§ 18. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ЕГО ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

Государство как объединенный, публично-правовой, территориальный союз имеет длинную и сложную исто­рию. Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Наука предполагает, что государственный со­юз возникал в борьбе нескольких родовых союзов за пре­обладание; борьба приводила к победе одного рода или к примирительному соглашению между несколькими ро­дами и в результате над ними устанавливалась единая власть. Укреплению этой власти содействовали многие обстоятельства: необходимость держать в подчинении остаток недовольных, насильно присоединенных к союзу, а также рабов; необходимость поддерживать порядок внутри союза; авторитет князя или царя, поддерживае­мый его званием судьи и законодателя, религиозного ру­ководителя и верховного жреца; и наконец, особенно, не­обходимость обороняться от вооруженных нападений со­седей. Государства возникают и упрочиваются с перехо­дом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земле­дельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опас­ность нашествий рано заставляет провести в жизнь раз­деление труда между земледельцем, ведущим свое хозяй­ство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — военачальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного вой­ска.

Защита жизни, очага и хозяйства от набегов кочевни­ков настолько важна, что удачное отражение их естест­венно создает из общины центр, слывущий защищенным и безопасным. Малые и слабые общины видят свой пря­мой интерес в том, чтобы отдаться под власть удачно обороняющегося союза и купить себе тем защиту, а куп­цы, ищущие безопасности для верных оборотов, начина­ют тяготеть к тому же центру. Государственная власть слагается тем быстрее и прочнее, чем скорее и вернее ей удается обеспечить порядок внутри союза и безопасность от внешних нападений.

Понятно, что исторически государства складываются раньше там, где климат и почва благоприятствуют зем­ледельческому хозяйству: в южных плодородных стра­нах, возле больших рек (Ассирия, Египет). Понятно так­же, что государства легче достигают развития и зрелости там, где море или горы помогают обороне от нападений и, в то же время, где сухопутные или речные и морские  пути сообщения облегчают торговые сношения и создают постоянный прилив населения к центру и отлив из него в колонии (Греция, Рим). Естественно, наконец, что со­здание могучего государства удавалось всегда энергич­ным и предприимчивым, трудолюбивым и в то же время воинственным народам. Государственная жизнь развива­лась медленно, и развитие это шло всегда рука об руку с развитием в душах людей правосознания: самая сущ­ность государства состоит во властвовании по праву, че­рез право и ради права, и потому там, где чувство права и справедливости не развивалось, государственная власть делалась жертвой междуусобных столкновений и насильственных захватов.

Таким образом, государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности. Этим определяется, но не исчерпывается его значение и назначение. Властвуя на основании полномочий («по праву»), осуществляя свою власть посредством правовых велений и правомерной деятельности своих органов («че­рез право»), государство имеет своею первою задачей водворение на земле (как в своих пределах, так и в меж­дународных отношениях) правового порядка («ради пра­ва»), т. е. борьбу с произволом и господством грубой си­лы. Эта первая и основная задача государственного со­юза должна привести при разрешении ее — к дружному сожительству людей как во внутренней жизни государст­ва, так и в его внешних сношениях; государственный со­юз призван организовать правовое разрешение всех стол­кновений между отдельными гражданами и целыми госу­дарствами, а это поведет к исчезновению войн и к водво­рению на земле мира гражданского и международного.

Однако такое умиротворение жизни людей при помо­щи права может удасться только при том условии, если право будет давать справедливые решения, если оно бу­дет справедливым правом. До тех пор, пока будут обде­ленные и неудовлетворенные, нарушение мира будет сто­ять у порога. Поэтому создание справедливого (естест­венного) права является одною из высших задач госу­дарства. Но так как справедливое право, по самой сущности своей, есть прежде всего морально верное пра­во, то государство, разрешая эту задачу, оказывается работающим во имя нравственного развития человечества. Внешними, принудительными велениями невозможно, конечно, переродить мир человеческой души, но возмож­но приучить человека считаться со справедливыми пра­вами и интересами других. Это означает, что государство как правовой союз имеет все те задачи, которые предсто­ит разрешать праву: государство должно стремиться к водворению в жизни людей справедливой, свободной, равной и братской совместной жизни.

Такое упорядочение и умиротворение внешней жизни людей при помощи справедливого права требует, чтобы государство принимало более деятельное участие в жиз­ни граждан. Понятно, что союз, уполномоченный требо­вать от своих членов определенных денежных взносов и властно определять их размер (налоги), имеет возмож­ность сделать чрезвычайно многое в деле устроения об­щественной жизни. И здесь перед государством открыва­ется чрезвычайно широкое поле для деятельности, веду­щей к хозяйственному устроению и духовному развитию народа. Задачи государства не ограничиваются водворе­нием порядка, мира и справедливости; оно должно де­лать все возможное для того, чтобы народ не страдал не только от раздоров, войн и несправедливости, но и от го­лода, болезней, стихий природы и, главное, от духовной темноты.

Хозяйственная деятельность людей, предоставленная частной инициативе, нередко приходит в расстройство: неумение извлекать большой урожай из малого участка земли, отсутствие хороших, но дорогих орудий, недоста­ток капитала на промышленное или торговое обзаведе­ние, недостаток быстрых и дешевых путей сообщения, на­конец, неорганизованность всего народного хозяйства по единому плану, — все это нередко приводит к хозяйствен­ным бедствиям, напр., неурожаю, разорению, недостатку товара, тяжело отзывающемуся на потребителе, или чрезмерному избытку товара, разоряющему производите­ля. Всему этому государство идет на помощь, обучая земледельца, помогая ему ссудами и заботясь о справед­ливом распределении земельной собственности (минис­терство земледелия), кредитуя и контролируя деятель­ность промышленников и торговцев (министерство тор­говли и промышленности), строя и улучшая дороги (ми­нистерство путей сообщения).

Особенную важность получают заботы государства об умственном развитии народа. Образование ума, расши­рение кругозора и углубление мысли необходимы челове­ку во всех отношениях, и прежде всего для того, чтобы исполнить свое высшее назначение: осуществить на зем­ле жизнь духовно-значительную и нравственно-совершен­ную. Развитие ума есть путь к истинному знанию, благо­родной воле, чистому чувству и прекрасному искусству; для государства же к этому присоединяется еще необхо­димость создать развитое и твердое правосознание, не­возможное среди умственно-отсталого народа. Вот поче­му основные задачи государства заставляют его взять на себя заботу о народном образовании, о всеобщем обуче­нии и о поддержании наук и искусств (министерство на­родного просвещения). Вместе с заботами о поддержа­нии внутреннего порядка (министерство внутренних дел) и внешних отношений (министерство иностранных дел), о военных силах государства (военное министерство), о собирании государственных доходов и распределении расходов (министерство финансов) и, наконец, о судеб­ном применении права (министерство юстиции) — эти задачи входят всегда в основной круг государственной деятельности.

Однако это разнообразие государственных задач и разносторонность его деятельности совсем не должны приводить к мелочной опеке над жизнью граждан и оту­чать их от самодеятельности. Напротив: жизнь и деяте­льность самого государства должны быть проявлением самодеятельности граждан. Ведь государство не учреж­дение, возносящееся над гражданами, а корпорация, су­ществующая ими, в них и через них. Государство есть союз, несомый и творимый гражданами, их самоотвер­женной и в то же время свободной самодеятельностью; поэтому задача государства состоит, между прочим, в том, чтобы воспитать и приучить граждан к обществен­ному самоуправлению, наподобие того, как мораль приу­чает людей к внутреннему, личному самоуправлению. На этой основе покоится современное воззрение на государ­ство как на корпорацию, привлекающую к своей деятель­ности широкие круги граждан и образующую для них живую школу самоуправления и самодеятельности.

 

Государство как объединенный, публично-правовой, территориальный союз имеет длинную и сложную исто­рию. Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Наука предполагает, что государственный со­юз возникал в борьбе нескольких родовых союзов за пре­обладание; борьба приводила к победе одного рода или к примирительному соглашению между несколькими ро­дами и в результате над ними устанавливалась единая власть. Укреплению этой власти содействовали многие обстоятельства: необходимость держать в подчинении остаток недовольных, насильно присоединенных к союзу, а также рабов; необходимость поддерживать порядок внутри союза; авторитет князя или царя, поддерживае­мый его званием судьи и законодателя, религиозного ру­ководителя и верховного жреца; и наконец, особенно, не­обходимость обороняться от вооруженных нападений со­седей. Государства возникают и упрочиваются с перехо­дом от охотничьего и пастушески-кочевого быта к земле­дельческому. Община, осевшая на месте со всем своим добром и стадами, связавшая свою участь с засеянным полем и ожидаемым урожаем, естественно, вынуждена отстаивать и защищать свои владения от пришлой орды завоевателей, подвергающей все опустошению. Опас­ность нашествий рано заставляет провести в жизнь раз­деление труда между земледельцем, ведущим свое хозяй­ство, и воином, который сам не обрабатывает землю, но обороняет хозяйство своей общины. Судья, законодатель и жрец получает новое звание — военачальника, и власть его получает новую опору в силе постоянного вой­ска.

Защита жизни, очага и хозяйства от набегов кочевни­ков настолько важна, что удачное отражение их естест­венно создает из общины центр, слывущий защищенным и безопасным. Малые и слабые общины видят свой пря­мой интерес в том, чтобы отдаться под власть удачно обороняющегося союза и купить себе тем защиту, а куп­цы, ищущие безопасности для верных оборотов, начина­ют тяготеть к тому же центру. Государственная власть слагается тем быстрее и прочнее, чем скорее и вернее ей удается обеспечить порядок внутри союза и безопасность от внешних нападений.

Понятно, что исторически государства складываются раньше там, где климат и почва благоприятствуют зем­ледельческому хозяйству: в южных плодородных стра­нах, возле больших рек (Ассирия, Египет). Понятно так­же, что государства легче достигают развития и зрелости там, где море или горы помогают обороне от нападений и, в то же время, где сухопутные или речные и морские  пути сообщения облегчают торговые сношения и создают постоянный прилив населения к центру и отлив из него в колонии (Греция, Рим). Естественно, наконец, что со­здание могучего государства удавалось всегда энергич­ным и предприимчивым, трудолюбивым и в то же время воинственным народам. Государственная жизнь развива­лась медленно, и развитие это шло всегда рука об руку с развитием в душах людей правосознания: самая сущ­ность государства состоит во властвовании по праву, че­рез право и ради права, и потому там, где чувство права и справедливости не развивалось, государственная власть делалась жертвой междуусобных столкновений и насильственных захватов.

Таким образом, государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности. Этим определяется, но не исчерпывается его значение и назначение. Властвуя на основании полномочий («по праву»), осуществляя свою власть посредством правовых велений и правомерной деятельности своих органов («че­рез право»), государство имеет своею первою задачей водворение на земле (как в своих пределах, так и в меж­дународных отношениях) правового порядка («ради пра­ва»), т. е. борьбу с произволом и господством грубой си­лы. Эта первая и основная задача государственного со­юза должна привести при разрешении ее — к дружному сожительству людей как во внутренней жизни государст­ва, так и в его внешних сношениях; государственный со­юз призван организовать правовое разрешение всех стол­кновений между отдельными гражданами и целыми госу­дарствами, а это поведет к исчезновению войн и к водво­рению на земле мира гражданского и международного.

Однако такое умиротворение жизни людей при помо­щи права может удасться только при том условии, если право будет давать справедливые решения, если оно бу­дет справедливым правом. До тех пор, пока будут обде­ленные и неудовлетворенные, нарушение мира будет сто­ять у порога. Поэтому создание справедливого (естест­венного) права является одною из высших задач госу­дарства. Но так как справедливое право, по самой сущности своей, есть прежде всего морально верное пра­во, то государство, разрешая эту задачу, оказывается работающим во имя нравственного развития человечества. Внешними, принудительными велениями невозможно, конечно, переродить мир человеческой души, но возмож­но приучить человека считаться со справедливыми пра­вами и интересами других. Это означает, что государство как правовой союз имеет все те задачи, которые предсто­ит разрешать праву: государство должно стремиться к водворению в жизни людей справедливой, свободной, равной и братской совместной жизни.

Такое упорядочение и умиротворение внешней жизни людей при помощи справедливого права требует, чтобы государство принимало более деятельное участие в жиз­ни граждан. Понятно, что союз, уполномоченный требо­вать от своих членов определенных денежных взносов и властно определять их размер (налоги), имеет возмож­ность сделать чрезвычайно многое в деле устроения об­щественной жизни. И здесь перед государством открыва­ется чрезвычайно широкое поле для деятельности, веду­щей к хозяйственному устроению и духовному развитию народа. Задачи государства не ограничиваются водворе­нием порядка, мира и справедливости; оно должно де­лать все возможное для того, чтобы народ не страдал не только от раздоров, войн и несправедливости, но и от го­лода, болезней, стихий природы и, главное, от духовной темноты.

Хозяйственная деятельность людей, предоставленная частной инициативе, нередко приходит в расстройство: неумение извлекать большой урожай из малого участка земли, отсутствие хороших, но дорогих орудий, недоста­ток капитала на промышленное или торговое обзаведе­ние, недостаток быстрых и дешевых путей сообщения, на­конец, неорганизованность всего народного хозяйства по единому плану, — все это нередко приводит к хозяйствен­ным бедствиям, напр., неурожаю, разорению, недостатку товара, тяжело отзывающемуся на потребителе, или чрезмерному избытку товара, разоряющему производите­ля. Всему этому государство идет на помощь, обучая земледельца, помогая ему ссудами и заботясь о справед­ливом распределении земельной собственности (минис­терство земледелия), кредитуя и контролируя деятель­ность промышленников и торговцев (министерство тор­говли и промышленности), строя и улучшая дороги (ми­нистерство путей сообщения).

Особенную важность получают заботы государства об умственном развитии народа. Образование ума, расши­рение кругозора и углубление мысли необходимы челове­ку во всех отношениях, и прежде всего для того, чтобы исполнить свое высшее назначение: осуществить на зем­ле жизнь духовно-значительную и нравственно-совершен­ную. Развитие ума есть путь к истинному знанию, благо­родной воле, чистому чувству и прекрасному искусству; для государства же к этому присоединяется еще необхо­димость создать развитое и твердое правосознание, не­возможное среди умственно-отсталого народа. Вот поче­му основные задачи государства заставляют его взять на себя заботу о народном образовании, о всеобщем обуче­нии и о поддержании наук и искусств (министерство на­родного просвещения). Вместе с заботами о поддержа­нии внутреннего порядка (министерство внутренних дел) и внешних отношений (министерство иностранных дел), о военных силах государства (военное министерство), о собирании государственных доходов и распределении расходов (министерство финансов) и, наконец, о судеб­ном применении права (министерство юстиции) — эти задачи входят всегда в основной круг государственной деятельности.

Однако это разнообразие государственных задач и разносторонность его деятельности совсем не должны приводить к мелочной опеке над жизнью граждан и оту­чать их от самодеятельности. Напротив: жизнь и деяте­льность самого государства должны быть проявлением самодеятельности граждан. Ведь государство не учреж­дение, возносящееся над гражданами, а корпорация, су­ществующая ими, в них и через них. Государство есть союз, несомый и творимый гражданами, их самоотвер­женной и в то же время свободной самодеятельностью; поэтому задача государства состоит, между прочим, в том, чтобы воспитать и приучить граждан к обществен­ному самоуправлению, наподобие того, как мораль приу­чает людей к внутреннему, личному самоуправлению. На этой основе покоится современное воззрение на государ­ство как на корпорацию, привлекающую к своей деятель­ности широкие круги граждан и образующую для них живую школу самоуправления и самодеятельности.