Тема 2. Философия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

как мировоззренческое мышление

Греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия» (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). «Любовь к мудрости» стала новым явлением, возникшим в VI в. до н.э. в Китае, Индии и Греции.

Немецкий философ К. Ясперс (1883-1969) назвал данный этап «осевым временем», которое феноменом философии соединило три самые развитые цивилизации. Через философию культура мысли обрела новые измерения.

Проблема:  Какие новации принесла с собой философия в культуру вопрошания?

1. Философия установила приоритет разумного сомнения и критику традиций.

Древнее общество было традиционным и все формы мировоззрения существовали на основе веры. С возникновением философии такое положение изменилось и на арене мысли стало утверждаться динамичное сомнение. Древние философы подвергли критике основные представления и ценности старого образа жизни: чувственную очевидность мира, многообразие богов и многое другое. Так, грек Ксенофан (VI-V вв. до н.э.) поставил под вопрос священные представления о богах: «Почему боги должны быть похожи на людей? Отчего боги греков отличаются от эфиопских богов?».

В обычной жизни люди признают существование того, что фиксируется чувствами. В этом и заключается суть «здравого смысла». И вот философы заявили, что чувственный мир иллюзорен и подлинным выступает сверхчувственные начала, которые открываются своеобразно мыслящим разумом. Такие суждения явно противоречат мнениям практического опыта, но только через такое противопоставление могло возникнуть философское знание. Нефилософов оно лишь поражало и удивляло, а новые мыслители вырабатывали осознанную установку на выдвижение вопросов, шокирующих «здравый смысл». «Ожидаю неожиданное» (Гераклит), «Знаю, что ничего не знаю» (Сократ). Философия впервые стала ставить проблемы путем формулирования явных и четких вопросов. Все это стало возможным только в развитой культуре рационального сомнения.

2. Поиск всеобщего и универсального.

Человека, не выходящего за границы практической жизни, окружают конечные вещи и частные процессы. Всякое мировоззрение порывает с этой локальностью и конструирует какой-то широкий и возможный мир. Философия  отличается стремлением к предельно широким возможностям, которые являются всеобщими и бесконечными. Это означает, что содержанием проблем становится мир в целом и его универсальные аспекты. К примеру, мыслителя интересует: «Существует ли в мире универсальная связь?» «Как соотносится всякий покой со всяким движением» и т.п. Здесь уместно сравнить философию с практическим познанием и наукой. Если практика и ученого интересуют единичные факты и общие законы, то философ вопрошает о предельно общем. В философском мировоззрении человек занимает центральное положение. Но если практический опыт и науки изучают детальные аспекты человека, философия стремится выявить его всеобщие измерения: «Каково происхождение человека?» «Какое место занимает человек в мире?» и т.д. В одном отношении философа можно уподобить мифологическому царю Мидасу. Если последний, будучи наказан богами, все, чего он касался, превращал в золото, то философ всегда умудряется через частное помыслить самое общее. Современный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет вполне правомерно назвал философа специалистом по универсуму (лат. universalis – всеобщий).

3. Осмысление предельных оснований человеческой культуры.

Человек не может как Бог творить из ничего. Сырье является необходимостью как для материального, так и для духовного творчества. Для философской мысли существует свой исходный материал и в этом качестве выступает достаточно обобщенный опыт и нефилософские теории. Мыслитель пользуется здесь ранее сложившимися интеллектуальными продуктами, занимая свое место в «разделении труда». То, что для других специалистов, стало конечным результатом, философ делает исходным проблемным пунктом. Так, первое поколение «любителей мудрости» занималось проблематизацией мифов, религии, искусства, языка и социально-практического опыта. Этот материал они подвергли критическому осознанию, рациональной реконструкции и обобщению. С появлением теоретических форм науки, а также, теологии и эстетики область источников философских вопросов существенно расширилась. В дальнейшем сама история философской мысли становится дополнительным предметом проблемного осознания. Правомерно сказать, что философия осмысливает предельные основания всей человеческой культуры.

4. Философии присущи вечные темы с динамикой развития.

Уже первые греческие философы заявили о том, что их интересует не обладание мудростью, а стремление к ней. Иначе говоря, для философа более важен процесс выдвижения проблем и размышление над ними, но отнюдь не получение окончательных результатов. Двадцать шесть веков истории философии как раз и свидетельствуют о высокой сохраняемости основных проблем. Но хотя центральные смыслы философских вопросов остаются прежними, все же здесь происходит своеобразное развитие. Каждый великий мыслитель вносит свой вклад в понимание мировых загадок. Философы учитывают значимые достижения своих предшественников. Можно выделить следующие основные формы совершенствования проблемной культуры философии: а) выделение новых аспектов традиционной темы; б) выявление скрытых оснований известной задачи; в) обобщение широкой проблемы до проблемной универсальности; г) синтез разрозненных аспектов в единую тему.

В проблемную динамику свой вклад вносит явление «актуализации» (лат. actualis – действенный, настоящий). В историческом времени происходит нерегулярная смена предметов внимания и их активное обсуждение. В древние времена мудрецы концентрировали свои мысли на проблеме первосущности, в средние века в центре внимания оказались темы Бога и веры, в Новое время – проблема научного познания. Такое переключение центров проблематизации способствует обновлению и углублению философского знания.

Проблема:  Чем своеобразны операции и правила философских методов?

1. Философская метафора – главный прием древних мыслителей.

Попытаемся восстановить общую схему творчества ранних философов. В качестве проблемного сырья они имели обобщения социально-практического опыта, мифы, религиозные верования, образы искусства. Для целенаправленного преобразования нужны были особые операции и самой эффективной стала философская метафора (греч. metaphora – перенос). Она была открыта в виде комплекса сопряженных умственных действий: а) выделение значимого образа; б) универсализация или перенос частного явления на весь мир. В таком стиле действовали почти все ранние натурфилософы.

В качестве примера можно взять грека Фалеса (VII-VI вв до н.э.). Он выдвинул проблему первоначала (arche): «Из какого естественного элемента возникло все сущее?». Из многообразия практического опыта Фалес выделил эмпирический образ воды, указывавший на высокую проникаемость и подвижность, жизненную ценность, способность к агрегатным трансформациям (испарение, конденсация и т.п.). Мифы выражали центральное положение Океана в мироздании. Фалес придал образу воды космический характер, и она стала мировым первоэлементом. Тем самым узкая эмпирическая абстракция и мифообраз Океана-Посейдона превратились в философему Воды. Последняя потеряла все антропоморфные свойства божества благодаря операции объективизации.

2. Диалектические операции с противоположностями.

Под диалектикой (греч. dialektike – искусство вести беседу) подразумевается философское учение, признающее положительную роль противоположностей в объективном мире и в мышлении человека.

Диалектика опровержения и доказательства. Греческий философ Зенон Элейский (VI-V вв. до н.э.) заложил основы диалектического мышления, где ведущее место заняли операции опровержения и дедуктивного (лат. deductio – выведение) доказательства. Ему принадлежит «доказательство от противного, или приведение к абсурду». Если из общих мыслей-тезисов выводится противоречивое следствие (абсурд), то исходные тезисы следует оценить как ложные. Истиной же будут противоположные утверждения.

Стиль мысли Зенона усовершенствовал греческий мыслитель Сократ (V-IV вв. до н.э.). Он обратил особое внимание на начало философского мышления – проблемность. Это состояние возникает тогда, когда человек переходит от фиксации наличных знаний к обнаружению собственного незнания. Такому переключению установок помогает учитель, задавая ученику вопросы. Когда достигнуто состояние «знаю, что не знаю», начинается обсуждение проблемы и истинный результат рождается в столкновении противоположных взглядов.

Мыслить движение мира как переходы противоположностей. Древние люди фиксировали многочисленный факторы изменчивости различных явлений. В качестве глубинных источников мифы предлагали духов, религии – богов. Эту традицию нарушили первые натурфилософы. Они выработали образ безличных полярных сил, взаимопереходы которых обеспечивают непрерывную динамику бытия. Так, у грека Гераклита (VI-V вв. до н.э.) порождающая мощь мирового огня выражена циклической сменой возгорания и угасания. Все изменения объясняются борьбой противоположностей (прямое – кривое, добро – зло, война – мир и т.п.).

Диалектическое отрицание. Операции древних мыслителей сравнительно просты. В дальнейшем они значительно усложнились. Если взять систему немецкого философа Г.В. Гегеля (1770-1831), то в ней ключевым приемом стало диалектическое отрицание из трех операций. Первое действие сводится к выдвижению «тезиса», который представлен односторонним и застывшим определением. Поэтому последнее подвергается отрицанию. В ходе его у каждого понятия-определения обнаруживаются противоположные суждения, или «антитезисы», что дает цепь противоречий. Последние и выступают движущей силой мышления, когда разум решает противоречия путем обнаружения единства и установления высшего «синтеза» противоположностей. Через отрицание отрицания исходный тезис возводится на более высокий уровень. Такой комплекс из трех основных операций (тезис – антитезис – синтез) получил название «гегелевской триады».

3. Правила философствования.

Философы используют разнообразные правила: законы логики, общенаучные нормы, правила языка и т.п. Есть у них и собственные нормы, связанные с различными философскими концепциями.

Предписания поиска. Вывод о том, что за ближними явлениями пребывает мир потусторонних сущностей, обернулся рекомендацией: «За поверхностью явных событий необходимо искать скрытую основу». Когда школа софистов отказалась изучать внешний космос и обратила внимание исключительно на человека, то Сократ сформулировал правило: «Человек! Познай самого себя». Восточные философы полагали, что активным началом выступает познаваемая сущность, удел человека – пассивное созерцание. Рецепт для китайского мудреца гласит о том, что он должен очистить свое «сердце» от всех страстей и тогда Дао оставит в нем свои следы. Греческие же мыслители советовали не доверять показаниям чувств, и основной упор делали на рациональную работу разума.

Правила-запреты. Нередко предписания формулировались в виде некоторых запретов. Индийские мыслители полагали, что Великий Брахман нельзя выразить речью и разумным определением. Такой же запрет существовал в древнекитайских учениях о Дао. У. Оккам (1280-1349) признал Бога гениальным творцом, создавшим все по очень простому плану. Из этой позиции родилась «бритва Оккама» для философов и ученых: «Не умножай сущности сверх необходимости».

Проблема:  Каково содержательное единство основных философских результатов и теоретических методов философии?

1. Типичные результаты философской мысли и методы философствования совпадают в своем содержании.

В человеческой культуре существует явление «оборачивание результата в предпосылку». То, что в одном цикле деятельности формируется как конечный продукт, в дальнейших циклах становится исходным средством. Данная метаморфоза, где одно и то же содержание играет разные функциональные роли, имеет место как в материальной деятельности, так и в области духовной культуры. Обращение продукта в метод происходит и в философском мышлении. Если некоторое положение было получено в виде всеобщего и нормативного результата, то в дальнейшем применительно к соответствующим проблемам оно используется в качестве метода. Поскольку речь идет о теоретическом компоненте метода, у него нет содержательного отличия от предшествующего продукта (понятия, концепции, учения и т.п.). Данное обстоятельство позволяет одновременно оценивать единое содержание основных философских результатов и ведущих методов.

2. Единицами философского знания (философемами) являются универсальные смыслообразы и категории.

Когда философия еще только возникала, ее элементами становились своеобразные абстракции, занимавшие промежуточное место между образами эмпирического опыта и теоретическими понятиями. Речь идет о смыслообразах, формировавшихся посредством философских метафор. «Вода» Фалеса, «Огонь» и «Река» Гераклита были уже философскими обобщениями, но им еще не хватало понятийной глубины и логической упорядоченности. Эти качества стали вырабатываться позднее, по мере совершенствования философских методов и такие философемы назвали категориями. Если смыслообразы имеют некую сопричастность с эмпирическими образами, то категории противостоят наглядному опыту. Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н.э.) разработал категорию «эйдос». Ее значение определено в разных и дополнительных аспектах: а) противоположность материальных вещей; б) существование в особом идеальном мире; в) общая и неизменная сущность; г) высший образец для материальных явлений. Все это Платон осмыслил в своих трудах, используя логику и абстрактный анализ. Хотя по мере развития философии категории получили явное предпочтение, создание смыслообразов сохранило свою «территорию».

Проблема:  Из каких разделов состоит философское знание?

1. Философия начиналась с онтологии.

В историческом измерении онтология (греч. on – сущее, logos – слово) занимает первое место. Ранние натурфилософы приняли эту эстафету от религиозных мыслителей, которые главное внимание уделяли устройству окружающего мира, о внешней реальности размышлять относительно проще, чем о человеке. Вот почему древняя натурфилософия стала первой формой философствования и ее можно считать первой формой онтологии. Своим предметом последняя имеет внешний мир в целом или его всеобщие измерения. У онтологии есть синоним – метафизика (греч. meta ta physika – то, что за физическим). Так назвали одно из сочинений Аристотеля (IV в. до н.э.), которое он сам назвал «первой философией». Позднее термин «метафизика» совпал по своему значению с онтологией.

2. Философская антропология занимает центральное место.

Философия углубляется в предмет мировоззрения, который представлен отношением человека к миру. Если мир берет на себя онтология, то человека изучает философская антропология. Здесь осмысливается происхождение человека, его место и роль в мире, связь сознания и тела и т.п. Многие философы и ряд современных направлений ограничивается человеческой тематикой.

3. Теория познания углубляет важный аспект человека.

Познание является составной частью человеческой жизни. Эта деятельность весьма сложна, но как раз она и определяет важнейшие стороны бытия людей. Уже древние философы заложили основы гносеологии (греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) и она имеет такую же историю, как и сама философия. В современной теории познания особо выделяются эпистемология (греч. episteme – знание) как теория научного познания и философия языка.

4. В социальной философии разрабатываются теории общества.

Человек есть социальное существо, и данное измерение раскрывает философия общества. Ее истоки опять же тянутся к учениям древних мудрецов. Они поставили такие проблемы, как: связь природы и общества, соотношение экономики, политической власти и общественного сознания, индивид и социальные группы и т.п. Начиная с XIX века, разрабатывается теория ценностей, философия техники и ряд других направлений.

5. Философия истории изучает глобальную направленность жизни человека.

Подлинным родоначальником философии истории стал Аврелий Августин (IV-V вв.), давший христианскую концепцию. С XVIII века появляются нерелигиозные учения, где активно обсуждаются категории прогресса и регресса, вопрос о смысле истории. В русской философии особую актуальность приобрела проблема пути и судьбы России.

6. Философия в зеркале самопознания.

«Что такое философия?». Такое название объединяет несколько книг разных философов XX века. И это вполне показательно для философии, где проблемность в отношении себя имеет непреходящее значение. От Пифагора до Х. Ортеги-и-Гассета сохраняется жгучий интерес к феномену философии. И хотя дано множество самых разных ответов, ни один из них не считается единственно правильным и исчерпывающим. Вопрошание в отношении себя и соответствующие размышления образуют такой раздел, как «философия философии». Его основным предметом является история философии.

Проблема:  Каковы основные проблемы, методы и результаты онтологии?

Вопрос 1. Существует ли объективная реальность и какова ее сущность?

1. Существуют объективная реальность и ее сущность (философский реализм).

Реализм (лат. realis – вещественный, действительный) признает наличие действительности или реальности, которая существует объективно (лат. objectivus – предметный), то есть пребывает до, вне и независимо от человека и его сознания. Эта идея образует весьма широкое направление, включающее течения, которые отличаются выбором сущности.

1.1. Сущностью объективной действительности выступает Бог (религиозно-философский реализм). Такова главная идея любой разновидности религиозной философии как онтологии: иудаизма, ислама, христианства (включая у последнего православие, католичество, протестантизм). Решение всех других вопросов (сотворение мира, спасение человека, соотношение веры и разума и т.п.) определяется данным принципом.

1.2. Сущность объективной реальности представлена мировым сознанием (объективный идеализм). Философема «мировое сознание» есть некоторое обобщение тех образов, которые были выдвинуты многими мыслителями и школами. Для Платона в этом качестве выступали эйдосы, Гегель же предпочел некий мировой разум. Но, что их объединяет, то это – быть нечеловеческим сознанием и определять поведение всего остального (материальных образований и человеческого сознания).

1.3. Объективную реальность и ее сущность образует материя (материализм). Эта разновидность реализма все содержание действительности сводит к материи (лат. materia – вещество) как небожественной и недуховной реальности. Поскольку образы материи развивались, соответственно совершенствовались и формы материализма. Сначала сформировался натурализм (лат. natura – природа), где в качестве сущностей признавались природно-вещественные элементы: вода, огонь и т.п. Затем натурализм стал атомизмом (Демокрит и др.). Французские материалисты XVIII в. представляли материю в виде бесконечной природы, вещи которой состоят из атомов. Нововведением Маркса стала социальная материя с таким ядром как материальное производство.

2. Основой всего является субъективная реальность или человеческое сознание (философский субъективизм и субъективный идеализм).

Данное решение противостоит реализму, ибо здесь главная сила – человек с его чувственностью и мышлением. Субъективистская линия была лишь намечена некоторыми школами древней философии (софисты, киренаики). В эпоху Возрождения и в Новое время в Европе утверждается ценность отдельной личности и тем самым создаются благоприятные условия для развития субъективизма. Д. Юм, И. Кант, И.Г. Фихте и другие философы выдвинули различные варианты субъективного идеализма. В центре внимания оказалась активность человеческого сознания и таких его форм как: чувства, мышление, воля, бессознательное. Возникло множество влиятельных школ и направлений. Реализм получил сильного оппонента.

Вопрос 2. Какую роль играют противоположности в мире?

1. Связь противоположностей является движущей силой развития (диалектика).

1.1. Противоположности придают динамику объективной реальности (объективная диалектика). Данный принцип реализовали все основные философские направления и течения, кроме субъективного идеализма.

Наивная диалектика природных стихий. У древних натурфилософов противоположные силы играли роль источников движения. Так, в китайском мировоззрении мировые перемены были следствием взаимодействия двух всеобщих сил: ян (светлое, мужское) и инь (темное, женское). По мнению грека Гераклита, «вражда» и гармоническое единство противоположностей определяют течение мирового потока, где космический Огонь мерно возгорается и мерно угасает.

Абсолютная идея развивается посредством диалектических противоречий. Это один из основных принципов объективного идеализма Гегеля. Свое логическое развитие мировой дух осуществляет путем становления неких противоположностей и их последующего разрешения через синтез.

Единство и борьба противоположностей – закон развития материи. К. Маркс и Ф. Энгельс переистолковали гегелевскую диалектику на материалистический лад. Противоречие в виде динамичной взаимосвязи противоположностей было понято как движущая сила материальных объектов. Если эволюция природы протекает на основе полярностей, то экономические противоречия определяют ход истории.

1.2. Диалектические противоречия развивают мышление (субъективная диалектика). Это решение выходит за рамки онтологии, но без него оценка диалектики будет неполной.

Диалектика как метод логического доказательства и диалога-спора. В Древней Греции субъективная диалектика возникла как техника логического опровержения. То, чем занимался Зенон Элейский, можно отнести к этой культуре. Эффективное мышление должно начинаться с выявления в знаниях противоречий, что и будет постановкой проблем. К такому выводу пришел Сократ, разработавший методику проблемного диалога, где в ходе взаимодействия вопросов и ответов ученики погружались в творческую проблемную ситуацию и обретали глубокие истины. Как трение дерева о дерево рождает огонь, так и диалектический метод вызывает искру познания (Платон).

2. Диалектические противоположности не существуют в природе и обществе, противоречия мышления суть всегда ошибки (антидиалектика).

Эта позиция присуща философам-субъективистам и тем мыслителям, которые близки к данному направлению.

2.1. Логика против диалектики. Наибольшей критике была подвергнута гегелевская диалектика. Немецкий философ А. Тренделенбург (1802-1872) указал на то, что она включает несколько ошибочных смешений и главное из них – смешение логического противоречия и реальных противоположностей. Объективные оппозиции (притяжение и отталкивание и т.п.) реальны, но они ничего общего не имеют с противоречиями мышления, кото­рые являются ошибками. Гегель вывел диалектику реальности из диалектики мысли и это абсурд.

2.2. У диалектики нет ни объективной, ни субъективной основы. Так заявил немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844-1900). Он полагал, что бессмысленна любая диалектика: как объективная, так и субъективная. «Никаких противоположностей не существует: мы лишь перенесли те противоположности, которые мы имеем в логике, на вещи; на что не имели никакого права». Противоположности в мысли могут дать только логическую ошибку и ее-то мы и переносим на внешний мир. Двойная ошибка делает диалектику абсолютно неконструктивной.

Вопрос 3. Существует ли универсальная связь?

1. Существует всеобщая связь, которая обусловливает все явления (детерминизм).

Детерминизм (лат. determino – определяю) встроен во все основные направления, кроме субъективного идеализма. Здесь признается многообразие форм связи, которые исключают эффект изоляции любого явления. Ядром детерминизма выступает учение о причинной связи: причина порождает следствие. Философские направления и течения дали различные трактовки детерминизма и причинности.

2. Всеобщей связи нет, а есть ограниченные причинные и необхо­димые зависимости (индетерминизм).

Как некоторое общее решение индетерминизм (лат. in – не) возник на основе субъективизма. Если человек становится исключительной мерой реальности, то на этом пути легко прийти к отрицанию объективного и широкого характера связности. Такие возможности реализовали многие видные представители субъективного идеализма.

ПРОБЛЕМА:       Чем отличаются ведущие проблемы, методы и результаты антропологического мышления?

Вопрос 1. Каково значение человека в мире?

1. Место и роль человека в мироздании незначительны (космоцентризм).

Появившись в древности, этот принцип в дальнейшем приобрел некоторую типичность. В роли «космоса» стала выступать вся объективная реальность и те или иные виды сущности: мировой дух, природа и т.п.

2. Человеку принадлежит центральное положение и ключевая роль (антропоцентризм).

Такое решение является радикальным пересмотром космоцентризма. Человек здесь оценивается уже не как рядовая вещь, а как микрокосмос (греч. mikros – малый, kosmos – вселенная), т.е. это сложный мир в относительно малых размерах. Отсюда можно выводить самые неожиданные следствия относительно сущности человека.

ПРОБЛЕМА:       Каковы основные проблемы, методы и результаты теории познания?

Вопрос 1. Может ли человек познать сущность мира?

1. Внешняя сущность принципиально познаваема (гносеологический оптимизм).

Этот принцип поддерживают различные направления. Религиозные философы, объективные идеалисты и материалисты аргументируют по-разному, но их вывод един – сущность бытия доступна познавательным возможностям человека.

2. Сущность мира непознаваема (гносеологический пессимизм, или агностицизм).

Как отрицательное решение агностицизм (греч. agnostos – неизвестный) фокусирует внимание на принципиальных трудностях и сложных барьерах, которые стоят на пути освоения сущности. Существует «отрицательная теология», где утверждается, что суть Бога недоступна познающему человеку. Другие аргументы для обоснования агностицизма с позиции субъективизма предложил И. Кант.

3. Познание внешней реальности сомнительно (познавательный скептицизм).

Данный тезис был выдвинут античными мыслителями, названными скептиками (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий). Эти философы, а в Новое время Д. Юм, тоже обратили внимание на сложные моменты познания, однако они уже не могли игнорировать и очевидные успехи пытливого ума. Из этого от сделали неопределенный вывод о необходимости воздержаться от заявлений, что человек обладает истиной.

Вопрос 2. Какая способность человека играет главную роль в познании?

1. Чувства составляют основу познания (сенсуализм).

Как таковой сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) возник в древней философии, но широкого распространения не получил. Популярным он стал в Новое время в связи с развитием экспериментально-опытного естествознания.

2. Сущность доступна только мыслящему разуму (рационализм).

Философия и наука возникли в русле рационализма (лат. ratio – разум). Без такой установки нельзя было критически преодолеть консерватизм старой картины мира в виде мифа и религии многобожия, которая основывалась на чувственных представлениях. Ядром рационализма стала логика в ее различных формах.

3. Суть человеческого познания определяет вера (философский фидеизм).

Учение, утверждающее первенство веры над разумом, получило название фидеизма (лат. fides – вера). Поначалу речь шла исключительно о религиозной вере как таком состоянии, в котором чувства и представления о Боге не требуют предварительных размышлений. В дальнейшем были признаны и формы нерелигиозной веры.

4. Бессознательное есть основа познавательного творчества (иррационализм).

Эта идея вызрела во второй половине XIX века. Австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал учение, согласно которому бессознательные сексуальные инстинкты определяют содержание сознания. Их энергия «сублимируется» (лат. sublimare – возносить) и воплощается в различные виды научного и мировоззренческого творчества. Такой иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) получил дальнейшее развитие.

5. Все способности участвуют в познании (идея союза, или дополнительности).

Уже в Новое время появилась и стала развиваться идея дополнительности познавательных сил. Проблема приоритета чего-то одного отошла на второй план. Современные модели науки ориентируются на образ взаимосвязи разных способностей.

ПРОБЛЕМА: Является ли философия наукой?

1. Философия как особая теоретическая наука.

Наука делится на эмпирическое и теоретическое исследование. Ясно, что у научной эмпирии (наблюдение, эксперимент, обобщение фактов) и философии почти нет общих точек соприкосновения. Стало быть, речь идет о соотношении научно-теоретического и философского видов мышления.

1.1. Философия есть высшая наука. Таково мнение Аристотеля. Он полагал, что философия (метафизика) является теоретической наукой, которая исследует первые причины и всеобщие начала вещей. В силу достоинств своего предмета она занимает самое высокое место среди остальных наук: физики, астрономии, математики и т.д.

С этой позицией солидаризировался Гегель, изменив аргументацию. Если теоретический рассудок специальных наук выявляет лишь частные законы проявлений мирового духа, то диалектический разум философии способен постичь всеобщую логику духа-идеи. Вот почему философия есть абсолютная наука.

1.2. Диалектический и исторический материализм как научная философия пролетариата. Всю прежнюю философию Маркс отнес к ложной идеологии. Если идеализм переоценил активную роль сознания, то старый материализм обернулся идеализмом в понимании истории и грешил созерцательностью. Их общий недостаток – игнорирование интересов передовых классов. Марксизм попытался сделать материализм последовательным (материалистическое понимание истории) и превратить его в теорию революционной практики рабочего класса. Это и должно было стать главным условием научности новой философии.

2. Философия была и останется формой мировоззрения с элемен­тами научно-теоретического мышления.

Данное решение учитывает общие черты реальной истории философии. Оно не проектирует утопии будущего, а выделяет типичные аргументы из того, что было и есть.

2.1. Если цель науки – объективное знание, то философия развивает ценностное знание. Научное естествознание стремится к объективной истине, из содержания которой устранены всякие влияния ученых. Эта установка присуща и гуманитарным наукам, где человек выступает предметом познания, из теории которого стремятся устранить следы исследователя. Философия же изначально ориентируется на всеобщие аспекты отношения «мир – человек». Даже в онтологии центральная проблема реальности и ее сущности решается в соотношении с человеком (существование до, вне и независимо от человеческого сознания).

2.2. Если наука изучает единичные факты и особенные (общие) законы, то предмет философии – всеобщее. К настоящему времени предметы науки и философии имеют достаточно ясное разграничение. То, что исследует наука, всегда укладывается в единую связь фактов и законов. Ученые исходят из открытых фактов (объяснение) и как бы далеко они не уходили в глубины закономерности, их возвращение к фактам (предсказание) обязательно. Философа интересует всеобщее, которое родственно общим законам, но оно не имеет даже косвенной связи с фактами. Поэтому мышление ученого-теоретика ограничивается фактами и связанными с ними теориями, в то время как философская мысль весьма свободна в своем поиске. Вот почему ее называют спекулятивной (лат. spekulari – рассматривать издалека).

2.3. Если в науке одна теоретическая проблема получает в конце концов одно решение, то в философии по любой проблеме существует неустранимая множественность ответов. Как единичные проявления законов факты скрывают их общее содержание. Вот почему теоретические решения проблем формируются в виде вероятных версий закона, или гипотез. Наличие нескольких предположений не устраивает научное сообщество и выбраковка осуществляется путем выдвижения из каждой гипотезы предсказанных фактов. Экспериментальное подтверждение выделяет искомую гипотезу в качестве одного достоверного результата

В отличие от науки в философии все происходит иначе. Здесь в силу неопределенности всеобщего также выдвигаются некоторые версии и каждая проблема получает несколько возможных решений. Гипотезами их назвать нельзя, так как эмпирической проверке они не подлежат. Всеобщее так удалено от фактов, что практика напрямую здесь не действует. Возможны косвенные выходы на нее с использованием «промежуточных» звеньев (научные теории, доктрины и т.п.), но это чрезвычайно затрудняет оценку собственно философских идей. Отсюда вытекает феномен «вечной» множественности решений по любой философской проблеме.

 

 


Теория

 
                           

 

 


                  

 


        

        

 

 


2.4. У философского и научного видов мышления существуют общие элементы. Теоретическое рассуждение и философская мысль могут совпадать только на уровне правил и операций. Здесь предполагается содержание, значимое для всей интеллектуальной культуры. Типичным примером является формальная логика, ее правила обязательны как в науке, так и в философии. Что же касается операций, то существует очень широкая группа действий, общих для науки и философии: анализ и синтез, абстрагирование, дедукция, систематизация и т.д. Сами по себе эти операции весьма абстрактны и должную специфику им придают специализированные приемы науки или философии.

Сопоставление двух точек зрения показывает, что различение философии и науки является предпочтительным. «Философия есть форма мировоззрения» – эта позиция вполне обоснована.

ПРОБЛЕМА: Какую роль играет философия в обществе?

Существуют весьма резкие оптимистические и пессимистические оценки значимости философии. Если не впадать в крайности, то история философии и современная жизнь позволяют выделить рад реальных функций.

1. Философия развивается как самостоятельная форма мировоззренческой культуры. 

Главная внутренняя роль философии очевидна – заниматься собственным развитием. Хотя философские проблемы несут на себе отпечаток «вечности», но на любом этапе они требуют должного осмысления. Кроме этого, возникают новые вопросы, связанные с анализом новых научных теорий, эстетических учений, социологических доктрин и т.п. Все более возрастает значение философской саморефлексии. Увеличение объема историко-философского материала требует соответствующего осознания. Вся эта работа распределяется по многообразию различных направлений, течений и школ. Исторически в мировом философском сообществе сложилось своеобразное разделение труда: одни объединения философов специализируются на онтологии, другие занимаются вопросами гносеологии, антропологии и другими разделами философской культуры Всемирные философские конгрессы показывают, что при своем почтенном «возрасте» философия имеет хорошие перспективы на будущее.

2. Философия как метод высокой практики.

В ряду внешних функций философии можно выделить ее участие в практической жизни. Речь идет о «высокой» практике, т.е. о такой деятельности, которая определяется теоретическим знанием. Сама по себе философия исключительно редко включается в практику. Как правило, она обслуживает жизненные запросы в сочетании с более конкретной теорией, которая выступает непосредственным методом деятельности. Последний тем самым получает фундаментальное и стратегическое обоснование. При этом в зависимости от вида практики из философии выделяются и используются определенные разделы (онтология, теория познания и т.д.).

2.1. Метод религиозной жизни. Уже у своих истоков философия играла такую роль. Религиозный образ жизни пифагорейской общины был выработан на основе соответствующей метафизики. Подобный стиль стал традицией в Средние века. Философия не только сформировала христианскую и исламскую теологию, но и через нее стала определять стратегические линии борьбы с ересями и взаимоотношения церкви со светской властью. В настоящее время во всех конфессиях (лат. confessionalis – вероисповедный, церковный) религиозная философия через вероучения влияет на принятие значимых решений.

2.2. Стратегия большой политики. Как управление обществом и государством политика занимает важное место в жизни людей. В силу своей сложности она требует особых теорий. Уже древние философы стали обслуживать эту потребность. Многие знаменитые мыслители разрабатывали проекты законодательства и конституции. Одни из них сразу реализовывались на практике, другие приобретали перспективное значение, а третьи становились образцом утопий.

Современная мировая политика также находится под философским влиянием. Основные политические доктрины построены на определенных философских идеях: социальный конфликт или гармония, диалог культур и т.д. Философское осмысление и перспективные решения получили глобальные (фр. global – всеобщий) проблемы: война и мир, экологический кризис и т.д.

2.3. Метод осознания художественного творчества. В практике искусства доминирует интуиция как особый чувственно-духовный опыт, обходящийся без теорий. Но в последнее время усиливается тенденция применения сил рефлексивного разума со стороны художника-творца. Потребность осмысления всех ключевых этапов творчества от замысла до оценки произведения породила эстетику как теорию художественной деятельности. Главной силой ее развития стали теория познания и концепция культуры (ценностей), они выступают необходимым средством создания эстетических учений. Через них философские идеи влияют на судьбу искусства.

2.4. Методология педагогической практики. Воспитание и обучение молодежи традиционно для человеческого общества. В далеком прошлом учила сама жизнь в семье, труде и общении. С появлением школы и университетов потребовалось теоретическое проектирование обучения. В Новое время основы педагогики заложили философы-просветители XVIII в. (К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо и др.). Начальная, средняя и высшая школа получили обоснованную систему обучения и воспитания. В дальнейшем, при разработке новых дидактических стратегий, педагоги-теоретики использовали антропологические учения; идеи социальной философии и гносеологии. Философия играет роль не только метода, но и является методологией, т.е. она дает теорию метода и его различных форм, а также предлагает философские оценки педагогических методов и технологий на перспективность.

3. Философия была и является методом и методологией науки.

История развития науки убедительно показывает, что во многих случаях философия оказывала положительное влияние на исследование. Важно выделить общие и типичные функции.

3.1. Источник фундаментальных идей. Философия нужна науке, главным образом, не на эмпирическом, а на теоретическом уровне. Здесь на высшем этаже решаются самые общие и главные проблемы. Наличные теории науки в данной ситуации сами по себе недостаточны, ибо по степени общности (фундаментальности) они оказываются «ниже» проблемы. Выход из познавательного тупика предлагает философия, всеобщие идеи которой расположены «выше» предмета любого научного вопроса. Из метафизических ресурсов ученые выбирают принципы, соответствующие характеру проблемы, сочетают их с научными теориями и такой сложный по составу метод используют в исследовании. Типичный пример – атомизм. Это детище древнегреческой мысли стало в XVII в. методом физики и химии, что позволило заложить основы нового естествознания.

3.2. Влияние философии на формирование и развитие научной картины мира. Теоретическая наука представлена различными формами знания. Высший и самый значимый результат – фундаментальная теория, из ее выводов (идей) образуется научная картина. Очень сложно определить у новой теории неявный признак фундаментальности. В этой процедуре существенную помощь оказывают онтология и теория познания. Данные разделы также помогают переходить от старой картины к новой в ходе научной революции.

3.3. Разработка методологических моделей развития науки. Совокупный предмет науки – природа и человек. Собственная деятельность ученого не входит в сферу его интересов, но ему важно знать, как он познает. Эту потребность и удовлетворяет философская теория познания. Здесь имеется множество моделей (лат. modulus – мера, образец), раскрывающих суть познавательного процесса. В рамках методологии науки разработаны специализированные схемы научного исследования. Некоторые ученые-теоретики сами строят модели науки, но в этом случае они вынуждены обращаться к богатому философскому опыту осмысления человеческого познания.

Итак, философии присущи разнообразные функции. Студенту как будущему специалисту ее усвоение поможет заложить основы высокой культуры мышления. Это важно в любой сфере деятельности.

Задания

Согласно древней притче трое слепых от рождения пожелали узнать, что такое слон. К ним подвели слона. Один слепой пощупал бивень и сказал, что слон похож на палку. Другой коснулся хобота и сравнил слона с канатом. Третий ощупал ногу и уподобил слона с деревом. На кого более всего похожи эти слепые: на практиков, ученых или философов?

Немецкий поэт и мыслитель И.В. Гете (1749-1832) полагал, что каждому возрасту соответствует своя философия: ребенок – реалист, юноша – идеалист, зрелый мужчина – скептик, старик – религиозный мистик. Выразите к этому свое отношение.

Человеку, который не знал ни геометрии, ни астрономии, ни музыки, но желал учиться философии, Ксенократ (Древняя Греция) заявил: «Это невозможно, ибо тебе не за что ухватить философию». Что имел в виду Ксенократ?

В каком смысле философа можно сравнить с дальтоником (человеком, не различающим цвета)?

«Философ ставит на голову те «вещи», которые прочно стоят на ногах здравого смысла». Какую интерпретацию вы дали бы этому сравнению современного немецкого философа Г.-Г. Гадамера?

Литература

Бибихин, В.В. Язык философии [Текст] / В.В. Бибихин. – М., 1993.

Вольф, Р.П. О философии [Текст] / Р.П. Вольф. – М., 1996.

Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – М.-СПб., 1998.

Капитон, В.П., Шубин, В.И. Природа философского знания. Учебное пособие для студентов и аспирантов [Текст] / В.П. Капитон, В.И. Шубин. – Днепропетровск, 1999.

Мамардашвили, М. Появление философии на фоне мифа [Текст] / М. Мамардашвили. // М. Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. – СПб., 2000.

Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991

Хайдеггер, М. Что это такое – философия? [Текст] / М. Хайдеггер // Вопросы философии, 1993, № 8.

 

как мировоззренческое мышление

Греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия» (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). «Любовь к мудрости» стала новым явлением, возникшим в VI в. до н.э. в Китае, Индии и Греции.

Немецкий философ К. Ясперс (1883-1969) назвал данный этап «осевым временем», которое феноменом философии соединило три самые развитые цивилизации. Через философию культура мысли обрела новые измерения.

Проблема:  Какие новации принесла с собой философия в культуру вопрошания?

1. Философия установила приоритет разумного сомнения и критику традиций.

Древнее общество было традиционным и все формы мировоззрения существовали на основе веры. С возникновением философии такое положение изменилось и на арене мысли стало утверждаться динамичное сомнение. Древние философы подвергли критике основные представления и ценности старого образа жизни: чувственную очевидность мира, многообразие богов и многое другое. Так, грек Ксенофан (VI-V вв. до н.э.) поставил под вопрос священные представления о богах: «Почему боги должны быть похожи на людей? Отчего боги греков отличаются от эфиопских богов?».

В обычной жизни люди признают существование того, что фиксируется чувствами. В этом и заключается суть «здравого смысла». И вот философы заявили, что чувственный мир иллюзорен и подлинным выступает сверхчувственные начала, которые открываются своеобразно мыслящим разумом. Такие суждения явно противоречат мнениям практического опыта, но только через такое противопоставление могло возникнуть философское знание. Нефилософов оно лишь поражало и удивляло, а новые мыслители вырабатывали осознанную установку на выдвижение вопросов, шокирующих «здравый смысл». «Ожидаю неожиданное» (Гераклит), «Знаю, что ничего не знаю» (Сократ). Философия впервые стала ставить проблемы путем формулирования явных и четких вопросов. Все это стало возможным только в развитой культуре рационального сомнения.

2. Поиск всеобщего и универсального.

Человека, не выходящего за границы практической жизни, окружают конечные вещи и частные процессы. Всякое мировоззрение порывает с этой локальностью и конструирует какой-то широкий и возможный мир. Философия  отличается стремлением к предельно широким возможностям, которые являются всеобщими и бесконечными. Это означает, что содержанием проблем становится мир в целом и его универсальные аспекты. К примеру, мыслителя интересует: «Существует ли в мире универсальная связь?» «Как соотносится всякий покой со всяким движением» и т.п. Здесь уместно сравнить философию с практическим познанием и наукой. Если практика и ученого интересуют единичные факты и общие законы, то философ вопрошает о предельно общем. В философском мировоззрении человек занимает центральное положение. Но если практический опыт и науки изучают детальные аспекты человека, философия стремится выявить его всеобщие измерения: «Каково происхождение человека?» «Какое место занимает человек в мире?» и т.д. В одном отношении философа можно уподобить мифологическому царю Мидасу. Если последний, будучи наказан богами, все, чего он касался, превращал в золото, то философ всегда умудряется через частное помыслить самое общее. Современный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет вполне правомерно назвал философа специалистом по универсуму (лат. universalis – всеобщий).

3. Осмысление предельных оснований человеческой культуры.

Человек не может как Бог творить из ничего. Сырье является необходимостью как для материального, так и для духовного творчества. Для философской мысли существует свой исходный материал и в этом качестве выступает достаточно обобщенный опыт и нефилософские теории. Мыслитель пользуется здесь ранее сложившимися интеллектуальными продуктами, занимая свое место в «разделении труда». То, что для других специалистов, стало конечным результатом, философ делает исходным проблемным пунктом. Так, первое поколение «любителей мудрости» занималось проблематизацией мифов, религии, искусства, языка и социально-практического опыта. Этот материал они подвергли критическому осознанию, рациональной реконструкции и обобщению. С появлением теоретических форм науки, а также, теологии и эстетики область источников философских вопросов существенно расширилась. В дальнейшем сама история философской мысли становится дополнительным предметом проблемного осознания. Правомерно сказать, что философия осмысливает предельные основания всей человеческой культуры.

4. Философии присущи вечные темы с динамикой развития.

Уже первые греческие философы заявили о том, что их интересует не обладание мудростью, а стремление к ней. Иначе говоря, для философа более важен процесс выдвижения проблем и размышление над ними, но отнюдь не получение окончательных результатов. Двадцать шесть веков истории философии как раз и свидетельствуют о высокой сохраняемости основных проблем. Но хотя центральные смыслы философских вопросов остаются прежними, все же здесь происходит своеобразное развитие. Каждый великий мыслитель вносит свой вклад в понимание мировых загадок. Философы учитывают значимые достижения своих предшественников. Можно выделить следующие основные формы совершенствования проблемной культуры философии: а) выделение новых аспектов традиционной темы; б) выявление скрытых оснований известной задачи; в) обобщение широкой проблемы до проблемной универсальности; г) синтез разрозненных аспектов в единую тему.

В проблемную динамику свой вклад вносит явление «актуализации» (лат. actualis – действенный, настоящий). В историческом времени происходит нерегулярная смена предметов внимания и их активное обсуждение. В древние времена мудрецы концентрировали свои мысли на проблеме первосущности, в средние века в центре внимания оказались темы Бога и веры, в Новое время – проблема научного познания. Такое переключение центров проблематизации способствует обновлению и углублению философского знания.

Проблема:  Чем своеобразны операции и правила философских методов?

1. Философская метафора – главный прием древних мыслителей.

Попытаемся восстановить общую схему творчества ранних философов. В качестве проблемного сырья они имели обобщения социально-практического опыта, мифы, религиозные верования, образы искусства. Для целенаправленного преобразования нужны были особые операции и самой эффективной стала философская метафора (греч. metaphora – перенос). Она была открыта в виде комплекса сопряженных умственных действий: а) выделение значимого образа; б) универсализация или перенос частного явления на весь мир. В таком стиле действовали почти все ранние натурфилософы.

В качестве примера можно взять грека Фалеса (VII-VI вв до н.э.). Он выдвинул проблему первоначала (arche): «Из какого естественного элемента возникло все сущее?». Из многообразия практического опыта Фалес выделил эмпирический образ воды, указывавший на высокую проникаемость и подвижность, жизненную ценность, способность к агрегатным трансформациям (испарение, конденсация и т.п.). Мифы выражали центральное положение Океана в мироздании. Фалес придал образу воды космический характер, и она стала мировым первоэлементом. Тем самым узкая эмпирическая абстракция и мифообраз Океана-Посейдона превратились в философему Воды. Последняя потеряла все антропоморфные свойства божества благодаря операции объективизации.

2. Диалектические операции с противоположностями.

Под диалектикой (греч. dialektike – искусство вести беседу) подразумевается философское учение, признающее положительную роль противоположностей в объективном мире и в мышлении человека.

Диалектика опровержения и доказательства. Греческий философ Зенон Элейский (VI-V вв. до н.э.) заложил основы диалектического мышления, где ведущее место заняли операции опровержения и дедуктивного (лат. deductio – выведение) доказательства. Ему принадлежит «доказательство от противного, или приведение к абсурду». Если из общих мыслей-тезисов выводится противоречивое следствие (абсурд), то исходные тезисы следует оценить как ложные. Истиной же будут противоположные утверждения.

Стиль мысли Зенона усовершенствовал греческий мыслитель Сократ (V-IV вв. до н.э.). Он обратил особое внимание на начало философского мышления – проблемность. Это состояние возникает тогда, когда человек переходит от фиксации наличных знаний к обнаружению собственного незнания. Такому переключению установок помогает учитель, задавая ученику вопросы. Когда достигнуто состояние «знаю, что не знаю», начинается обсуждение проблемы и истинный результат рождается в столкновении противоположных взглядов.

Мыслить движение мира как переходы противоположностей. Древние люди фиксировали многочисленный факторы изменчивости различных явлений. В качестве глубинных источников мифы предлагали духов, религии – богов. Эту традицию нарушили первые натурфилософы. Они выработали образ безличных полярных сил, взаимопереходы которых обеспечивают непрерывную динамику бытия. Так, у грека Гераклита (VI-V вв. до н.э.) порождающая мощь мирового огня выражена циклической сменой возгорания и угасания. Все изменения объясняются борьбой противоположностей (прямое – кривое, добро – зло, война – мир и т.п.).

Диалектическое отрицание. Операции древних мыслителей сравнительно просты. В дальнейшем они значительно усложнились. Если взять систему немецкого философа Г.В. Гегеля (1770-1831), то в ней ключевым приемом стало диалектическое отрицание из трех операций. Первое действие сводится к выдвижению «тезиса», который представлен односторонним и застывшим определением. Поэтому последнее подвергается отрицанию. В ходе его у каждого понятия-определения обнаруживаются противоположные суждения, или «антитезисы», что дает цепь противоречий. Последние и выступают движущей силой мышления, когда разум решает противоречия путем обнаружения единства и установления высшего «синтеза» противоположностей. Через отрицание отрицания исходный тезис возводится на более высокий уровень. Такой комплекс из трех основных операций (тезис – антитезис – синтез) получил название «гегелевской триады».

3. Правила философствования.

Философы используют разнообразные правила: законы логики, общенаучные нормы, правила языка и т.п. Есть у них и собственные нормы, связанные с различными философскими концепциями.

Предписания поиска. Вывод о том, что за ближними явлениями пребывает мир потусторонних сущностей, обернулся рекомендацией: «За поверхностью явных событий необходимо искать скрытую основу». Когда школа софистов отказалась изучать внешний космос и обратила внимание исключительно на человека, то Сократ сформулировал правило: «Человек! Познай самого себя». Восточные философы полагали, что активным началом выступает познаваемая сущность, удел человека – пассивное созерцание. Рецепт для китайского мудреца гласит о том, что он должен очистить свое «сердце» от всех страстей и тогда Дао оставит в нем свои следы. Греческие же мыслители советовали не доверять показаниям чувств, и основной упор делали на рациональную работу разума.

Правила-запреты. Нередко предписания формулировались в виде некоторых запретов. Индийские мыслители полагали, что Великий Брахман нельзя выразить речью и разумным определением. Такой же запрет существовал в древнекитайских учениях о Дао. У. Оккам (1280-1349) признал Бога гениальным творцом, создавшим все по очень простому плану. Из этой позиции родилась «бритва Оккама» для философов и ученых: «Не умножай сущности сверх необходимости».

Проблема:  Каково содержательное единство основных философских результатов и теоретических методов философии?

1. Типичные результаты философской мысли и методы философствования совпадают в своем содержании.

В человеческой культуре существует явление «оборачивание результата в предпосылку». То, что в одном цикле деятельности формируется как конечный продукт, в дальнейших циклах становится исходным средством. Данная метаморфоза, где одно и то же содержание играет разные функциональные роли, имеет место как в материальной деятельности, так и в области духовной культуры. Обращение продукта в метод происходит и в философском мышлении. Если некоторое положение было получено в виде всеобщего и нормативного результата, то в дальнейшем применительно к соответствующим проблемам оно используется в качестве метода. Поскольку речь идет о теоретическом компоненте метода, у него нет содержательного отличия от предшествующего продукта (понятия, концепции, учения и т.п.). Данное обстоятельство позволяет одновременно оценивать единое содержание основных философских результатов и ведущих методов.

2. Единицами философского знания (философемами) являются универсальные смыслообразы и категории.

Когда философия еще только возникала, ее элементами становились своеобразные абстракции, занимавшие промежуточное место между образами эмпирического опыта и теоретическими понятиями. Речь идет о смыслообразах, формировавшихся посредством философских метафор. «Вода» Фалеса, «Огонь» и «Река» Гераклита были уже философскими обобщениями, но им еще не хватало понятийной глубины и логической упорядоченности. Эти качества стали вырабатываться позднее, по мере совершенствования философских методов и такие философемы назвали категориями. Если смыслообразы имеют некую сопричастность с эмпирическими образами, то категории противостоят наглядному опыту. Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н.э.) разработал категорию «эйдос». Ее значение определено в разных и дополнительных аспектах: а) противоположность материальных вещей; б) существование в особом идеальном мире; в) общая и неизменная сущность; г) высший образец для материальных явлений. Все это Платон осмыслил в своих трудах, используя логику и абстрактный анализ. Хотя по мере развития философии категории получили явное предпочтение, создание смыслообразов сохранило свою «территорию».

Проблема:  Из каких разделов состоит философское знание?

1. Философия начиналась с онтологии.

В историческом измерении онтология (греч. on – сущее, logos – слово) занимает первое место. Ранние натурфилософы приняли эту эстафету от религиозных мыслителей, которые главное внимание уделяли устройству окружающего мира, о внешней реальности размышлять относительно проще, чем о человеке. Вот почему древняя натурфилософия стала первой формой философствования и ее можно считать первой формой онтологии. Своим предметом последняя имеет внешний мир в целом или его всеобщие измерения. У онтологии есть синоним – метафизика (греч. meta ta physika – то, что за физическим). Так назвали одно из сочинений Аристотеля (IV в. до н.э.), которое он сам назвал «первой философией». Позднее термин «метафизика» совпал по своему значению с онтологией.

2. Философская антропология занимает центральное место.

Философия углубляется в предмет мировоззрения, который представлен отношением человека к миру. Если мир берет на себя онтология, то человека изучает философская антропология. Здесь осмысливается происхождение человека, его место и роль в мире, связь сознания и тела и т.п. Многие философы и ряд современных направлений ограничивается человеческой тематикой.

3. Теория познания углубляет важный аспект человека.

Познание является составной частью человеческой жизни. Эта деятельность весьма сложна, но как раз она и определяет важнейшие стороны бытия людей. Уже древние философы заложили основы гносеологии (греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) и она имеет такую же историю, как и сама философия. В современной теории познания особо выделяются эпистемология (греч. episteme – знание) как теория научного познания и философия языка.

4. В социальной философии разрабатываются теории общества.

Человек есть социальное существо, и данное измерение раскрывает философия общества. Ее истоки опять же тянутся к учениям древних мудрецов. Они поставили такие проблемы, как: связь природы и общества, соотношение экономики, политической власти и общественного сознания, индивид и социальные группы и т.п. Начиная с XIX века, разрабатывается теория ценностей, философия техники и ряд других направлений.

5. Философия истории изучает глобальную направленность жизни человека.

Подлинным родоначальником философии истории стал Аврелий Августин (IV-V вв.), давший христианскую концепцию. С XVIII века появляются нерелигиозные учения, где активно обсуждаются категории прогресса и регресса, вопрос о смысле истории. В русской философии особую актуальность приобрела проблема пути и судьбы России.

6. Философия в зеркале самопознания.

«Что такое философия?». Такое название объединяет несколько книг разных философов XX века. И это вполне показательно для философии, где проблемность в отношении себя имеет непреходящее значение. От Пифагора до Х. Ортеги-и-Гассета сохраняется жгучий интерес к феномену философии. И хотя дано множество самых разных ответов, ни один из них не считается единственно правильным и исчерпывающим. Вопрошание в отношении себя и соответствующие размышления образуют такой раздел, как «философия философии». Его основным предметом является история философии.

Проблема:  Каковы основные проблемы, методы и результаты онтологии?

Вопрос 1. Существует ли объективная реальность и какова ее сущность?

1. Существуют объективная реальность и ее сущность (философский реализм).

Реализм (лат. realis – вещественный, действительный) признает наличие действительности или реальности, которая существует объективно (лат. objectivus – предметный), то есть пребывает до, вне и независимо от человека и его сознания. Эта идея образует весьма широкое направление, включающее течения, которые отличаются выбором сущности.

1.1. Сущностью объективной действительности выступает Бог (религиозно-философский реализм). Такова главная идея любой разновидности религиозной философии как онтологии: иудаизма, ислама, христианства (включая у последнего православие, католичество, протестантизм). Решение всех других вопросов (сотворение мира, спасение человека, соотношение веры и разума и т.п.) определяется данным принципом.

1.2. Сущность объективной реальности представлена мировым сознанием (объективный идеализм). Философема «мировое сознание» есть некоторое обобщение тех образов, которые были выдвинуты многими мыслителями и школами. Для Платона в этом качестве выступали эйдосы, Гегель же предпочел некий мировой разум. Но, что их объединяет, то это – быть нечеловеческим сознанием и определять поведение всего остального (материальных образований и человеческого сознания).

1.3. Объективную реальность и ее сущность образует материя (материализм). Эта разновидность реализма все содержание действительности сводит к материи (лат. materia – вещество) как небожественной и недуховной реальности. Поскольку образы материи развивались, соответственно совершенствовались и формы материализма. Сначала сформировался натурализм (лат. natura – природа), где в качестве сущностей признавались природно-вещественные элементы: вода, огонь и т.п. Затем натурализм стал атомизмом (Демокрит и др.). Французские материалисты XVIII в. представляли материю в виде бесконечной природы, вещи которой состоят из атомов. Нововведением Маркса стала социальная материя с таким ядром как материальное производство.

2. Основой всего является субъективная реальность или человеческое сознание (философский субъективизм и субъективный идеализм).

Данное решение противостоит реализму, ибо здесь главная сила – человек с его чувственностью и мышлением. Субъективистская линия была лишь намечена некоторыми школами древней философии (софисты, киренаики). В эпоху Возрождения и в Новое время в Европе утверждается ценность отдельной личности и тем самым создаются благоприятные условия для развития субъективизма. Д. Юм, И. Кант, И.Г. Фихте и другие философы выдвинули различные варианты субъективного идеализма. В центре внимания оказалась активность человеческого сознания и таких его форм как: чувства, мышление, воля, бессознательное. Возникло множество влиятельных школ и направлений. Реализм получил сильного оппонента.

Вопрос 2. Какую роль играют противоположности в мире?

1. Связь противоположностей является движущей силой развития (диалектика).

1.1. Противоположности придают динамику объективной реальности (объективная диалектика). Данный принцип реализовали все основные философские направления и течения, кроме субъективного идеализма.

Наивная диалектика природных стихий. У древних натурфилософов противоположные силы играли роль источников движения. Так, в китайском мировоззрении мировые перемены были следствием взаимодействия двух всеобщих сил: ян (светлое, мужское) и инь (темное, женское). По мнению грека Гераклита, «вражда» и гармоническое единство противоположностей определяют течение мирового потока, где космический Огонь мерно возгорается и мерно угасает.

Абсолютная идея развивается посредством диалектических противоречий. Это один из основных принципов объективного идеализма Гегеля. Свое логическое развитие мировой дух осуществляет путем становления неких противоположностей и их последующего разрешения через синтез.

Единство и борьба противоположностей – закон развития материи. К. Маркс и Ф. Энгельс переистолковали гегелевскую диалектику на материалистический лад. Противоречие в виде динамичной взаимосвязи противоположностей было понято как движущая сила материальных объектов. Если эволюция природы протекает на основе полярностей, то экономические противоречия определяют ход истории.

1.2. Диалектические противоречия развивают мышление (субъективная диалектика). Это решение выходит за рамки онтологии, но без него оценка диалектики будет неполной.

Диалектика как метод логического доказательства и диалога-спора. В Древней Греции субъективная диалектика возникла как техника логического опровержения. То, чем занимался Зенон Элейский, можно отнести к этой культуре. Эффективное мышление должно начинаться с выявления в знаниях противоречий, что и будет постановкой проблем. К такому выводу пришел Сократ, разработавший методику проблемного диалога, где в ходе взаимодействия вопросов и ответов ученики погружались в творческую проблемную ситуацию и обретали глубокие истины. Как трение дерева о дерево рождает огонь, так и диалектический метод вызывает искру познания (Платон).

2. Диалектические противоположности не существуют в природе и обществе, противоречия мышления суть всегда ошибки (антидиалектика).

Эта позиция присуща философам-субъективистам и тем мыслителям, которые близки к данному направлению.

2.1. Логика против диалектики. Наибольшей критике была подвергнута гегелевская диалектика. Немецкий философ А. Тренделенбург (1802-1872) указал на то, что она включает несколько ошибочных смешений и главное из них – смешение логического противоречия и реальных противоположностей. Объективные оппозиции (притяжение и отталкивание и т.п.) реальны, но они ничего общего не имеют с противоречиями мышления, кото­рые являются ошибками. Гегель вывел диалектику реальности из диалектики мысли и это абсурд.

2.2. У диалектики нет ни объективной, ни субъективной основы. Так заявил немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844-1900). Он полагал, что бессмысленна любая диалектика: как объективная, так и субъективная. «Никаких противоположностей не существует: мы лишь перенесли те противоположности, которые мы имеем в логике, на вещи; на что не имели никакого права». Противоположности в мысли могут дать только логическую ошибку и ее-то мы и переносим на внешний мир. Двойная ошибка делает диалектику абсолютно неконструктивной.

Вопрос 3. Существует ли универсальная связь?

1. Существует всеобщая связь, которая обусловливает все явления (детерминизм).

Детерминизм (лат. determino – определяю) встроен во все основные направления, кроме субъективного идеализма. Здесь признается многообразие форм связи, которые исключают эффект изоляции любого явления. Ядром детерминизма выступает учение о причинной связи: причина порождает следствие. Философские направления и течения дали различные трактовки детерминизма и причинности.

2. Всеобщей связи нет, а есть ограниченные причинные и необхо­димые зависимости (индетерминизм).

Как некоторое общее решение индетерминизм (лат. in – не) возник на основе субъективизма. Если человек становится исключительной мерой реальности, то на этом пути легко прийти к отрицанию объективного и широкого характера связности. Такие возможности реализовали многие видные представители субъективного идеализма.

ПРОБЛЕМА:       Чем отличаются ведущие проблемы, методы и результаты антропологического мышления?

Вопрос 1. Каково значение человека в мире?

1. Место и роль человека в мироздании незначительны (космоцентризм).

Появившись в древности, этот принцип в дальнейшем приобрел некоторую типичность. В роли «космоса» стала выступать вся объективная реальность и те или иные виды сущности: мировой дух, природа и т.п.

2. Человеку принадлежит центральное положение и ключевая роль (антропоцентризм).

Такое решение является радикальным пересмотром космоцентризма. Человек здесь оценивается уже не как рядовая вещь, а как микрокосмос (греч. mikros – малый, kosmos – вселенная), т.е. это сложный мир в относительно малых размерах. Отсюда можно выводить самые неожиданные следствия относительно сущности человека.

ПРОБЛЕМА:       Каковы основные проблемы, методы и результаты теории познания?

Вопрос 1. Может ли человек познать сущность мира?

1. Внешняя сущность принципиально познаваема (гносеологический оптимизм).

Этот принцип поддерживают различные направления. Религиозные философы, объективные идеалисты и материалисты аргументируют по-разному, но их вывод един – сущность бытия доступна познавательным возможностям человека.

2. Сущность мира непознаваема (гносеологический пессимизм, или агностицизм).

Как отрицательное решение агностицизм (греч. agnostos – неизвестный) фокусирует внимание на принципиальных трудностях и сложных барьерах, которые стоят на пути освоения сущности. Существует «отрицательная теология», где утверждается, что суть Бога недоступна познающему человеку. Другие аргументы для обоснования агностицизма с позиции субъективизма предложил И. Кант.

3. Познание внешней реальности сомнительно (познавательный скептицизм).

Данный тезис был выдвинут античными мыслителями, названными скептиками (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий). Эти философы, а в Новое время Д. Юм, тоже обратили внимание на сложные моменты познания, однако они уже не могли игнорировать и очевидные успехи пытливого ума. Из этого от сделали неопределенный вывод о необходимости воздержаться от заявлений, что человек обладает истиной.

Вопрос 2. Какая способность человека играет главную роль в познании?

1. Чувства составляют основу познания (сенсуализм).

Как таковой сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) возник в древней философии, но широкого распространения не получил. Популярным он стал в Новое время в связи с развитием экспериментально-опытного естествознания.

2. Сущность доступна только мыслящему разуму (рационализм).

Философия и наука возникли в русле рационализма (лат. ratio – разум). Без такой установки нельзя было критически преодолеть консерватизм старой картины мира в виде мифа и религии многобожия, которая основывалась на чувственных представлениях. Ядром рационализма стала логика в ее различных формах.

3. Суть человеческого познания определяет вера (философский фидеизм).

Учение, утверждающее первенство веры над разумом, получило название фидеизма (лат. fides – вера). Поначалу речь шла исключительно о религиозной вере как таком состоянии, в котором чувства и представления о Боге не требуют предварительных размышлений. В дальнейшем были признаны и формы нерелигиозной веры.

4. Бессознательное есть основа познавательного творчества (иррационализм).

Эта идея вызрела во второй половине XIX века. Австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал учение, согласно которому бессознательные сексуальные инстинкты определяют содержание сознания. Их энергия «сублимируется» (лат. sublimare – возносить) и воплощается в различные виды научного и мировоззренческого творчества. Такой иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) получил дальнейшее развитие.

5. Все способности участвуют в познании (идея союза, или дополнительности).

Уже в Новое время появилась и стала развиваться идея дополнительности познавательных сил. Проблема приоритета чего-то одного отошла на второй план. Современные модели науки ориентируются на образ взаимосвязи разных способностей.

ПРОБЛЕМА: Является ли философия наукой?

1. Философия как особая теоретическая наука.

Наука делится на эмпирическое и теоретическое исследование. Ясно, что у научной эмпирии (наблюдение, эксперимент, обобщение фактов) и философии почти нет общих точек соприкосновения. Стало быть, речь идет о соотношении научно-теоретического и философского видов мышления.

1.1. Философия есть высшая наука. Таково мнение Аристотеля. Он полагал, что философия (метафизика) является теоретической наукой, которая исследует первые причины и всеобщие начала вещей. В силу достоинств своего предмета она занимает самое высокое место среди остальных наук: физики, астрономии, математики и т.д.

С этой позицией солидаризировался Гегель, изменив аргументацию. Если теоретический рассудок специальных наук выявляет лишь частные законы проявлений мирового духа, то диалектический разум философии способен постичь всеобщую логику духа-идеи. Вот почему философия есть абсолютная наука.

1.2. Диалектический и исторический материализм как научная философия пролетариата. Всю прежнюю философию Маркс отнес к ложной идеологии. Если идеализм переоценил активную роль сознания, то старый материализм обернулся идеализмом в понимании истории и грешил созерцательностью. Их общий недостаток – игнорирование интересов передовых классов. Марксизм попытался сделать материализм последовательным (материалистическое понимание истории) и превратить его в теорию революционной практики рабочего класса. Это и должно было стать главным условием научности новой философии.

2. Философия была и останется формой мировоззрения с элемен­тами научно-теоретического мышления.

Данное решение учитывает общие черты реальной истории философии. Оно не проектирует утопии будущего, а выделяет типичные аргументы из того, что было и есть.

2.1. Если цель науки – объективное знание, то философия развивает ценностное знание. Научное естествознание стремится к объективной истине, из содержания которой устранены всякие влияния ученых. Эта установка присуща и гуманитарным наукам, где человек выступает предметом познания, из теории которого стремятся устранить следы исследователя. Философия же изначально ориентируется на всеобщие аспекты отношения «мир – человек». Даже в онтологии центральная проблема реальности и ее сущности решается в соотношении с человеком (существование до, вне и независимо от человеческого сознания).

2.2. Если наука изучает единичные факты и особенные (общие) законы, то предмет философии – всеобщее. К настоящему времени предметы науки и философии имеют достаточно ясное разграничение. То, что исследует наука, всегда укладывается в единую связь фактов и законов. Ученые исходят из открытых фактов (объяснение) и как бы далеко они не уходили в глубины закономерности, их возвращение к фактам (предсказание) обязательно. Философа интересует всеобщее, которое родственно общим законам, но оно не имеет даже косвенной связи с фактами. Поэтому мышление ученого-теоретика ограничивается фактами и связанными с ними теориями, в то время как философская мысль весьма свободна в своем поиске. Вот почему ее называют спекулятивной (лат. spekulari – рассматривать издалека).

2.3. Если в науке одна теоретическая проблема получает в конце концов одно решение, то в философии по любой проблеме существует неустранимая множественность ответов. Как единичные проявления законов факты скрывают их общее содержание. Вот почему теоретические решения проблем формируются в виде вероятных версий закона, или гипотез. Наличие нескольких предположений не устраивает научное сообщество и выбраковка осуществляется путем выдвижения из каждой гипотезы предсказанных фактов. Экспериментальное подтверждение выделяет искомую гипотезу в качестве одного достоверного результата

В отличие от науки в философии все происходит иначе. Здесь в силу неопределенности всеобщего также выдвигаются некоторые версии и каждая проблема получает несколько возможных решений. Гипотезами их назвать нельзя, так как эмпирической проверке они не подлежат. Всеобщее так удалено от фактов, что практика напрямую здесь не действует. Возможны косвенные выходы на нее с использованием «промежуточных» звеньев (научные теории, доктрины и т.п.), но это чрезвычайно затрудняет оценку собственно философских идей. Отсюда вытекает феномен «вечной» множественности решений по любой философской проблеме.

 

 


Теория

 
                           

 

 


                  

 


        

        

 

 


2.4. У философского и научного видов мышления существуют общие элементы. Теоретическое рассуждение и философская мысль могут совпадать только на уровне правил и операций. Здесь предполагается содержание, значимое для всей интеллектуальной культуры. Типичным примером является формальная логика, ее правила обязательны как в науке, так и в философии. Что же касается операций, то существует очень широкая группа действий, общих для науки и философии: анализ и синтез, абстрагирование, дедукция, систематизация и т.д. Сами по себе эти операции весьма абстрактны и должную специфику им придают специализированные приемы науки или философии.

Сопоставление двух точек зрения показывает, что различение философии и науки является предпочтительным. «Философия есть форма мировоззрения» – эта позиция вполне обоснована.

ПРОБЛЕМА: Какую роль играет философия в обществе?

Существуют весьма резкие оптимистические и пессимистические оценки значимости философии. Если не впадать в крайности, то история философии и современная жизнь позволяют выделить рад реальных функций.

1. Философия развивается как самостоятельная форма мировоззренческой культуры. 

Главная внутренняя роль философии очевидна – заниматься собственным развитием. Хотя философские проблемы несут на себе отпечаток «вечности», но на любом этапе они требуют должного осмысления. Кроме этого, возникают новые вопросы, связанные с анализом новых научных теорий, эстетических учений, социологических доктрин и т.п. Все более возрастает значение философской саморефлексии. Увеличение объема историко-философского материала требует соответствующего осознания. Вся эта работа распределяется по многообразию различных направлений, течений и школ. Исторически в мировом философском сообществе сложилось своеобразное разделение труда: одни объединения философов специализируются на онтологии, другие занимаются вопросами гносеологии, антропологии и другими разделами философской культуры Всемирные философские конгрессы показывают, что при своем почтенном «возрасте» философия имеет хорошие перспективы на будущее.

2. Философия как метод высокой практики.

В ряду внешних функций философии можно выделить ее участие в практической жизни. Речь идет о «высокой» практике, т.е. о такой деятельности, которая определяется теоретическим знанием. Сама по себе философия исключительно редко включается в практику. Как правило, она обслуживает жизненные запросы в сочетании с более конкретной теорией, которая выступает непосредственным методом деятельности. Последний тем самым получает фундаментальное и стратегическое обоснование. При этом в зависимости от вида практики из философии выделяются и используются определенные разделы (онтология, теория познания и т.д.).

2.1. Метод религиозной жизни. Уже у своих истоков философия играла такую роль. Религиозный образ жизни пифагорейской общины был выработан на основе соответствующей метафизики. Подобный стиль стал традицией в Средние века. Философия не только сформировала христианскую и исламскую теологию, но и через нее стала определять стратегические линии борьбы с ересями и взаимоотношения церкви со светской властью. В настоящее время во всех конфессиях (лат. confessionalis – вероисповедный, церковный) религиозная философия через вероучения влияет на принятие значимых решений.

2.2. Стратегия большой политики. Как управление обществом и государством политика занимает важное место в жизни людей. В силу своей сложности она требует особых теорий. Уже древние философы стали обслуживать эту потребность. Многие знаменитые мыслители разрабатывали проекты законодательства и конституции. Одни из них сразу реализовывались на практике, другие приобретали перспективное значение, а третьи становились образцом утопий.

Современная мировая политика также находится под философским влиянием. Основные политические доктрины построены на определенных философских идеях: социальный конфликт или гармония, диалог культур и т.д. Философское осмысление и перспективные решения получили глобальные (фр. global – всеобщий) проблемы: война и мир, экологический кризис и т.д.

2.3. Метод осознания художественного творчества. В практике искусства доминирует интуиция как особый чувственно-духовный опыт, обходящийся без теорий. Но в последнее время усиливается тенденция применения сил рефлексивного разума со стороны художника-творца. Потребность осмысления всех ключевых этапов творчества от замысла до оценки произведения породила эстетику как теорию художественной деятельности. Главной силой ее развития стали теория познания и концепция культуры (ценностей), они выступают необходимым средством создания эстетических учений. Через них философские идеи влияют на судьбу искусства.

2.4. Методология педагогической практики. Воспитание и обучение молодежи традиционно для человеческого общества. В далеком прошлом учила сама жизнь в семье, труде и общении. С появлением школы и университетов потребовалось теоретическое проектирование обучения. В Новое время основы педагогики заложили философы-просветители XVIII в. (К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо и др.). Начальная, средняя и высшая школа получили обоснованную систему обучения и воспитания. В дальнейшем, при разработке новых дидактических стратегий, педагоги-теоретики использовали антропологические учения; идеи социальной философии и гносеологии. Философия играет роль не только метода, но и является методологией, т.е. она дает теорию метода и его различных форм, а также предлагает философские оценки педагогических методов и технологий на перспективность.

3. Философия была и является методом и методологией науки.

История развития науки убедительно показывает, что во многих случаях философия оказывала положительное влияние на исследование. Важно выделить общие и типичные функции.

3.1. Источник фундаментальных идей. Философия нужна науке, главным образом, не на эмпирическом, а на теоретическом уровне. Здесь на высшем этаже решаются самые общие и главные проблемы. Наличные теории науки в данной ситуации сами по себе недостаточны, ибо по степени общности (фундаментальности) они оказываются «ниже» проблемы. Выход из познавательного тупика предлагает философия, всеобщие идеи которой расположены «выше» предмета любого научного вопроса. Из метафизических ресурсов ученые выбирают принципы, соответствующие характеру проблемы, сочетают их с научными теориями и такой сложный по составу метод используют в исследовании. Типичный пример – атомизм. Это детище древнегреческой мысли стало в XVII в. методом физики и химии, что позволило заложить основы нового естествознания.

3.2. Влияние философии на формирование и развитие научной картины мира. Теоретическая наука представлена различными формами знания. Высший и самый значимый результат – фундаментальная теория, из ее выводов (идей) образуется научная картина. Очень сложно определить у новой теории неявный признак фундаментальности. В этой процедуре существенную помощь оказывают онтология и теория познания. Данные разделы также помогают переходить от старой картины к новой в ходе научной революции.

3.3. Разработка методологических моделей развития науки. Совокупный предмет науки – природа и человек. Собственная деятельность ученого не входит в сферу его интересов, но ему важно знать, как он познает. Эту потребность и удовлетворяет философская теория познания. Здесь имеется множество моделей (лат. modulus – мера, образец), раскрывающих суть познавательного процесса. В рамках методологии науки разработаны специализированные схемы научного исследования. Некоторые ученые-теоретики сами строят модели науки, но в этом случае они вынуждены обращаться к богатому философскому опыту осмысления человеческого познания.

Итак, философии присущи разнообразные функции. Студенту как будущему специалисту ее усвоение поможет заложить основы высокой культуры мышления. Это важно в любой сфере деятельности.

Задания

Согласно древней притче трое слепых от рождения пожелали узнать, что такое слон. К ним подвели слона. Один слепой пощупал бивень и сказал, что слон похож на палку. Другой коснулся хобота и сравнил слона с канатом. Третий ощупал ногу и уподобил слона с деревом. На кого более всего похожи эти слепые: на практиков, ученых или философов?

Немецкий поэт и мыслитель И.В. Гете (1749-1832) полагал, что каждому возрасту соответствует своя философия: ребенок – реалист, юноша – идеалист, зрелый мужчина – скептик, старик – религиозный мистик. Выразите к этому свое отношение.

Человеку, который не знал ни геометрии, ни астрономии, ни музыки, но желал учиться философии, Ксенократ (Древняя Греция) заявил: «Это невозможно, ибо тебе не за что ухватить философию». Что имел в виду Ксенократ?

В каком смысле философа можно сравнить с дальтоником (человеком, не различающим цвета)?

«Философ ставит на голову те «вещи», которые прочно стоят на ногах здравого смысла». Какую интерпретацию вы дали бы этому сравнению современного немецкого философа Г.-Г. Гадамера?

Литература

Бибихин, В.В. Язык философии [Текст] / В.В. Бибихин. – М., 1993.

Вольф, Р.П. О философии [Текст] / Р.П. Вольф. – М., 1996.

Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – М.-СПб., 1998.

Капитон, В.П., Шубин, В.И. Природа философского знания. Учебное пособие для студентов и аспирантов [Текст] / В.П. Капитон, В.И. Шубин. – Днепропетровск, 1999.

Мамардашвили, М. Появление философии на фоне мифа [Текст] / М. Мамардашвили. // М. Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. – СПб., 2000.

Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991

Хайдеггер, М. Что это такое – философия? [Текст] / М. Хайдеггер // Вопросы философии, 1993, № 8.