1.3. Виды экономического анализа

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 

Основные виды экономического анализа и их характеристика по важнейшим

признакам классифицируются следующим образом:

/) по отраслевому признаку:

- отраслевой анализ - анализ, методика которого учитывает специфику

отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства,

строительства, транспорта, торговли и т. д.);

- межотраслевой анализ - анализ, который является теоретической и

методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной

экономики. Межотраслевой анализ раскрывает наиболее общие

методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности,

обобщает передовой опыт экономического анализа в разных

отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в

целом и отраслевого в частности;

2) по широте изучения резервов:

- внутрихозяйственный анализ — анализ деятельности предприятия и

его структурных подразделений с целью выявления внутренних резервов

предприятия;

- сравнительный анализ - анализ, при котором для оценки деятельности

анализируемого предприятия привлекаются показатели аналогичных

предприятий с целью выявления внешних резервов. Сравнение результатов

деятельности двух и более хозяйствующих субъектов позволяет выявить

передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более

объективную оценку эффективности деятельности предприятия;

3) по времени принятия решений:

-предварительный (прогнозный или перспективный) анализ проводится

до осуществления хозяйственных операций с целью определения

ожидаемых результатов за длительные периоды времени. Его задачей

является выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности

предприятия на перспективу. Он необходим для обоснования

управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования

будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения

нежелательных результатов;

- последующий (ретроспективный) анализ - это анализ, определяющий

эффективность и оценку результатов хозяйственной деятельности за

отчетный период (год, квартал, иногда - месяц). Он проводится после

совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением

плана, выявления неиспользованных резервов;

- оперативный (ситуационный) анализ осуществляется в ходе хозяйственной

деятельности и оперативно воздействует на ее результат в случае

изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сучки, декаду и т, д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать

на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется

динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой

деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях

оперативный анализ приобретает особое значение, а главное его

преимущество - возможность воздействия на его результаты в процессе

их формирования;

- итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период

времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность

предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным

за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка

деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный виды анализа взаимосвязаны и дополняют

друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только

оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и

комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие

периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные

на рост эффективности производства;

4) по курсу изучаемых вопросдв (содержанию аналитической программы):

- комплексный (полный) анализ - это анализ, который охватывает всю

деятельность предприятия, т. е. деятельность предприятия изучается всесторонне;

- тематический (локальный) анализ - это анализ, при котором изучаются

только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие

в определенный момент наибольший интерес, например вопросы

использования материальных ресурсов, производственной мощности

предприятия, снижение себестоимости продукции и пр.;

5) по методике изучения объектов:

- сопоставительный анализ - это анализ, при котором обычно ограничиваются

сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной

деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых

лет, показателями передовых предприятий;

- диагностический анализ представляет собой способ установления

характера нарушения нормального хода экономических процессов

на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

- факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов

на прирост и уровень результативных показателей. Детерминированный

анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей

между факторными и результативными показателями;

-маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности

управленческих решений в бизнесе на основании причинноследственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

- экономико-математический анализ - это анализ, с помощью которого

находится наиболее оптимальный вариант решения экономической

задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за

счет более полного использования имеющихся ресурсов;

- функционально-стоимостной — это комплексное системное исследование

функций объектов анализа с целью обеспечения их выполнения при

минимальных затратах на всех этапах жизненного цикла объекта;

-стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный

и др.) используется для изучения стохастических зависимостей

между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности

предприятия;

6) по охвату изучаемых объектов:

- сплошной анализ - это анализ, при котором выводы делаются после

изучения всех без исключения объектов;

- выборочный анализ - это анализ, при котором выводы делаются по

результатам обследования только части объектов;

7) по применению технических средств:

-механизированный анализ с применением микрокалькуляторов;

- автоматизированный анализ с применением ЭВМ;

8) по роли в управлении:

-управленческий (внутренний) анализ - это анализ, который является

составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической

информацией руководство предприятия;

- финансовый (внешний) анализ - это анализ выступающий составной

частью финансового учета, обеспечивая внешних пользователей информацией

о предприятии;

9) по направлению экономического анализа:

- технико-экономический анализ - это анализ показателей, характеризующих

производственно-хозяйственную деятельность предприятия во

взаимосвязи с показателями уровня техники, технологии и организации

производства и труда. Им занимаются технические службы предприятия

(главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является

изучение взаимодействия технических и экономических процессов и

установление их влияния на экономические результаты деятельности

предприятия;

- финансово-экономический анализ - это анализ показателей, характеризующих

хозяйственную деятельность предприятия, при этом главное

внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия

и эффективности использования финансовых ресурсов: выполнению финансового

плана, эффективности использования собственного и заемного

капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности

предприятия. Им занимаются финансовая служба хозяйствующего субъекта,

финансовые и кредитные органы;

— социально-экономический анализ — это анализ, который изучает

взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на

друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его

проводят экономические службы управления, социологические лаборатории,

статистические органы;

-экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических

и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением

окружающей среды и затратами на экологию. Его проводят органы

охраны окружающей среды и экономические службы предприятия;

—маркетинговый анализ - это анализ, которым занимается служба

маркетинга предприятия или объединения. Маркетинговый анализ применяется

для изучения внешней среды функционирования предприятия,

рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности,

спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой

политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Для комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего

субъекта необходимо подробно рассмотреть факторный анализ.

Выявление связи между показателями, ее направления и интенсивности,

а также формы зависимости между показателями необходимо для

познания закономерностей формирования результатов деятельности

субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей

приводит к выявлению общей закономерности, то делается предложение

о наличии связей между показателями. Источником возникновения

может быть причинно-следственная связь между показателями,

зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение.

Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями

в измерении количественного влияния отдельных показателей на

изменение другого, совокупного показателя.

С этих позиций показатели могут быть классифицированы как факторные

и результативные. Связь между ними характеризуется как причинно-

следственная связь, т. е. изменение .одного показателя (причина)

ведет к изменению другого показателя (следствие). Факторные показатели

характеризуют причину и называются независимыми. Результативные

показатели характеризуют следствие и являются зависимыми.

Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной

причинно-следственной связью, называется факторной системой.

Чтобы определить характер связи между явлениями, необходимо полностью

абстрагироваться от несущественного при изучении временной

или пространственной среды. Такая абстракция воспроизводится теоретически

при построении факторных моделей. Исключение принципиально важного фактора из поля зрения или же несистемное исследование

делают анализ несостоятельным. Несущественными, промежуточными и

малозначительными факторами, как правило, можно пренебречь.

В самом общем виде модель факторной системы может быть выражена

формулой:

y = f(xt, х2 хп).

Способ построения модели, выбор метода факторного анализа зависит

от характера связи между показателями. При этом один и тот же показатель

может быть в разных условиях и факторным, и результативным.

Связи между явлениями классифицируются по степени тесноты, направлению

и аналитическому выражению.

По степени тесноты выделяют два вида взаимосвязей:

- функциональная (полная) связь - жестко детерминированная связь,

когда каждому значению факторного показателя соответствует только

одно значение результативного показателя. Функциональная связь проявляется

во всех случаях наблюдения для каждой конкретной единицы

изучаемой совокупности;

- стохастическая (вероятностная) связь - такая связь, при которой

каждому значению факторного показателя соответствует множество значений

результативного показателя. Стохастическая связь проявляется не

в каждом отдельном случае, а в общем, т. е. в среднем числе наблюдений.

Корреляционная связь, как вид неполной связи, является частным случаем

стохастической связи. Она наблюдается и между факторными показателями.

По направлению связи между показателями могут быть прямыми и

обратными. Прямая связь означает, что рост факторного показателя приводит

к увеличению результативного и наоборот (увеличение производительности

труда ведет к увеличению выпуска товарной продукции,

уменьшение объема продаж приводит к снижению денежной выручки).

Обратная связь характеризуется тем, что увеличение факторного показателя

приводит к уменьшению результативного и наоборот (снижение

себестоимости продукции ведет к увеличению прибыли, увеличение себестоимости

- к снижению прибыли).

По аналитическому выражению выделяют прямолинейные связи и

нелинейные связи.

Линейные связи на графике выражены прямой линией и соответственно

уравнениями прямой линии. Нелинейные связи выражаются кривой

линией на графике и соответственно уравнением параболы или гиперболы,

степенной функции и т. д.

Для построения модели прежде всего необходим качественный анализ

изучаемого явления на основе знания экономической теории, конкретной

экономики, финансов, т. е. аналитик должен понимать экономическую

суть явления и быть уверенным в возможной связи между показателями.

Затем следует установить факт наличия или отсутствия связи между анализируемыми

показателями, выявить устойчивость этих связей. Факторы,

повлиявшие на изменение конкретного результативного показателя, следует

классифицировать. Они могут быть разделены на внешние и внутренние,

объективные и субъективные, управляемые и неуправляемые,

существенные и несущественные и классифицированы в соответствии с

задачами анализа. Состав анализируемых факторов зависит также от экономического

содержания и способа формирования результативного показателя.

При функциональной связи может быть несколько видов зависимостей,

которые собственно и определяют характер модели. Краткая характеристика

типов моделей:

- аддитивная - все факторы входят в модель в виде алгебраической

суммы;

-мультипликативная - факторные показатели входят в модель в виде

произведения;

- кратная - факторные показатели выступают как делимое и делитель,

а частное от деления - как результативный показатель;

- смешанная или комбинированная - факторы входят в модель в различных

сочетаниях.

При стохастической связи аналитической моделью является уравнение

регрессии. Стохастические связи, различные виды уравнений регрессии,

способы их построения и определения параметров уравнений,

требования к информационной базе, методы стохастического анализа

(регрессионный, вариационный, корреляционный, ковариационный) изучаются

в соответствующих разделах статистики.

Аналитические модели можно классифицировать как описательные,

нормативные, прогнозные и имитационные.

Описательные (дескриптивные) модели, как правило, построены на

данных бухгалтерского учета и основаны на функциональной связи между

показателями. Нормативные модели позволяют проводить сравнение

фактических показателей с нормами, нормативами, изучать отклонения

от нормативов и их причины. Прогнозные модели - это плановые расчеты,

анализ инвестиций, оценка риска. Они могут быть жестко детерминированными

и регрессионными. Имитационные модели строятся при

отсутствии необходимой информации или ее недостаточности. Имитируя

возможные ситуации, оценивая вероятность наступления неблагоприятных

событий, можно принимать решения в условиях неопределенности.

В детерминированной модели связь между показателями задается алгоритмом

расчета результативного показателя. При этом влияние факторов

изучается по кругу показателей, включенных в модель. Все изменения

результативного показателя следует считать в этом случае следствием

изменения факторов, включенных в модель. При стохастической связи сначала следует определиться с выбором метода, а затем обеспечить сбор

информации. Сложность именно в том, что при отсутствии необходимой

информационной базы многие статистические методы применять невозможно.

В частности, крайне важно обеспечить качественную и количественную

однородность исходных данных и достаточное количество наблюдений,

которое превышает минимум в 6-8 раз. Другое, крайне трудное

для выполнения правило - случайность и независимость наблюдений,

так как чаще всего экономические показатели взаимозависимы и

инерционны.

Для детерминированного анализа не требуется совокупность наблюдений.

Это важное обстоятельство обусловливает преимущественное

использование моделей с функциональной связью между показателями.

Влияние факторов на результативный показатель в моделях с функциональной

связью производится методами детерминированного факторного

анализа: метод изолированного влияния факторов, индексный

метод, метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных

разниц и математические методы (интегральный, логарифмический

и др.).

Основные виды экономического анализа и их характеристика по важнейшим

признакам классифицируются следующим образом:

/) по отраслевому признаку:

- отраслевой анализ - анализ, методика которого учитывает специфику

отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства,

строительства, транспорта, торговли и т. д.);

- межотраслевой анализ - анализ, который является теоретической и

методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной

экономики. Межотраслевой анализ раскрывает наиболее общие

методологические черты и особенности анализа хозяйственной деятельности,

обобщает передовой опыт экономического анализа в разных

отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в

целом и отраслевого в частности;

2) по широте изучения резервов:

- внутрихозяйственный анализ — анализ деятельности предприятия и

его структурных подразделений с целью выявления внутренних резервов

предприятия;

- сравнительный анализ - анализ, при котором для оценки деятельности

анализируемого предприятия привлекаются показатели аналогичных

предприятий с целью выявления внешних резервов. Сравнение результатов

деятельности двух и более хозяйствующих субъектов позволяет выявить

передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более

объективную оценку эффективности деятельности предприятия;

3) по времени принятия решений:

-предварительный (прогнозный или перспективный) анализ проводится

до осуществления хозяйственных операций с целью определения

ожидаемых результатов за длительные периоды времени. Его задачей

является выявление закономерностей и тенденций в хозяйственной деятельности

предприятия на перспективу. Он необходим для обоснования

управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования

будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения

нежелательных результатов;

- последующий (ретроспективный) анализ - это анализ, определяющий

эффективность и оценку результатов хозяйственной деятельности за

отчетный период (год, квартал, иногда - месяц). Он проводится после

совершения хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением

плана, выявления неиспользованных резервов;

- оперативный (ситуационный) анализ осуществляется в ходе хозяйственной

деятельности и оперативно воздействует на ее результат в случае

изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сучки, декаду и т, д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать

на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется

динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой

деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях

оперативный анализ приобретает особое значение, а главное его

преимущество - возможность воздействия на его результаты в процессе

их формирования;

- итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период

времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность

предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным

за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка

деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный виды анализа взаимосвязаны и дополняют

друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только

оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и

комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие

периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные

на рост эффективности производства;

4) по курсу изучаемых вопросдв (содержанию аналитической программы):

- комплексный (полный) анализ - это анализ, который охватывает всю

деятельность предприятия, т. е. деятельность предприятия изучается всесторонне;

- тематический (локальный) анализ - это анализ, при котором изучаются

только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие

в определенный момент наибольший интерес, например вопросы

использования материальных ресурсов, производственной мощности

предприятия, снижение себестоимости продукции и пр.;

5) по методике изучения объектов:

- сопоставительный анализ - это анализ, при котором обычно ограничиваются

сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной

деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых

лет, показателями передовых предприятий;

- диагностический анализ представляет собой способ установления

характера нарушения нормального хода экономических процессов

на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

- факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов

на прирост и уровень результативных показателей. Детерминированный

анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей

между факторными и результативными показателями;

-маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности

управленческих решений в бизнесе на основании причинноследственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

- экономико-математический анализ - это анализ, с помощью которого

находится наиболее оптимальный вариант решения экономической

задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за

счет более полного использования имеющихся ресурсов;

- функционально-стоимостной — это комплексное системное исследование

функций объектов анализа с целью обеспечения их выполнения при

минимальных затратах на всех этапах жизненного цикла объекта;

-стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный

и др.) используется для изучения стохастических зависимостей

между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности

предприятия;

6) по охвату изучаемых объектов:

- сплошной анализ - это анализ, при котором выводы делаются после

изучения всех без исключения объектов;

- выборочный анализ - это анализ, при котором выводы делаются по

результатам обследования только части объектов;

7) по применению технических средств:

-механизированный анализ с применением микрокалькуляторов;

- автоматизированный анализ с применением ЭВМ;

8) по роли в управлении:

-управленческий (внутренний) анализ - это анализ, который является

составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической

информацией руководство предприятия;

- финансовый (внешний) анализ - это анализ выступающий составной

частью финансового учета, обеспечивая внешних пользователей информацией

о предприятии;

9) по направлению экономического анализа:

- технико-экономический анализ - это анализ показателей, характеризующих

производственно-хозяйственную деятельность предприятия во

взаимосвязи с показателями уровня техники, технологии и организации

производства и труда. Им занимаются технические службы предприятия

(главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является

изучение взаимодействия технических и экономических процессов и

установление их влияния на экономические результаты деятельности

предприятия;

- финансово-экономический анализ - это анализ показателей, характеризующих

хозяйственную деятельность предприятия, при этом главное

внимание уделяется финансовым результатам деятельности предприятия

и эффективности использования финансовых ресурсов: выполнению финансового

плана, эффективности использования собственного и заемного

капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности

предприятия. Им занимаются финансовая служба хозяйствующего субъекта,

финансовые и кредитные органы;

— социально-экономический анализ — это анализ, который изучает

взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на

друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Его

проводят экономические службы управления, социологические лаборатории,

статистические органы;

-экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических

и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением

окружающей среды и затратами на экологию. Его проводят органы

охраны окружающей среды и экономические службы предприятия;

—маркетинговый анализ - это анализ, которым занимается служба

маркетинга предприятия или объединения. Маркетинговый анализ применяется

для изучения внешней среды функционирования предприятия,

рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности,

спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой

политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

Для комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего

субъекта необходимо подробно рассмотреть факторный анализ.

Выявление связи между показателями, ее направления и интенсивности,

а также формы зависимости между показателями необходимо для

познания закономерностей формирования результатов деятельности

субъекта хозяйствования. Если изучение конкретной совокупности показателей

приводит к выявлению общей закономерности, то делается предложение

о наличии связей между показателями. Источником возникновения

может быть причинно-следственная связь между показателями,

зависимость ряда показателей от общего фактора, случайное совпадение.

Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями

в измерении количественного влияния отдельных показателей на

изменение другого, совокупного показателя.

С этих позиций показатели могут быть классифицированы как факторные

и результативные. Связь между ними характеризуется как причинно-

следственная связь, т. е. изменение .одного показателя (причина)

ведет к изменению другого показателя (следствие). Факторные показатели

характеризуют причину и называются независимыми. Результативные

показатели характеризуют следствие и являются зависимыми.

Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной

причинно-следственной связью, называется факторной системой.

Чтобы определить характер связи между явлениями, необходимо полностью

абстрагироваться от несущественного при изучении временной

или пространственной среды. Такая абстракция воспроизводится теоретически

при построении факторных моделей. Исключение принципиально важного фактора из поля зрения или же несистемное исследование

делают анализ несостоятельным. Несущественными, промежуточными и

малозначительными факторами, как правило, можно пренебречь.

В самом общем виде модель факторной системы может быть выражена

формулой:

y = f(xt, х2 хп).

Способ построения модели, выбор метода факторного анализа зависит

от характера связи между показателями. При этом один и тот же показатель

может быть в разных условиях и факторным, и результативным.

Связи между явлениями классифицируются по степени тесноты, направлению

и аналитическому выражению.

По степени тесноты выделяют два вида взаимосвязей:

- функциональная (полная) связь - жестко детерминированная связь,

когда каждому значению факторного показателя соответствует только

одно значение результативного показателя. Функциональная связь проявляется

во всех случаях наблюдения для каждой конкретной единицы

изучаемой совокупности;

- стохастическая (вероятностная) связь - такая связь, при которой

каждому значению факторного показателя соответствует множество значений

результативного показателя. Стохастическая связь проявляется не

в каждом отдельном случае, а в общем, т. е. в среднем числе наблюдений.

Корреляционная связь, как вид неполной связи, является частным случаем

стохастической связи. Она наблюдается и между факторными показателями.

По направлению связи между показателями могут быть прямыми и

обратными. Прямая связь означает, что рост факторного показателя приводит

к увеличению результативного и наоборот (увеличение производительности

труда ведет к увеличению выпуска товарной продукции,

уменьшение объема продаж приводит к снижению денежной выручки).

Обратная связь характеризуется тем, что увеличение факторного показателя

приводит к уменьшению результативного и наоборот (снижение

себестоимости продукции ведет к увеличению прибыли, увеличение себестоимости

- к снижению прибыли).

По аналитическому выражению выделяют прямолинейные связи и

нелинейные связи.

Линейные связи на графике выражены прямой линией и соответственно

уравнениями прямой линии. Нелинейные связи выражаются кривой

линией на графике и соответственно уравнением параболы или гиперболы,

степенной функции и т. д.

Для построения модели прежде всего необходим качественный анализ

изучаемого явления на основе знания экономической теории, конкретной

экономики, финансов, т. е. аналитик должен понимать экономическую

суть явления и быть уверенным в возможной связи между показателями.

Затем следует установить факт наличия или отсутствия связи между анализируемыми

показателями, выявить устойчивость этих связей. Факторы,

повлиявшие на изменение конкретного результативного показателя, следует

классифицировать. Они могут быть разделены на внешние и внутренние,

объективные и субъективные, управляемые и неуправляемые,

существенные и несущественные и классифицированы в соответствии с

задачами анализа. Состав анализируемых факторов зависит также от экономического

содержания и способа формирования результативного показателя.

При функциональной связи может быть несколько видов зависимостей,

которые собственно и определяют характер модели. Краткая характеристика

типов моделей:

- аддитивная - все факторы входят в модель в виде алгебраической

суммы;

-мультипликативная - факторные показатели входят в модель в виде

произведения;

- кратная - факторные показатели выступают как делимое и делитель,

а частное от деления - как результативный показатель;

- смешанная или комбинированная - факторы входят в модель в различных

сочетаниях.

При стохастической связи аналитической моделью является уравнение

регрессии. Стохастические связи, различные виды уравнений регрессии,

способы их построения и определения параметров уравнений,

требования к информационной базе, методы стохастического анализа

(регрессионный, вариационный, корреляционный, ковариационный) изучаются

в соответствующих разделах статистики.

Аналитические модели можно классифицировать как описательные,

нормативные, прогнозные и имитационные.

Описательные (дескриптивные) модели, как правило, построены на

данных бухгалтерского учета и основаны на функциональной связи между

показателями. Нормативные модели позволяют проводить сравнение

фактических показателей с нормами, нормативами, изучать отклонения

от нормативов и их причины. Прогнозные модели - это плановые расчеты,

анализ инвестиций, оценка риска. Они могут быть жестко детерминированными

и регрессионными. Имитационные модели строятся при

отсутствии необходимой информации или ее недостаточности. Имитируя

возможные ситуации, оценивая вероятность наступления неблагоприятных

событий, можно принимать решения в условиях неопределенности.

В детерминированной модели связь между показателями задается алгоритмом

расчета результативного показателя. При этом влияние факторов

изучается по кругу показателей, включенных в модель. Все изменения

результативного показателя следует считать в этом случае следствием

изменения факторов, включенных в модель. При стохастической связи сначала следует определиться с выбором метода, а затем обеспечить сбор

информации. Сложность именно в том, что при отсутствии необходимой

информационной базы многие статистические методы применять невозможно.

В частности, крайне важно обеспечить качественную и количественную

однородность исходных данных и достаточное количество наблюдений,

которое превышает минимум в 6-8 раз. Другое, крайне трудное

для выполнения правило - случайность и независимость наблюдений,

так как чаще всего экономические показатели взаимозависимы и

инерционны.

Для детерминированного анализа не требуется совокупность наблюдений.

Это важное обстоятельство обусловливает преимущественное

использование моделей с функциональной связью между показателями.

Влияние факторов на результативный показатель в моделях с функциональной

связью производится методами детерминированного факторного

анализа: метод изолированного влияния факторов, индексный

метод, метод цепных подстановок, метод абсолютных разниц, метод относительных

разниц и математические методы (интегральный, логарифмический

и др.).