Тема 4. Пространство и время
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
В повседневной жизни представления о пространстве и времени сводятся к простым измерительным образам. Пространство есть то, что можно измерить некоей «линейкой», а время – то, что показывают часы. Но если человек вступает на путь понятий, то он сразу попадает в проблемную ситуацию. Аврелий Августин отмечал, что «пока никто меня не спрашивает, я знаю, что такое время. Но когда спрашивают, в поисках ответа я становлюсь в тупик». Философские категории сопряжены с кругом непростых вопросов. Но чтобы их поставить, требуются какие-то исходные определения. В качестве «рабочих», весьма универсальных и неполных образов можно принять следующие: пространство есть протяженность, время – длительность.
ПРОБЛЕМА: Пространство и время самостоятельны или зависят от сущности?
Первоочередность такого вопроса очевидна. Прежде чем рассматривать свойства пространства и времени, нужно сначала выяснить их отношение к сущему, или к сущности.
1. Пространство и время самостоятельны (субстанциализм).
Данное решение отличает исключительная нетипичность. В истории философии оно чрезвычайно редко и связано с древними натурфилософами.
1.1. Время как субстанция. В древнеиндийском учении Бали (эпический период) есть положение о том, что все определяет время. Из контекста видно, что время трактуется здесь как самостоятельное начало, выступающее на правах абсолютной сущности. Истоки представления тянутся в индийскую мифологию, где время персонифицировано в виде особого божества.
Физическое время – фундамент космоса. Некоторые современные ученые-естествоиспытатели (Н. Козырев и др.) полагают, что физическое время является фундаментальной субстанцией, определяющей поведение материальных объектов. У этой гипотезы философские соображения пока превалируют над физико-математическими доводами.
1.2. Пространство есть одна из сущностей. В ярко выраженной форме это понимание представлено атомизмом. Пространство здесь фигурирует в виде пустоты, т.е. реальности, где отсутствуют атомы и вещи. Будучи таковым, оно от атомов не зависит и выступает самостоятельной сущностью.
В гипотетической геометродинамике Дж. Уилера дан научный вариант пространства как субстанции, оно здесь представлено в качестве причины всех физических изменений.
2. Пространство и время зависят от сущности (реляционизм).
Это решение низводит пространство и время до положения свойств некоей основы сущего. Ее типичные формы известны
2.1. Бог сотворил пространство и время. Согласно мировым религиям, протяженность и длительность появились в первые дни творения. Если Бог пребывает в вечности, то время и пространство выражает тварный характер земного бытия. Его конечность представлена протяженными границами тел и их временными периодами от рождения до смерти. Так рассуждал Августин и другие религиозные философы.
2.2. Мировое сознание определяет пространство и время.
Таково решение объективного идеализма, объединяющее различные варианты.
Пространство и время – продукты активности эйдосов и Демиурга. Это мнение высказал Платон. Материя изначально бесформенна и Бог-Демиург, взяв за образец эйдосы, придал материи пространственную форму. В результате родился упорядоченный космос, тело которого образуют звезды, планеты, земные тела. Вместе с космосом родилось и время. Если вечность в мире эйдосов покоится, то в физическом космосе она обретает движение, непрерывно переходя от моментов «было» к моментам «будет». Такая последовательность перемен и есть время.
2.3. Пространство и время как свойства материи. Этот тезис отличает позицию материалистов, в рамках общего смысла предполагается разнообразие трактовок.
Атомы и пустота дают совокупное пространство. Демокрит и его последователи один вид пространства отождествили с пустотой как вместилищем тел. Другой вид пространства оказался представленным атомами, ибо им присущи различные геометрические фигуры, порядок н расположение. Специфическому времени в этой картине места нет.
Всеобщие формы существования материи. Такое определение дал Ф. Энгельс. Для него пространство есть протяженность материальных тел и время – длительность материальных процессов. Эти формулы стали ключевыми в диалектическом материализме.
Если Энгельс считал пространство и время вечными атрибутами материи, то современная наука склоняется к гипотезе их естественного становления. В концепции Большого взрыва наша Вселенная начала возникать 14-15 млрд. лет назад. В самом начале этого процесса, в интервале от 10-43 сек. до 10-35 сек. родилось физическое пространство – время.
Симметрия и асимметрия пространства и времени. Истоки представления о симметрии тянутся в древние формы искусства. Родственными здесь оказались образы меры, пропорции и гармонии. Так, античные греки ввели правило «золотого сочетания» для скульптурных изображений, разработали каноны размеров зданий и т.п. В то же время древние мыслители установили связь симметрии с асимметрией в природных объектах: у большинства людей правая рука доминирует, зато сердце располагается слева и влево закручивается кишечник и т.п.
Со становлением науки стали открываться неявные формы симметрии. Было установлено, что физическое пространство однородно – во всех масштабах все точки-места одинаковы и равноценны. Если любое тело покинет некоторую точку по любому направлению, оно попадет в точку, неотличимую от прежнего места. Следствием этого является закон сохранения импульса замкнутой системы: р = mv = const, где р – импульс, m – масса тела, v – скорость движения тела. Кроме того, пространство изотропно, т.е. все его направления одинаковы. Поворот вокруг любого из направлений на любой угол не меняет его свойств. Следствием изотропности пространства выступает закон сохранения момента количества движения замкнутой системы: М = r·m·v = const; где М – момент количества движения, r – расстояние.
Установлено, что физическое время однородно, т.е. некий процесс протекает одинаково. Следствием этого является закон сохранения энергии замкнутой системы. Если взять его вариант в виде закона сохранения заряда, то он требует, чтобы физический вакуум порождал пары «частица – античастица», где суммарный заряд равен нулю. Экспериментальные факты подтверждают данное правило.
2.4. Пространство и время определяются человеческим сознанием. Данная мысль выражает позицию субъективного идеализма. Его ранние представители выдвигали лишь отдельные высказывания. Так, античный софист Антифонт (V в. до н. э.) заявлял, что время есть наша мысль, а не сущность. В Новое время разрабатываются развернутые учения субъективизма.
Пространство и время – априорные формы человеческой чувственности. Это определение принадлежит И. Канту. Он полагал, что содержание эмпирического опыта поставляют ноумены, но источником его форм является человек. Пространство и время даны нам априори, т.е. до всякого опыта они пребывают внутри нас. Пространство есть форма внешнего чувства, делающая возможным чувственную данность вещей. Время же выступает формой внутреннего чувства, которая определяет длительность субъективных феноменов.
Пространство и время как комплексы ощущений. Э. Мах отбросил кантовский априоризм и в результате получил сугубо эмпирические определения. Пространство предстало в виде множества устойчивых комплексов зрительных, звуковых и осязательных впечатлений, их последовательные связи, взятые в динамике, выражают время. Все получило другую субъективистскую окраску, чем у Канта.
ПРОБЛЕМА: Зависят ли пространство и время друг от друга?
Хотя проблема имеет явный философский характер, наибольший резонанс она приобрела в мировоззренческих основаниях физики.
1. Пространство и время зависят друг от друга.
В материи пространство и время сосуществуют рядом друг с другом. Этот тезис принадлежит французским материалистам XVIII в. Ж. Ламетри и П. Гольбаху. Их метод во многом механистичен, природа рассматривается как гигантский, закономерно устроенный механизм. Как протяженность тел пространство не влияет на протекание времени.
Абсолютное пространство и абсолютное время. Хотя у Ньютона эти формы порождены Богом, между ними отсутствует взаимная связь. Каждый абсолют полностью свободен от зависимости другой стороны. Таков смысл «истинного математического» пространства и «истинного математического» времени.
2. Пространство и время образуют соотносительную связь. Согласно Д. Юму, из сосуществования и расположения впечатлений зрения и осязания получена идея пространства. Идея же времени извлечена из последовательности меняющихся впечатлений. Как дополняют друг друга отношения статичной и динамичной смежности, так идея пространства дополняет идею времени. Объединяющей основой здесь выступает чувственный опыт.
2.1. Физическое пространство-время едино и связано с материей. В 1905 г. появилась специальная теория относительности, которую создали несколько ученых и, прежде всего, А. Эйнштейн. Понятия абсолютного пространства и времени были критически отброшены, их место заняли новые выводы: а) нет отдельного пространства и отдельного времени, есть единое физическое пространство-время; б) пространство-время зависит от скорости движения тел.
Позднее Эйнштейн создал общую теорию относительности, согласно которой пространство-время зависит от гравитационного поля как вида физической материи (тяготение «искривляет» пространство и замедляет ритм времени).
ПРОБЛЕМА: Что существеннее и приоритетнее: пространство или время?
В неявной форме такая дилемма возникла в древнем мировоззрении. Выбор какого-то одного фактора сопровождался его абсолютизацией и обесценением другой стороны.
1. Приоритет пространства над временем. Пространство оценивается здесь как безусловная сущность, время игнорируется, либо сводится к пространственному проявлению. Такое понимание продемонстрировала античная культура. Древние греки явление времени как «период» представляли в виде «обхода территории». Абсолютизация пространства лежит в русле механицизма и родственных ему учений. Там, где сущее можно представить комплексами атомов и машинами, время несущественно.
1.1. Сущность имеет чисто пространственные черты. Многие учения античной философии стали углубленными разработками идеи господства пространства. В школе элементов бытие несет явно пространственную характеристику – это огромный сплошной сфероид (шар), где нет места времени как процессу изменений. Парадигма пространства довлеет и над атомизмом.
1.2. Сотворенное пространство – единственный атрибут материи. Такова позиция Р. Декарта. По его мнению, Бог сотворил материю, наделив ее одним всеобщим свойством – протяженностью. Это означает, что пустоты как таковой нет, повсюду существует протяженная телесность, или телесная протяженность. За исключением мыслящей души человека все тянется в длину, ширину и глубину (высоту). Время в таком мире присутствует как второстепенный фактор, сводимый к пространству.
2. Время сложнее и существеннее пространства. Сторонники этой идеи утверждают, что пространство проще времени, вот почему осмысление пространства исторически опережало теорию времени. Но здесь нужно еще учитывать специфику мировоззренческой культуры.
2.1. Образы времени господствовали в древнеегипетской культуре. Когда египетские жрецы попросили греческого историка Гекатея перечислить свою родословную, то он назвал им представителей 15 поколений (колен). Жрецы же показали ему 345 статуй жрецов, олицетворявших колена одного рода. Это объясняется особенностями египетской религии, ядром которой был заупокойный культ. Хотя пирамиды являли собой монументальные пространственные фигуры, их внутренняя сущность отражала измерения времени. Память о глубоком прошлом нужны была для преодоления смерти и будущего воплощения души в сохраненное тело (мумию). Если греки фиксировали ушедшие поколения устной традицией, то в Египте с 2500 г. до н.э. стали записывать имена фараонов, а с 1750 г до н.э. повели записи о крупных событиях за каждый год. Итак, египетский заупокойный культ поставил в центр внимания глубокое прошлое и далекое будущее как измерения времени.
2.2. Время как творческая сила Бога. Как видные представители восточного христианства Григорий Нисский (335-394) и Максим Исповедник (580-662) разработали оригинальную концепцию. Время есть ведущее имя Бога, проявившееся в виде творческого логоса. Его первое состояние – «эон», где время неподвижно и творит элементы небесной иерархии: ангелов и интеллигенции. Затем «Время-Логос» приобретает движение и создает тварный мир. Здесь поток времени сгущается в пространство и возникает эффект реки, запруженной плотиной. «Прорыв плотины» будет означать конец тварного мира. Как видно, у данных христианских мыслителей вся сила божественного творчества концентрируется во времени.
2.3. Время выражает главное измерение сотворенного мира. Первенство времени над пространством Августин обосновал более традиционно. И то, и другое несут на себе печать тварности, но время существеннее, ибо оно представляет динамику отпадения от Бога и прихода к Нему. Поскольку время создано Богом из ничего, его действие сводится к уничтожению существующего. Если суть времени состоит в изменении, то для любой твари, включая человека, оно оборачивается циклом «рождение – смерть».
2.4. Время есть суть творческой эволюции жизни. А. Бергсон полагал, что реальным бытием является жизнь. Ее содержанием выступает творчество новых и разнообразных форм. Эту креативность и выражает время как длительность, где одно изменение следует за другим и у такого изобретательства множество направлений («древо эволюции»). У ряда организмов иссякает жизненная сила и они превращаются в безжизненные вещи, главным свойством которых становится пространственная протяженность. Научный разум успешно познает пространство и по его неподвижным образцам пытается изучить время. Конкретное время превращается в абстрактное время путем деления непрерывной цепи изменений на части. Но это карикатура на то, как реальное время без скачков грызет ткань старого. Такое способна понять только жизненная интуиция.
Проблема: Каковы измерения пространства и времени?
1. Реальное пространство трехмерно, многомерные пространства гипотетичны. Уже древний человек в своем практическом познании открыл три измерения пространства – длину, ширину, высоту. Этот образ наука стала углублять. Античная геометрия (Евклид и др.) построена на трехмерности. В аналитической геометрии Р. Декарта оформилась трехмерная система координат. Теории гравитации И. Ньютона и А. Эйнштейна обосновала трехмерность космического пространства в отношении планет. Если у пространства было бы четыре измерения, то планеты стали бы двигаться по спирали и упали бы на Солнце. При любом отклонении от трехмерности в атомах не было бы устойчивых электронных оболочек, что исключает любые химические процессы и жизнь.
Немецкий ученый Т. Калуца (1885-1954) разработал теорию девятимерного пространства. Сначала ее расценивали как чисто математическое построение, но физики привлекли ее для разработки теории, объединяющей все поля (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное) и объясняющей возникновение Вселенной из микромира. Последний четырнадцать миллиардов лет назад пребывал в особом состоянии вакуума (сингулярность), имея девять измерений. Но когда началось расширение и рождение обычных частиц и полей, то пять измерений «свернулись» и осталось три пространственных и одно временное измерения. Такой сценарий пока остается вероятным и гипотетическим.
Фракталы как формы масштабного порядка. Когда в 1970-е годы французский геометр Б. Мандельбро переехал в США, он продолжил исследования по масштабной геометрии. Всем известно, что реальные объекты чрезвычайно далеки от идеальных фигур евклидовской геометрии. Но если внимательно вникнуть в реальный беспорядок, оказывается, что он состоит из упорядоченных фигур. Так, береговая линия Великобритании обладает явной хаотической изрезанностью, но ее весьма точно моделирует «снежинка Коха». Еще в 1904 г. этот ученый предложил такую операцию: в середину каждой стороны равностороннего треугольника встраивать новые треугольники, уменьшенные в 3 раза и повторять такое преобразование многократно. В итоге бесконечно длинная «петля Коха» очерчивает ограниченную площадь и нигде не пересекает себя. Фигуру, которая получается при сохранении формы, но с уменьшающимся масштабным размером, Мандельбро назвал фракталом (лат. fraktus – разбивать). Фрактал воспроизводит ситуации, где большая рыбина заглатывает рыбу такой же формы, но меньших размеров, которая раньше «позавтракала» еще меньшей рыбкой и т.д.
Мандельбро участвовал в решении проблемы шумов в телефонных линиях между компьютерами. Обнаружилось, что как внутри информационного сигнала есть кластерные включения шумов, так и внутри шумов есть фрагменты информации. Это напоминает множество Кантора, где последовательно и многократно удаляется 1/3 отрезка из середины, что в пределе дает «пыль» точек. Дальнейшие исследования показали, что фрактальное строение присуще весьма многим и различным объектам: галактикам, кровеносному древу вен и артерий, легким, пищеварительному тракту и т.п.
2. Время одномерно как обратимый круг. У своих истоков образ времени ориентирован на природу. Древние люди не могли игнорировать регулярную смену дня и ночи, осенне-зимнее «умирание» растений и организмов и их весенне-летнее «возрождение». Здесь явно напрашивался образ круга, где начало и конец теряют смысл, зато утверждается повторяющийся цикл с обратимой сменой двух этапов. В шумерском лунном цикле из 28 дней фигурируют «убывание» и «прибывание» лунного диска. Круговая схема времени не нуждается в представлениях о прошлом и будущем, ибо чередование и обратимость их исключает. Во многих архаических языках (древнекитайский и т.п.) отсутствуют глагольные формы прошлого и будущего времени.
Мифологема кругового времени оказалась весьма живучей и перекочевала в древнюю философию. Так, представители одной из индийских школ отрицали реальность настоящего, аргументируя его неуловимостью. «Либо яблоко вот-вот сорвется с ветки, либо оно уже упало. Никто не видит, как оно падает». Римский стоик Марк Аврелий предпочел противоположную позицию, где настоящее несомненно, зато непонятны прошедшее и будущее. Если первого уже нет, то второго еще нет. Общий итог подвел неоплатоник Прокл (410-485): «Время не подобно прямой линии, безгранично продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесконечное число раз. Благодаря этому время бесконечно».
3. Стрела времени пронизывает прошлое, настоящее и будущее. Открытие трех измерений времени принадлежит христианству. Именно, в его вероучении оказались заложены идейные основы необратимости времени. Если космическое время сотворено Богом-Отцом, то историческое время связано с именем Христа.
Душа человека помнит прошлое, внимает настоящему и ожидает будущее. Человеческая история началась с грехопадения и обрела смысл с явлением Христа. Эти два эпохальные события прошлого душа верующего должна помнить. Но по мнению Августина, этим душа ограничиться не может, ибо прошлое образовано тем, что пришло из настоящего. Последнее представлено разнообразными фрагментарными событиями. Собирать образы этой мозаики в целое может только внимание, благодаря которому воспринимается непрерывно обновляющаяся длительность (цепочка «теперь»). Другой ее конец уходит в будущее, что душа способна лишь ожидать и надеяться на далекое спасение. Итак, по мнению Августина, внешнее время душа превращает для человека во внутреннюю и субъективную реальность. Самым реальным измерением является настоящее, прошлое уходит от восприятия, но попадает в объятия памяти. Самое трудное – будущее, но и его способна уловить верующая надежда. Хотя нам кажется, что стрела времени устремлена из прошлого, через настоящее и в будущее, временной поток идет от настоящего будущего к настоящему прошлому. Налицо эффект «протягивания» будущего в прошлое через настоящее.
Человеческое сознание живет лишь настоящим прошлого. Психологическую схему времени Августина радикально изменил А. Бергсон. Он полагал, что будущее существует в виде возможностей, которые для сознания недоступны. Оно может иметь дело только с прошлым и настоящим. Последнее предстает в виде множества актуальных событий или мгновений, которые психика сжимает (синтезирует) каждый раз в некоторую точку («теперь»). Однако память не может быть равнодушна к восприятию нового и она подсоединяется в виде некоторого множества образов прошлого. Если мгновения сжимаются в точку настоящего «по горизонтали», то память осуществляет сжатие «по вертикали», т.е. с разной степенью синтеза или актуального привлечения образов прошлого. Эту динамику и выражает схема конуса.
Синергетика: настоящее в виде беспорядка важнее прошлого и будущего. Свой вклад в познание времени вносит наука, умножая его с каждым историческим этапом. Классическое естествознание отдавало приоритет прошлому и будущему перед настоящим. Из теории как знания прошлого предсказывалось будущее состояние объекта и роль настоящего сводилась к информации о начальных условиях. Такую модель пересмотрела синергетика. В сильно неравномерном состоянии (бифуркация) будущее открытой системы никак не определяется прошлым. Выбор будущего детерминируется актуальной игрой случайностей.
ПРОБЛЕМА: Сводимо ли пространство и время к физическим формам?
Данная проблема возникла лишь во второй половине XIX в. До этого времени господствовало представление о том, что кроме физических форм, пространство и время другими быть не могут. С развитием химии, биологических дисциплин и наук об обществе традиционное мнение стало критически переосмысливаться.
1. Существует только физическое пространство-время (физикализм).
Физикализм строится на том, что физическое пространство и время очевидны для органов чувств. Историческая практика выработала различные способы измерения отрезков прямых линии, площадей, объемов, а также природных циклических процессов типа суток и года. Что же касается нефизических форм пространства и времени, то их существование определяется сложными мыслительными абстракциями, которые физикалисты (Г. Рейхенбах и др.) объявляют метафорами.
Направленность физического времени связана с законом энтропии и расширением Вселенной. При господстве механистического мировоззрения время представлялось в виде обратимого круговорота, подобного обращению Земли вокруг Солнца. В XIX в. был открыт второй закон термодинамики – самопроизвольно тепловая система движется к состоянию максимальной энтропии, где господствует наивысший беспорядок и тепловое равновесие. Физическое время было переосмыслено в виде необратимого потока, направленного от прошлого к настоящему в будущее. Этот образ укрепила космологическая теория Большого взрыва: 14 миллиардов лет назад Вселенная из крайне сжатого состояния стала стремительно расширяться. В ходе этой эволюции возникли элементарные частицы, поля, затем звезды и галактики. Космическая необратимость и определила необратимость времени.
2. Существуют нефизические формы пространства и времени.
Это решение признает многообразие форм отличных от физической протяженности и длительности. Здесь подвергаются критике узкие рамки физикализма.
2.1. Химическое пространство и химические «часы». В лексикон современных ученых-химиков вошел термин «пространство химической реакции». Здесь имеется в виду фрагмент физической протяженности, где взаимодействуют химические вещества. Также существуют химические процессы, в которых какие-то свойства (концентрация вещества, окраска раствора и т.п.) меняются с периодической регулярностью. Такой феномен назвали «химическими часами».
2.2. Биотическое пространство и биочасы. В современных биологических науках используется группа понятий, выражающих различные аспекты биопространства. Прежде всего, живое вещество обладает хиральной (греч. cheir – рука) чистотой. Если молекулы неживого симметричны в том смысле, что они поляризуют свет одинаково влево и право, то молекулы жизни несимметричны, ибо поляризуют свет только влево (аминокислоты) или только вправо (нуклеиновые кислоты). Специфично пространство надорганизменных структур. Так, участок среды обитания биоценоза оценивается как биотоп (греч. тороs – место), имеющий относительно однородные условия, какими, например, обладает осоковое болото для проживающих в нем животных, растении и микроорганизмов. Каждый вид занимает определенную экологическую нишу, где имеются его жизненные ресурсы. Все биопространство на Земле получило название биосферы.
Процессы жизни характеризуются и биочасами. Под ними подразумеваются определенные циклы и ритмы различных структур, выработанных в ходе эволюции под влиянием устойчивых факторов внешней среды. Так, для одних организмов день – это период активности, а для других он означает время отдыха.
2.3. Социальное пространства и историческое время. Своим появлением эти формы обязаны человеку.
Сколько видов человеческой деятельности, столько и форм социального пространства. Первыми формами пространства можно считать места жизнедеятельности первобытных людей: жилая пещера, постоянное место охоты и т.п. По мере развития человеческой культуры было изобретено большое множество форм социального пространства. Можно указать лишь самые типичные: дорога, город, рыночная площадь, стадион, театр, государственная граница и многое другое. В современном лексиконе фигурируют такие термины, как: «экономическое пространство», «образовательное пространство», «информационное пространство» и т.п.
Многообразие форм социального времени. В традиционном обществе время характеризует процессы относительно простой трудовой деятельности, связанной с природой: собирательство, охота, примитивное земледелие, скотоводство и т.п. Становление цивилизаций городского типа дало разнообразие культурных форм времени, выражающих искусство, религию, политику, науку и т.п. Жизнь личности приобрела временные качества: день рождения, совершеннолетие, заключение брака, время отцовства и материнства, смерть и т.д. Французский историк Ф. Бродель (1902-1985) выделил три ритма исторических перемен. Самой высокой сменяемостью обладает время событий, из которых складывается жизнь индивидов (дни, месяцы, годы). Средние ритмы (до нескольких десятилетий) присущи действиям социальных институтов, это – «конъюнктура». Самая большая длительность (века, тысячелетия) отличает жизнь этносов, культур и ментальностей. Вторая и третья формы времени составляют самый трудный предмет историка.
Человеческая жизнь демонстрирует высокое разнообразие акцентировок на отдельных измерениях времени. В те или иные исторические периоды индивиды и социальные группы реализуют в своем образе жизни ориентации на определенные измерения времени: а) пассеизм – жить с установкой на прошлое (традиционное общество, личность – традиционалист); б) актуализм – жить настоящим (европейская цивилизация, герои); в) футуризм – жить будущим (Древний Египет, СССР, мечтатели, утописты).
Рис.
Задания
В прошлом и настоящем у разных народов были различные единицы измерения пространства: локоть, аршин, сажень (Россия); дюйм, фут, миля (Англия и др.). Могут ли эти факты быть аргументами субъективистских концепций пространства?
«Мир сотворен не во времени, а …». Завершите это суждение за Аврелия Августина.
В каких видах деятельности люди предпочитают преувеличивать пространственные размеры?
Говорит ли факт раздельного пользования линейкой и часами в пользу идеи независимости пространства от времени?
Некоторые ученые (Ст. Хокинг и др.) полагают, что СТО сделала время четвертым измерением пространства. Согласны ли вы с этим?
Может ли планета Земля быть конечной и безграничной в пространстве одновременно?
Литература
Августин, Аврелий. Исповедь. [Текст] / А. Августин. – М., 1991 (книга XII).
Молчанов, Ю.В. Проблема времени в современной науке. [Текст] / Ю.В. Молчанов. – М., 1990.
Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 2000.
Трубников, Н.Н. Время человеческого бытия. [Текст] / Н.Н. Трубников. – М., 1987.
В повседневной жизни представления о пространстве и времени сводятся к простым измерительным образам. Пространство есть то, что можно измерить некоей «линейкой», а время – то, что показывают часы. Но если человек вступает на путь понятий, то он сразу попадает в проблемную ситуацию. Аврелий Августин отмечал, что «пока никто меня не спрашивает, я знаю, что такое время. Но когда спрашивают, в поисках ответа я становлюсь в тупик». Философские категории сопряжены с кругом непростых вопросов. Но чтобы их поставить, требуются какие-то исходные определения. В качестве «рабочих», весьма универсальных и неполных образов можно принять следующие: пространство есть протяженность, время – длительность.
ПРОБЛЕМА: Пространство и время самостоятельны или зависят от сущности?
Первоочередность такого вопроса очевидна. Прежде чем рассматривать свойства пространства и времени, нужно сначала выяснить их отношение к сущему, или к сущности.
1. Пространство и время самостоятельны (субстанциализм).
Данное решение отличает исключительная нетипичность. В истории философии оно чрезвычайно редко и связано с древними натурфилософами.
1.1. Время как субстанция. В древнеиндийском учении Бали (эпический период) есть положение о том, что все определяет время. Из контекста видно, что время трактуется здесь как самостоятельное начало, выступающее на правах абсолютной сущности. Истоки представления тянутся в индийскую мифологию, где время персонифицировано в виде особого божества.
Физическое время – фундамент космоса. Некоторые современные ученые-естествоиспытатели (Н. Козырев и др.) полагают, что физическое время является фундаментальной субстанцией, определяющей поведение материальных объектов. У этой гипотезы философские соображения пока превалируют над физико-математическими доводами.
1.2. Пространство есть одна из сущностей. В ярко выраженной форме это понимание представлено атомизмом. Пространство здесь фигурирует в виде пустоты, т.е. реальности, где отсутствуют атомы и вещи. Будучи таковым, оно от атомов не зависит и выступает самостоятельной сущностью.
В гипотетической геометродинамике Дж. Уилера дан научный вариант пространства как субстанции, оно здесь представлено в качестве причины всех физических изменений.
2. Пространство и время зависят от сущности (реляционизм).
Это решение низводит пространство и время до положения свойств некоей основы сущего. Ее типичные формы известны
2.1. Бог сотворил пространство и время. Согласно мировым религиям, протяженность и длительность появились в первые дни творения. Если Бог пребывает в вечности, то время и пространство выражает тварный характер земного бытия. Его конечность представлена протяженными границами тел и их временными периодами от рождения до смерти. Так рассуждал Августин и другие религиозные философы.
2.2. Мировое сознание определяет пространство и время.
Таково решение объективного идеализма, объединяющее различные варианты.
Пространство и время – продукты активности эйдосов и Демиурга. Это мнение высказал Платон. Материя изначально бесформенна и Бог-Демиург, взяв за образец эйдосы, придал материи пространственную форму. В результате родился упорядоченный космос, тело которого образуют звезды, планеты, земные тела. Вместе с космосом родилось и время. Если вечность в мире эйдосов покоится, то в физическом космосе она обретает движение, непрерывно переходя от моментов «было» к моментам «будет». Такая последовательность перемен и есть время.
2.3. Пространство и время как свойства материи. Этот тезис отличает позицию материалистов, в рамках общего смысла предполагается разнообразие трактовок.
Атомы и пустота дают совокупное пространство. Демокрит и его последователи один вид пространства отождествили с пустотой как вместилищем тел. Другой вид пространства оказался представленным атомами, ибо им присущи различные геометрические фигуры, порядок н расположение. Специфическому времени в этой картине места нет.
Всеобщие формы существования материи. Такое определение дал Ф. Энгельс. Для него пространство есть протяженность материальных тел и время – длительность материальных процессов. Эти формулы стали ключевыми в диалектическом материализме.
Если Энгельс считал пространство и время вечными атрибутами материи, то современная наука склоняется к гипотезе их естественного становления. В концепции Большого взрыва наша Вселенная начала возникать 14-15 млрд. лет назад. В самом начале этого процесса, в интервале от 10-43 сек. до 10-35 сек. родилось физическое пространство – время.
Симметрия и асимметрия пространства и времени. Истоки представления о симметрии тянутся в древние формы искусства. Родственными здесь оказались образы меры, пропорции и гармонии. Так, античные греки ввели правило «золотого сочетания» для скульптурных изображений, разработали каноны размеров зданий и т.п. В то же время древние мыслители установили связь симметрии с асимметрией в природных объектах: у большинства людей правая рука доминирует, зато сердце располагается слева и влево закручивается кишечник и т.п.
Со становлением науки стали открываться неявные формы симметрии. Было установлено, что физическое пространство однородно – во всех масштабах все точки-места одинаковы и равноценны. Если любое тело покинет некоторую точку по любому направлению, оно попадет в точку, неотличимую от прежнего места. Следствием этого является закон сохранения импульса замкнутой системы: р = mv = const, где р – импульс, m – масса тела, v – скорость движения тела. Кроме того, пространство изотропно, т.е. все его направления одинаковы. Поворот вокруг любого из направлений на любой угол не меняет его свойств. Следствием изотропности пространства выступает закон сохранения момента количества движения замкнутой системы: М = r·m·v = const; где М – момент количества движения, r – расстояние.
Установлено, что физическое время однородно, т.е. некий процесс протекает одинаково. Следствием этого является закон сохранения энергии замкнутой системы. Если взять его вариант в виде закона сохранения заряда, то он требует, чтобы физический вакуум порождал пары «частица – античастица», где суммарный заряд равен нулю. Экспериментальные факты подтверждают данное правило.
2.4. Пространство и время определяются человеческим сознанием. Данная мысль выражает позицию субъективного идеализма. Его ранние представители выдвигали лишь отдельные высказывания. Так, античный софист Антифонт (V в. до н. э.) заявлял, что время есть наша мысль, а не сущность. В Новое время разрабатываются развернутые учения субъективизма.
Пространство и время – априорные формы человеческой чувственности. Это определение принадлежит И. Канту. Он полагал, что содержание эмпирического опыта поставляют ноумены, но источником его форм является человек. Пространство и время даны нам априори, т.е. до всякого опыта они пребывают внутри нас. Пространство есть форма внешнего чувства, делающая возможным чувственную данность вещей. Время же выступает формой внутреннего чувства, которая определяет длительность субъективных феноменов.
Пространство и время как комплексы ощущений. Э. Мах отбросил кантовский априоризм и в результате получил сугубо эмпирические определения. Пространство предстало в виде множества устойчивых комплексов зрительных, звуковых и осязательных впечатлений, их последовательные связи, взятые в динамике, выражают время. Все получило другую субъективистскую окраску, чем у Канта.
ПРОБЛЕМА: Зависят ли пространство и время друг от друга?
Хотя проблема имеет явный философский характер, наибольший резонанс она приобрела в мировоззренческих основаниях физики.
1. Пространство и время зависят друг от друга.
В материи пространство и время сосуществуют рядом друг с другом. Этот тезис принадлежит французским материалистам XVIII в. Ж. Ламетри и П. Гольбаху. Их метод во многом механистичен, природа рассматривается как гигантский, закономерно устроенный механизм. Как протяженность тел пространство не влияет на протекание времени.
Абсолютное пространство и абсолютное время. Хотя у Ньютона эти формы порождены Богом, между ними отсутствует взаимная связь. Каждый абсолют полностью свободен от зависимости другой стороны. Таков смысл «истинного математического» пространства и «истинного математического» времени.
2. Пространство и время образуют соотносительную связь. Согласно Д. Юму, из сосуществования и расположения впечатлений зрения и осязания получена идея пространства. Идея же времени извлечена из последовательности меняющихся впечатлений. Как дополняют друг друга отношения статичной и динамичной смежности, так идея пространства дополняет идею времени. Объединяющей основой здесь выступает чувственный опыт.
2.1. Физическое пространство-время едино и связано с материей. В 1905 г. появилась специальная теория относительности, которую создали несколько ученых и, прежде всего, А. Эйнштейн. Понятия абсолютного пространства и времени были критически отброшены, их место заняли новые выводы: а) нет отдельного пространства и отдельного времени, есть единое физическое пространство-время; б) пространство-время зависит от скорости движения тел.
Позднее Эйнштейн создал общую теорию относительности, согласно которой пространство-время зависит от гравитационного поля как вида физической материи (тяготение «искривляет» пространство и замедляет ритм времени).
ПРОБЛЕМА: Что существеннее и приоритетнее: пространство или время?
В неявной форме такая дилемма возникла в древнем мировоззрении. Выбор какого-то одного фактора сопровождался его абсолютизацией и обесценением другой стороны.
1. Приоритет пространства над временем. Пространство оценивается здесь как безусловная сущность, время игнорируется, либо сводится к пространственному проявлению. Такое понимание продемонстрировала античная культура. Древние греки явление времени как «период» представляли в виде «обхода территории». Абсолютизация пространства лежит в русле механицизма и родственных ему учений. Там, где сущее можно представить комплексами атомов и машинами, время несущественно.
1.1. Сущность имеет чисто пространственные черты. Многие учения античной философии стали углубленными разработками идеи господства пространства. В школе элементов бытие несет явно пространственную характеристику – это огромный сплошной сфероид (шар), где нет места времени как процессу изменений. Парадигма пространства довлеет и над атомизмом.
1.2. Сотворенное пространство – единственный атрибут материи. Такова позиция Р. Декарта. По его мнению, Бог сотворил материю, наделив ее одним всеобщим свойством – протяженностью. Это означает, что пустоты как таковой нет, повсюду существует протяженная телесность, или телесная протяженность. За исключением мыслящей души человека все тянется в длину, ширину и глубину (высоту). Время в таком мире присутствует как второстепенный фактор, сводимый к пространству.
2. Время сложнее и существеннее пространства. Сторонники этой идеи утверждают, что пространство проще времени, вот почему осмысление пространства исторически опережало теорию времени. Но здесь нужно еще учитывать специфику мировоззренческой культуры.
2.1. Образы времени господствовали в древнеегипетской культуре. Когда египетские жрецы попросили греческого историка Гекатея перечислить свою родословную, то он назвал им представителей 15 поколений (колен). Жрецы же показали ему 345 статуй жрецов, олицетворявших колена одного рода. Это объясняется особенностями египетской религии, ядром которой был заупокойный культ. Хотя пирамиды являли собой монументальные пространственные фигуры, их внутренняя сущность отражала измерения времени. Память о глубоком прошлом нужны была для преодоления смерти и будущего воплощения души в сохраненное тело (мумию). Если греки фиксировали ушедшие поколения устной традицией, то в Египте с 2500 г. до н.э. стали записывать имена фараонов, а с 1750 г до н.э. повели записи о крупных событиях за каждый год. Итак, египетский заупокойный культ поставил в центр внимания глубокое прошлое и далекое будущее как измерения времени.
2.2. Время как творческая сила Бога. Как видные представители восточного христианства Григорий Нисский (335-394) и Максим Исповедник (580-662) разработали оригинальную концепцию. Время есть ведущее имя Бога, проявившееся в виде творческого логоса. Его первое состояние – «эон», где время неподвижно и творит элементы небесной иерархии: ангелов и интеллигенции. Затем «Время-Логос» приобретает движение и создает тварный мир. Здесь поток времени сгущается в пространство и возникает эффект реки, запруженной плотиной. «Прорыв плотины» будет означать конец тварного мира. Как видно, у данных христианских мыслителей вся сила божественного творчества концентрируется во времени.
2.3. Время выражает главное измерение сотворенного мира. Первенство времени над пространством Августин обосновал более традиционно. И то, и другое несут на себе печать тварности, но время существеннее, ибо оно представляет динамику отпадения от Бога и прихода к Нему. Поскольку время создано Богом из ничего, его действие сводится к уничтожению существующего. Если суть времени состоит в изменении, то для любой твари, включая человека, оно оборачивается циклом «рождение – смерть».
2.4. Время есть суть творческой эволюции жизни. А. Бергсон полагал, что реальным бытием является жизнь. Ее содержанием выступает творчество новых и разнообразных форм. Эту креативность и выражает время как длительность, где одно изменение следует за другим и у такого изобретательства множество направлений («древо эволюции»). У ряда организмов иссякает жизненная сила и они превращаются в безжизненные вещи, главным свойством которых становится пространственная протяженность. Научный разум успешно познает пространство и по его неподвижным образцам пытается изучить время. Конкретное время превращается в абстрактное время путем деления непрерывной цепи изменений на части. Но это карикатура на то, как реальное время без скачков грызет ткань старого. Такое способна понять только жизненная интуиция.
Проблема: Каковы измерения пространства и времени?
1. Реальное пространство трехмерно, многомерные пространства гипотетичны. Уже древний человек в своем практическом познании открыл три измерения пространства – длину, ширину, высоту. Этот образ наука стала углублять. Античная геометрия (Евклид и др.) построена на трехмерности. В аналитической геометрии Р. Декарта оформилась трехмерная система координат. Теории гравитации И. Ньютона и А. Эйнштейна обосновала трехмерность космического пространства в отношении планет. Если у пространства было бы четыре измерения, то планеты стали бы двигаться по спирали и упали бы на Солнце. При любом отклонении от трехмерности в атомах не было бы устойчивых электронных оболочек, что исключает любые химические процессы и жизнь.
Немецкий ученый Т. Калуца (1885-1954) разработал теорию девятимерного пространства. Сначала ее расценивали как чисто математическое построение, но физики привлекли ее для разработки теории, объединяющей все поля (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное) и объясняющей возникновение Вселенной из микромира. Последний четырнадцать миллиардов лет назад пребывал в особом состоянии вакуума (сингулярность), имея девять измерений. Но когда началось расширение и рождение обычных частиц и полей, то пять измерений «свернулись» и осталось три пространственных и одно временное измерения. Такой сценарий пока остается вероятным и гипотетическим.
Фракталы как формы масштабного порядка. Когда в 1970-е годы французский геометр Б. Мандельбро переехал в США, он продолжил исследования по масштабной геометрии. Всем известно, что реальные объекты чрезвычайно далеки от идеальных фигур евклидовской геометрии. Но если внимательно вникнуть в реальный беспорядок, оказывается, что он состоит из упорядоченных фигур. Так, береговая линия Великобритании обладает явной хаотической изрезанностью, но ее весьма точно моделирует «снежинка Коха». Еще в 1904 г. этот ученый предложил такую операцию: в середину каждой стороны равностороннего треугольника встраивать новые треугольники, уменьшенные в 3 раза и повторять такое преобразование многократно. В итоге бесконечно длинная «петля Коха» очерчивает ограниченную площадь и нигде не пересекает себя. Фигуру, которая получается при сохранении формы, но с уменьшающимся масштабным размером, Мандельбро назвал фракталом (лат. fraktus – разбивать). Фрактал воспроизводит ситуации, где большая рыбина заглатывает рыбу такой же формы, но меньших размеров, которая раньше «позавтракала» еще меньшей рыбкой и т.д.
Мандельбро участвовал в решении проблемы шумов в телефонных линиях между компьютерами. Обнаружилось, что как внутри информационного сигнала есть кластерные включения шумов, так и внутри шумов есть фрагменты информации. Это напоминает множество Кантора, где последовательно и многократно удаляется 1/3 отрезка из середины, что в пределе дает «пыль» точек. Дальнейшие исследования показали, что фрактальное строение присуще весьма многим и различным объектам: галактикам, кровеносному древу вен и артерий, легким, пищеварительному тракту и т.п.
2. Время одномерно как обратимый круг. У своих истоков образ времени ориентирован на природу. Древние люди не могли игнорировать регулярную смену дня и ночи, осенне-зимнее «умирание» растений и организмов и их весенне-летнее «возрождение». Здесь явно напрашивался образ круга, где начало и конец теряют смысл, зато утверждается повторяющийся цикл с обратимой сменой двух этапов. В шумерском лунном цикле из 28 дней фигурируют «убывание» и «прибывание» лунного диска. Круговая схема времени не нуждается в представлениях о прошлом и будущем, ибо чередование и обратимость их исключает. Во многих архаических языках (древнекитайский и т.п.) отсутствуют глагольные формы прошлого и будущего времени.
Мифологема кругового времени оказалась весьма живучей и перекочевала в древнюю философию. Так, представители одной из индийских школ отрицали реальность настоящего, аргументируя его неуловимостью. «Либо яблоко вот-вот сорвется с ветки, либо оно уже упало. Никто не видит, как оно падает». Римский стоик Марк Аврелий предпочел противоположную позицию, где настоящее несомненно, зато непонятны прошедшее и будущее. Если первого уже нет, то второго еще нет. Общий итог подвел неоплатоник Прокл (410-485): «Время не подобно прямой линии, безгранично продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесконечное число раз. Благодаря этому время бесконечно».
3. Стрела времени пронизывает прошлое, настоящее и будущее. Открытие трех измерений времени принадлежит христианству. Именно, в его вероучении оказались заложены идейные основы необратимости времени. Если космическое время сотворено Богом-Отцом, то историческое время связано с именем Христа.
Душа человека помнит прошлое, внимает настоящему и ожидает будущее. Человеческая история началась с грехопадения и обрела смысл с явлением Христа. Эти два эпохальные события прошлого душа верующего должна помнить. Но по мнению Августина, этим душа ограничиться не может, ибо прошлое образовано тем, что пришло из настоящего. Последнее представлено разнообразными фрагментарными событиями. Собирать образы этой мозаики в целое может только внимание, благодаря которому воспринимается непрерывно обновляющаяся длительность (цепочка «теперь»). Другой ее конец уходит в будущее, что душа способна лишь ожидать и надеяться на далекое спасение. Итак, по мнению Августина, внешнее время душа превращает для человека во внутреннюю и субъективную реальность. Самым реальным измерением является настоящее, прошлое уходит от восприятия, но попадает в объятия памяти. Самое трудное – будущее, но и его способна уловить верующая надежда. Хотя нам кажется, что стрела времени устремлена из прошлого, через настоящее и в будущее, временной поток идет от настоящего будущего к настоящему прошлому. Налицо эффект «протягивания» будущего в прошлое через настоящее.
Человеческое сознание живет лишь настоящим прошлого. Психологическую схему времени Августина радикально изменил А. Бергсон. Он полагал, что будущее существует в виде возможностей, которые для сознания недоступны. Оно может иметь дело только с прошлым и настоящим. Последнее предстает в виде множества актуальных событий или мгновений, которые психика сжимает (синтезирует) каждый раз в некоторую точку («теперь»). Однако память не может быть равнодушна к восприятию нового и она подсоединяется в виде некоторого множества образов прошлого. Если мгновения сжимаются в точку настоящего «по горизонтали», то память осуществляет сжатие «по вертикали», т.е. с разной степенью синтеза или актуального привлечения образов прошлого. Эту динамику и выражает схема конуса.
Синергетика: настоящее в виде беспорядка важнее прошлого и будущего. Свой вклад в познание времени вносит наука, умножая его с каждым историческим этапом. Классическое естествознание отдавало приоритет прошлому и будущему перед настоящим. Из теории как знания прошлого предсказывалось будущее состояние объекта и роль настоящего сводилась к информации о начальных условиях. Такую модель пересмотрела синергетика. В сильно неравномерном состоянии (бифуркация) будущее открытой системы никак не определяется прошлым. Выбор будущего детерминируется актуальной игрой случайностей.
ПРОБЛЕМА: Сводимо ли пространство и время к физическим формам?
Данная проблема возникла лишь во второй половине XIX в. До этого времени господствовало представление о том, что кроме физических форм, пространство и время другими быть не могут. С развитием химии, биологических дисциплин и наук об обществе традиционное мнение стало критически переосмысливаться.
1. Существует только физическое пространство-время (физикализм).
Физикализм строится на том, что физическое пространство и время очевидны для органов чувств. Историческая практика выработала различные способы измерения отрезков прямых линии, площадей, объемов, а также природных циклических процессов типа суток и года. Что же касается нефизических форм пространства и времени, то их существование определяется сложными мыслительными абстракциями, которые физикалисты (Г. Рейхенбах и др.) объявляют метафорами.
Направленность физического времени связана с законом энтропии и расширением Вселенной. При господстве механистического мировоззрения время представлялось в виде обратимого круговорота, подобного обращению Земли вокруг Солнца. В XIX в. был открыт второй закон термодинамики – самопроизвольно тепловая система движется к состоянию максимальной энтропии, где господствует наивысший беспорядок и тепловое равновесие. Физическое время было переосмыслено в виде необратимого потока, направленного от прошлого к настоящему в будущее. Этот образ укрепила космологическая теория Большого взрыва: 14 миллиардов лет назад Вселенная из крайне сжатого состояния стала стремительно расширяться. В ходе этой эволюции возникли элементарные частицы, поля, затем звезды и галактики. Космическая необратимость и определила необратимость времени.
2. Существуют нефизические формы пространства и времени.
Это решение признает многообразие форм отличных от физической протяженности и длительности. Здесь подвергаются критике узкие рамки физикализма.
2.1. Химическое пространство и химические «часы». В лексикон современных ученых-химиков вошел термин «пространство химической реакции». Здесь имеется в виду фрагмент физической протяженности, где взаимодействуют химические вещества. Также существуют химические процессы, в которых какие-то свойства (концентрация вещества, окраска раствора и т.п.) меняются с периодической регулярностью. Такой феномен назвали «химическими часами».
2.2. Биотическое пространство и биочасы. В современных биологических науках используется группа понятий, выражающих различные аспекты биопространства. Прежде всего, живое вещество обладает хиральной (греч. cheir – рука) чистотой. Если молекулы неживого симметричны в том смысле, что они поляризуют свет одинаково влево и право, то молекулы жизни несимметричны, ибо поляризуют свет только влево (аминокислоты) или только вправо (нуклеиновые кислоты). Специфично пространство надорганизменных структур. Так, участок среды обитания биоценоза оценивается как биотоп (греч. тороs – место), имеющий относительно однородные условия, какими, например, обладает осоковое болото для проживающих в нем животных, растении и микроорганизмов. Каждый вид занимает определенную экологическую нишу, где имеются его жизненные ресурсы. Все биопространство на Земле получило название биосферы.
Процессы жизни характеризуются и биочасами. Под ними подразумеваются определенные циклы и ритмы различных структур, выработанных в ходе эволюции под влиянием устойчивых факторов внешней среды. Так, для одних организмов день – это период активности, а для других он означает время отдыха.
2.3. Социальное пространства и историческое время. Своим появлением эти формы обязаны человеку.
Сколько видов человеческой деятельности, столько и форм социального пространства. Первыми формами пространства можно считать места жизнедеятельности первобытных людей: жилая пещера, постоянное место охоты и т.п. По мере развития человеческой культуры было изобретено большое множество форм социального пространства. Можно указать лишь самые типичные: дорога, город, рыночная площадь, стадион, театр, государственная граница и многое другое. В современном лексиконе фигурируют такие термины, как: «экономическое пространство», «образовательное пространство», «информационное пространство» и т.п.
Многообразие форм социального времени. В традиционном обществе время характеризует процессы относительно простой трудовой деятельности, связанной с природой: собирательство, охота, примитивное земледелие, скотоводство и т.п. Становление цивилизаций городского типа дало разнообразие культурных форм времени, выражающих искусство, религию, политику, науку и т.п. Жизнь личности приобрела временные качества: день рождения, совершеннолетие, заключение брака, время отцовства и материнства, смерть и т.д. Французский историк Ф. Бродель (1902-1985) выделил три ритма исторических перемен. Самой высокой сменяемостью обладает время событий, из которых складывается жизнь индивидов (дни, месяцы, годы). Средние ритмы (до нескольких десятилетий) присущи действиям социальных институтов, это – «конъюнктура». Самая большая длительность (века, тысячелетия) отличает жизнь этносов, культур и ментальностей. Вторая и третья формы времени составляют самый трудный предмет историка.
Человеческая жизнь демонстрирует высокое разнообразие акцентировок на отдельных измерениях времени. В те или иные исторические периоды индивиды и социальные группы реализуют в своем образе жизни ориентации на определенные измерения времени: а) пассеизм – жить с установкой на прошлое (традиционное общество, личность – традиционалист); б) актуализм – жить настоящим (европейская цивилизация, герои); в) футуризм – жить будущим (Древний Египет, СССР, мечтатели, утописты).
Рис.
Задания
В прошлом и настоящем у разных народов были различные единицы измерения пространства: локоть, аршин, сажень (Россия); дюйм, фут, миля (Англия и др.). Могут ли эти факты быть аргументами субъективистских концепций пространства?
«Мир сотворен не во времени, а …». Завершите это суждение за Аврелия Августина.
В каких видах деятельности люди предпочитают преувеличивать пространственные размеры?
Говорит ли факт раздельного пользования линейкой и часами в пользу идеи независимости пространства от времени?
Некоторые ученые (Ст. Хокинг и др.) полагают, что СТО сделала время четвертым измерением пространства. Согласны ли вы с этим?
Может ли планета Земля быть конечной и безграничной в пространстве одновременно?
Литература
Августин, Аврелий. Исповедь. [Текст] / А. Августин. – М., 1991 (книга XII).
Молчанов, Ю.В. Проблема времени в современной науке. [Текст] / Ю.В. Молчанов. – М., 1990.
Пригожин, И., Стенгерс, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 2000.
Трубников, Н.Н. Время человеческого бытия. [Текст] / Н.Н. Трубников. – М., 1987.