§ 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕЖИТИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

Мыслители самых различных эпох отмечали у человека тяготение к совместной жизни. Самые основные влечения и интересы, начиная от первичных инстинктивно-эгоисти­ческих побуждений и кончая утонченными духовными за­просами, заставляют человека искать постоянного обще­ния с другими людьми.

Общежитие необходимо человеку потому, что оно может дать и действительно дает ему элементарную обеспечен­ность и духовную полноту жизни.

Каждый из нас, взятый сам по себе, в отдельности, является существом ограниченным и беспомощным. С са­мого момента рождения человек нуждается в помощи дру­гих людей и неминуемо погибает, если не находит ее: голод и холод, первые враги человека, полагают быстрый конец его жизни. Принимая эту первоначальную помощь, каждый из нас завязывает тем самым первые обществен­ные связи задолго до того, как он начинает сознавать и помнить себя. У каждого из нас есть люди, заботам и вни­манию которых мы обязаны своею жизнью в этот долгий и трудный период. В большинстве случаев это — родители, и им принадлежит первая сильная привязанность ребенка. Человеку естественно родиться и воспитываться в семье, т. е. среди людей, с которыми он связан кровным родством; это те, от кого он произошел, и те, кто связан с ним одинаковым происхождением (братья и сестры). Задача родителей по отношению к ребенку двоякая: во-первых — избавить его от преждевременной и непосильной борь­бы. за существование, во-вторых — помочь ему взрастить в себе ту духовную жизнь, ради которой человеку вообще только и стоит жить на свете.

Возможность существовать дается человеку не даром и не легко, и эта трудность имеет огромное положительное значение. Трудно представить себе, до какой низкой ступе­ни опустился бы человек, если бы все, необходимое для его жизни, давалось бы ему без всяких усилий. Уверенность в том, что все потребности будут удовлетворены без всяко­го труда, вызвала бы в человеке беспечность и пассивность и сделала бы его жертвой душевной инерции. Историки не раз обращали внимание на то, что цивилизация и куль­тура медленнее развиваются там, где климат и флора вполне обеспечивают человека от голода и холода. Правда, чрезмерно суровые и непосильные условия жизни также неблагоприятны развитию человека, но эта неблагоприят­ность побеждается человеком позднее, когда он достигает высшей ступени развития. Необходимость бороться, что­бы жить, — вот главный двигатель человеческой цивили­зации.

Итак, борьба за существование должна быть человеку посильна, для того чтобы он не погиб. При этом «существо­вать» не значит для человека «прозябать». Современная наука о душе, прилежно изучающая не только сознатель­ную жизнь человека, но и его бессознательные и полусозна­тельные проявления (напр., привычки, суеверия, сновиде­ния, работу воображения, работу памяти, душевные неду­ги и проч.), свидетельствует о том, что человек не может жить здоровой жизнью без некоторого, определенного по количеству и по степени, запаса удовлетворении; задача человека не в том, чтобы искоренить в себе жажду удо­вольствия и счастия, но в том, чтобы, с одной стороны, одухотворить все свои удовольствия, т. е. сделать их духов­но значительными радостями, с другой стороны — связать свое счастье со счастьем всех людей, т. е. убедиться, что нельзя быть счастливым наряду с несчастьем других и да­лее действовать согласно этому убеждению. Однако люди до сих пор очень далеки от выполнения этой задачи, и это выражается не только в том, что они легко и быстро удо­влетворяются низшими, чувственными удовольствиями, но и в том, что они ищут одинокого, эгоистически ограни­ченного счастья и, не находя его, наивно удивляются и жалуются. В результате этого эгоистического самочув­ствия борьба за существование оказывается уже не только борьбою человека с природой, ради овладения ее законами и подчинения ее своим целям, но, помимо этого, еще борь­бою человека с человеком из-за житейского удовлетворе­ния и благополучия.

И вот, как только человек вырастает и семья перестает ограждать его спокойное развитие, он видит себя вовле­ченным в борьбу за существование. С одной стороны, он в союзе со всеми людьми борется с природою. Все люди заинтересованы в том, чтобы точно изучить живые силы, действующие в природе; это изучение совершается в опытных (эмпирических) науках, и каждое открытие уче­ных в этой среде должно рассматриваться, и в большин­стве случаев действительно рассматривается, как достоя­ние всего человеческого рода. Технические науки изучают наиболее целесообразные и выгодные способы приложения научных откровений к хозяйственным нуждам людей, а техническая деятельность применяет эти способы в борьбе за подчинение природы человеку. В этой борьбе все люди составляют как бы один великий наступательный и оборо­нительный союз, который с особенной силой и ясностью чувствуется всеми на всемирных научных и технических съездах, а также в эпохи стихийных бедствий — земле­трясений, наводнений, неурожаев и эпидемических болез­ней. Такова естественная борьба за существование, веду­щаяся человеком.

С другой стороны, человек до известной степени про­тивостоит всем остальным людям и в этой общей социаль­ной борьбе за существование объединяется с отдельными группами людей; задачей этого объединения является взаимная поддержка объединившихся.

Здесь наряду с самым тесным союзом, основанным на кровном родстве, — с семьею, — стоят соединения хозяйственные и культурные.

Всякая внешняя вещь, могущая послужить для удов­летворения человеческой потребности или непосредствен­но — тем, что человек будет ею пользоваться, или косвенно — тем, что человек посредством нее подготовит для потребления новые вещи, может быть названа хозяй­ственным благом. Хозяйственная деятельность состоит в том, что человек старается по выработанному заранее плану, при наименьшей затрате сил и наибольшей успеш­ности труда приспособить вещи внешнего мира к удовлет­ворению своих потребностей. Эта хозяйственная работа совершается особенно успешно, если занятия распределя­ются среди людей так, что каждый берет себе какую-ни­будь одну специальность, достигая в ней большего уме­ния и большей производительности. Но именно такое раз­деление труда, осуществляющееся все более в современ­ном обществе, заставляет каждого человека нуждаться в работе других людей. Современный человек чаще всего исполняет какое-нибудь одно тесно ограниченное дело, важное или полезное в общем ходе хозяйства, и за то пользуется трудами или произведениями бесчисленного множества, часто даже неизвестных ему, людей. Каждый из нас, чтобы удовлетворить свои потребности, должен «найти себе работу», т. е. взять на себя известное дело, которое другие люди согласились бы признать полезным или нужным; «деньги», которые мы за это получаем, дают нам возможность, путем обмена их на вещи или на услу­ги других людей, получить все, что нам необходимо. Со­временный человек стоит, таким образом, в теснейшей хозяйственной зависимости от других людей, а также от той хозяйственной организации, которая сложилась в ре­зультате всей предшествующей жизни человечества.

Однако в хозяйственном отношении человек не только сотрудничает с другими людьми, но и вступает с ними в борьбу. Каждый стремится при наименьшей затрате сил получить наибольшее удовлетворение, т. е. работать возможно меньше, а получать за это возможно больше. На этой почве у людей возникает столкновение интересов, причем люди, находящиеся в одинаковом или похожем положении (напр., покупатели, рабочие, торговцы, земле­владельцы и т. д.), стремятся объединиться друг с другом для того, чтобы сообща отстоять общий им всем интерес.

Понятно, что одинокому человеку, живущему вне обще­ния, было бы крайне трудно обеспечить свою жизнь так, как ее обеспечивает сначала жизнь в семье, а потом уча­стие в хозяйственном сотрудничестве. Человеческое сожительство построено на двух началах: борьбе за существо­вание и взаимопомощи; люди поддерживают друг друга не только в борьбе с природой, но и в борьбе друг с другом, и можно сказать, что жизнь каждого отдельного человека (индивидуума) будет тем более обеспечена его участием в обществе, чем больше взаимная помощь заменит социаль­ную борьбу за существование.

Однако общежитие дает человеку не только элемен­тарную обеспеченность, но и духовную полноту жизни. С тех пор, как человек начинает сознавать себя, он видит свою внутреннюю ограниченность и неполноту. Он видит вокруг себя людей, которые знают больше, чем он, которые обладают более зрелым умом, или более твердою волею, или более глубоким чувством, или более чуткою совестью, и самолюбие его нередко страдает от этого. Лишь посте­пенно привыкает он к мысли о том, что общение с такими людьми не только не нежелательно для него, но прямо не­обходимо: оно необходимо ему потому, что общение с луч­шими есть одно из основных условий его собственного духовного развития. Человек становится лучше, сравнивая себя не только с идеальным «совершенным» образом человека, о котором говорит Евангелие2, но и с теми, кто в действительности достиг в каком-нибудь отношении — высшей ступени. Сравнение себя с ними, беспристрастный самоанализ и подражание лучшему — вот верный путь прогрессивного развития. Таким образом человек может развить и улучшить свои познания, свои умения и свои душевные силы.

Но и за этими пределами остается много такого, к чему человек не может найти доступ самостоятельно, и людям всю жизнь приходится довольствоваться преимуществен­ным развитием в себе какой-нибудь одной душевной спо­собности. А между тем душа человека ищет нередко самых различных духовных удовлетворении и требует разносто­роннего духовного развития. И вот каждый из нас стре­мится найти для каждого своего духовного запроса под­ходящий круг людей, общение с которым могло бы дать ему искомое удовлетворение. И здесь, как всюду, общие цели объединяют людей и заставляют их признать, что недо­ступное одинокому человеку доступно тому, кто объединя­ется с другими на началах взаимопомощи. При этом, объ­единяясь, человек не только ищет и находит удовлетворение своим узким, эгоистическим интересам, но и откры­вает, что самый процесс объединения с другими людьми дает ему новую полноту жизни. Человек научается ценить общежитие не только как средство, необходимое для жизни, но как путь, ведущий к прекрасной и достойной жизни, и, наконец, как самостоятельную ценность. Обще­ство людей прочно и сильно только взаимною поддерж­кою всех, общею «круговою порукою» (солидарностью); постепенно эта связь и взаимная поддержка, в которой один борется за всех и все защищают одного, скрепляет людей более глубоким образом, — взаимным влечением и взаимною любовью; развитие, углубление и одухотворе­ние этой связи и этого чувства является высшей задачей, идеалом совместной жизни людей.

 

Мыслители самых различных эпох отмечали у человека тяготение к совместной жизни. Самые основные влечения и интересы, начиная от первичных инстинктивно-эгоисти­ческих побуждений и кончая утонченными духовными за­просами, заставляют человека искать постоянного обще­ния с другими людьми.

Общежитие необходимо человеку потому, что оно может дать и действительно дает ему элементарную обеспечен­ность и духовную полноту жизни.

Каждый из нас, взятый сам по себе, в отдельности, является существом ограниченным и беспомощным. С са­мого момента рождения человек нуждается в помощи дру­гих людей и неминуемо погибает, если не находит ее: голод и холод, первые враги человека, полагают быстрый конец его жизни. Принимая эту первоначальную помощь, каждый из нас завязывает тем самым первые обществен­ные связи задолго до того, как он начинает сознавать и помнить себя. У каждого из нас есть люди, заботам и вни­манию которых мы обязаны своею жизнью в этот долгий и трудный период. В большинстве случаев это — родители, и им принадлежит первая сильная привязанность ребенка. Человеку естественно родиться и воспитываться в семье, т. е. среди людей, с которыми он связан кровным родством; это те, от кого он произошел, и те, кто связан с ним одинаковым происхождением (братья и сестры). Задача родителей по отношению к ребенку двоякая: во-первых — избавить его от преждевременной и непосильной борь­бы. за существование, во-вторых — помочь ему взрастить в себе ту духовную жизнь, ради которой человеку вообще только и стоит жить на свете.

Возможность существовать дается человеку не даром и не легко, и эта трудность имеет огромное положительное значение. Трудно представить себе, до какой низкой ступе­ни опустился бы человек, если бы все, необходимое для его жизни, давалось бы ему без всяких усилий. Уверенность в том, что все потребности будут удовлетворены без всяко­го труда, вызвала бы в человеке беспечность и пассивность и сделала бы его жертвой душевной инерции. Историки не раз обращали внимание на то, что цивилизация и куль­тура медленнее развиваются там, где климат и флора вполне обеспечивают человека от голода и холода. Правда, чрезмерно суровые и непосильные условия жизни также неблагоприятны развитию человека, но эта неблагоприят­ность побеждается человеком позднее, когда он достигает высшей ступени развития. Необходимость бороться, что­бы жить, — вот главный двигатель человеческой цивили­зации.

Итак, борьба за существование должна быть человеку посильна, для того чтобы он не погиб. При этом «существо­вать» не значит для человека «прозябать». Современная наука о душе, прилежно изучающая не только сознатель­ную жизнь человека, но и его бессознательные и полусозна­тельные проявления (напр., привычки, суеверия, сновиде­ния, работу воображения, работу памяти, душевные неду­ги и проч.), свидетельствует о том, что человек не может жить здоровой жизнью без некоторого, определенного по количеству и по степени, запаса удовлетворении; задача человека не в том, чтобы искоренить в себе жажду удо­вольствия и счастия, но в том, чтобы, с одной стороны, одухотворить все свои удовольствия, т. е. сделать их духов­но значительными радостями, с другой стороны — связать свое счастье со счастьем всех людей, т. е. убедиться, что нельзя быть счастливым наряду с несчастьем других и да­лее действовать согласно этому убеждению. Однако люди до сих пор очень далеки от выполнения этой задачи, и это выражается не только в том, что они легко и быстро удо­влетворяются низшими, чувственными удовольствиями, но и в том, что они ищут одинокого, эгоистически ограни­ченного счастья и, не находя его, наивно удивляются и жалуются. В результате этого эгоистического самочув­ствия борьба за существование оказывается уже не только борьбою человека с природой, ради овладения ее законами и подчинения ее своим целям, но, помимо этого, еще борь­бою человека с человеком из-за житейского удовлетворе­ния и благополучия.

И вот, как только человек вырастает и семья перестает ограждать его спокойное развитие, он видит себя вовле­ченным в борьбу за существование. С одной стороны, он в союзе со всеми людьми борется с природою. Все люди заинтересованы в том, чтобы точно изучить живые силы, действующие в природе; это изучение совершается в опытных (эмпирических) науках, и каждое открытие уче­ных в этой среде должно рассматриваться, и в большин­стве случаев действительно рассматривается, как достоя­ние всего человеческого рода. Технические науки изучают наиболее целесообразные и выгодные способы приложения научных откровений к хозяйственным нуждам людей, а техническая деятельность применяет эти способы в борьбе за подчинение природы человеку. В этой борьбе все люди составляют как бы один великий наступательный и оборо­нительный союз, который с особенной силой и ясностью чувствуется всеми на всемирных научных и технических съездах, а также в эпохи стихийных бедствий — земле­трясений, наводнений, неурожаев и эпидемических болез­ней. Такова естественная борьба за существование, веду­щаяся человеком.

С другой стороны, человек до известной степени про­тивостоит всем остальным людям и в этой общей социаль­ной борьбе за существование объединяется с отдельными группами людей; задачей этого объединения является взаимная поддержка объединившихся.

Здесь наряду с самым тесным союзом, основанным на кровном родстве, — с семьею, — стоят соединения хозяйственные и культурные.

Всякая внешняя вещь, могущая послужить для удов­летворения человеческой потребности или непосредствен­но — тем, что человек будет ею пользоваться, или косвенно — тем, что человек посредством нее подготовит для потребления новые вещи, может быть названа хозяй­ственным благом. Хозяйственная деятельность состоит в том, что человек старается по выработанному заранее плану, при наименьшей затрате сил и наибольшей успеш­ности труда приспособить вещи внешнего мира к удовлет­ворению своих потребностей. Эта хозяйственная работа совершается особенно успешно, если занятия распределя­ются среди людей так, что каждый берет себе какую-ни­будь одну специальность, достигая в ней большего уме­ния и большей производительности. Но именно такое раз­деление труда, осуществляющееся все более в современ­ном обществе, заставляет каждого человека нуждаться в работе других людей. Современный человек чаще всего исполняет какое-нибудь одно тесно ограниченное дело, важное или полезное в общем ходе хозяйства, и за то пользуется трудами или произведениями бесчисленного множества, часто даже неизвестных ему, людей. Каждый из нас, чтобы удовлетворить свои потребности, должен «найти себе работу», т. е. взять на себя известное дело, которое другие люди согласились бы признать полезным или нужным; «деньги», которые мы за это получаем, дают нам возможность, путем обмена их на вещи или на услу­ги других людей, получить все, что нам необходимо. Со­временный человек стоит, таким образом, в теснейшей хозяйственной зависимости от других людей, а также от той хозяйственной организации, которая сложилась в ре­зультате всей предшествующей жизни человечества.

Однако в хозяйственном отношении человек не только сотрудничает с другими людьми, но и вступает с ними в борьбу. Каждый стремится при наименьшей затрате сил получить наибольшее удовлетворение, т. е. работать возможно меньше, а получать за это возможно больше. На этой почве у людей возникает столкновение интересов, причем люди, находящиеся в одинаковом или похожем положении (напр., покупатели, рабочие, торговцы, земле­владельцы и т. д.), стремятся объединиться друг с другом для того, чтобы сообща отстоять общий им всем интерес.

Понятно, что одинокому человеку, живущему вне обще­ния, было бы крайне трудно обеспечить свою жизнь так, как ее обеспечивает сначала жизнь в семье, а потом уча­стие в хозяйственном сотрудничестве. Человеческое сожительство построено на двух началах: борьбе за существо­вание и взаимопомощи; люди поддерживают друг друга не только в борьбе с природой, но и в борьбе друг с другом, и можно сказать, что жизнь каждого отдельного человека (индивидуума) будет тем более обеспечена его участием в обществе, чем больше взаимная помощь заменит социаль­ную борьбу за существование.

Однако общежитие дает человеку не только элемен­тарную обеспеченность, но и духовную полноту жизни. С тех пор, как человек начинает сознавать себя, он видит свою внутреннюю ограниченность и неполноту. Он видит вокруг себя людей, которые знают больше, чем он, которые обладают более зрелым умом, или более твердою волею, или более глубоким чувством, или более чуткою совестью, и самолюбие его нередко страдает от этого. Лишь посте­пенно привыкает он к мысли о том, что общение с такими людьми не только не нежелательно для него, но прямо не­обходимо: оно необходимо ему потому, что общение с луч­шими есть одно из основных условий его собственного духовного развития. Человек становится лучше, сравнивая себя не только с идеальным «совершенным» образом человека, о котором говорит Евангелие2, но и с теми, кто в действительности достиг в каком-нибудь отношении — высшей ступени. Сравнение себя с ними, беспристрастный самоанализ и подражание лучшему — вот верный путь прогрессивного развития. Таким образом человек может развить и улучшить свои познания, свои умения и свои душевные силы.

Но и за этими пределами остается много такого, к чему человек не может найти доступ самостоятельно, и людям всю жизнь приходится довольствоваться преимуществен­ным развитием в себе какой-нибудь одной душевной спо­собности. А между тем душа человека ищет нередко самых различных духовных удовлетворении и требует разносто­роннего духовного развития. И вот каждый из нас стре­мится найти для каждого своего духовного запроса под­ходящий круг людей, общение с которым могло бы дать ему искомое удовлетворение. И здесь, как всюду, общие цели объединяют людей и заставляют их признать, что недо­ступное одинокому человеку доступно тому, кто объединя­ется с другими на началах взаимопомощи. При этом, объ­единяясь, человек не только ищет и находит удовлетворение своим узким, эгоистическим интересам, но и откры­вает, что самый процесс объединения с другими людьми дает ему новую полноту жизни. Человек научается ценить общежитие не только как средство, необходимое для жизни, но как путь, ведущий к прекрасной и достойной жизни, и, наконец, как самостоятельную ценность. Обще­ство людей прочно и сильно только взаимною поддерж­кою всех, общею «круговою порукою» (солидарностью); постепенно эта связь и взаимная поддержка, в которой один борется за всех и все защищают одного, скрепляет людей более глубоким образом, — взаимным влечением и взаимною любовью; развитие, углубление и одухотворе­ние этой связи и этого чувства является высшей задачей, идеалом совместной жизни людей.