ПРЕДИСЛОВИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Отечественные и зарубежные учебники по философии написаны по единой и традиционной методике непроблемного характера. Конечно, авторы называют те или иные проблемы, но делают это без выделения самих вопросов, и тем более оставляют в стороне пути их решения. Главное внимание уделяется описанию результатных форм и итоговых мыслей.

Данное пособие является оригинальным опытом построения проблемного курса философии. Методической основой почти всех разделов стала следующая схема способа мышления: а) постановка проблемы; б) выбор метода; в) применение метода к проблеме; г) получение результата и его оценка. Типичные проблемы, методы и решения взяты из истории философии и подвергнуты дидактическому упрощению.

В ряде мест может возникнуть ощущение некоторого повтора, но здесь нужно учитывать следующее обстоятельство. Во втором разделе «Исторические типы философствования» представлена в сжатом виде вся история философии. Здесь определена задача – познакомить с основными направлениями, течениями, школами и мыслителями, весь материал дан в описательно-аналитическом виде. Это же содержание фигурирует и в других разделах, но оно уже дано в проблемном стиле, в динамике становления и развития. Философия предстала здесь не в виде одномерной линии готовых ответов, а как живой и полнокровный диалог различных решений по любой проблеме. Познакомившись с классическими образцами множественного и альтернативного философского мышления, студент может сформировать необходимые умения культуры философствования.

Автор стремился к максимальной доступности. Основные элементы текста выделены, все иноязычные термины разъяснены. Отличительной чертой данного пособия является регулярное использование наглядных схем с философскими значениями. Они, безусловно, усиливают методическую доступность сложного учебного материала. Известно, что в развитии любого индивида первым формируется эмпирический опыт, языком которого являются чувственные знаки. Среди этих модальностей явно доминирует зрение и потому самый богатый по объему опыт существует в наглядной форме. Данным знанием обладает каждый студент, и оно для него выступает основой понимания. Философское знание, представленное только словесными конструкциями, вызывает у студентов естественные затруднения. Если же ключевые словесные формулировки «переводить» на язык наглядных схем, то последние позволяют связать философские абстракции с жизненным опытом студентов. Такой союз радикально повышает уровень понимания, ибо недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме того, как показывает опыт преподавания, схемы становятся для студентов эффективным средством не только понимания, но и запоминания. Эти мнемонические возможности особенно важны в деле изучения философии, где обычно безраздельно господствует словесный язык. Все содержание и методические приемы нацелены на то, чтобы для обучающегося философия становилась не только формой знания, но и способом мышления.

 

 

Отечественные и зарубежные учебники по философии написаны по единой и традиционной методике непроблемного характера. Конечно, авторы называют те или иные проблемы, но делают это без выделения самих вопросов, и тем более оставляют в стороне пути их решения. Главное внимание уделяется описанию результатных форм и итоговых мыслей.

Данное пособие является оригинальным опытом построения проблемного курса философии. Методической основой почти всех разделов стала следующая схема способа мышления: а) постановка проблемы; б) выбор метода; в) применение метода к проблеме; г) получение результата и его оценка. Типичные проблемы, методы и решения взяты из истории философии и подвергнуты дидактическому упрощению.

В ряде мест может возникнуть ощущение некоторого повтора, но здесь нужно учитывать следующее обстоятельство. Во втором разделе «Исторические типы философствования» представлена в сжатом виде вся история философии. Здесь определена задача – познакомить с основными направлениями, течениями, школами и мыслителями, весь материал дан в описательно-аналитическом виде. Это же содержание фигурирует и в других разделах, но оно уже дано в проблемном стиле, в динамике становления и развития. Философия предстала здесь не в виде одномерной линии готовых ответов, а как живой и полнокровный диалог различных решений по любой проблеме. Познакомившись с классическими образцами множественного и альтернативного философского мышления, студент может сформировать необходимые умения культуры философствования.

Автор стремился к максимальной доступности. Основные элементы текста выделены, все иноязычные термины разъяснены. Отличительной чертой данного пособия является регулярное использование наглядных схем с философскими значениями. Они, безусловно, усиливают методическую доступность сложного учебного материала. Известно, что в развитии любого индивида первым формируется эмпирический опыт, языком которого являются чувственные знаки. Среди этих модальностей явно доминирует зрение и потому самый богатый по объему опыт существует в наглядной форме. Данным знанием обладает каждый студент, и оно для него выступает основой понимания. Философское знание, представленное только словесными конструкциями, вызывает у студентов естественные затруднения. Если же ключевые словесные формулировки «переводить» на язык наглядных схем, то последние позволяют связать философские абстракции с жизненным опытом студентов. Такой союз радикально повышает уровень понимания, ибо недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кроме того, как показывает опыт преподавания, схемы становятся для студентов эффективным средством не только понимания, но и запоминания. Эти мнемонические возможности особенно важны в деле изучения философии, где обычно безраздельно господствует словесный язык. Все содержание и методические приемы нацелены на то, чтобы для обучающегося философия становилась не только формой знания, но и способом мышления.