1.4. Объекты и основные группы пользователей анализа финансового состояния предприятия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Являясь многогранным понятием, финансовое состояние предприятия
представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с
ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной
деятельности.
Оценка финансового состояния проводится:
- руководителями и соответствующими службами предприятия;
-его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности
использования ресурсов;
- банками для оценки условий кредитования и определения степени
риска;
- поставщиками для получения платежей;
- налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в
бюджет и т. д.
В настоящее время часто информацией о финансовом состоянии собственной
организации не располагает даже сам руководитель, хотя с показателями,
дающими возможность определить финансовую устойчивость
фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая
бухгалтерскую отчетность.
Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их
конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей
бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами.
Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:
- пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию
(конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения,
поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы)
- пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности
предприятия;
- сами предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры
- пользователи внутренние, т. е. непосредственно заинтересованные в
деятельности предприятия.
В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа
- внутренний и внешний.
Внутренний ____________анализ проводится работниками предприятия (например,
финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования,
контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель -
установить планомерное поступление денежных средств и разместить
собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное
функционирование предприятия, получение максимума прибыли
и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в
качестве исходной информации для принятия различного рода экономических
решений.
Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть
дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации
управления, например такими, как анализ эффективности авансирования
капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе
внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа
финансового состояния за счет привлечения данных управленческого
производственного учета. Вопросы финансового и производственного
анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их
реализации, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством
и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на
рынок.
Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством
коммуникации, благодаря которому:
- руководители получают представление о месте своего предприятия
в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического
курса, сравнительных характеристик эффективности использования
ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам
управления предприятием;
- внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного
решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления
слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и
непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;
- аналитики определяют направления финансового анализа.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними
лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками
материальных и финансовых ресурсов, контролирующими
органами на основе публикуемой отчетности). Его цель - установить
возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум
прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей,
которые определяются прежде всего различиями между пользователями
информации о деятельности предприятия:
- множественность субъектов анализа - пользователей информации о
деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
-ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность
предприятия;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
-максимальная открытость результатов анализа для пользователей
информации о деятельности предприятия.
Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в
деятельности предприятия, они в соответствии с заключенными договорами
должны защищать интересы внутренних пользователей информации:
-аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности
соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
-консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в
целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения
капиталов в конкретное предприятие;
-биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в
отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают
решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают
необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
- законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов,
объеме производства для формирования информации о валовом
внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для
рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной,
налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики
и ведения статистического наблюдения;
- юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения
условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении
прибыли и выплате дивидендов;
-пресса и информационные агентства используют отчетность для
подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий
и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
-торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для
статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки
результатов деятельности на отраслевом уровне; >
- профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения
своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий
трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли,
к которой относится исследуемое предприятие.
Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп
и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового
состояния (табл. 1).
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого
партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности,
составляют:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности
баланса, платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности использования заемного капитала;
- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и
рейтинговая оценка эмитентов.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия,
так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
Таблица 1
Определение объекта анализа финансового состояния
в соответствии с интересами всех категорий пользователей
Партнерские
группы
1. Собственники
2. Инвесторы, заимодавцы
3. Руководители
(администрация)
4. Персонал
5. Поставщики
средств и предметов
труда
6. Покупатели (клиенты)
7. Налоговые органы
Вклад
партнерской
группы
Собственный Капитал
Заемный капитал
Знание дела и умение
руководить
Приведение в действие
средств и предметов
труда
Обеспечение непрерывности
и эффективности
процесса
производства продукции
Реализация продукции
Услуги общества
Требования
компенсации
Дивиденды
Проценты на
вложенный капитал
Оплата труда и
доля прибыли
сверх оклада
Заработная плата,
премии, социальные
условия
Договорная цена
Договорная цена
Своевременная и
полная оплата
налогов
Объект
финансового
анализа
Финансовые результаты
и финансовая
устойчивость
Кредитоспособность
Все стороны деятельности
предприятия
Финансовые результаты
предприятия
Платежеспособность
Финансовые результаты
предприятия
Финансовые результаты
предприятия
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной
степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации
и др.
Являясь многогранным понятием, финансовое состояние предприятия
представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с
ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной
деятельности.
Оценка финансового состояния проводится:
- руководителями и соответствующими службами предприятия;
-его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности
использования ресурсов;
- банками для оценки условий кредитования и определения степени
риска;
- поставщиками для получения платежей;
- налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в
бюджет и т. д.
В настоящее время часто информацией о финансовом состоянии собственной
организации не располагает даже сам руководитель, хотя с показателями,
дающими возможность определить финансовую устойчивость
фирмы, он сталкивается по меньшей мере раз в квартал, подписывая
бухгалтерскую отчетность.
Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их
конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей
бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами.
Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:
- пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию
(конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения,
поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы)
- пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности
предприятия;
- сами предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры
- пользователи внутренние, т. е. непосредственно заинтересованные в
деятельности предприятия.
В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа
- внутренний и внешний.
Внутренний ____________анализ проводится работниками предприятия (например,
финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования,
контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель -
установить планомерное поступление денежных средств и разместить
собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное
функционирование предприятия, получение максимума прибыли
и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужны внутренним пользователям в
качестве исходной информации для принятия различного рода экономических
решений.
Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть
дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации
управления, например такими, как анализ эффективности авансирования
капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе
внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа
финансового состояния за счет привлечения данных управленческого
производственного учета. Вопросы финансового и производственного
анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их
реализации, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством
и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на
рынок.
Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством
коммуникации, благодаря которому:
- руководители получают представление о месте своего предприятия
в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического
курса, сравнительных характеристик эффективности использования
ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам
управления предприятием;
- внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного
решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления
слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и
непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;
- аналитики определяют направления финансового анализа.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними
лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками
материальных и финансовых ресурсов, контролирующими
органами на основе публикуемой отчетности). Его цель - установить
возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум
прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей,
которые определяются прежде всего различиями между пользователями
информации о деятельности предприятия:
- множественность субъектов анализа - пользователей информации о
деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
-ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность
предприятия;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
-максимальная открытость результатов анализа для пользователей
информации о деятельности предприятия.
Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в
деятельности предприятия, они в соответствии с заключенными договорами
должны защищать интересы внутренних пользователей информации:
-аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности
соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
-консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в
целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения
капиталов в конкретное предприятие;
-биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в
отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают
решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают
необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
- законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов,
объеме производства для формирования информации о валовом
внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для
рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной,
налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики
и ведения статистического наблюдения;
- юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения
условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении
прибыли и выплате дивидендов;
-пресса и информационные агентства используют отчетность для
подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий
и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
-торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для
статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки
результатов деятельности на отраслевом уровне; >
- профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения
своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий
трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли,
к которой относится исследуемое предприятие.
Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп
и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового
состояния (табл. 1).
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого
партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности,
составляют:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности
баланса, платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности использования заемного капитала;
- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и
рейтинговая оценка эмитентов.
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия,
так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие.
Таблица 1
Определение объекта анализа финансового состояния
в соответствии с интересами всех категорий пользователей
Партнерские
группы
1. Собственники
2. Инвесторы, заимодавцы
3. Руководители
(администрация)
4. Персонал
5. Поставщики
средств и предметов
труда
6. Покупатели (клиенты)
7. Налоговые органы
Вклад
партнерской
группы
Собственный Капитал
Заемный капитал
Знание дела и умение
руководить
Приведение в действие
средств и предметов
труда
Обеспечение непрерывности
и эффективности
процесса
производства продукции
Реализация продукции
Услуги общества
Требования
компенсации
Дивиденды
Проценты на
вложенный капитал
Оплата труда и
доля прибыли
сверх оклада
Заработная плата,
премии, социальные
условия
Договорная цена
Договорная цена
Своевременная и
полная оплата
налогов
Объект
финансового
анализа
Финансовые результаты
и финансовая
устойчивость
Кредитоспособность
Все стороны деятельности
предприятия
Финансовые результаты
предприятия
Платежеспособность
Финансовые результаты
предприятия
Финансовые результаты
предприятия
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной
степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации
и др.