ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с раз­личными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй внеш­них отношений должен соблюдаться всеми членами союза. То, что право предписывает людям, называется его содер­жанием. Понятно, что правовые нормы, указывая каждому обязательные пределы в его внешней деятельности, могут позволить известные внешние поступки, но могут их и воспретить, и в то же время, воспрещая одно, они могут повелеть делать другое. Право всегда указывает человеку то, что «можно», то, чего ему «нельзя», и то, что он «обязан» делать. При этом, говоря о «возможности» («можно») и «невозможности» («нельзя»), следует иметь в виду не те­лесную или душевную способность человека: право не в со­стоянии увеличивать или уменьшать дары природы, данные человеку (напр., мускульную силу, здоровье, талант) или приобретенные им умения. Правовое «можно» следует по­нимать в смысле «позволено, предоставлено», а правовое «нельзя» — в смысле «воспрещено». Итак, содержание пра­ва состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают «порядок», устанавливаемый правом в качестве должного.

Правовое позволение состоит в том, что человеку ука­зывается, какие внешние поступки предоставлены на его усмотрение, причем правовые нормы обеспечивают ему за­щиту этих поступков. То, что ему позволено или предостав­лено на его усмотрение (напр., распоряжаться вещами, ко­торые ему принадлежат; написать завещание или не писать завещания; исповедовать то или другое религиозное учение, подавать свой голос на выборах или воздержаться, и если подавать, то за кого именно; подписывать петицию в парламент или не подписывать) — образует для него сферу свободы, признанной и защищенной правом. Это означает, во-первых, что все, что человек совершит в пределах своей правовой свободы — все это другие люди должны допус­кать, не смея ему в этом препятствовать; в случае же если кто-нибудь вздумает мешать ему, он может обратиться к людям, следящим за исполнением правовых норм (правя­щие органы государства), и они обязаны прийти ему на по­мощь: удостоверить его сферу свободы, установить, что она была нарушена, исследовать, кем именно, и осуществить по отношению к нарушителю правовую санкцию (взыскать с него убытки потерпевшему или подвергнуть его сверх того наказанию). Это означает, во-вторых, что человек, имеющий правовую сферу свободы, может в пределах ее совершать такие поступки, которые будут иметь для других людей, а также и для него самого, обязательные последствия (напр., если он продаст другому свою вещь; или отдаст ее в наем; или подаст голос на выборах). Эти обязательные последствия состоят в том, что, с одной стороны, умень­шается или увеличивается его собственная сфера свободы, с другой стороны, увеличивается или уменьшается сфера свободы другого человека или других людей (напр., продав­ший уменьшает, а купивший увеличивает свою сферу свободы; подавший голос на выборах уменьшает, избранный увеличивает свою сферу свободы). Таким образом, всякое правовое позволение предоставляет человеку определенную и ограниченную, но защищенную свободу действия или правовое полномочие; тот, кому оно предоставлено, назы­вается субъектом полномочия. Действие человека в преде­лах его полномочия называется осуществлением полномо­чия.

Далее, правовое воспрещение состоит в том, что челове­ку указывается, каких внешних поступков он не смеет со­вершать. Понятно, что правовые воспрещения устанавлива­ются для тех поступков, которые, вообще говоря, по силам человеку и которые он фактически может совершить. То, что человек может, но не смеет делать (напр., похитить чужое имущество; оскорбить кого-нибудь действием; рас­пространить о другом клевету и т. п.), образует для него сферу запретного, сферу покорности, установленной и под­держиваемой правом. Это означает, что все, что человек совершит в пределах запретного, может навлечь на него тягостные последствия в принудительном порядке: или так, что пострадавший от его неправомерного поступка потребу­ет от него через посредство суда возмещения убытков и вознаграждения (гражданский порядок при гражданском правонарушении); или так, что правящие органы (т.е. люди, следящие за исполнением правовых норм) привлекут его к ответственности за нарушение правовых норм, и суд, рас­смотрев дело, наложит на него наказание (уголовный по­рядок при уголовном правонарушении). Таким образом, всякое правовое воспрещение устанавливает для человека определенную и поддерживаемую угрозой сферу покорности или правовую запретность; тот, кто может подлежать взы­сканию за неправомерный поступок, называется ответствен­ным субъектом. Действие человека в пределах запретного называется правонарушением.

Наконец, правовое повеление состоит в том, что чело­веку указывается, какие внешние поступки он обязан со­вершать, причем правовые нормы обычно предупреждают его о тех последствиях, которые грозят ему в том случае, если он не совершит предписанного. То, что ему поведено и что он обязан исполнить (напр., уплатить долг креди­тору; или внести государству налог; или явиться к отбы­ванию воинской повинности), образует для него сферу повиновения, требуемого и поддерживаемого правом. Ес­ли правительственные органы не имеют физической воз­можности уследить за тем, чтобы никто не нарушал за­прета, то тем более они не имеют возможности заставить людей совершать известные положительные поступки. В обоих случаях они ставят (как непокорного, так и не­повинующегося) перед угрозою неприятными последстви­ями: жалоба пострадавшего или привлечение к ответст­венности со стороны правящего органа (для разных слу­чаев неповиновения установлены разные пути) вызывают к жизни правовую санкцию. Таким образом, всякое пра­вовое повеление устанавливает для человека определен­ную и поддерживаемую правом сферу повиновения, или правовую обязанность; тот, на кого она возложена, на­зывается обязанным субъектом, или, что то же, субъек­том обязанности. Действие человека в этих пределах на­зывается исполнением обязанности.

Теперь ясно, что право осуществляет свою цель и свое назначение именно посредством установления позволений, воспрещении и повелений, причем каждому позво­лению, установленному в правовой норме, соответствует полномочие, принадлежащее целому ряду членов союза; каждому воспрещению — запретность, тяготеющая над членами союза; каждому повелению — обязанность всех, многих или некоторых граждан. Это можно выразить так, что правовые нормы устанавливают правовые полно­мочия, запретности и обязанности. Юридические науки называют правовые нормы (и правовые императивы) объективным правом, или правом в объективном смысле, а правовые полномочия, запретности и обязанности, при­надлежащие членам союза, — субъективным правом, или правом в субъективном смысле.

Отношение между объективным правом и субъектив­ным правом может быть, следовательно, выражено так: объективное право есть источник субъективного права. Это означает, что правовые полномочия, запретности и обязанности могут быть установлены только правовыми нормами и правовыми императивами; нет правовой нор­мы (или правового императива) — не может быть право­вых полномочий, запретностей и обязанностей, ибо все они «порождаются» или «проистекают» от объективного права. Тот, кто хочет знать о субъективных правах, дол­жен обратиться к изучению объективного права; ибо су­бъективное право есть содержание объективного права.

Нетрудно понять, что о содержании права можно го­ворить не только применительно к объективному праву (какие именно полномочия, обязанности и запретности устанавливаются правовыми нормами), но и примените­льно к субъективному праву: каждое полномочие уполно­мочивает человека на какие-нибудь определенные внеш­ние поступки; каждая запретность запрещает человеку известные внешние деяния; каждая обязанность есть обязанность совершить нечто строго определенное. Со­держанием субъективного права называются те поступки и деяния, которые позволены, воспрещены или вменены в обязанность человеку.

Исследуя содержание субъективного права, следует иметь в виду соотношение между полномочиями, обязан­ностями и запретностями. Именно: деяние, которое чело­век обязан совершить — всегда позволено и не запреще­но ему; деяние, которое человеку позволено совершить — не запрещено ему и не вменено ему в обязанность; деяние же, которое воспрещено —тем самым не позволено и не повелено человеку. При этом может быть и так, что полно­мочие дается человеку только в виде обязанности: так бывает, например, у лиц, состоящих на государственной службе, когда они обязаны делать то самое (напр., су­дить, управлять), к чему они уполномочены. Понятно, далее, что деяние, которого человек не обязан совер­шать — может быть позволенным, но может быть и вос­прещенным деянием; поступок, который человеку не по­зволен — может быть запрещен, но может быть просто не предусмотрен правом, и тогда он считается позволен­ным, пока не доказано обратное; наконец, деяние не за­прещенное — может считаться позволенным, если только оно не вменено в прямую обязанность.

Здесь особенно важно иметь в виду, что не всякое за­прещение высказывается прямо в правовых нормах. Обычно в них высказывается открытое запрещение толь­ко тогда, если правовая власть считает особенно важ­ным, чтобы «такие-то» поступки совсем не совершались, «такие-то» обязанности всегда в точности исполнялись, «такие-то» границы полномочий никогда не нарушались; именно в таких случаях нарушение запрета может по­влечь за собою не только «неприятные» для нарушителя последствия (в виде принудительного возмещения чужо­го пострадавшего интереса), но и еще особое наказание (в виде временного или пожизненного умаления извест­ных полномочий или полного лишения их), налагаемое посуду в уголовном порядке*.

Таково учение о содержании права.

 

Мы видели, что всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с раз­личными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй внеш­них отношений должен соблюдаться всеми членами союза. То, что право предписывает людям, называется его содер­жанием. Понятно, что правовые нормы, указывая каждому обязательные пределы в его внешней деятельности, могут позволить известные внешние поступки, но могут их и воспретить, и в то же время, воспрещая одно, они могут повелеть делать другое. Право всегда указывает человеку то, что «можно», то, чего ему «нельзя», и то, что он «обязан» делать. При этом, говоря о «возможности» («можно») и «невозможности» («нельзя»), следует иметь в виду не те­лесную или душевную способность человека: право не в со­стоянии увеличивать или уменьшать дары природы, данные человеку (напр., мускульную силу, здоровье, талант) или приобретенные им умения. Правовое «можно» следует по­нимать в смысле «позволено, предоставлено», а правовое «нельзя» — в смысле «воспрещено». Итак, содержание пра­ва состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают «порядок», устанавливаемый правом в качестве должного.

Правовое позволение состоит в том, что человеку ука­зывается, какие внешние поступки предоставлены на его усмотрение, причем правовые нормы обеспечивают ему за­щиту этих поступков. То, что ему позволено или предостав­лено на его усмотрение (напр., распоряжаться вещами, ко­торые ему принадлежат; написать завещание или не писать завещания; исповедовать то или другое религиозное учение, подавать свой голос на выборах или воздержаться, и если подавать, то за кого именно; подписывать петицию в парламент или не подписывать) — образует для него сферу свободы, признанной и защищенной правом. Это означает, во-первых, что все, что человек совершит в пределах своей правовой свободы — все это другие люди должны допус­кать, не смея ему в этом препятствовать; в случае же если кто-нибудь вздумает мешать ему, он может обратиться к людям, следящим за исполнением правовых норм (правя­щие органы государства), и они обязаны прийти ему на по­мощь: удостоверить его сферу свободы, установить, что она была нарушена, исследовать, кем именно, и осуществить по отношению к нарушителю правовую санкцию (взыскать с него убытки потерпевшему или подвергнуть его сверх того наказанию). Это означает, во-вторых, что человек, имеющий правовую сферу свободы, может в пределах ее совершать такие поступки, которые будут иметь для других людей, а также и для него самого, обязательные последствия (напр., если он продаст другому свою вещь; или отдаст ее в наем; или подаст голос на выборах). Эти обязательные последствия состоят в том, что, с одной стороны, умень­шается или увеличивается его собственная сфера свободы, с другой стороны, увеличивается или уменьшается сфера свободы другого человека или других людей (напр., продав­ший уменьшает, а купивший увеличивает свою сферу свободы; подавший голос на выборах уменьшает, избранный увеличивает свою сферу свободы). Таким образом, всякое правовое позволение предоставляет человеку определенную и ограниченную, но защищенную свободу действия или правовое полномочие; тот, кому оно предоставлено, назы­вается субъектом полномочия. Действие человека в преде­лах его полномочия называется осуществлением полномо­чия.

Далее, правовое воспрещение состоит в том, что челове­ку указывается, каких внешних поступков он не смеет со­вершать. Понятно, что правовые воспрещения устанавлива­ются для тех поступков, которые, вообще говоря, по силам человеку и которые он фактически может совершить. То, что человек может, но не смеет делать (напр., похитить чужое имущество; оскорбить кого-нибудь действием; рас­пространить о другом клевету и т. п.), образует для него сферу запретного, сферу покорности, установленной и под­держиваемой правом. Это означает, что все, что человек совершит в пределах запретного, может навлечь на него тягостные последствия в принудительном порядке: или так, что пострадавший от его неправомерного поступка потребу­ет от него через посредство суда возмещения убытков и вознаграждения (гражданский порядок при гражданском правонарушении); или так, что правящие органы (т.е. люди, следящие за исполнением правовых норм) привлекут его к ответственности за нарушение правовых норм, и суд, рас­смотрев дело, наложит на него наказание (уголовный по­рядок при уголовном правонарушении). Таким образом, всякое правовое воспрещение устанавливает для человека определенную и поддерживаемую угрозой сферу покорности или правовую запретность; тот, кто может подлежать взы­сканию за неправомерный поступок, называется ответствен­ным субъектом. Действие человека в пределах запретного называется правонарушением.

Наконец, правовое повеление состоит в том, что чело­веку указывается, какие внешние поступки он обязан со­вершать, причем правовые нормы обычно предупреждают его о тех последствиях, которые грозят ему в том случае, если он не совершит предписанного. То, что ему поведено и что он обязан исполнить (напр., уплатить долг креди­тору; или внести государству налог; или явиться к отбы­ванию воинской повинности), образует для него сферу повиновения, требуемого и поддерживаемого правом. Ес­ли правительственные органы не имеют физической воз­можности уследить за тем, чтобы никто не нарушал за­прета, то тем более они не имеют возможности заставить людей совершать известные положительные поступки. В обоих случаях они ставят (как непокорного, так и не­повинующегося) перед угрозою неприятными последстви­ями: жалоба пострадавшего или привлечение к ответст­венности со стороны правящего органа (для разных слу­чаев неповиновения установлены разные пути) вызывают к жизни правовую санкцию. Таким образом, всякое пра­вовое повеление устанавливает для человека определен­ную и поддерживаемую правом сферу повиновения, или правовую обязанность; тот, на кого она возложена, на­зывается обязанным субъектом, или, что то же, субъек­том обязанности. Действие человека в этих пределах на­зывается исполнением обязанности.

Теперь ясно, что право осуществляет свою цель и свое назначение именно посредством установления позволений, воспрещении и повелений, причем каждому позво­лению, установленному в правовой норме, соответствует полномочие, принадлежащее целому ряду членов союза; каждому воспрещению — запретность, тяготеющая над членами союза; каждому повелению — обязанность всех, многих или некоторых граждан. Это можно выразить так, что правовые нормы устанавливают правовые полно­мочия, запретности и обязанности. Юридические науки называют правовые нормы (и правовые императивы) объективным правом, или правом в объективном смысле, а правовые полномочия, запретности и обязанности, при­надлежащие членам союза, — субъективным правом, или правом в субъективном смысле.

Отношение между объективным правом и субъектив­ным правом может быть, следовательно, выражено так: объективное право есть источник субъективного права. Это означает, что правовые полномочия, запретности и обязанности могут быть установлены только правовыми нормами и правовыми императивами; нет правовой нор­мы (или правового императива) — не может быть право­вых полномочий, запретностей и обязанностей, ибо все они «порождаются» или «проистекают» от объективного права. Тот, кто хочет знать о субъективных правах, дол­жен обратиться к изучению объективного права; ибо су­бъективное право есть содержание объективного права.

Нетрудно понять, что о содержании права можно го­ворить не только применительно к объективному праву (какие именно полномочия, обязанности и запретности устанавливаются правовыми нормами), но и примените­льно к субъективному праву: каждое полномочие уполно­мочивает человека на какие-нибудь определенные внеш­ние поступки; каждая запретность запрещает человеку известные внешние деяния; каждая обязанность есть обязанность совершить нечто строго определенное. Со­держанием субъективного права называются те поступки и деяния, которые позволены, воспрещены или вменены в обязанность человеку.

Исследуя содержание субъективного права, следует иметь в виду соотношение между полномочиями, обязан­ностями и запретностями. Именно: деяние, которое чело­век обязан совершить — всегда позволено и не запреще­но ему; деяние, которое человеку позволено совершить — не запрещено ему и не вменено ему в обязанность; деяние же, которое воспрещено —тем самым не позволено и не повелено человеку. При этом может быть и так, что полно­мочие дается человеку только в виде обязанности: так бывает, например, у лиц, состоящих на государственной службе, когда они обязаны делать то самое (напр., су­дить, управлять), к чему они уполномочены. Понятно, далее, что деяние, которого человек не обязан совер­шать — может быть позволенным, но может быть и вос­прещенным деянием; поступок, который человеку не по­зволен — может быть запрещен, но может быть просто не предусмотрен правом, и тогда он считается позволен­ным, пока не доказано обратное; наконец, деяние не за­прещенное — может считаться позволенным, если только оно не вменено в прямую обязанность.

Здесь особенно важно иметь в виду, что не всякое за­прещение высказывается прямо в правовых нормах. Обычно в них высказывается открытое запрещение толь­ко тогда, если правовая власть считает особенно важ­ным, чтобы «такие-то» поступки совсем не совершались, «такие-то» обязанности всегда в точности исполнялись, «такие-то» границы полномочий никогда не нарушались; именно в таких случаях нарушение запрета может по­влечь за собою не только «неприятные» для нарушителя последствия (в виде принудительного возмещения чужо­го пострадавшего интереса), но и еще особое наказание (в виде временного или пожизненного умаления извест­ных полномочий или полного лишения их), налагаемое посуду в уголовном порядке*.

Таково учение о содержании права.