МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

Из всего сказанного мы видим, что государство как особый субъект права (территориальная корпорация), имеет свои полномочия и обязанности, что эти полномо­чия и обязанности оно осуществляет, передавая их своим органам, и что, наконец, государство и само, и через свои органы стоит со своими гражданами во множестве публичных правоотношений. Во всех этих правоотноше­ниях происходит встреча между полномочием на власть и обязанностью повиновения; взятые вместе, эти право­отношения образуют публичный правопорядок, подчинен­ный публично-правовым нормам. Нормы эти образуют особую область права, именуемую государственным пра­вом. Особенное значение здесь имеют те нормы, которые определяют личный состав государства (правила приоб­ретения и утраты подданства), основные полномочия и обязанности граждан (т. е. членов государственного со­юза), границы государственной территории и устройство верховной власти. Совокупность этих норм называется основными законами, а предписанный ими публичный правопорядок называется государственным устройством.

Каждое государство имеет свое устройство, не только предписанное в основных законах, но и осуществленное на деле, причем нередко бывает так, что жизнь вносит заметные изменения и дополнения в предписанный пра­вопорядок. Далее, каждое государство имеет устройство, отличное от других государств, и это относится особенно к организации верховной власти. В государстве всегда имеются такие высшие органы, без которых оно не может существовать; состав и полномочия этих высших органов предусматриваются в основных законах; им принадлежит высшая власть государства. Таковы все высшие законо­дательные, правительственные и судебные органы: глава государства, парламент (нижняя и верхняя палаты), ми­нистерства, высшие судебные органы. Наконец, каждое государство имеет единый верховный орган, высший из высших, не подчиненный никакому другому органу, но руководящий всею государственною деятельностью; он является главою законодательной, правительственной и судебной власти и именуется, согласно этому, главою государства. В зависимости от положения своего главы — государство может быть монархией и республикой. Если глава государства получает свои полномочия наследст­венно (основные законы указывают тот род или «царст­вующий дом», в котором эти полномочия передаются по наследству) и на всю жизнь, и притом свободен от вся­кой ответственности за свои деяния, то он имеет титул монарха, а государство является монархией. Если же глава государства получает свои полномочия по избра­нию, на известный срок*, и притом является ответствен­ным по суду за известные деяния, то он имеет титул пре­зидента, а самое государство является республикой.

Глава государства руководит всею государственною деятельностью, но далеко не во всех государствах он имеет полномочие осуществлять верховную власть едино­лично и самостоятельно: такое полномочие может иметь только монарх, и притом только в неограниченных или абсолютных монархиях. Неограниченный монарх имеет полномочие издавать законы, назначать министров и управлять государством по своему единоличному усмот­рению, и если он привлекает к делу издания законов тех или иных лиц для совета, то это зависит от его личного желания и советы их его не связывают. В этом отноше­нии всякой неограниченной монархии противопоставляет­ся конституционное государство, в котором наряду с гла­вою государства существует еще другой орган, имеющий самостоятельное право участвовать в деле законодатель­ства, влиять на дело управления и следить за осуществ­лением правопорядка в стране. Этот орган имеется во всякой ограниченной, или конституционной, монархии и во всякой республике и может быть назван по своему со­ставу «народным собранием», ибо через него народ уча­ствует в осуществлении верховной власти.

Участие народа в осуществлении верховной власти может быть организовано так, что всякий взрослый гражданин имеет право лично участвовать в народном собрании; такой порядок называется непосредственным народоправством и возможен только в очень маленьких государствах. В огромном большинстве современных государств народ осуществляет свое участие через выбор­ных (представителей, депутатов), и такой порядок назы­вается народным представительством*. И вот, если в осу­ществлении верховной власти и в выборе народных пред­ставителей участвуют широкие круги народа (напр., все взрослые граждане, или только взрослые мужчины, или все, уплачивающие государству минимальный налог), то государственное устройство будет демократическим (де­мос — народ, кратос — сила, власть); если же в осуще­ствлении верховной власти участвуют лишь тесные, при­вилегированные круги народа, то государственное устройство может принять или характер аристократии (аристос — лучший), т. е. господства лучших граждан (напр., наиболее образованных или заслуженных), или же характер олигархии (олигос — немногий, архе — гос­подство), т. е. господства тех, кому удалось добиться власти. Понятно, что республика может иметь характер не только демократический, но и аристократический и олигархический; и точно так же, конституционная монар­хия может иметь не только аристократический и олигар­хический, но и демократический характер17.

Государственное устройство имеет всегда в высшей степени сложный характер и внимательное изучение его требует исследования каждого государства в отдельнос­ти. Эта сложность увеличивается еще оттого, что госу­дарства могут вступать между собою в различные союзы и могут даже, соединяясь, образовывать новое, высшее государство. Обычно государства вступают друг с другом в отношения, закрепленные договорами; эти договоры устанавливают полномочия и обязательства сторон и имеют значение правовых норм; государства выступают в них как равные и независимые союзы, каждое сохраня­ет свою самостоятельность и, подчиняясь праву, не под­чиняется ни противной стороне, ни новому, высшему для обеих сторон союзу. Такие отношения государств назы­ваются международными правоотношениями.

Помимо таких соглашений, постоянно заключаемых и разрываемых государствами, между ними возможны и более устойчивые и длительные соединения. Эти соедине­ния имеют или «международно-правовой» или «государ­ственно-правовой» характер. Соединение государств бу­дет международным, если два государства (или более) имеют какой-нибудь общий орган, но сохраняют каждое свое равенство и независимость. Этот общий орган мо­жет состоять из уполномоченных, присланных государст­вами для совместного ведения общего дела (союз госу­дарств)*; или же таким органом может быть общий мо­нарх из единого, общего царствующего дома, признанно­го международным договором (реальная уния)**.

Соединение государств будет государственным тогда, если объединяющиеся союзы утрачивают до известной степени свою независимость и подчиняются или один другому (вассальный—сюзеренному), или все вместе— новому, большему, высшему союзу, включающему их в себя и ограничивающему их независимость (союзное го­сударство)***. В последнем случае каждое из объеди­нившихся государств сохраняет свою самостоятельность (см. § 17 с. <125:>), но подчиняется власти союзного государства и издаваемым им законам; это означает, что союзное государство имеет свои особые законода­тельные и правительственные органы (напр., особую палату представителей, особых министров), действу­ющие наряду с органами отдельных, зависимых госу­дарств и правящие от лица союзного государства в це­лом. Союзное государство объединено уже не междуна­родным договором, а государственным законом, которому все объединенные союзы должны подчиняться наподобие подданных; поэтому ни одно зависимое государство не имеет права выйти из союзного государства по своему личному, одностороннему решению, без согласия верхов­ной власти: такой выход был бы равносилен мятежу.

Таковы основные черты государственного устройства.

 

Из всего сказанного мы видим, что государство как особый субъект права (территориальная корпорация), имеет свои полномочия и обязанности, что эти полномо­чия и обязанности оно осуществляет, передавая их своим органам, и что, наконец, государство и само, и через свои органы стоит со своими гражданами во множестве публичных правоотношений. Во всех этих правоотноше­ниях происходит встреча между полномочием на власть и обязанностью повиновения; взятые вместе, эти право­отношения образуют публичный правопорядок, подчинен­ный публично-правовым нормам. Нормы эти образуют особую область права, именуемую государственным пра­вом. Особенное значение здесь имеют те нормы, которые определяют личный состав государства (правила приоб­ретения и утраты подданства), основные полномочия и обязанности граждан (т. е. членов государственного со­юза), границы государственной территории и устройство верховной власти. Совокупность этих норм называется основными законами, а предписанный ими публичный правопорядок называется государственным устройством.

Каждое государство имеет свое устройство, не только предписанное в основных законах, но и осуществленное на деле, причем нередко бывает так, что жизнь вносит заметные изменения и дополнения в предписанный пра­вопорядок. Далее, каждое государство имеет устройство, отличное от других государств, и это относится особенно к организации верховной власти. В государстве всегда имеются такие высшие органы, без которых оно не может существовать; состав и полномочия этих высших органов предусматриваются в основных законах; им принадлежит высшая власть государства. Таковы все высшие законо­дательные, правительственные и судебные органы: глава государства, парламент (нижняя и верхняя палаты), ми­нистерства, высшие судебные органы. Наконец, каждое государство имеет единый верховный орган, высший из высших, не подчиненный никакому другому органу, но руководящий всею государственною деятельностью; он является главою законодательной, правительственной и судебной власти и именуется, согласно этому, главою государства. В зависимости от положения своего главы — государство может быть монархией и республикой. Если глава государства получает свои полномочия наследст­венно (основные законы указывают тот род или «царст­вующий дом», в котором эти полномочия передаются по наследству) и на всю жизнь, и притом свободен от вся­кой ответственности за свои деяния, то он имеет титул монарха, а государство является монархией. Если же глава государства получает свои полномочия по избра­нию, на известный срок*, и притом является ответствен­ным по суду за известные деяния, то он имеет титул пре­зидента, а самое государство является республикой.

Глава государства руководит всею государственною деятельностью, но далеко не во всех государствах он имеет полномочие осуществлять верховную власть едино­лично и самостоятельно: такое полномочие может иметь только монарх, и притом только в неограниченных или абсолютных монархиях. Неограниченный монарх имеет полномочие издавать законы, назначать министров и управлять государством по своему единоличному усмот­рению, и если он привлекает к делу издания законов тех или иных лиц для совета, то это зависит от его личного желания и советы их его не связывают. В этом отноше­нии всякой неограниченной монархии противопоставляет­ся конституционное государство, в котором наряду с гла­вою государства существует еще другой орган, имеющий самостоятельное право участвовать в деле законодатель­ства, влиять на дело управления и следить за осуществ­лением правопорядка в стране. Этот орган имеется во всякой ограниченной, или конституционной, монархии и во всякой республике и может быть назван по своему со­ставу «народным собранием», ибо через него народ уча­ствует в осуществлении верховной власти.

Участие народа в осуществлении верховной власти может быть организовано так, что всякий взрослый гражданин имеет право лично участвовать в народном собрании; такой порядок называется непосредственным народоправством и возможен только в очень маленьких государствах. В огромном большинстве современных государств народ осуществляет свое участие через выбор­ных (представителей, депутатов), и такой порядок назы­вается народным представительством*. И вот, если в осу­ществлении верховной власти и в выборе народных пред­ставителей участвуют широкие круги народа (напр., все взрослые граждане, или только взрослые мужчины, или все, уплачивающие государству минимальный налог), то государственное устройство будет демократическим (де­мос — народ, кратос — сила, власть); если же в осуще­ствлении верховной власти участвуют лишь тесные, при­вилегированные круги народа, то государственное устройство может принять или характер аристократии (аристос — лучший), т. е. господства лучших граждан (напр., наиболее образованных или заслуженных), или же характер олигархии (олигос — немногий, архе — гос­подство), т. е. господства тех, кому удалось добиться власти. Понятно, что республика может иметь характер не только демократический, но и аристократический и олигархический; и точно так же, конституционная монар­хия может иметь не только аристократический и олигар­хический, но и демократический характер17.

Государственное устройство имеет всегда в высшей степени сложный характер и внимательное изучение его требует исследования каждого государства в отдельнос­ти. Эта сложность увеличивается еще оттого, что госу­дарства могут вступать между собою в различные союзы и могут даже, соединяясь, образовывать новое, высшее государство. Обычно государства вступают друг с другом в отношения, закрепленные договорами; эти договоры устанавливают полномочия и обязательства сторон и имеют значение правовых норм; государства выступают в них как равные и независимые союзы, каждое сохраня­ет свою самостоятельность и, подчиняясь праву, не под­чиняется ни противной стороне, ни новому, высшему для обеих сторон союзу. Такие отношения государств назы­ваются международными правоотношениями.

Помимо таких соглашений, постоянно заключаемых и разрываемых государствами, между ними возможны и более устойчивые и длительные соединения. Эти соедине­ния имеют или «международно-правовой» или «государ­ственно-правовой» характер. Соединение государств бу­дет международным, если два государства (или более) имеют какой-нибудь общий орган, но сохраняют каждое свое равенство и независимость. Этот общий орган мо­жет состоять из уполномоченных, присланных государст­вами для совместного ведения общего дела (союз госу­дарств)*; или же таким органом может быть общий мо­нарх из единого, общего царствующего дома, признанно­го международным договором (реальная уния)**.

Соединение государств будет государственным тогда, если объединяющиеся союзы утрачивают до известной степени свою независимость и подчиняются или один другому (вассальный—сюзеренному), или все вместе— новому, большему, высшему союзу, включающему их в себя и ограничивающему их независимость (союзное го­сударство)***. В последнем случае каждое из объеди­нившихся государств сохраняет свою самостоятельность (см. § 17 с. <125:>), но подчиняется власти союзного государства и издаваемым им законам; это означает, что союзное государство имеет свои особые законода­тельные и правительственные органы (напр., особую палату представителей, особых министров), действу­ющие наряду с органами отдельных, зависимых госу­дарств и правящие от лица союзного государства в це­лом. Союзное государство объединено уже не междуна­родным договором, а государственным законом, которому все объединенные союзы должны подчиняться наподобие подданных; поэтому ни одно зависимое государство не имеет права выйти из союзного государства по своему личному, одностороннему решению, без согласия верхов­ной власти: такой выход был бы равносилен мятежу.

Таковы основные черты государственного устройства.