечной материи и развил ее. Единственно, что можно признать, так это ограниченность материи в пространстве. Конечно, материя представляет собой набор возможностей, которые постепенно реализуются, становясь природой. Ее движение не имеет ни начала, ни конца, оно вечно.

Притчи и задания

Ибн Сина проделал следующий эксперимент. Одного барана он содержал в загоне в обычных условиях, а другого поместил рядом с клеткой волка. Кормили их одинаково хорошо. Прошло несколько месяцев и… Угадайте исход данного опыта?

Один богатый купец заявил Ибн Сине о том, что ему в рот залетела муха и до сих пор живет в желудке. И это его чрезвычайно беспокоит. Ибн Сина приложил руку к животу и сказал: «Да, муха там, но я Вас вылечу». Он предложил купцу закрыть глаза и читать молитву. Ибн Сина вышел в соседнюю комнату, поймал муху в сосуд. Когда муха в таком виде была представлена купцу, тот сразу «выздоровел». Можно ли признать, что Ибн Сина владел приемами психотерапии?

Один лекарь в беседе с Ибн Синой заявил, что он может поставить на ноги даже мертвого. Свою позицию он разъяснил так: у него есть снадобье, способное излечивать тех, у кого отнялась половина тела. Если сделать двойную порцию снадобья, то после ее приема должны ожить обе половины тела мертвеца. Попробуйте догадаться о тех критических доводах, которые высказал этому лекарю Ибн Сина. 

Литература

Ибн-Сина. Избранное [Текст] / Ибн-Сина. – М., 1980.

Кирабаев, Н.С. Социальная философия мусульманского Востока [Текст] / Н.С. Кирабаев. – М., 1987.

Сагадеев, А.В. Восточный перипатетизм [Текст] / А.В. Сагадеев. – М., 1999.

Степанянц, М.Т. Восточная философия [Текст] / М.Т. Степанянц. – М., 1997.

1. Социокультурные особенности.

Становление арабского народа и государства на основе религии ислама. До VII в. на территории Аравийского полуострова существовали арабские кочевые племена. Объединить их в единый народ смог пророк Мухаммад (570-632). Использовав представления иудаизма и христианства, силой своего гения он создал оригинальную религию ислама. Она стала духовной основой объединения племен в общий этнос. Под знаменами ислама прошли успешные завоевания и уже в начале VII в. Арабский халифат по территории был больше бывшей Римской империи. Расширение этнического состава мусульманства произошло за счёт иранских и других народов.

Арабская философия возникла на основе ислама и развивалась путем творческой переработки греческой философии и науки. Учение Мухаммада воплотилось в священной книге – Коране, многие ее краткие изречения требовали разъяснений и расширенных трактовок. В ходе религиозно-теологических дискуссий определилась тематика, каноны и отклонения от них. Контакты с культурой покоренных народов привели арабских мыслителей к учениям греческих философов. Они были оценены как вершинные достижения. Таким образом, арабская философия формировалась в ходе взаимодействия мусульманских идей с греческим философским логосом. Последний сначала был представлен в основном Платоном и неоплатониками, а затем Аристотелем.

2. Сквозные философские темы и направления. Главной целью всей мусульманской философии стало теоретическое обоснование ислама и создание теологической системы. Но в решении этой задачи выделились два разных направления.

Арабский аристотелизм: ислам можно обосновать средствами философского разума. Предшественниками последователей Аристотеля можно считать мутазилитов («отколовшиеся»). Это была религиозная секта, которая считала, что истины об Аллахе выстраиваются на логическом пути рационального мышления. Арабским почитателям Платона и Аристотеля: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сине, Ибн Рушду – такая позиция была близка.

Суфизм: не разум, а мистический опыт ведет к Всевышнему. Это направление сложилось в виде реакции на мутазилитский рационализм. На первое место здесь выдвигается сверхинтеллектуальный таинственный опыт общения мудреца с Богом. Мудрец наделен особым пророческим даром, который дает ему возможность мистического контакта с Всевышним. На становление суфизма оказало влияние неоплатоническое учение об экстазе. К основным представителям относятся: Аль-Газали, Сухраварди (12 в).

Аль-Кинди (800-ок. 871) – это первый великий арабский философ, он был приверженцем учения Аристотеля, его переводчиком и комментатором.

Все сущее сотворено Богом как абсолютной причиной. Здесь по сути дела зафиксировано одно из главных положений Корана. Но для интерпретации его Аль-Кинди использовал аристотелевское учение о четырех причинах. Если у Аристотеля бог выступал формой форм и неподвижным перводвигателем, то у арабского мыслителя Аллах является формальной, действующей и финальной причиной, это причина причин, или абсолютная причина.

Не чувства, а разум способен познать божественную сущность. Человеческое познание бывает двух видов. Познание посредством чувств ближе к нам, но дальше от сущности. Если чувственному восприятию поддаются только материальные вещи, то родовые и видовые сущности – причины исследуются разумным познанием. Оно дальше от нас, но ближе к сущности. Поднимаясь по ступеням причин, разум постигает и первую причину, т. е. Аллаха.

Аль-Фараби (870-950) также был последователем взглядов Аристотеля, приспособленных к исламу, позднее он увлекся неоплатонизмом.

Бог есть первое необходимое сущее. По мнению философа, сущее бывает двух видов: возможное сущее и необходимое сущее. У первого существование не вытекает из сущности, а у второго вытекает. Бог является необходимо сущим, которое существует само по себе как нечто непреходящее и извечное, оно свободно от небытия и потенциальности. Как первое сущее Бог есть чистая благость, чистый разум, Он есть мудрое, живое, всемогущее и обладающее волей. Существование всех вещей проистекает из Него.

Бог как покоящийся перводвигатель. Ни одна вещь не движется сама по себе, у нее есть внешний двигатель. Но с другой стороны, ряд причин не может быть бесконечным, значит, должна быть сущность, которая движет себя и мир в целом, это – Бог. Данное рассуждение весьма напоминает один из аргументов доказательства Бога и основано на идее Аристотеля.

Как сотворенное существо человек отличается от животных тем, что он обладает особой душой. Всевышний творец создал четыре корня-элемента: огонь, воду, воздух, землю. Каждое существо наделено смесями этих элементов, далекими от совершенства. Человека Творец наделил смесью, близкой к уравновешенности и способной принять разумную душу. Она является той силой, которая действует без посредства телесного органа.

Душа существует только в теле человека, в глубине его сердца. Душа не может существовать раньше тела, как это утверждал Платон. Дарователь форм создает душу тогда, когда появляется тело, способное принять ее. Душа не может переселяться из одного тела в другое. После смерти тела душа подлежит приговору Всевышнего, ей воздается по заслугам.

Ибн Сина, или Авиценна (980-1037) был учеником Аль-Фараби, он пытался соединить философию Аристотеля с неоплатонизмом.

Как принцип вселенной Бог есть вечная сущность. Все, что сотворено, имеет начало во времени. Божественное же начало в силу своей вечности предшествует времени. Оно является необходимо сущим во всех отношениях, и здесь нельзя ставить вопросы о возникновении и изменении. Бог есть вечный перводвигатель.

Мир сотворен Богом из вечной материи. Ибн Сина солидарен с Аристотелем в том, что вечно существующая материя была тем сырьем, из которого создавались вещи. Такое творчество не было одномоментным актом, здесь были свои этапы и длительности.

Человеческая душа представлена практическим и умозрительным разумом. Ибн Сина, следуя по стопам Аристотеля, полагал, что человеческая душа сводится к мыслительной способности. В свою очередь она раздваивается на практическую силу и умозрение. Если первая является началом движения тела и связана с животной вожделеющей силой, то вторая занимается абстрактным познанием и получает впечатления от всеобщих, отвлеченных от материи форм. Умозрительный разум имеет свои степени сил: а) материальная потенция (потенция вообще), б) возможная потенция; в) опыт.

Аль-Газали (1059-1111) – крупнейший представитель суфийской мистики. Он занимался критикой учений Аль-Фараби, Ибн Сины и других философов-рационалистов.

Философы умаляют совершенство Аллаха. Аль-Фараби и Ибн Сина своей философией искажают положения Корана. Так, они утверждают, что всевышний обладает знанием универсального, но не индивидуального. Истина же заключается в том, что от его ведения не укрывается ни одна вещь, будь она даже величиной с пылинку. Главный порок философов состоит в том, что они наделяют человеческий разум чрезмерными достоинствами, которых у него нет.

Пророческий дар выше человеческого разума. Аль-Газали представил следующую картину сотворения человеческих способностей. Сначала Аллах создал в человеке органы чувств в такой последовательности: осязание – зрение – нюх – вкус. К семилетнему возрасту создается «различающая способность», которая познает за пределами чувственных предметов. Затем приходит черед разума, способного на многое, но не на все. За разумом следует новая высшая ступень, когда у человека открывается «новое око», созерцающее те сущности, которые недоступны разуму. Пророческим даром Аллах наделяет избранных, они способны постигать скрытое во снах, предсказывать будущее в них и толковать их смыслы.

Ибн Рушд, или Аверроэс (1126-1196) был видным представителем культуры арабского Запада. В испанской Кордове он занимался теологией, наукой и философией. Ибн Рушд дал аргументированную критику возражений Аль-Газали против философии арабских последователей Аристотеля.

Бог извечен, как и материя. Если Аль-Газали утверждал, что Аллах сотворил все из ничего, то Ибн Рушд с этим не согласился. Он выдвинул предположение о том, что Аллах предшествует миру не во времени, а в сущности, подобно тому гак единица предшествует двойке по природе. Далее, он взял идею Аристотеля о вечной материи и развил ее. Единственно, что можно признать, так это ограниченность материи в пространстве. Конечно, материя представляет собой набор возможностей, которые постепенно реализуются, становясь природой. Ее движение не имеет ни начала, ни конца, оно вечно.

Притчи и задания

Ибн Сина проделал следующий эксперимент. Одного барана он содержал в загоне в обычных условиях, а другого поместил рядом с клеткой волка. Кормили их одинаково хорошо. Прошло несколько месяцев и… Угадайте исход данного опыта?

Один богатый купец заявил Ибн Сине о том, что ему в рот залетела муха и до сих пор живет в желудке. И это его чрезвычайно беспокоит. Ибн Сина приложил руку к животу и сказал: «Да, муха там, но я Вас вылечу». Он предложил купцу закрыть глаза и читать молитву. Ибн Сина вышел в соседнюю комнату, поймал муху в сосуд. Когда муха в таком виде была представлена купцу, тот сразу «выздоровел». Можно ли признать, что Ибн Сина владел приемами психотерапии?

Один лекарь в беседе с Ибн Синой заявил, что он может поставить на ноги даже мертвого. Свою позицию он разъяснил так: у него есть снадобье, способное излечивать тех, у кого отнялась половина тела. Если сделать двойную порцию снадобья, то после ее приема должны ожить обе половины тела мертвеца. Попробуйте догадаться о тех критических доводах, которые высказал этому лекарю Ибн Сина. 

Литература

Ибн-Сина. Избранное [Текст] / Ибн-Сина. – М., 1980.

Кирабаев, Н.С. Социальная философия мусульманского Востока [Текст] / Н.С. Кирабаев. – М., 1987.

Сагадеев, А.В. Восточный перипатетизм [Текст] / А.В. Сагадеев. – М., 1999.

Степанянц, М.Т. Восточная философия [Текст] / М.Т. Степанянц. – М., 1997.