Тема 3. Движение и развитие

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

«Всякое движение есть некоторое изменение». С этим определением Аристотеля согласны все философы. Здесь предполагаются изменения двух типов: количественные и качественные. Первые сводятся к перемещениям в пространстве и времени и образуют механическое движение. Трансформации качеств, включая и жизнь, предстают как развитие в его широком значении. Серия вопросов начинается с выделения движущей силы.

ПРОБЛЕМА: Что является единым источником всех изменений?

Решение этого вопроса определяется тем, какая сущность признается философом.

1. Бог как мировой перводвигатель.

Согласно древнему мифу за все движения отвечало многообразие душ. Затем в этой роли их сменило множество богов. В мировых религиях универсальной движущей силой стал единый Бог, который произвел главное изменение – сотворил мир, дав начало жизни и человеку.

Бог – источник первого мирового импульса и законов движения (деизм). В Новое время среди ученых и философов широкое распространение получил деизм (лат. deus – Бог). Согласно этому учению, Бог признается в качестве Творца, который сотворил мир, дал ему изначальный толчок и установил вечные законы движения. После этого всякое движение осуществляется без участия Бога.

2. Источник движения – мировое сознание.

Эта идея является ключевой для объективного идеализма. Если Бог выступает для мира внешним двигателем, то эту линию внешнего источника развивали еще и древние идеалисты. Так, метаморфозы материального космоса определялись у Платона эйдосами. Однако позднее ставка была сделана на внутренние силы.

2.1. Движение душ и вещей есть «игра» Брахмана. В индуистской веданте Брахман обеспечивает все богатство разнообразных движений. Проявляясь в формах одушевленных существ и материальных вещей, этот мировой разум из себя создает «майю», игровую смену различных явлении.

2.2. Абсолютная идея движется противоречиями. У Гегеля мировое сознание само является всеобщей движущей силой. Эта сущность обладает абсолютной способностью к развитию и последовательно самопорождает из себя все более сложные формы и движения. На каждом этапе развития источником нового выступают те или иные диалектические противоречия (потенциальное – актуальное, внутреннее – внешнее и т.п.)

3. Человеческое сознание производит все изменения.

Философы-субъективисты отрицают внешние (объективные) сущности или относятся к ним скептически. Центром их внимания выступает сознание человека в его самом широком значении. Онтологически оно предстает в виде области, где происходят различные субъективные метаморфозы. У последовательных субъективистов их источник – само сознание.

Эмпирический опыт как непрерывный поток ощущений и мыслей. Такова позиция Д. Юма и Э. Маха. Нет никаких таинственных сущностей, загадочно порождающих ощущения, все впечатления возникают в психике человека самопроизвольно и их изменчивость определяется состоянием органов чувств. Ощущения комбинируются в тела и такие комплексы рано или поздно распадаются. Относительно устойчивым остается лишь определенное тело – «Я».

4. Движение – способ существования материи. Для материализма данная позиция естественна, она осмыслена в различных формах.

4.1. Естественные первоначала трансформируются в изменчивые вещи. Эта идея объединила многих древних натурфилософов. Все процессы являются динамичными проявлениями Воды (Фалес), Воздуха (Анаксимен) и т.п. У Демокрита и Эпикура атомы пребывают в самопроизвольных хаотических и вихревых потоках, где вещи выступают временными объединениями частиц.

4.2. Материя развивается противоположными силами. Полярные силы ввели древние натурфилософы для развития определенных первостихий: испарение и конденсация Воды (Фалес), сгущение и разрежение Воздуха (Анаксимен), вражда и любовь между элементами (Эмпедокл), взаимодействие мужского начала ян и женского инь (китайские мыслители).

В марксистской философии роль противоположных сил получает концептуальное осмысление посредством теории диалектики. Все материальные структуры несут в себе противоречия в виде взаимодействующих противоположностей. Они и выступают движущей силой развития материи от неживой природы к жизни и человеческому обществу.

ПРОБЛЕМА: Каково соотношение покоя и изменения?

Покой – это состояние сущего, в котором старое сохраняется и не появляются новые моменты. В таком случае изменение есть нарушение покоя с возникновением новизны. Изменения очевидны на уровне явлений, здесь они фиксируются органами чувств. Появление новизны проблематично лишь в области умопостигаемой сущности.

В свое время Гераклит дал образ сущего как некоей реки. Если уподобить сущность реке, то вопрос можно сформулировать в терминах количества вхождений человека в мировую реку-сущность.

ПРОБЛЕМА:       Как соотносятся покой и изменение в сфере сущности? Сколько раз можно войти в реку-сущность?

1. Сущность пребывает в абсолютном покое (в реку бытия можно войти сколько угодно раз).

В древности и в Средние века многие философы отдавали предпочтение покою как более совершенному состоянию, чем изменение. Вот почему покой выступал состоянием сущности и сливался с вечностью.

1.1. Эйдосы пребывают в вечном покое. Эту мысль Платон обосновывал тем, что становление материальных вещей обусловлено их несовершенством и потому они изменчивы. Что же касается эйдосов, то они воплощают в себе абсолютное совершенство и для них невозможно движение к чему-то высшему (в эту позицию поздний Платон внес коррективы).

1.2. Покой как всеобщее состояние бытия. Таково мнение элеатов. Парменид полагал, что чувства фиксируют изменчивые явления, но умопостигаемое бытие неподвижно. Его ученик Зенон доказал, что допущение движущегося бытия приводит к логическим противоречиям (апориям).

2. Изменение сущности абсолютно (в реку бытия нельзя войти ни разу).

Если в ранних учениях данная идея была выдвинута некоторыми философами, то позднее она становится ведущим принципом.

2.1. Мир как поток – сантана. В индийской философии хинаяны сущность представлена множеством дхарм (нематериальных элементов), они и тела как комплексы дхарм воздействуют друг на друга, что порождает непрерывный поток изменчивых состояний («волнений»). Покой как таковой здесь отсутствует.

2.2. Мировая река течет без остановок. Греческий мыслитель Кратил (ученик Гераклита) пришел к выводу, что все в мире изменчиво и любые состояния устойчивости и определенности отсутствуют. Поэтому он предпочитал не говорить о вещах, а как можно быстрее указывать на них пальцем.

3. Единство покоя и изменчивости (в реку бытия нельзя войти дважды).

Данное решение можно оценить как диалектическое, потому что изменение и покой выступают взаимосвязанными противоположностями. Типичная форма покоя здесь – периодическое повторение некоторого процесса изменений.

3.1. Союз равноправных состояний. В ряде учений покой и изменчивость не рассматриваются в плане приоритета, они берутся в такой взаимосвязи, где, дополняя друг друга, образуют мировую гармонию.

В движении Бога есть покой. Так рассуждал Николай Кузанский. Бог свертывает свои состояния, превращая их в возможности, и развертывает их в реалии. Такое «движение стойкое и состояние подвижное».

Брахман движется и не движется. В веданте и других системах, где фигурирует Брахман-Атман, признается дополнительность покоя и изменения. В «Упанишадах» встречаются следующие высказывания: «Единый недвижим, (но) более быстр, чем мысль». «Неподвижно стоящий – обгоняет он других бегущих».

3.2. Изменение первенствует над покоем. В различных доктринах приоритет изменчивости обосновывается разными аргументами.

Дао покоится, но это Путь всего. Согласно Сюнь-цзы (298-238 до н.э.), великое Дао – это то, что в своей сущности постоянно и в то же время полностью изменяется. «Движение неба обладает постоянством...» Ему вторит Чжуан-цзы, полагая, что Дао создает и разрушает каждую вещь через «покой в столкновениях». Такое творчество и делает Дао мировым путем.

Все течет от одного состояния покоя к другому, образуя периодически повторяющиеся циклы. Гераклит одним из первых определил диалектику постоянства и движения. Любое состояние Огня – Логоса некоторое время сохраняется, поэтому в реку бытия можно войти один раз. Но борьба противоположных сил нарушает покой и порождает новое. Вот почему в мировой поток второй раз войти не удается. И хотя у космического огня есть периодически повторяющиеся циклы (формы «большого» покоя), его динамика играет главную роль.

Несмотря на «вечное возвращение» жизнь является процессом активной воли. Многие древние учения представляли универсум в виде вечных качелей: возгорание – угасание Огня, возникновение – смерть, разбрасывание - собирание камней (Екклесиаст). Тема «вечного возврата» как формы покоя переосмысливается в XIX-XX вв. в понятиях биологии. Ф. Ницше заявил, что нет устойчивых субстанций, есть лишь процессы жизни. Если до человека они направлялись бессознательной волей, то воля человека должна осознанно принять поток жизни, где господствует воля повторения себя. «Все вещи возвращаются, и мы вместе с ними...»

ПРОБЛЕМА:       Какую роль в развитии играют постепенные количественные изменения и качественные скачки?

Все изменения связаны с количеством и качеством. Если одно нечто отличается от другого нечто, то такое отличие и будет качеством. Оно существует в виде определенной и относительно устойчивой формы движения, носителем которой выступает явление или сущность. Качество меняется скачком как прерывом непрерывного. Количество есть определенность, которая не отличает сущее (множество вещей - множество растений – множество людей). Перемены количества непрерывны, т.е. любые его фрагменты содержат бесконечные градации. В некоторых пределах количественные изменения не затрагивают качества. Эта граница является мерой и ее нарушение сопровождается качественным преобразованием. Количественные непрерывности и качественные скачки образуют содержание развития, или эволюции (лат. evolutio – развертывание). Какой же вклад вносят эти составляющие во всеобщую динамику мира?

1. Развитие сводится к количественной изменчивости (сущее не делает скачков).

1.1. Все перемены являются механическими (механицизм). В сути своей механическое движение количественно, оно представлено перемещениями в физическом пространстве (смена места, увеличение или уменьшение скорости передвижения и т.п.). Первый вариант механицизма дали древние атомисты. Атомы не претерпевают качественных превращений, а лишь участвуют в прямолинейных и вихревых перемещениях, складываются в вещи и, разъединяясь, разрушают их. Эти формы исчерпывают все многообразие движения. С формированием теоретической механики Галилея-Ньютона возникла превратная форма мировоззрения, связанная с естествознанием, – механицизм. Согласно ему, все сложные формы развития сводятся к механическому движению. Животное и человек стали здесь разновидностями машины (Р. Декарт).

1.2. Жизнь как количественный рост вечных качеств (преформизм). Идея преформизма (лат. praeformare – предобразовать) была выдвинута греком Анаксагором. Подобочастные частицы являются носителями множества вечных качеств, которые имеют чрезвычайно малые размеры. Все они беспорядочно смешаны и мировой ум, сортируя их, образует упо­рядоченные микрокомплексы. В них «семена вещей» увеличивают свои размеры и возникают обычные вещи, организмы. Так, в сперме семя кости было мельчайшим и позднее оно вырастает в большую кость. В XVIII в. преформизм стал идеей научной биологии. Некоторые ученые полагали, что в половых клетках наличествуют качества, изначально предопределяющие постепенный рост зародыша и организма. Позднее выявилась несостоятельность данной концепции.

2. Развитие осуществляется качественными трансформациями (эволюция движется скачками).

Количественные перемены более очевидны, чем преобразования глубинных качеств, ибо органы чувств дают интегральные сводки непрерывного характера. Скачки же доступны в основном теоретическому мышлению. Этим объясняется трудность вхождения идеи скачка в философию и науку.

2.1. Основные скачки природы определил Бог. В мировых религиях сотворение мира считается первым и главным скачком. Согласно христианству, Бог из ничего создал все и это – главное чудо. Реагируя на грехи древних людей. Бог устроил великий потоп и уничтожил все живое за исключением Ноя и отдельных организмов, спасшихся вместе с ним. Таково значение второго мирового скачка или чуда.

2.2. Природа претерпела катастрофические скачки. К такому выводу пришел французский биолог Ж. Кювье (1769-1832). По фактам окаменелых останков он определил, что в далеком прошлом произошел ряд крупных катаклизмов, погубивших множество организмов (потоп и т.п.). Стало быть основу эволюции природы образуют глобальные качественные сдвиги – перевороты.

3. Эволюция как единство количественной непрерывности и разноплановых скачков. Такое решение укладывается в рамки диалектики, которая объединяет противоположности и выделяет ведущую сторону. В союзе постепенности и скачка приоритет отдается качественным изменениям. Все начинается с количественных изменений. Когда они достигают узловой точки меры, это вызывает скачкообразный переход от старого качества к новому. Если нагревание воды достигает 100° С, то верхняя часть жидкости становится паром. Нечто подобное происходит в более сложных системах. Так, обнищание и недовольство народа достигает некоторой критической точки и происходит социальная революция.

ПРОБЛЕМА:       Могут ли качественные изменения быть постепенными?

1. Благодаря непрерывным и мелким качественным изменениям происходят скачки как радикальные метаморфозы качеств. Данная точка зрения признает большинство качественных преобразований постепенными и непрерывными.

1.1. Незаметные градации превращаются в скачки как коренные превращения одной формы в другую. Эту позицию занял английский философ Г. Спенсер.  Его рассуждения свелись к тому, что гипотеза естественного развития более предпочтительна, чем идея божественного сотворения. Многие современные факты убеждают в том, что некие элементы с возможностями (семена) превращаются в сложные образования (растительные и животные организмы). Здесь как угодно малые превращения производят радикальные преобразования. Таким образом, скачками Спенсер считает лишь некоторые, весьма значимые и заметные качественные переходы. Малые и слабые по интенсивности превращения он относит к не-скачкам.

1.2. Множество случайных новаций переходит в качественное изменение видов. Также как и Спенсер, Ч. Дарвин (1809-1882) утверждал, что природа не делает скачков. Под ними он подразумевал глобальные катастрофы-катаклизмы, случайные же изменения ученый отнёс к непрерывностям, которые лишь подготавливают метаморфозы типа превращений видов жизни.

2. Все качественные преобразования скачкообразны. Эта позиция возникла в лоне немецкой диалектической философии и нашла подтверждение в науке.

2.1. Любое качество абсолютной идеи меняется скачком. В гегелевской системе мировой дух развивается путем качественных превращений. Все они, как мелкие, так и крупные, являются скачками или прерывами постепенности. Любой скачок упреждается количественными переменами, которые нарушают меру.

2.2. Природа делает малые и большие скачки. Физика XX в. ввела в оборот понятие квантового скачка. Переход микрообъекта из одного энергетического состояния в другое происходит дискретно (лат. discretus – прерывный), т.е. с нарушением пространственно-временной непрерывности. В генетике возникло понятие мутации (лат. mutatio – изменение, перемена) как скачкообразного превращения гена, дискретного носителя наследственной информации. В современной космологии возникла концепция Большого взрыва. Здесь признается, что 14-15 млрд. лет назад Вселенная находилась в сверхсжатом состоянии (плотность около 1094 г/см3) и затем в доли секунды стала расширяться и трансформироваться в разные образования и состояния. Некоторым уточнением концепции стала модель инфляции или раздувания (А. Гут, 1980). Когда прошло 10 секунд после начала расширения размеры Вселенной стали увеличиваться в 1050  раз быстрее, чем это было раньше. В ходе расширения произошли все качественные образования. Итак, наука признала скачок универсальной формой изменений.

ПРОБЛЕМА:       Какая направленность эволюции является ведущей, от низшего к высшему или от высшего к низшему?

История философии и науки содержит богатое разнообразие трактовок направленности развития. Нередко в рамках одного направления или течения возникали противоположные модели.

1. Мировое движение – круговорот или циклическая волна.

Такое решение снимает проблему выбора между восхождением и нисхождением. Древняя натурфилософия во многом склонялась к повто­ряющемуся циклу кругового характера, где подъем и упадок периодически меняются (возгорание – потухание, сгущение – разрежение и т.п.).

1.1. Природа движется по механическим кругам. К такому выводу пришли многие представители научного естествознания Нового времени. Механицизм в центр внимания поставил пространственное перемещение, образцом которого стали движения планет. Даже живое стало носителем различных круговых движений типа кровообращения (У. Гарвей).

1.2. «Вечное возвращение» жизненной воли. Ф. Ницше подверг критике понятие прогресса (лат. progressus – поступательное движение). По его мнению, в жизни нет поступательного восхождения к более высокому, как и нет нисходящего регресса (лат. regressus – обратное движение). Реальность пребывает в вечном процессе, где отсутствует направленное развитие, здесь развертывается хаотическая игра волевых импульсов за превосходство в жизненном пространстве. В этой борьбе действий и противодействий многих силовых центров лишь в большом масштабе можно признать цикл «вечного возвращения».

2. Абсолют нисходит от высшего к низшему. Эта идея, взятая лишь в ее последовательной форме, в истории философии встречается, главным образом, в древности.

Творящее нисхождение Единого и Дао. Свой вариант нисходящего творения дал Плотин. Единое истекает полнотой бытия, проявляясь в некий ряд множественных форм: Дух – Душа – материальный космос. Другая версия пути «сверху вниз» представлена даосизмом: Дао-Ян-Инь-ци-дэ-тьма вещей.

3. Развитие как восхождение от низшего к высшему.

Такое решение типично для современных теории прогресса, начало которых положило христианство.

3.1. Божественное творение в форме прогрессивной эволюции. Данный принцип выдвинул французский мыслитель П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Вместо шестидневного акта творения он предложил эволюционную модель. Усложняющееся развитие начинается с эволюции физической материи космоса («преджизнь»), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы (греч. noos – ум, разум) и субъекта общества («сверхжизнь»). На всех этапах эволюцию производит и поддерживает своей действенной Любовью Бог («Омега»), т.е. «находящийся впереди перводвигатель».

3.2. Спиралевидное развитие абсолютной идеи. Согласно Гегелю, мировой дух выступает субъектом, обладающим неисчерпаемой творческой энергией. Заложенные в нем потенции (лат. potentia – сила, мощь) он реализует в логической последовательности триаду: чистая мысль – природа – человеческий дух. Это дает такую динамику, где исходный незамкнутый круг переходит в другой, более высокий незамкнутый круг, а он переходит в другой, более высокий и широкий виток и т.д. Такое движение образует спираль из последовательных состояний, где низшее  предстает в виде абстрактных состояний, а высшее демонстрирует конкретную реальность духа.

3.3. Саморазвитие всех видов материи. Начиная с французских материалистов XVIII в., утверждается идея восходящего развития материи. Пребывание в состоянии неживой природы означало наличие ее скрытых возможностей, которые со временем стали реализовываться в ходе усложняющихся взаимодействий. В этом естественном процессе возникла жизнь и человек. Современная наука хорошо вписывается в такую схему: космология указывает на 14-15 млрд. лет неорганической эволюции вселенной. Из них 3,6 млрд. лет на планете Земля развертывается биоэволюция. Последние 50 тыс. лет падают на развитие человеческого общества. Налицо единство мега- микро- и макроэволюций материальных объектов.

Глобальный эволюционизм

 

Уровень

организации

Сфера

пространства

Наука

Вид

эволюции

Вселенная

Мегамир

Космология

Космическая

Галактика

Мегамир

Астрономия

Космическая

Звёзды

Мегамир

Астрономия

Космическая

Планеты

Мегамир

Астрономия

Космическая

Человеческое общество

Макромир

Гуманитарные науки

Социальная

Этнокультуры

Макромир

Гуманитарные науки

Культурная

Биосфера

Макромир

Экология

Экологическая

Биосообщества

Макромир

Этология

Биотическая

Популяция

Макромир

Популяционная биология

Биотическая

Вид

Макромир

Популяционная биология

Биотическая

Индивид

Макромир

Биология

Биотическая

Клетка

Микромир

Генетика

Биотическая

Молекула

Микромир

Химия

Химическая

Атом

Микромир

Физика

Физическая

Элементарные частицы

Микромир

Физика

Физическая

 

4. Развитие как единство восходящей эволюции и нисхождения.

Идея союза двух основных форм изменчивости получила различные трактовки.

4.1. Творение – грехопадение – восхождение к Богу. В религиозной философии сотворение мира расценивается как главное чудо. Но по своей направленности его следует отнести к нисходящей ветви (от высшего к менее высокому). Грехопадение явно регрессивно, ибо первые люди из божественных существ стали смертными тварями. В дальнейшем начинается длинный и трудный путь восхождения к Богу (эволюция).

4.2. «Жизненный порыв» частично угасает, а в основном развивается. Эта идея, навеянная эволюционной теорией Дарвина, принадлежит А. Бергсону [1859-1941]. Французский мыслитель исходил из единой реальности, которая раздваивается на жизнь и материю в зависимости от абсолютно свободной динамической силы – «жизненного порыва». Хотя в целом последний неисчерпаем, в отдельных индивидах и видах он иссякает, жизнь деградирует, становясь элементами грубой материи, склонной к покою. (Современная наука подтверждает наличие регрессивной, нисходящей тенденции. Из 100 млн. видов, обитавших в разные эпохи на Земле, 98 млн. уже исчезло). Но жизненный порыв прогрессирует через другие виды, демонстрируя чрезвычайное разнообразие древа жизни.

Задания

«В движении человек может стать царем, в покое же становится мудрецом» (Чжуан-цзы). Что здесь более значимо? Свое решение обоснуйте.

«Сани бегут, а оглобли стоят». На какое философское положение наводит эта русская поговорка?

«Все, что движется, движимо чем-либо другим» (Аристотель). Подтверждается ли это положение современной наукой?

Глубокая древность. Философ-учитель заявил своим ученикам, что движения нет. Тогда один из учеников начал ходить, показывая тем самым, что движение существует. Как бы вы поступили на месте учителя?

Литература

Бергсон, А. Творческая эволюция. [Текст] / А. Бергсон. – М., 1999.

Глобальный эволюционизм. [Текст]. – М., 1994.

Что такое развитие? Концепции, реальность, перспективы. [Текст]. – М., 1991.

Энгельс, Ф. Диалектика природы. [Текст] / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. Т. 20.

«Всякое движение есть некоторое изменение». С этим определением Аристотеля согласны все философы. Здесь предполагаются изменения двух типов: количественные и качественные. Первые сводятся к перемещениям в пространстве и времени и образуют механическое движение. Трансформации качеств, включая и жизнь, предстают как развитие в его широком значении. Серия вопросов начинается с выделения движущей силы.

ПРОБЛЕМА: Что является единым источником всех изменений?

Решение этого вопроса определяется тем, какая сущность признается философом.

1. Бог как мировой перводвигатель.

Согласно древнему мифу за все движения отвечало многообразие душ. Затем в этой роли их сменило множество богов. В мировых религиях универсальной движущей силой стал единый Бог, который произвел главное изменение – сотворил мир, дав начало жизни и человеку.

Бог – источник первого мирового импульса и законов движения (деизм). В Новое время среди ученых и философов широкое распространение получил деизм (лат. deus – Бог). Согласно этому учению, Бог признается в качестве Творца, который сотворил мир, дал ему изначальный толчок и установил вечные законы движения. После этого всякое движение осуществляется без участия Бога.

2. Источник движения – мировое сознание.

Эта идея является ключевой для объективного идеализма. Если Бог выступает для мира внешним двигателем, то эту линию внешнего источника развивали еще и древние идеалисты. Так, метаморфозы материального космоса определялись у Платона эйдосами. Однако позднее ставка была сделана на внутренние силы.

2.1. Движение душ и вещей есть «игра» Брахмана. В индуистской веданте Брахман обеспечивает все богатство разнообразных движений. Проявляясь в формах одушевленных существ и материальных вещей, этот мировой разум из себя создает «майю», игровую смену различных явлении.

2.2. Абсолютная идея движется противоречиями. У Гегеля мировое сознание само является всеобщей движущей силой. Эта сущность обладает абсолютной способностью к развитию и последовательно самопорождает из себя все более сложные формы и движения. На каждом этапе развития источником нового выступают те или иные диалектические противоречия (потенциальное – актуальное, внутреннее – внешнее и т.п.)

3. Человеческое сознание производит все изменения.

Философы-субъективисты отрицают внешние (объективные) сущности или относятся к ним скептически. Центром их внимания выступает сознание человека в его самом широком значении. Онтологически оно предстает в виде области, где происходят различные субъективные метаморфозы. У последовательных субъективистов их источник – само сознание.

Эмпирический опыт как непрерывный поток ощущений и мыслей. Такова позиция Д. Юма и Э. Маха. Нет никаких таинственных сущностей, загадочно порождающих ощущения, все впечатления возникают в психике человека самопроизвольно и их изменчивость определяется состоянием органов чувств. Ощущения комбинируются в тела и такие комплексы рано или поздно распадаются. Относительно устойчивым остается лишь определенное тело – «Я».

4. Движение – способ существования материи. Для материализма данная позиция естественна, она осмыслена в различных формах.

4.1. Естественные первоначала трансформируются в изменчивые вещи. Эта идея объединила многих древних натурфилософов. Все процессы являются динамичными проявлениями Воды (Фалес), Воздуха (Анаксимен) и т.п. У Демокрита и Эпикура атомы пребывают в самопроизвольных хаотических и вихревых потоках, где вещи выступают временными объединениями частиц.

4.2. Материя развивается противоположными силами. Полярные силы ввели древние натурфилософы для развития определенных первостихий: испарение и конденсация Воды (Фалес), сгущение и разрежение Воздуха (Анаксимен), вражда и любовь между элементами (Эмпедокл), взаимодействие мужского начала ян и женского инь (китайские мыслители).

В марксистской философии роль противоположных сил получает концептуальное осмысление посредством теории диалектики. Все материальные структуры несут в себе противоречия в виде взаимодействующих противоположностей. Они и выступают движущей силой развития материи от неживой природы к жизни и человеческому обществу.

ПРОБЛЕМА: Каково соотношение покоя и изменения?

Покой – это состояние сущего, в котором старое сохраняется и не появляются новые моменты. В таком случае изменение есть нарушение покоя с возникновением новизны. Изменения очевидны на уровне явлений, здесь они фиксируются органами чувств. Появление новизны проблематично лишь в области умопостигаемой сущности.

В свое время Гераклит дал образ сущего как некоей реки. Если уподобить сущность реке, то вопрос можно сформулировать в терминах количества вхождений человека в мировую реку-сущность.

ПРОБЛЕМА:       Как соотносятся покой и изменение в сфере сущности? Сколько раз можно войти в реку-сущность?

1. Сущность пребывает в абсолютном покое (в реку бытия можно войти сколько угодно раз).

В древности и в Средние века многие философы отдавали предпочтение покою как более совершенному состоянию, чем изменение. Вот почему покой выступал состоянием сущности и сливался с вечностью.

1.1. Эйдосы пребывают в вечном покое. Эту мысль Платон обосновывал тем, что становление материальных вещей обусловлено их несовершенством и потому они изменчивы. Что же касается эйдосов, то они воплощают в себе абсолютное совершенство и для них невозможно движение к чему-то высшему (в эту позицию поздний Платон внес коррективы).

1.2. Покой как всеобщее состояние бытия. Таково мнение элеатов. Парменид полагал, что чувства фиксируют изменчивые явления, но умопостигаемое бытие неподвижно. Его ученик Зенон доказал, что допущение движущегося бытия приводит к логическим противоречиям (апориям).

2. Изменение сущности абсолютно (в реку бытия нельзя войти ни разу).

Если в ранних учениях данная идея была выдвинута некоторыми философами, то позднее она становится ведущим принципом.

2.1. Мир как поток – сантана. В индийской философии хинаяны сущность представлена множеством дхарм (нематериальных элементов), они и тела как комплексы дхарм воздействуют друг на друга, что порождает непрерывный поток изменчивых состояний («волнений»). Покой как таковой здесь отсутствует.

2.2. Мировая река течет без остановок. Греческий мыслитель Кратил (ученик Гераклита) пришел к выводу, что все в мире изменчиво и любые состояния устойчивости и определенности отсутствуют. Поэтому он предпочитал не говорить о вещах, а как можно быстрее указывать на них пальцем.

3. Единство покоя и изменчивости (в реку бытия нельзя войти дважды).

Данное решение можно оценить как диалектическое, потому что изменение и покой выступают взаимосвязанными противоположностями. Типичная форма покоя здесь – периодическое повторение некоторого процесса изменений.

3.1. Союз равноправных состояний. В ряде учений покой и изменчивость не рассматриваются в плане приоритета, они берутся в такой взаимосвязи, где, дополняя друг друга, образуют мировую гармонию.

В движении Бога есть покой. Так рассуждал Николай Кузанский. Бог свертывает свои состояния, превращая их в возможности, и развертывает их в реалии. Такое «движение стойкое и состояние подвижное».

Брахман движется и не движется. В веданте и других системах, где фигурирует Брахман-Атман, признается дополнительность покоя и изменения. В «Упанишадах» встречаются следующие высказывания: «Единый недвижим, (но) более быстр, чем мысль». «Неподвижно стоящий – обгоняет он других бегущих».

3.2. Изменение первенствует над покоем. В различных доктринах приоритет изменчивости обосновывается разными аргументами.

Дао покоится, но это Путь всего. Согласно Сюнь-цзы (298-238 до н.э.), великое Дао – это то, что в своей сущности постоянно и в то же время полностью изменяется. «Движение неба обладает постоянством...» Ему вторит Чжуан-цзы, полагая, что Дао создает и разрушает каждую вещь через «покой в столкновениях». Такое творчество и делает Дао мировым путем.

Все течет от одного состояния покоя к другому, образуя периодически повторяющиеся циклы. Гераклит одним из первых определил диалектику постоянства и движения. Любое состояние Огня – Логоса некоторое время сохраняется, поэтому в реку бытия можно войти один раз. Но борьба противоположных сил нарушает покой и порождает новое. Вот почему в мировой поток второй раз войти не удается. И хотя у космического огня есть периодически повторяющиеся циклы (формы «большого» покоя), его динамика играет главную роль.

Несмотря на «вечное возвращение» жизнь является процессом активной воли. Многие древние учения представляли универсум в виде вечных качелей: возгорание – угасание Огня, возникновение – смерть, разбрасывание - собирание камней (Екклесиаст). Тема «вечного возврата» как формы покоя переосмысливается в XIX-XX вв. в понятиях биологии. Ф. Ницше заявил, что нет устойчивых субстанций, есть лишь процессы жизни. Если до человека они направлялись бессознательной волей, то воля человека должна осознанно принять поток жизни, где господствует воля повторения себя. «Все вещи возвращаются, и мы вместе с ними...»

ПРОБЛЕМА:       Какую роль в развитии играют постепенные количественные изменения и качественные скачки?

Все изменения связаны с количеством и качеством. Если одно нечто отличается от другого нечто, то такое отличие и будет качеством. Оно существует в виде определенной и относительно устойчивой формы движения, носителем которой выступает явление или сущность. Качество меняется скачком как прерывом непрерывного. Количество есть определенность, которая не отличает сущее (множество вещей - множество растений – множество людей). Перемены количества непрерывны, т.е. любые его фрагменты содержат бесконечные градации. В некоторых пределах количественные изменения не затрагивают качества. Эта граница является мерой и ее нарушение сопровождается качественным преобразованием. Количественные непрерывности и качественные скачки образуют содержание развития, или эволюции (лат. evolutio – развертывание). Какой же вклад вносят эти составляющие во всеобщую динамику мира?

1. Развитие сводится к количественной изменчивости (сущее не делает скачков).

1.1. Все перемены являются механическими (механицизм). В сути своей механическое движение количественно, оно представлено перемещениями в физическом пространстве (смена места, увеличение или уменьшение скорости передвижения и т.п.). Первый вариант механицизма дали древние атомисты. Атомы не претерпевают качественных превращений, а лишь участвуют в прямолинейных и вихревых перемещениях, складываются в вещи и, разъединяясь, разрушают их. Эти формы исчерпывают все многообразие движения. С формированием теоретической механики Галилея-Ньютона возникла превратная форма мировоззрения, связанная с естествознанием, – механицизм. Согласно ему, все сложные формы развития сводятся к механическому движению. Животное и человек стали здесь разновидностями машины (Р. Декарт).

1.2. Жизнь как количественный рост вечных качеств (преформизм). Идея преформизма (лат. praeformare – предобразовать) была выдвинута греком Анаксагором. Подобочастные частицы являются носителями множества вечных качеств, которые имеют чрезвычайно малые размеры. Все они беспорядочно смешаны и мировой ум, сортируя их, образует упо­рядоченные микрокомплексы. В них «семена вещей» увеличивают свои размеры и возникают обычные вещи, организмы. Так, в сперме семя кости было мельчайшим и позднее оно вырастает в большую кость. В XVIII в. преформизм стал идеей научной биологии. Некоторые ученые полагали, что в половых клетках наличествуют качества, изначально предопределяющие постепенный рост зародыша и организма. Позднее выявилась несостоятельность данной концепции.

2. Развитие осуществляется качественными трансформациями (эволюция движется скачками).

Количественные перемены более очевидны, чем преобразования глубинных качеств, ибо органы чувств дают интегральные сводки непрерывного характера. Скачки же доступны в основном теоретическому мышлению. Этим объясняется трудность вхождения идеи скачка в философию и науку.

2.1. Основные скачки природы определил Бог. В мировых религиях сотворение мира считается первым и главным скачком. Согласно христианству, Бог из ничего создал все и это – главное чудо. Реагируя на грехи древних людей. Бог устроил великий потоп и уничтожил все живое за исключением Ноя и отдельных организмов, спасшихся вместе с ним. Таково значение второго мирового скачка или чуда.

2.2. Природа претерпела катастрофические скачки. К такому выводу пришел французский биолог Ж. Кювье (1769-1832). По фактам окаменелых останков он определил, что в далеком прошлом произошел ряд крупных катаклизмов, погубивших множество организмов (потоп и т.п.). Стало быть основу эволюции природы образуют глобальные качественные сдвиги – перевороты.

3. Эволюция как единство количественной непрерывности и разноплановых скачков. Такое решение укладывается в рамки диалектики, которая объединяет противоположности и выделяет ведущую сторону. В союзе постепенности и скачка приоритет отдается качественным изменениям. Все начинается с количественных изменений. Когда они достигают узловой точки меры, это вызывает скачкообразный переход от старого качества к новому. Если нагревание воды достигает 100° С, то верхняя часть жидкости становится паром. Нечто подобное происходит в более сложных системах. Так, обнищание и недовольство народа достигает некоторой критической точки и происходит социальная революция.

ПРОБЛЕМА:       Могут ли качественные изменения быть постепенными?

1. Благодаря непрерывным и мелким качественным изменениям происходят скачки как радикальные метаморфозы качеств. Данная точка зрения признает большинство качественных преобразований постепенными и непрерывными.

1.1. Незаметные градации превращаются в скачки как коренные превращения одной формы в другую. Эту позицию занял английский философ Г. Спенсер.  Его рассуждения свелись к тому, что гипотеза естественного развития более предпочтительна, чем идея божественного сотворения. Многие современные факты убеждают в том, что некие элементы с возможностями (семена) превращаются в сложные образования (растительные и животные организмы). Здесь как угодно малые превращения производят радикальные преобразования. Таким образом, скачками Спенсер считает лишь некоторые, весьма значимые и заметные качественные переходы. Малые и слабые по интенсивности превращения он относит к не-скачкам.

1.2. Множество случайных новаций переходит в качественное изменение видов. Также как и Спенсер, Ч. Дарвин (1809-1882) утверждал, что природа не делает скачков. Под ними он подразумевал глобальные катастрофы-катаклизмы, случайные же изменения ученый отнёс к непрерывностям, которые лишь подготавливают метаморфозы типа превращений видов жизни.

2. Все качественные преобразования скачкообразны. Эта позиция возникла в лоне немецкой диалектической философии и нашла подтверждение в науке.

2.1. Любое качество абсолютной идеи меняется скачком. В гегелевской системе мировой дух развивается путем качественных превращений. Все они, как мелкие, так и крупные, являются скачками или прерывами постепенности. Любой скачок упреждается количественными переменами, которые нарушают меру.

2.2. Природа делает малые и большие скачки. Физика XX в. ввела в оборот понятие квантового скачка. Переход микрообъекта из одного энергетического состояния в другое происходит дискретно (лат. discretus – прерывный), т.е. с нарушением пространственно-временной непрерывности. В генетике возникло понятие мутации (лат. mutatio – изменение, перемена) как скачкообразного превращения гена, дискретного носителя наследственной информации. В современной космологии возникла концепция Большого взрыва. Здесь признается, что 14-15 млрд. лет назад Вселенная находилась в сверхсжатом состоянии (плотность около 1094 г/см3) и затем в доли секунды стала расширяться и трансформироваться в разные образования и состояния. Некоторым уточнением концепции стала модель инфляции или раздувания (А. Гут, 1980). Когда прошло 10 секунд после начала расширения размеры Вселенной стали увеличиваться в 1050  раз быстрее, чем это было раньше. В ходе расширения произошли все качественные образования. Итак, наука признала скачок универсальной формой изменений.

ПРОБЛЕМА:       Какая направленность эволюции является ведущей, от низшего к высшему или от высшего к низшему?

История философии и науки содержит богатое разнообразие трактовок направленности развития. Нередко в рамках одного направления или течения возникали противоположные модели.

1. Мировое движение – круговорот или циклическая волна.

Такое решение снимает проблему выбора между восхождением и нисхождением. Древняя натурфилософия во многом склонялась к повто­ряющемуся циклу кругового характера, где подъем и упадок периодически меняются (возгорание – потухание, сгущение – разрежение и т.п.).

1.1. Природа движется по механическим кругам. К такому выводу пришли многие представители научного естествознания Нового времени. Механицизм в центр внимания поставил пространственное перемещение, образцом которого стали движения планет. Даже живое стало носителем различных круговых движений типа кровообращения (У. Гарвей).

1.2. «Вечное возвращение» жизненной воли. Ф. Ницше подверг критике понятие прогресса (лат. progressus – поступательное движение). По его мнению, в жизни нет поступательного восхождения к более высокому, как и нет нисходящего регресса (лат. regressus – обратное движение). Реальность пребывает в вечном процессе, где отсутствует направленное развитие, здесь развертывается хаотическая игра волевых импульсов за превосходство в жизненном пространстве. В этой борьбе действий и противодействий многих силовых центров лишь в большом масштабе можно признать цикл «вечного возвращения».

2. Абсолют нисходит от высшего к низшему. Эта идея, взятая лишь в ее последовательной форме, в истории философии встречается, главным образом, в древности.

Творящее нисхождение Единого и Дао. Свой вариант нисходящего творения дал Плотин. Единое истекает полнотой бытия, проявляясь в некий ряд множественных форм: Дух – Душа – материальный космос. Другая версия пути «сверху вниз» представлена даосизмом: Дао-Ян-Инь-ци-дэ-тьма вещей.

3. Развитие как восхождение от низшего к высшему.

Такое решение типично для современных теории прогресса, начало которых положило христианство.

3.1. Божественное творение в форме прогрессивной эволюции. Данный принцип выдвинул французский мыслитель П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Вместо шестидневного акта творения он предложил эволюционную модель. Усложняющееся развитие начинается с эволюции физической материи космоса («преджизнь»), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы (греч. noos – ум, разум) и субъекта общества («сверхжизнь»). На всех этапах эволюцию производит и поддерживает своей действенной Любовью Бог («Омега»), т.е. «находящийся впереди перводвигатель».

3.2. Спиралевидное развитие абсолютной идеи. Согласно Гегелю, мировой дух выступает субъектом, обладающим неисчерпаемой творческой энергией. Заложенные в нем потенции (лат. potentia – сила, мощь) он реализует в логической последовательности триаду: чистая мысль – природа – человеческий дух. Это дает такую динамику, где исходный незамкнутый круг переходит в другой, более высокий незамкнутый круг, а он переходит в другой, более высокий и широкий виток и т.д. Такое движение образует спираль из последовательных состояний, где низшее  предстает в виде абстрактных состояний, а высшее демонстрирует конкретную реальность духа.

3.3. Саморазвитие всех видов материи. Начиная с французских материалистов XVIII в., утверждается идея восходящего развития материи. Пребывание в состоянии неживой природы означало наличие ее скрытых возможностей, которые со временем стали реализовываться в ходе усложняющихся взаимодействий. В этом естественном процессе возникла жизнь и человек. Современная наука хорошо вписывается в такую схему: космология указывает на 14-15 млрд. лет неорганической эволюции вселенной. Из них 3,6 млрд. лет на планете Земля развертывается биоэволюция. Последние 50 тыс. лет падают на развитие человеческого общества. Налицо единство мега- микро- и макроэволюций материальных объектов.

Глобальный эволюционизм

 

Уровень

организации

Сфера

пространства

Наука

Вид

эволюции

Вселенная

Мегамир

Космология

Космическая

Галактика

Мегамир

Астрономия

Космическая

Звёзды

Мегамир

Астрономия

Космическая

Планеты

Мегамир

Астрономия

Космическая

Человеческое общество

Макромир

Гуманитарные науки

Социальная

Этнокультуры

Макромир

Гуманитарные науки

Культурная

Биосфера

Макромир

Экология

Экологическая

Биосообщества

Макромир

Этология

Биотическая

Популяция

Макромир

Популяционная биология

Биотическая

Вид

Макромир

Популяционная биология

Биотическая

Индивид

Макромир

Биология

Биотическая

Клетка

Микромир

Генетика

Биотическая

Молекула

Микромир

Химия

Химическая

Атом

Микромир

Физика

Физическая

Элементарные частицы

Микромир

Физика

Физическая

 

4. Развитие как единство восходящей эволюции и нисхождения.

Идея союза двух основных форм изменчивости получила различные трактовки.

4.1. Творение – грехопадение – восхождение к Богу. В религиозной философии сотворение мира расценивается как главное чудо. Но по своей направленности его следует отнести к нисходящей ветви (от высшего к менее высокому). Грехопадение явно регрессивно, ибо первые люди из божественных существ стали смертными тварями. В дальнейшем начинается длинный и трудный путь восхождения к Богу (эволюция).

4.2. «Жизненный порыв» частично угасает, а в основном развивается. Эта идея, навеянная эволюционной теорией Дарвина, принадлежит А. Бергсону [1859-1941]. Французский мыслитель исходил из единой реальности, которая раздваивается на жизнь и материю в зависимости от абсолютно свободной динамической силы – «жизненного порыва». Хотя в целом последний неисчерпаем, в отдельных индивидах и видах он иссякает, жизнь деградирует, становясь элементами грубой материи, склонной к покою. (Современная наука подтверждает наличие регрессивной, нисходящей тенденции. Из 100 млн. видов, обитавших в разные эпохи на Земле, 98 млн. уже исчезло). Но жизненный порыв прогрессирует через другие виды, демонстрируя чрезвычайное разнообразие древа жизни.

Задания

«В движении человек может стать царем, в покое же становится мудрецом» (Чжуан-цзы). Что здесь более значимо? Свое решение обоснуйте.

«Сани бегут, а оглобли стоят». На какое философское положение наводит эта русская поговорка?

«Все, что движется, движимо чем-либо другим» (Аристотель). Подтверждается ли это положение современной наукой?

Глубокая древность. Философ-учитель заявил своим ученикам, что движения нет. Тогда один из учеников начал ходить, показывая тем самым, что движение существует. Как бы вы поступили на месте учителя?

Литература

Бергсон, А. Творческая эволюция. [Текст] / А. Бергсон. – М., 1999.

Глобальный эволюционизм. [Текст]. – М., 1994.

Что такое развитие? Концепции, реальность, перспективы. [Текст]. – М., 1991.

Энгельс, Ф. Диалектика природы. [Текст] / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. Т. 20.