1.5. Основные приемы и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Термин «метод» употребляется в русском языке в широком и узком
смысле слова и в переводе с греческого имеет два значения:
1) способ познания, исследования явлений природы и общественной
жизни - в широком смысле слова;
2) прием, способ или образ действия - в узком смысле слова.
Метод исследования в широком смысле слова понимается как диалектический
метод, на основе которого формируются специфические
методы в каждой науке, в том числе и в экономическом анализе. Он означает,
что все экономические процессы и явления рассматриваются в
постоянном движении, развитии и изменении. При этом изучаются положительные
и отрицательные стороны, а также внутренние противоречия
явлений и процессов, которые следует рассматривать во взаимосвязи
и взаимозависимости, выявляя при этом наличие или отсутствие причинно-
следственной связи, существенность или несущественность воздействия
факторов на результат.
Изучение причинно-следственных связей, их количественное измерение
осуществляются на основе индукции и дедукции. Индукция понимается
как способ проведения исследования от частного к общему, от изучения
фактов хозяйственной жизни к обобщениям, от причин к результатам.
Дедукция означает, что исследование проводится от общего к частному,
от результатов к причинам.
При проведении большинства аналитических процедур возможны допущения,
совместимые с применяемым методом. Это означает, что аналитик
допускает определенное условие при проведении анализа, которое
на самом деле не соответствует действительности. Но такое допущение
делается достаточно корректно, чтобы не нарушить логическую связь
между явлениями и процессами. Допущения облегчают проведение анализа,
но их следует учитывать и при составлении выводов и заключения.
В качестве примеров можно отметить следующие:
-при использовании некоторых методов факторного анализа, когда
изучается влияние одного фактора, допускают, что другие факторы при
этом остаются неизменными;
- при проведении операционного анализа допускается деление затрат
на производство продукции и ее продажу на две группы: переменные и
постоянные, тогда как на самом деле абсолютных переменных и абсолютно
постоянных затрат очень мало, поэтому затраты анализируются
как условно-переменные и условно-постоянные;
- использование простых арифметических средних при расчете аналитических
показателей (средняя стоимость активов, средняя стоимость капитала) исходя из данных на начало и конец периода. Аналитик допускает,
что эти данные отражают и колебания исходных показателей в течение
периода;
- допущения в прогнозных оценках.
Методы экономического анализа - это совокупность способов обработки
экономической информации, аналитических приемов и количественных
методов, направленных на решение аналитических задач. Также
методы экономического анализа являются аналитическим инструментарием,
который позволяет технически реализовать цели анализа.
Измерение как один из элементов метода экономического анализа
представляет собой процесс определения количественной величины и
направленности влияния отдельных факторов на результаты выполнения
бизнес-плана, динамику и эффективность хозяйствования объектов. На
завершающей стадии аналитического исследования экономической деятельности
обобщаются результаты анализа и вырабатываются рекомендации
для принятия управленческих решений.
Характерной чертой метода экономического анализа, сближающей
его с методом бухгалтерского учета, является документальная обоснованность,
означающая, что анализ базируется на проверенной и обработанной
специальными приемами информации, обеспечивающей реальность,
достоверность, действенность (практическую значимость) аналитических
выводов и предложений.
Основные этапы аналитического исследования должны обеспечить:
обобщающую характеристику и предварительную оценку деятельности
объекта, его диагностику; изучение и измерение влияния важнейших
факторов на уровень, динамику и выполнение бизнес-плана по экономическим
показателям, ранжируемым для этого по различным признакам;
выявление резервов улучшения показателей; обобщение результатов анализа,
включая итоговую (уточненную) оценку экономической деятельности
объекта и сводный подсчет резервов ее улучшения.
Метод ФСА (функционально-стоимостной метод) - метод исследования
операций, установления набора целесообразных функций разрабатываемого
продукта, обеспечивающих повышение эффекта (отдачи) на
единицу затрат в течение жизненного цикла продукта.
SWOT-анализ (англ. strength - сила, weakness - слабость, opportunity -
возможность, threat - угрозы) - анализ сильных и слабых сторон организации,
изучение .среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработка
компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических
и тактических возможностей предприятия, разработка мероприятий
по нейтрализации угроз, минимизации слабых сторон, укреплению
сильных сторон предприятия и расширению ее возможностей.
Метод выявления «узких мест» и ведущих звеньев — прием, который
позволяет выделить первоочередные объекты углубленного анализа. Он
применяется для выявления факторов, сдерживающих развитие или снижающих
эффективность хозяйственной деятельности.
Метод выделения «узких мест» может быть построен на оценке соотношения
темпов роста показателей. Чтобы определить среди них «узкие
места», необходимо уметь правильно расположить показатели в общей
цели неравенства. Например, успешным считается развитие коммерческого
предприятия, если:
1) темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки, которые, в
свою очередь, выше, чем темпы роста авансированного капитала:
100 % < авансированный капитал < выручка < прибыль;
2) темпы роста прибыли /7 больше, чем темпы роста выручки от продажи
В, которые, в свою очередь, выше темпов роста производственных
фондов ПФ и численности работающих Ч:
№%<Ч<ПФ<В<П.
Метод ведущего звена позволяет выделить приоритетное направление
в определении резервов. Это достигается анализом отклонений абсолютных
и относительных показателей от плана или нормативов.
Альтернативой рассмотренным методам являются экспертные и эвристические
методы. Они используются тогда, когда построение аналитических
моделей и использование формализованных методов невозможно
или затруднено.
Сущность экспертных методов состоит в проведении интуитивно-
логического анализа интересующей проблемы, который выполняется
привлеченными специалистами-экспертами, обладающими необходимым
профессиональным образованием, опытом, интуицией. На практике эти
методы реализуются путем проведения индивидуальных и групповых,
очных и заочных экспертиз.
Эвристические методы. Эвристика (греч.) буквально означает «нахожу
», «отыскиваю», «открываю». В наше время под термином «эвристика
» понимаются: 1) совокупность логических приемов и методических
правил теоретического исследования и отыскания истины; 2) наука,
изучающая продуктивное творческое мышление. Эвристические методы
широко применяются при анализе рисков и в экспертных оценках. Основу
эвристических методов составляет метод индукции.
В экономическом анализе находят применение и методы психологической
активизации, которые рассматриваются в специальной литературе
как самостоятельные методы или в составе эвристических методов.
К ним, в частности, относят метод коллективной генерации идей (метод
конференции идей), основанный на стимулировании процесса мышления
на уровне сознания; метод «мозговой атаки» («мозгового штурма»),
базирующийся на стимулировании мышления на уровне подсознания.
Применение методов для решения конкретной аналитической задачи,
как правило, реализуется в рамках методики, которая предусматривает
логическую последовательность этапов экономического анализа, правильную
постановку аналитической задачи, возможность интерпретации
результатов анализа, рассмотрение альтернативных оценок и ориентирована
на конкретного пользователя. Методика представляет собой совокупность
определенных аналитических процедур, методов и способов
проведения исследования, в процессе чего достигается поставленная цель
анализа, а результаты анализа используются при разработке и принятии
управленческих решений. Общая методика понимается как система исследования
определенного экономического процесса или явления в различных
отраслях народного хозяйства. Частные методики разрабатываются
на основе обшей методологии и конкретизируют ее положения исходя
из специфики отрасли, типа производства, вида деятельности и технико-
экономических особенностей изучаемого объекта.
Все приемы экономического анализа (рис. 1) можно разделить на две
большие группы - качественные и количественные.
Методы статистики
в экономическом
анализе
Экономико-
математические методы
Качественные и количественные методы
экономического анализа
Понятие методики
в экономическом
анализе
Экономико-математическое моделирование как способ
изучения и оценки хозяйственной деятельности
Методы факторного
анализа экономических
показателей
Индексный метод
факторного анализа
Метод цепных
подстановок
Интегральный
метод факторного
анализа
Рис. 1. Классификация методов экономического анализа
Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные
выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности
и его платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности
организации.
Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе анализа
оценить степень влияния различных факторов на результативный показатель,
рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном варианте, найти оптимальное решение по использованию
производственных ресурсов.
Количественные методы подразделяются на:
- статистические (статистическое наблюдение, расчеты средних величин,
ряды динамики, сводка и группировка, сравнение, расчет индексов,
детализация, графические методы);
- бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);
-экономико-математические (методы элементарной математики,
дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление, корреляционно-
регрессионный анализ, межотраслевой баланс народного хозяйства,
национальное счетоводство, оптимизация, программирование,
методы исследования операций, эвристические методы).
Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные
методы, как: использование абсолютных, относительных и
средних величин; сравнение (с прошлыми, с лучшими, со средними данными);
группировка; индексный метод; метод цепных подстановок; интегральный
метод.
Методы детерминированного анализа применимы к определенным
моделям, что показано в табл. 2.
Таблица 2
Применение методов детерминированного анализа
к определенным моделям
Методы
Индексный
Изолированного
влияния факторов
Цепных подстановок
Абсолютных разниц
Относительных разниц
Интегральный
Логарифмический
Модели
мультипликативные
+
+
+
+
+
+
+
аддитивные
-
+
+
-
-
-
-
кратные
+
+
+
-
-
+
-
смешанные
-
+
+
Y = a(b-c)
-
Y = a/b + c
-
Индексный метод основан на относительных показателях, выражающих
отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое
время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы.
Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной)
величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие
соотношения сложных явлений - групповыми.
Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный
показатель различных факторов. Статистика называет несколько
форм индексов, которые используют в аналитической работе (агрегатная,
арифметическая, гармоническая и др.).
Решение другими методами детерминированного анализа начинается
с построения аналитической модели, отражающей связь между результативными
и факторными показателями.
Метод изолированного влияния факторов. Для определения влияния
каждого фактора выполняется расчет, в котором рассматривается
влияние только одного фактора, при условии что остальные имеют базовые
значения. Полученный результат сравнивается с базовым значением
результативного показателя. При этом очередность подстановки значения
не имеет.
Достоинства этого приема - простота и наглядность, возможность
применения к любой модели. К недостаткам относится отсутствие разложения
прироста результативного показателя.
Способ цепных подстановок. Для расчета количественного влияния
факторов на результативный показатель выполняется несколько расчетов
(общее количество расчетов на один больше, чем число факторов в модели).
В расчетах производится последовательная замена базовой величины
каждого из показателей его фактической величиной, при этом все остальные
показатели в конкретном расчете остаются неизменными после
подстановки. Замена значений факторов осуществляется в определенной
последовательности: сначала по количественным показателям, затем по
структурным, в последнюю очередь - по качественным. Если в аналитической
модели два или несколько, например, количественных показателя,
то следует, рассуждая логически о влиянии факторов, выделить факторы
первого и второго порядка и начинать с факторов второго порядка.
Первый расчет содержит только базисные показатели. Промежуточные
расчеты отражают результаты подстановки (замену базисных значений
факторов на их фактические значения). Последний расчет содержит
только фактические значения факторных показателей модели.
Iрасчет: Y0 = а0 хЬ0 хс0;
II расчет: У0 = at х b0 х с0;
III расчет: Yb = a, x bx x с0 ;
IV расчет: Yc=alxblxci.
Влияние каждого фактора определяется последовательным вычитанием:
из каждого последующего расчета вычитается предыдущий. Сумма
действия всех факторов равна общему отклонению фактического значения
результативного показателя от его базовой величины.
AYa - Ya - Y0 - расчет отражает влияние 1-го фактора;
AYb = Yk - Ya - расчет отражает влияние 2-го фактора;
Д Yc - Ye - Yb - расчет отражает влияние 3-го фактора.
Если порядок не соблюден, то влияние фактора будет искажено, но
сумма влияния всех факторов совпадет с общим отклонением. Это происходит
потому, что данный метод не позволяет выделить ту часть влияния
факторов, которая зависит от их совместного влияния. Образуется
неразложимый остаток, который невольно присоединяется к влиянию
последнего фактора. Полное разложение прироста результативного показателя
(также как и при использовании индексного метода) достигается
только при условии цепной подстановки.
Способ абсолютных разниц. Его принято считать техническим
упрощением (разновидностью) метода цепных подстановок. Абсолютное
отклонение по первому показателю умножается на базовое значение
остальных факторов, затем отклонение по второму фактору умножается
на фактическое значение первого и базовое значение третьего факторов.
В последнем расчете отклонение по третьему фактору умножается на
фактические значения двух предыдущих.
AYa = (а, -а0) х Ь0 х с0 - расчет влияния 1-го фактора;
AYb = al(bi-b0)xcB - расчет влияния 2-го фактора;
AYe =ах х 1\{су -с0) - расчет влияния 3-го фактора.
Способ относительных разниц. Является комбинацией метода цепных
подстановок и индексного метода (используются относительные
отклонения, соблюдается последовательность цепной подстановки, что
достигается расположением факторов в модели). Для определения влияния
каждого фактора сначала рассчитываются относительные отклонения
факторных показателей:
Aao/0 = f[LZfo><ioO; A6%=*U^Lxl00; AC% = £LZ£O.X100 .
я0 "о со
Тогда изменение результативного показателя за счет каждого фактора
определяется следующим образом:
_Y0xAa%. _(Y0+AYa)Ab%_ _ (Y0+AYa +AYb)Ac%
ЛУ"—Ш~'Щ Гоо ,AY< loo •
Математические методы дают иной результат при анализе влияния
факторов именно потому, что они позволяют учесть факт совместного
влияния факторов на результативный показатель. Они убирают ту погрешность,
которая имеет место при использовании предыдущих методов
факторного анализа. При расчете количественного влияния факторов
используются дифференциальный, интегральный, логарифмический методы. Дифференциальный метод требует непрерывности функции, что не
всегда применимо к описанию экономических процессов и явлений, которые
по своей природе достаточно часто бывают дискретными. Логарифмический
метод может быть применен только к мультипликативным моделям
и имеет ограниченное применение. Наиболее часто применяется интегральный
метод. При его использовании результаты не зависят от расположения
факторов в моделях (так же как и при использовании других математических
методов) и получаются более точными. Для расчета влияния
факторов в мультипликативных и кратных двух-, трех- и п-факторных моделях
и некоторых смешанных моделях используется набор стандартных
формул. Например, используются следующие формулы для мультипликативной
двухфакторной модели F = xy:
Д^Лдфь+Я); AFy=Uy(x0+xl).
Формулы для трехфакторной мультипликативной модели F = xyz:
Д^х -уДхСил +y1z0)+-AxAyAz;
bFy = - AK*0z, + Vo)+г AxAyAz;
AF, = -Az(x0yx +хху0)+-AxAyAz.
Логарифмический метод дает почти такие же результаты. Расчет ведется
исходя из того, что логарифм изменения результативного показателя
равен сумме логарифмов факторных показателей, входящих в модель.
Влияние каждого фактора определяется в отдельном расчете - прирост
результативного показателя умножается на соотношение логарифмов
индекса факторного показателя и индекса результативного показателя:
AFX = AF— расчет влияния 1-го фактора;
lgb
AF = AF-=-^- - расчет влияния 2-го фактора;
AF, = AF— расчет влияния 3-го фактора.
l g^
Под методом анализа финансового состояния понимается способ
подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы
показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов
и приемов. Способы применения анализа финансового состояния
можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
В настоящей работе рассматриваются только традиционные методы, к
ним относятся: использование абсолютных, относительных и средних
величин; прием сравнения, сводки и группировки; прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей
отчетного периода с их плановыми значениями и с тюказателями
предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения обеспечили
правильные выводы анализа, необходимо установить сопоставимость
сравниваемых показателей, т. е. их однородность и однокачествен-
ность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью
календарных сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных
процессов и т. д.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных
материалов в аналитические таблицы, что дает возможность сделать
необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки
позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических
явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных
факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в
развитии финансовых процессов.
Прием цепных подстановок применяется для расчета величины влияния
факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного
финансового показателя. Сущность приемов цепных подстановок состоит
в том, что, последовательно заменяя каждый показатель базисным, все
остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая
замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный
финансовый показатель. Число цепных подстановок зависит от
количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель.
Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному
показателю, поэтому общее число расчетов на единицу больше количества
определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается
путем последовательного вычитания: из второго расчета
вычитается первый, из третьего - второй и т. д. Применение цепных подстановок
требует строгой последовательности в определении влияния
отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в
первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных
показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности,
объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь
- качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат,
степень эффективности использования финансовых ресурсов.
Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная
или относительная разница (отклонение от базисного показателя)
по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю.
Затем это отклонение по каждому фактору умножается на абсолютное
значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на
совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного)
принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный
качественный фактор, а отклонение по качественному фактору - на
отчетный количественный фактор.
Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью
приема, получившего название элиминирование. Элиминирование - логический
прием, используемый при изучении функциональной связи,
который предусматривает последовательное выделение влияния одного
фактора и исключение влияния всех остальных.
На практике основными методами анализа финансового состояния
предприятия являются горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ,
метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный
анализ.
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить
тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании
этого исчислить базисные темпы прироста. Ценность результатов горизонтального
анализа существенно снижается в условиях инфляции, но
эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых
финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции
отчетности на результат в целом, т. е. расчет удельного веса отдельных
статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния.
С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные
сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное
влияние инфляционных процессов.
Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют
друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы,
характеризующие как структуру отчетности, так и динамику отдельных
ее показателей.
Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ -
сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов
и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя,
очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей
периодов. Этот анализ носит перспективный или прогнозный характер.
С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений
между отдельными позициями отчета или позициями разных
форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных
показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении данных конкурентов со среднеотраслевыми
и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на
результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических
приемов исследования.
Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным,
т. е. синтезом - соединением отдельных элементов в общий результативный
показатель.
Все перечисленные методы анализа относятся к формализованным.
Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок,
сценариев, психологические, морфологические и т. п., которые основаны
на описании аналитических процедур на логическом уровне.
Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния
анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности
методику анализа.
Различные авторы предлагают разные методики финансового анализа.
Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит
от поставленных целей, а также от различных факторов информационного,
временного, методического и технического обеспечения.
Все методики имеют свои достоинства и недостатки. Исходя из поставленных
целей в данной работе используется методика анализа финансовой
деятельности, базирующаяся на методике В. В. Ковалева, В. К. Быкадорова
и П. Д. Алексеева с добавлением элементов Е. С. Стояновой и других авторов,
имеющих иное мнение по данной теме.
Термин «метод» употребляется в русском языке в широком и узком
смысле слова и в переводе с греческого имеет два значения:
1) способ познания, исследования явлений природы и общественной
жизни - в широком смысле слова;
2) прием, способ или образ действия - в узком смысле слова.
Метод исследования в широком смысле слова понимается как диалектический
метод, на основе которого формируются специфические
методы в каждой науке, в том числе и в экономическом анализе. Он означает,
что все экономические процессы и явления рассматриваются в
постоянном движении, развитии и изменении. При этом изучаются положительные
и отрицательные стороны, а также внутренние противоречия
явлений и процессов, которые следует рассматривать во взаимосвязи
и взаимозависимости, выявляя при этом наличие или отсутствие причинно-
следственной связи, существенность или несущественность воздействия
факторов на результат.
Изучение причинно-следственных связей, их количественное измерение
осуществляются на основе индукции и дедукции. Индукция понимается
как способ проведения исследования от частного к общему, от изучения
фактов хозяйственной жизни к обобщениям, от причин к результатам.
Дедукция означает, что исследование проводится от общего к частному,
от результатов к причинам.
При проведении большинства аналитических процедур возможны допущения,
совместимые с применяемым методом. Это означает, что аналитик
допускает определенное условие при проведении анализа, которое
на самом деле не соответствует действительности. Но такое допущение
делается достаточно корректно, чтобы не нарушить логическую связь
между явлениями и процессами. Допущения облегчают проведение анализа,
но их следует учитывать и при составлении выводов и заключения.
В качестве примеров можно отметить следующие:
-при использовании некоторых методов факторного анализа, когда
изучается влияние одного фактора, допускают, что другие факторы при
этом остаются неизменными;
- при проведении операционного анализа допускается деление затрат
на производство продукции и ее продажу на две группы: переменные и
постоянные, тогда как на самом деле абсолютных переменных и абсолютно
постоянных затрат очень мало, поэтому затраты анализируются
как условно-переменные и условно-постоянные;
- использование простых арифметических средних при расчете аналитических
показателей (средняя стоимость активов, средняя стоимость капитала) исходя из данных на начало и конец периода. Аналитик допускает,
что эти данные отражают и колебания исходных показателей в течение
периода;
- допущения в прогнозных оценках.
Методы экономического анализа - это совокупность способов обработки
экономической информации, аналитических приемов и количественных
методов, направленных на решение аналитических задач. Также
методы экономического анализа являются аналитическим инструментарием,
который позволяет технически реализовать цели анализа.
Измерение как один из элементов метода экономического анализа
представляет собой процесс определения количественной величины и
направленности влияния отдельных факторов на результаты выполнения
бизнес-плана, динамику и эффективность хозяйствования объектов. На
завершающей стадии аналитического исследования экономической деятельности
обобщаются результаты анализа и вырабатываются рекомендации
для принятия управленческих решений.
Характерной чертой метода экономического анализа, сближающей
его с методом бухгалтерского учета, является документальная обоснованность,
означающая, что анализ базируется на проверенной и обработанной
специальными приемами информации, обеспечивающей реальность,
достоверность, действенность (практическую значимость) аналитических
выводов и предложений.
Основные этапы аналитического исследования должны обеспечить:
обобщающую характеристику и предварительную оценку деятельности
объекта, его диагностику; изучение и измерение влияния важнейших
факторов на уровень, динамику и выполнение бизнес-плана по экономическим
показателям, ранжируемым для этого по различным признакам;
выявление резервов улучшения показателей; обобщение результатов анализа,
включая итоговую (уточненную) оценку экономической деятельности
объекта и сводный подсчет резервов ее улучшения.
Метод ФСА (функционально-стоимостной метод) - метод исследования
операций, установления набора целесообразных функций разрабатываемого
продукта, обеспечивающих повышение эффекта (отдачи) на
единицу затрат в течение жизненного цикла продукта.
SWOT-анализ (англ. strength - сила, weakness - слабость, opportunity -
возможность, threat - угрозы) - анализ сильных и слабых сторон организации,
изучение .среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработка
компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических
и тактических возможностей предприятия, разработка мероприятий
по нейтрализации угроз, минимизации слабых сторон, укреплению
сильных сторон предприятия и расширению ее возможностей.
Метод выявления «узких мест» и ведущих звеньев — прием, который
позволяет выделить первоочередные объекты углубленного анализа. Он
применяется для выявления факторов, сдерживающих развитие или снижающих
эффективность хозяйственной деятельности.
Метод выделения «узких мест» может быть построен на оценке соотношения
темпов роста показателей. Чтобы определить среди них «узкие
места», необходимо уметь правильно расположить показатели в общей
цели неравенства. Например, успешным считается развитие коммерческого
предприятия, если:
1) темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки, которые, в
свою очередь, выше, чем темпы роста авансированного капитала:
100 % < авансированный капитал < выручка < прибыль;
2) темпы роста прибыли /7 больше, чем темпы роста выручки от продажи
В, которые, в свою очередь, выше темпов роста производственных
фондов ПФ и численности работающих Ч:
№%<Ч<ПФ<В<П.
Метод ведущего звена позволяет выделить приоритетное направление
в определении резервов. Это достигается анализом отклонений абсолютных
и относительных показателей от плана или нормативов.
Альтернативой рассмотренным методам являются экспертные и эвристические
методы. Они используются тогда, когда построение аналитических
моделей и использование формализованных методов невозможно
или затруднено.
Сущность экспертных методов состоит в проведении интуитивно-
логического анализа интересующей проблемы, который выполняется
привлеченными специалистами-экспертами, обладающими необходимым
профессиональным образованием, опытом, интуицией. На практике эти
методы реализуются путем проведения индивидуальных и групповых,
очных и заочных экспертиз.
Эвристические методы. Эвристика (греч.) буквально означает «нахожу
», «отыскиваю», «открываю». В наше время под термином «эвристика
» понимаются: 1) совокупность логических приемов и методических
правил теоретического исследования и отыскания истины; 2) наука,
изучающая продуктивное творческое мышление. Эвристические методы
широко применяются при анализе рисков и в экспертных оценках. Основу
эвристических методов составляет метод индукции.
В экономическом анализе находят применение и методы психологической
активизации, которые рассматриваются в специальной литературе
как самостоятельные методы или в составе эвристических методов.
К ним, в частности, относят метод коллективной генерации идей (метод
конференции идей), основанный на стимулировании процесса мышления
на уровне сознания; метод «мозговой атаки» («мозгового штурма»),
базирующийся на стимулировании мышления на уровне подсознания.
Применение методов для решения конкретной аналитической задачи,
как правило, реализуется в рамках методики, которая предусматривает
логическую последовательность этапов экономического анализа, правильную
постановку аналитической задачи, возможность интерпретации
результатов анализа, рассмотрение альтернативных оценок и ориентирована
на конкретного пользователя. Методика представляет собой совокупность
определенных аналитических процедур, методов и способов
проведения исследования, в процессе чего достигается поставленная цель
анализа, а результаты анализа используются при разработке и принятии
управленческих решений. Общая методика понимается как система исследования
определенного экономического процесса или явления в различных
отраслях народного хозяйства. Частные методики разрабатываются
на основе обшей методологии и конкретизируют ее положения исходя
из специфики отрасли, типа производства, вида деятельности и технико-
экономических особенностей изучаемого объекта.
Все приемы экономического анализа (рис. 1) можно разделить на две
большие группы - качественные и количественные.
Методы статистики
в экономическом
анализе
Экономико-
математические методы
Качественные и количественные методы
экономического анализа
Понятие методики
в экономическом
анализе
Экономико-математическое моделирование как способ
изучения и оценки хозяйственной деятельности
Методы факторного
анализа экономических
показателей
Индексный метод
факторного анализа
Метод цепных
подстановок
Интегральный
метод факторного
анализа
Рис. 1. Классификация методов экономического анализа
Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные
выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности
и его платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности
организации.
Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе анализа
оценить степень влияния различных факторов на результативный показатель,
рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном варианте, найти оптимальное решение по использованию
производственных ресурсов.
Количественные методы подразделяются на:
- статистические (статистическое наблюдение, расчеты средних величин,
ряды динамики, сводка и группировка, сравнение, расчет индексов,
детализация, графические методы);
- бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);
-экономико-математические (методы элементарной математики,
дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление, корреляционно-
регрессионный анализ, межотраслевой баланс народного хозяйства,
национальное счетоводство, оптимизация, программирование,
методы исследования операций, эвристические методы).
Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные
методы, как: использование абсолютных, относительных и
средних величин; сравнение (с прошлыми, с лучшими, со средними данными);
группировка; индексный метод; метод цепных подстановок; интегральный
метод.
Методы детерминированного анализа применимы к определенным
моделям, что показано в табл. 2.
Таблица 2
Применение методов детерминированного анализа
к определенным моделям
Методы
Индексный
Изолированного
влияния факторов
Цепных подстановок
Абсолютных разниц
Относительных разниц
Интегральный
Логарифмический
Модели
мультипликативные
+
+
+
+
+
+
+
аддитивные
-
+
+
-
-
-
-
кратные
+
+
+
-
-
+
-
смешанные
-
+
+
Y = a(b-c)
-
Y = a/b + c
-
Индексный метод основан на относительных показателях, выражающих
отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое
время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы.
Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной)
величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие
соотношения сложных явлений - групповыми.
Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный
показатель различных факторов. Статистика называет несколько
форм индексов, которые используют в аналитической работе (агрегатная,
арифметическая, гармоническая и др.).
Решение другими методами детерминированного анализа начинается
с построения аналитической модели, отражающей связь между результативными
и факторными показателями.
Метод изолированного влияния факторов. Для определения влияния
каждого фактора выполняется расчет, в котором рассматривается
влияние только одного фактора, при условии что остальные имеют базовые
значения. Полученный результат сравнивается с базовым значением
результативного показателя. При этом очередность подстановки значения
не имеет.
Достоинства этого приема - простота и наглядность, возможность
применения к любой модели. К недостаткам относится отсутствие разложения
прироста результативного показателя.
Способ цепных подстановок. Для расчета количественного влияния
факторов на результативный показатель выполняется несколько расчетов
(общее количество расчетов на один больше, чем число факторов в модели).
В расчетах производится последовательная замена базовой величины
каждого из показателей его фактической величиной, при этом все остальные
показатели в конкретном расчете остаются неизменными после
подстановки. Замена значений факторов осуществляется в определенной
последовательности: сначала по количественным показателям, затем по
структурным, в последнюю очередь - по качественным. Если в аналитической
модели два или несколько, например, количественных показателя,
то следует, рассуждая логически о влиянии факторов, выделить факторы
первого и второго порядка и начинать с факторов второго порядка.
Первый расчет содержит только базисные показатели. Промежуточные
расчеты отражают результаты подстановки (замену базисных значений
факторов на их фактические значения). Последний расчет содержит
только фактические значения факторных показателей модели.
Iрасчет: Y0 = а0 хЬ0 хс0;
II расчет: У0 = at х b0 х с0;
III расчет: Yb = a, x bx x с0 ;
IV расчет: Yc=alxblxci.
Влияние каждого фактора определяется последовательным вычитанием:
из каждого последующего расчета вычитается предыдущий. Сумма
действия всех факторов равна общему отклонению фактического значения
результативного показателя от его базовой величины.
AYa - Ya - Y0 - расчет отражает влияние 1-го фактора;
AYb = Yk - Ya - расчет отражает влияние 2-го фактора;
Д Yc - Ye - Yb - расчет отражает влияние 3-го фактора.
Если порядок не соблюден, то влияние фактора будет искажено, но
сумма влияния всех факторов совпадет с общим отклонением. Это происходит
потому, что данный метод не позволяет выделить ту часть влияния
факторов, которая зависит от их совместного влияния. Образуется
неразложимый остаток, который невольно присоединяется к влиянию
последнего фактора. Полное разложение прироста результативного показателя
(также как и при использовании индексного метода) достигается
только при условии цепной подстановки.
Способ абсолютных разниц. Его принято считать техническим
упрощением (разновидностью) метода цепных подстановок. Абсолютное
отклонение по первому показателю умножается на базовое значение
остальных факторов, затем отклонение по второму фактору умножается
на фактическое значение первого и базовое значение третьего факторов.
В последнем расчете отклонение по третьему фактору умножается на
фактические значения двух предыдущих.
AYa = (а, -а0) х Ь0 х с0 - расчет влияния 1-го фактора;
AYb = al(bi-b0)xcB - расчет влияния 2-го фактора;
AYe =ах х 1\{су -с0) - расчет влияния 3-го фактора.
Способ относительных разниц. Является комбинацией метода цепных
подстановок и индексного метода (используются относительные
отклонения, соблюдается последовательность цепной подстановки, что
достигается расположением факторов в модели). Для определения влияния
каждого фактора сначала рассчитываются относительные отклонения
факторных показателей:
Aao/0 = f[LZfo><ioO; A6%=*U^Lxl00; AC% = £LZ£O.X100 .
я0 "о со
Тогда изменение результативного показателя за счет каждого фактора
определяется следующим образом:
_Y0xAa%. _(Y0+AYa)Ab%_ _ (Y0+AYa +AYb)Ac%
ЛУ"—Ш~'Щ Гоо ,AY< loo •
Математические методы дают иной результат при анализе влияния
факторов именно потому, что они позволяют учесть факт совместного
влияния факторов на результативный показатель. Они убирают ту погрешность,
которая имеет место при использовании предыдущих методов
факторного анализа. При расчете количественного влияния факторов
используются дифференциальный, интегральный, логарифмический методы. Дифференциальный метод требует непрерывности функции, что не
всегда применимо к описанию экономических процессов и явлений, которые
по своей природе достаточно часто бывают дискретными. Логарифмический
метод может быть применен только к мультипликативным моделям
и имеет ограниченное применение. Наиболее часто применяется интегральный
метод. При его использовании результаты не зависят от расположения
факторов в моделях (так же как и при использовании других математических
методов) и получаются более точными. Для расчета влияния
факторов в мультипликативных и кратных двух-, трех- и п-факторных моделях
и некоторых смешанных моделях используется набор стандартных
формул. Например, используются следующие формулы для мультипликативной
двухфакторной модели F = xy:
Д^Лдфь+Я); AFy=Uy(x0+xl).
Формулы для трехфакторной мультипликативной модели F = xyz:
Д^х -уДхСил +y1z0)+-AxAyAz;
bFy = - AK*0z, + Vo)+г AxAyAz;
AF, = -Az(x0yx +хху0)+-AxAyAz.
Логарифмический метод дает почти такие же результаты. Расчет ведется
исходя из того, что логарифм изменения результативного показателя
равен сумме логарифмов факторных показателей, входящих в модель.
Влияние каждого фактора определяется в отдельном расчете - прирост
результативного показателя умножается на соотношение логарифмов
индекса факторного показателя и индекса результативного показателя:
AFX = AF— расчет влияния 1-го фактора;
lgb
AF = AF-=-^- - расчет влияния 2-го фактора;
AF, = AF— расчет влияния 3-го фактора.
l g^
Под методом анализа финансового состояния понимается способ
подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.
К характерным особенностям метода относятся: использование системы
показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.
В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов
и приемов. Способы применения анализа финансового состояния
можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
В настоящей работе рассматриваются только традиционные методы, к
ним относятся: использование абсолютных, относительных и средних
величин; прием сравнения, сводки и группировки; прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей
отчетного периода с их плановыми значениями и с тюказателями
предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения обеспечили
правильные выводы анализа, необходимо установить сопоставимость
сравниваемых показателей, т. е. их однородность и однокачествен-
ность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью
календарных сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных
процессов и т. д.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных
материалов в аналитические таблицы, что дает возможность сделать
необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки
позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических
явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных
факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в
развитии финансовых процессов.
Прием цепных подстановок применяется для расчета величины влияния
факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного
финансового показателя. Сущность приемов цепных подстановок состоит
в том, что, последовательно заменяя каждый показатель базисным, все
остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая
замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный
финансовый показатель. Число цепных подстановок зависит от
количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель.
Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному
показателю, поэтому общее число расчетов на единицу больше количества
определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается
путем последовательного вычитания: из второго расчета
вычитается первый, из третьего - второй и т. д. Применение цепных подстановок
требует строгой последовательности в определении влияния
отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в
первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных
показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности,
объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь
- качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат,
степень эффективности использования финансовых ресурсов.
Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная
или относительная разница (отклонение от базисного показателя)
по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю.
Затем это отклонение по каждому фактору умножается на абсолютное
значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на
совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного)
принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный
качественный фактор, а отклонение по качественному фактору - на
отчетный количественный фактор.
Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью
приема, получившего название элиминирование. Элиминирование - логический
прием, используемый при изучении функциональной связи,
который предусматривает последовательное выделение влияния одного
фактора и исключение влияния всех остальных.
На практике основными методами анализа финансового состояния
предприятия являются горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ,
метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный
анализ.
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции
отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить
тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании
этого исчислить базисные темпы прироста. Ценность результатов горизонтального
анализа существенно снижается в условиях инфляции, но
эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых
финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции
отчетности на результат в целом, т. е. расчет удельного веса отдельных
статей отчетности в общем итоговом показателе и оценка его влияния.
С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные
сравнения предприятий, а относительные показатели сглаживают негативное
влияние инфляционных процессов.
Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют
друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы,
характеризующие как структуру отчетности, так и динамику отдельных
ее показателей.
Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ -
сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов
и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя,
очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей
периодов. Этот анализ носит перспективный или прогнозный характер.
С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений
между отдельными позициями отчета или позициями разных
форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных
показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении данных конкурентов со среднеотраслевыми
и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на
результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических
приемов исследования.
Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным,
т. е. синтезом - соединением отдельных элементов в общий результативный
показатель.
Все перечисленные методы анализа относятся к формализованным.
Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок,
сценариев, психологические, морфологические и т. п., которые основаны
на описании аналитических процедур на логическом уровне.
Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния
анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности
методику анализа.
Различные авторы предлагают разные методики финансового анализа.
Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит
от поставленных целей, а также от различных факторов информационного,
временного, методического и технического обеспечения.
Все методики имеют свои достоинства и недостатки. Исходя из поставленных
целей в данной работе используется методика анализа финансовой
деятельности, базирующаяся на методике В. В. Ковалева, В. К. Быкадорова
и П. Д. Алексеева с добавлением элементов Е. С. Стояновой и других авторов,
имеющих иное мнение по данной теме.