Предисловие переводчика
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24
Психиатр Рональд Лэйнг, шотландец по происхождению, известен у нас
в основном как один из лидеров “антипсихиатрии”. В 1960-е годы он
безусловно был звездой первой величины “антипсихиатрического” дви-
жения, однако сам никогда не называл себя антипсихиатром. Дело
здесь, по-видимому, в том отвращении к идеологии, которое он сохра-
нял всю свою жизнь и которое во многом определило направление его
работы. Борьба с идеологиями в человеческом мире, с фантазиями, со-
зданными для насилия, и тщетность этой борьбы — вот основная кол-
лизия жизни этой трагической и многозначительной фигуры уходящего
века.
Однако давайте по порядку.
Рональд Дэвид Лэйнг родился в 1927 году в Глазго. Он рано начал инте-
ресоваться философией, еще в школе прочел Платона, а также Фрейда,
Маркса, Ницше, Кьеркегора. Был музыкально одарен и в 1944 — 1945
гг. избран лиценциатом Королевской академии музыки и членом Коро-
левского музыкального Общества.
В 1945 — 1951 гг. он изучает медицину в университете Глазго. Во вре-
мя учебы подрабатывает санитаром в психиатрическом отделении, и
это вдохновляет его специализироваться в психиатрии.
В 1951 году он проходит интернатуру в клинике нейрохирургии и от-
правляется в армию в качестве офицера Королевского медицинского
корпуса. Служит сначала в психиатрическом подразделении Британс-
кой армии, а затем в военном госпитале в Каттерике.
Говорят, что, будучи военным психиатром, он предпочитал общество
своих пациентов обществу армейских коллег. Здесь он впервые прихо-
дит к убеждению, что “галлюцинаторно-бредовое” поведение может в
6 “Я” и Другие
конце концов стать целительным, если позволить ему протекать своим
чередом, не пытаясь подавить его лекарствами или шоковой терапией.
В 1953 г. Лэйнг публикует первую статью в Журнале Королевского ме-
дицинского корпуса под названием “Один случай синдрома Ганзера”. В
это же время уходит из армии и в течение трех лет проходит практику
в Королевской психиатрической больнице Гартнавел в Глазго. Здесь он
вводит лечебное новшество — “шумную комнату”, где пациенты-ши-
зофреники и персонал, и те и другие в обычной одежде, проводят время
в общении и приятных для себя занятиях. Идея заключалась в том, что-
бы избавиться от официальной, заданной ситуации и приблизиться к
обстановке реальной жизни. Новшество принесло успех. Надо сказать,
что удивительный успех всегда сопутствовал Лэйнгу в его терапевти-
ческой практике.
По всей видимости, он уже тогда нашел родственные себе по духу кон-
цепции в философии и определился в философских взглядах.
В 1956 г. Лэйнг приступает к созданию книги “Разделенное “Я”*, кото-
рую он начинает с определения “экзистенциально-феноменологическо-
го основания науки о личности” и “экзистенциально-феноменологичес-
кого понимания психоза”. Здесь он вводит понятие переживания**, ве-
дущее в его концептуальном аппарате. Поскольку переживание являет-
ся, по сути, единственной реальностью, которой мы располагаем, то,
изучая личность, мы должны рассматривать ситуацию с точки зрения
переживания этой личности, не забывая, что единственное наше орудие
и средство — это наше переживание, сопереживание, сочувствие и
“даже вчувствование”. Поведение психотика может казаться непонят-
ным, но только до тех пор, пока нам не откроется его переживание, ко-
торое может быть странным и пугающим. Однако не нужно его отбрасы-
вать как полностью нереальное. Даже если психотик чувствует, что он
мертв, экзистенциально для него это так. Экзистенциально — это не
значит символически, метафорически и т.п. Во сне, например, мы пере-
живаем, что мы летаем, и это безусловно нельзя назвать ни символом,
ни метафорой. В отличие от простой и наивной уверенности в том, что
пациент галлюцинирует, а мы видим мир таким, какой он есть, Лэйнг
предлагает не забывать, что все мы спим в той или иной степени, а кро-
ме индивидуальных иллюзий бывают всеобщие или разделяемые. Большинство не всегда право, поиск истины неизменно требует риска, и мы
должны помнить это, если имеем дело с другими людьми.
Лэйнг вводит понятие “онтологической незащищенности”, на основе
которого строит модель шизофрении как попытки сохранить слишком
хрупкое, неустойчивое, неопределенное “Я” за счет внутреннего раско-
ла и создания так называемого “внешнего” фальшивого (или ложного)
“Я”. Внутреннее “Я” при этом изолируется от мира, от тела индивидуу-
ма, “развоплощается”, становится все более призрачным и пустым и, в
конце концов, оказывается на краю гибели. Психотический приступ, та-
ким образом, рассматривается как своего рода прорыв, выход на повер-
хность этого внутреннего гниения заживо. Подобный прорыв, как счи-
тает Лэйнг, есть акт отчаяния: “Понимать отчаяние — значит понимать,
что такое шизофрения”.
В конце 1956 г. Лэйнг начинает работать в клинике Тэвистокского ин-
ститута человеческих отношений в Лондоне и изучает психоанализ. Он
ищет социальные корреляты шизофрении. В 1958 г. совместно с Ааро-
ном Эстерсоном Лэйнг предпринимает исследование семей шизофрени-
ков, результаты которого были опубликованы в работе “Психическое
здоровье, безумие и семья”.
Начиная с этого исследования, у Лэйнга постепенно складываются кон-
цепции “узла” и “системы фантазии”, которые становятся ключевыми в
его воззрении на психическое здоровье и безумие. Он начинает рас-
сматривать шизофрению как болезнь человеческого “узла”, а не инди-
видуума. Что же такое “узел”? Понятие “узла” у Лэйнга удивительно
напоминает описание архаического племени, в центре которого нахо-
дится шаман или жрец и каждый член которого является не автономной
единицей, объединившейся с другими автономными единицами, а орга-
ном общего тела и общей души. В таких племенах наряду с нормальны-
ми членами общества существовали изгои, которые сразу же погибали
или становились зомби, неодушевленными людьми, если их вынуждали
покинуть племя.
В период формирования концепции “узла” Лэйнг знакомится с антропо-
логом Грегори Бейтсоном, чья теория “двоякого предписания” (или
“двойной связи” — dоuble bind) была близка Лэйнгу. Эта теория заро-
дилась при исследовании племени Новой Гвинеи. Культура этого пле-
мени включала определенные механизмы установления внутреннего
равновесия (например, сексуальный трансвестизм в ситуации опасного
соперничества), которые совершенно не устраивали западную админис-
трацию и миссионеров.
Бейтсон перенес ситуацию этого племени, которое оказалось между
двух огней (угрозы внутреннего хаоса и внешнего истребления) на си-
туацию шизофреника в семье. Однако саму семью можно рассматривать
как племя, встроившее в свою структуру западную администрацию и
миссионеров, но оставшееся столь же первобытным.
Интересно, что результаты исследования Лэйнга и Эстерсона, в
частно-
сти, показали, что в семьях шизофреников отец часто бывает мягкоте-
лым и подчиненным, а главным авторитетом является холодная и
всесиль-
ная мать.
В 1960 г. Лэйнг публикует “Разделенное “Я”. Книга имела прекрасные
отзывы, но поначалу не стала бестселлером. В этом же году Лэйнг по-
лучает квалификацию психоаналитика и открывает частную практику в
Лондоне.
Начинаются 1960-е годы, бурное десятилетие всеобщего порыва к сво-
боде, революционных настроений, волнений среди молодежи и студен-
тов, начала массовых экспериментов с веществами, “расширяющими со-
знание”. К этому времени Лэйнг знакомится с Дэвидом Купером, чело-
веком крайне левых взглядов, неомарксистом, который в 1960-е годы
становится одним из его ближайших соратников. В 1967 году именно
Купер впервые использует термин “антипсихиатрия”.
В 1962 г. Лэйнг становится главным врачом клиники Лэнхем в Лондоне.
Он продолжает развивать концепции “узла”, фантазии и безумия, где на
первый план все отчетливее начинает выступать тема насилия.
“Узел” — группа людей, объединенная системой общей фантазии. Это
фантазия о неком единстве, о неком “Мы”, противопоставленном неко-
му “Они”. “Они” представляют собой угрозу индивидууму, “Мы” — га-
рантируют безопасность. Таким образом, “узел” — это что-то вроде
круговой поруки, где каждый продает свою свободу каждому в обмен
на безопасность. “Узел” — система взаимного насилия, существующего
ради противостояния внешнему миру. Вдвойне отвратительная связь,
как сказал бы Лэйнг.
Шизофрения есть порождение “узла”, это болезнь человеческих отно-
шений, и в этом смысле наклеивание ярлыка “больной” на одного из
членов сообщества является социальным, а не медицинским фактом, а
социальный факт, в свою очередь, — политическим событием.
На почве такого рода представлений в 1960-е годы возникает “антипси-
хиатрическое” движение. Его ключевая идея состоит в том, что психи-
Лэйнг горечи и крепкой закваски 9
ческая болезнь является мифом. “Миф психического заболевания” —
именно так называется работа одного из главных представителей “ан-
типсихиатрии” Томаса Заца. Болезнь есть физическое понятие, а потому
не может распространяться на психические расстройства, при которых
не наблюдается никакой физической патологии.
Психиатрия — система насилия, которую государство и общество ис-
пользуют для устранения или переделки нестандартных винтиков об-
щественной машины.
В 1960-е годы Лэйнг публикует ряд книг: “Я” и другие” (1961), “Поли-
тика опыта и Райская Птица” (1964)*, “Разум и насилие — десятилетие
философии Сартра” совместно с Д. Купером (1964), переиздание “Разде-
ленного “Я” (1965). Все они немедленно раскупаются. Тексты Лэйнга не
совсем обычны. Они представляют собой соединение фрагментов науч-
ного и философского анализа, художественного текста, диалогов, разбо-
ров клинических случаев и отрывков из стихов и прозы разных авто-
ров. Чтобы передать свое понимание мира безумия, он обращается и к
логике, и к интуиции, и к эстетическому чутью, и к сердцу, то есть к це-
лому человеку. Он пытается ввести человека в этот мир, показать его
жизнь и блестяще решает эту задачу. Собственно психотерапевтичес-
ким методам и приемам здесь уделяется скромное место. Лэйнг никогда
не любил писать о терапии, считая, что это бессмысленное занятие:
одна неверно прочитанная интонация — и весь смысл может быть по-
нят прямо противоположным образом. И все же главная функция тера-
пии — обеспечить обстановку, в которой как можно меньше будет зат-
руднена способность человека к раскрытию своего “Я”. Основное усло-
вие успеха — способность терапевта “не позволить себе вступить в
“сговор” с пациентами и занять место в их системе фантазии; и наобо-
рот, не использовать пациентов для воплощения какой-либо собствен-
ной фантазии”.
С середины 1960-х годов Лэйнг начинает появляться в популярной пе-
чати и на Британском телевидении, из простого психиатра он превра-
щается в модную общественную фигуру, кумира британской молодежи.
В 1967 г. он участвует в конгрессе, призванном объединить политиков
левого крыла и представителей психоанализа, где произносит речь под
названием “Очевидное”, позже опубликованную в сборнике материалов
конгресса.
Лэйнг не предлагал уничтожить психиатров как класс, тем более, что
сам он считал себя психиатром и психотерапевтом, однако он предпринял попытку создания радикально иной системы помощи душевноболь-
ным. В 1965 г. в сотрудничестве с Аароном Эстерсоном и Дэвидом Ку-
пером он создает Кингсли Холл — экспериментальную общину для ши-
зофреников. В основе идеи создания знаменитого “антигоспиталя” ле-
жал опыт “шумной комнаты” Лэйнга, сообщества шизофреников и тера-
певтов “Вилла 21” Купера и киббуца для шизофреников в Израиле, ко-
торый изучал Эстерсон. В Кингсли Холл вместе жили врачи и больные,
впрочем, в их отношениях не должно было быть никакой иерархии, а
потому никаких “врачей” и “больных”. Здесь шизофреникам предостав-
лялась возможность “пройти” через свой психоз, без подавления его ле-
карствами, шоковой терапией и т.п. средствами, при дружеской поддер-
жке и опеке всей общины.
В 1960-е годы разработка представлений о психозе шла рука об руку с
исследованием состояний, вызванных психоделическими веществами.
Кроме того, тогда же одна за другой стали появляться книги воспомина-
ний людей, переживших психотический приступ. Такие понятия, как
“путешествие” (trip), “опыт” (experience), “проводник” (-uide), стано-
вятся ключевыми понятиями нового концептуального аппарата. На мес-
те отсеченной головы старой идеологии, старой системы фантазии (ра-
ционалистической, психиатрической и т.п.) начинает вырастать новая
(психоделическая, антипсихиатрическая, идеология “расширения созна-
ния” и т.п.). С одним из главных идеологов, Тимоти Лири, Лэйнг встре-
чался в 1964 г. в Нью-Йорке.
В те годы Лэйнг пишет о психотическом приступе как о путешествии
по некоему внутреннему пространству, в которое человек попадает,
когда выходит из внешнего социального пространства.
Совершив это путешествие, психотик, при благоприятном исходе, воз-
вращается обратно, испытав экзистенциальное перерождение. Роль вра-
ча заменяется ролью проводника, умеющего ориентироваться во внут-
реннем пространстве. “Это должен быть человек, который сам прошел
через это и которому ты доверяешь”, — писал Лэйнг. В Кингсли Холл
бывшие “больные” часто становились проводниками для новичков.
Утопическая община просуществовала пять лет и в 1970 г. распалась,
оставив, впрочем, после себя сеть дочерних сообществ, с которыми
Лэйнг продолжал поддерживать связь до конца жизни. Коллеги обвиня-
ли Лэйнга в недостатке серьезности и последовательности. Победив-
ший революционер становится диктатором. Разрушитель системы фан-
тазии неминуемо оказывается во главе новой, еще более жестокой.
Лэйнг уходит, он ищет выход из тупика. С начала 1970-х годов он так-
же перестает писать о психопатологии, опасаясь, что его идеи и методы могут быть использованы в тоталитарных целях. В экзистенциальном
плане он, по сути, повторяет судьбу своих пациентов. Занятия терапией
оборачиваются духовной проблемой.
В 1971 г. Лэйнг с семьей отправляется на Цейлон, где проводит два ме-
сяца, изучая медитацию в буддистской школе. Затем они перебираются
в Индию, где Лэйнг изучает индуистскую аскетику и получает посвяще-
ние в культ индуистской богини Кали. Он изучает также санскрит и по-
сещает буддистского ламу Говинда, который был гуру Тимоти Лири. В те
годы многие деятели “революции шестидесятых” искали свой путь в
буддизме. Буддизм — своего рода оборотная сторона бунта против об-
щества, попытка неукрощенного “Я” совершить последний акт протеста,
отказываясь от самого себя, преодолеть разрушительность личной воли
через отказ от воли и от самой личности. Воля, направленная на унич-
тожение воли. Логика этого пути — экзистенциальный суицид. Самое
поразительное, что все это Лэйнг описал еще в начале 1960-х годов в
книгах, посвященных фантазии и шизофрении: “... Может наступить
время, когда мы станем утверждать, что осознали: мы играли роль, при-
творялись перед самими собой, пытались убедить себя в том-то и том-
то, но теперь мы должны признать, что нам это не удалось. И все же это
осознание или признание легко может стать еще одной попыткой “вы-
играть” с помощью предельного притворства, еще раз изображая после-
днюю правду о себе самом, и таким образом уклониться от ее простого,
честного, действительного понимания. Один из вариантов подобной
“игры” — это упорное стремление сделать притворное реальным” (“Я”
и другие”, 1961). И чуть позже: “Необходимо осознать, что ты в ловуш-
ке, и в каком-то смысле принять это, а не заниматься саморазрушением”
(“Политика опыта”, 1964).
Через год Лэйнг возвращается в Лондон, а в конце 1972 г. совершает
лекционный тур по Соединенным Штатам. В дальнейшем он также по-
лагается на живое общение — лекции, семинары и т.п., предпочитая
его тексту, в большей мере подверженному произвольному толкова-
нию. В Соединенных Штатах Лэйнг встречается с Элизабет Фехр, психо-
терапевтом, использующим в своей практике “ребефинг-психодраму”,
то есть психодраматическую процедуру нового рождения. Лэйнг пере-
нимает у нее эту технику и в 1973 г. начинает проводить регулярные
сеансы “ребефинга”. В основе различных вариантов “ребефинга” лежит
давно известная гипнотизерам, а еще раньше жрецам и шаманам, идея о
том, что в измененном (не бодрствующем) состоянии сознания возмож-
но до некоторой степени перекомпоновать психическую структуру че-
ловека. Другими словами, убрать некоторые симптомы, заменить их
другими и т.п. Здесь есть также созвучие с мировоззрением буддизма: несущественность личного начала в человеке, сведение всего к игре,
условности, смене масок. Мир безумен, говорит Лэйнг, а потому неза-
чем ломать копья.
Вспоминается эпизод, который произошел на одной из его последних
лекций в Калифорнии. В городе, где он читал лекцию, была известная
всем городская сумасшедшая. Время от времени, когда она устраивала
на улице какую-нибудь особенно драматическую сцену, ее забирали в
больницу, а потом опять выпускали. Как раз во время чтения лекции
произошел очередной эксцесс, и кто-то из слушателей-коллег попросил
вместо больницы доставить ее прямо к Лэйнгу. Он уединился с этой
женщиной минут на двадцать, затем они вернулись в зал и вместе про-
должили чтение лекции. Женщина вела себя совершенно адекватно си-
туации. Все происходящее как бы подчеркивало, что читать лекцию о
психотерапии не менее безумное занятие, чем кривляться перед прохо-
жими на улице. Или наоборот, кривляться перед прохожими — не бо-
лее безумно, чем читать лекцию.
В 1970-е годы Лэйнг публикует ряд книг: “Узлы”* (1971) — своего рода
драматургию “узловых” отношений, текст, представляющий собой
сплошные монологи, диалоги и “внутреннюю речь”, через которые вы-
является структура “узла”; “Ты и вправду меня любишь?” (1976), “Фак-
ты жизни” (1976), “Разговоры с детьми” или “Разговоры с Адамом и На-
ташей” (1978).
В 1985 г. выходит его автобиографическая книга “Мудрость, безумие и
безрассудство”. В этом же году его портрет появляется в Национальной
портретной галерее Шотландии.
Рональд Лэйнг скончался от сердечного приступа во время теннисной
партии, отдыхая на французском курорте Сан-Тропез, в августе 1989 г.
Елена Загородная
Психиатр Рональд Лэйнг, шотландец по происхождению, известен у нас
в основном как один из лидеров “антипсихиатрии”. В 1960-е годы он
безусловно был звездой первой величины “антипсихиатрического” дви-
жения, однако сам никогда не называл себя антипсихиатром. Дело
здесь, по-видимому, в том отвращении к идеологии, которое он сохра-
нял всю свою жизнь и которое во многом определило направление его
работы. Борьба с идеологиями в человеческом мире, с фантазиями, со-
зданными для насилия, и тщетность этой борьбы — вот основная кол-
лизия жизни этой трагической и многозначительной фигуры уходящего
века.
Однако давайте по порядку.
Рональд Дэвид Лэйнг родился в 1927 году в Глазго. Он рано начал инте-
ресоваться философией, еще в школе прочел Платона, а также Фрейда,
Маркса, Ницше, Кьеркегора. Был музыкально одарен и в 1944 — 1945
гг. избран лиценциатом Королевской академии музыки и членом Коро-
левского музыкального Общества.
В 1945 — 1951 гг. он изучает медицину в университете Глазго. Во вре-
мя учебы подрабатывает санитаром в психиатрическом отделении, и
это вдохновляет его специализироваться в психиатрии.
В 1951 году он проходит интернатуру в клинике нейрохирургии и от-
правляется в армию в качестве офицера Королевского медицинского
корпуса. Служит сначала в психиатрическом подразделении Британс-
кой армии, а затем в военном госпитале в Каттерике.
Говорят, что, будучи военным психиатром, он предпочитал общество
своих пациентов обществу армейских коллег. Здесь он впервые прихо-
дит к убеждению, что “галлюцинаторно-бредовое” поведение может в
6 “Я” и Другие
конце концов стать целительным, если позволить ему протекать своим
чередом, не пытаясь подавить его лекарствами или шоковой терапией.
В 1953 г. Лэйнг публикует первую статью в Журнале Королевского ме-
дицинского корпуса под названием “Один случай синдрома Ганзера”. В
это же время уходит из армии и в течение трех лет проходит практику
в Королевской психиатрической больнице Гартнавел в Глазго. Здесь он
вводит лечебное новшество — “шумную комнату”, где пациенты-ши-
зофреники и персонал, и те и другие в обычной одежде, проводят время
в общении и приятных для себя занятиях. Идея заключалась в том, что-
бы избавиться от официальной, заданной ситуации и приблизиться к
обстановке реальной жизни. Новшество принесло успех. Надо сказать,
что удивительный успех всегда сопутствовал Лэйнгу в его терапевти-
ческой практике.
По всей видимости, он уже тогда нашел родственные себе по духу кон-
цепции в философии и определился в философских взглядах.
В 1956 г. Лэйнг приступает к созданию книги “Разделенное “Я”*, кото-
рую он начинает с определения “экзистенциально-феноменологическо-
го основания науки о личности” и “экзистенциально-феноменологичес-
кого понимания психоза”. Здесь он вводит понятие переживания**, ве-
дущее в его концептуальном аппарате. Поскольку переживание являет-
ся, по сути, единственной реальностью, которой мы располагаем, то,
изучая личность, мы должны рассматривать ситуацию с точки зрения
переживания этой личности, не забывая, что единственное наше орудие
и средство — это наше переживание, сопереживание, сочувствие и
“даже вчувствование”. Поведение психотика может казаться непонят-
ным, но только до тех пор, пока нам не откроется его переживание, ко-
торое может быть странным и пугающим. Однако не нужно его отбрасы-
вать как полностью нереальное. Даже если психотик чувствует, что он
мертв, экзистенциально для него это так. Экзистенциально — это не
значит символически, метафорически и т.п. Во сне, например, мы пере-
живаем, что мы летаем, и это безусловно нельзя назвать ни символом,
ни метафорой. В отличие от простой и наивной уверенности в том, что
пациент галлюцинирует, а мы видим мир таким, какой он есть, Лэйнг
предлагает не забывать, что все мы спим в той или иной степени, а кро-
ме индивидуальных иллюзий бывают всеобщие или разделяемые. Большинство не всегда право, поиск истины неизменно требует риска, и мы
должны помнить это, если имеем дело с другими людьми.
Лэйнг вводит понятие “онтологической незащищенности”, на основе
которого строит модель шизофрении как попытки сохранить слишком
хрупкое, неустойчивое, неопределенное “Я” за счет внутреннего раско-
ла и создания так называемого “внешнего” фальшивого (или ложного)
“Я”. Внутреннее “Я” при этом изолируется от мира, от тела индивидуу-
ма, “развоплощается”, становится все более призрачным и пустым и, в
конце концов, оказывается на краю гибели. Психотический приступ, та-
ким образом, рассматривается как своего рода прорыв, выход на повер-
хность этого внутреннего гниения заживо. Подобный прорыв, как счи-
тает Лэйнг, есть акт отчаяния: “Понимать отчаяние — значит понимать,
что такое шизофрения”.
В конце 1956 г. Лэйнг начинает работать в клинике Тэвистокского ин-
ститута человеческих отношений в Лондоне и изучает психоанализ. Он
ищет социальные корреляты шизофрении. В 1958 г. совместно с Ааро-
ном Эстерсоном Лэйнг предпринимает исследование семей шизофрени-
ков, результаты которого были опубликованы в работе “Психическое
здоровье, безумие и семья”.
Начиная с этого исследования, у Лэйнга постепенно складываются кон-
цепции “узла” и “системы фантазии”, которые становятся ключевыми в
его воззрении на психическое здоровье и безумие. Он начинает рас-
сматривать шизофрению как болезнь человеческого “узла”, а не инди-
видуума. Что же такое “узел”? Понятие “узла” у Лэйнга удивительно
напоминает описание архаического племени, в центре которого нахо-
дится шаман или жрец и каждый член которого является не автономной
единицей, объединившейся с другими автономными единицами, а орга-
ном общего тела и общей души. В таких племенах наряду с нормальны-
ми членами общества существовали изгои, которые сразу же погибали
или становились зомби, неодушевленными людьми, если их вынуждали
покинуть племя.
В период формирования концепции “узла” Лэйнг знакомится с антропо-
логом Грегори Бейтсоном, чья теория “двоякого предписания” (или
“двойной связи” — dоuble bind) была близка Лэйнгу. Эта теория заро-
дилась при исследовании племени Новой Гвинеи. Культура этого пле-
мени включала определенные механизмы установления внутреннего
равновесия (например, сексуальный трансвестизм в ситуации опасного
соперничества), которые совершенно не устраивали западную админис-
трацию и миссионеров.
Бейтсон перенес ситуацию этого племени, которое оказалось между
двух огней (угрозы внутреннего хаоса и внешнего истребления) на си-
туацию шизофреника в семье. Однако саму семью можно рассматривать
как племя, встроившее в свою структуру западную администрацию и
миссионеров, но оставшееся столь же первобытным.
Интересно, что результаты исследования Лэйнга и Эстерсона, в
частно-
сти, показали, что в семьях шизофреников отец часто бывает мягкоте-
лым и подчиненным, а главным авторитетом является холодная и
всесиль-
ная мать.
В 1960 г. Лэйнг публикует “Разделенное “Я”. Книга имела прекрасные
отзывы, но поначалу не стала бестселлером. В этом же году Лэйнг по-
лучает квалификацию психоаналитика и открывает частную практику в
Лондоне.
Начинаются 1960-е годы, бурное десятилетие всеобщего порыва к сво-
боде, революционных настроений, волнений среди молодежи и студен-
тов, начала массовых экспериментов с веществами, “расширяющими со-
знание”. К этому времени Лэйнг знакомится с Дэвидом Купером, чело-
веком крайне левых взглядов, неомарксистом, который в 1960-е годы
становится одним из его ближайших соратников. В 1967 году именно
Купер впервые использует термин “антипсихиатрия”.
В 1962 г. Лэйнг становится главным врачом клиники Лэнхем в Лондоне.
Он продолжает развивать концепции “узла”, фантазии и безумия, где на
первый план все отчетливее начинает выступать тема насилия.
“Узел” — группа людей, объединенная системой общей фантазии. Это
фантазия о неком единстве, о неком “Мы”, противопоставленном неко-
му “Они”. “Они” представляют собой угрозу индивидууму, “Мы” — га-
рантируют безопасность. Таким образом, “узел” — это что-то вроде
круговой поруки, где каждый продает свою свободу каждому в обмен
на безопасность. “Узел” — система взаимного насилия, существующего
ради противостояния внешнему миру. Вдвойне отвратительная связь,
как сказал бы Лэйнг.
Шизофрения есть порождение “узла”, это болезнь человеческих отно-
шений, и в этом смысле наклеивание ярлыка “больной” на одного из
членов сообщества является социальным, а не медицинским фактом, а
социальный факт, в свою очередь, — политическим событием.
На почве такого рода представлений в 1960-е годы возникает “антипси-
хиатрическое” движение. Его ключевая идея состоит в том, что психи-
Лэйнг горечи и крепкой закваски 9
ческая болезнь является мифом. “Миф психического заболевания” —
именно так называется работа одного из главных представителей “ан-
типсихиатрии” Томаса Заца. Болезнь есть физическое понятие, а потому
не может распространяться на психические расстройства, при которых
не наблюдается никакой физической патологии.
Психиатрия — система насилия, которую государство и общество ис-
пользуют для устранения или переделки нестандартных винтиков об-
щественной машины.
В 1960-е годы Лэйнг публикует ряд книг: “Я” и другие” (1961), “Поли-
тика опыта и Райская Птица” (1964)*, “Разум и насилие — десятилетие
философии Сартра” совместно с Д. Купером (1964), переиздание “Разде-
ленного “Я” (1965). Все они немедленно раскупаются. Тексты Лэйнга не
совсем обычны. Они представляют собой соединение фрагментов науч-
ного и философского анализа, художественного текста, диалогов, разбо-
ров клинических случаев и отрывков из стихов и прозы разных авто-
ров. Чтобы передать свое понимание мира безумия, он обращается и к
логике, и к интуиции, и к эстетическому чутью, и к сердцу, то есть к це-
лому человеку. Он пытается ввести человека в этот мир, показать его
жизнь и блестяще решает эту задачу. Собственно психотерапевтичес-
ким методам и приемам здесь уделяется скромное место. Лэйнг никогда
не любил писать о терапии, считая, что это бессмысленное занятие:
одна неверно прочитанная интонация — и весь смысл может быть по-
нят прямо противоположным образом. И все же главная функция тера-
пии — обеспечить обстановку, в которой как можно меньше будет зат-
руднена способность человека к раскрытию своего “Я”. Основное усло-
вие успеха — способность терапевта “не позволить себе вступить в
“сговор” с пациентами и занять место в их системе фантазии; и наобо-
рот, не использовать пациентов для воплощения какой-либо собствен-
ной фантазии”.
С середины 1960-х годов Лэйнг начинает появляться в популярной пе-
чати и на Британском телевидении, из простого психиатра он превра-
щается в модную общественную фигуру, кумира британской молодежи.
В 1967 г. он участвует в конгрессе, призванном объединить политиков
левого крыла и представителей психоанализа, где произносит речь под
названием “Очевидное”, позже опубликованную в сборнике материалов
конгресса.
Лэйнг не предлагал уничтожить психиатров как класс, тем более, что
сам он считал себя психиатром и психотерапевтом, однако он предпринял попытку создания радикально иной системы помощи душевноболь-
ным. В 1965 г. в сотрудничестве с Аароном Эстерсоном и Дэвидом Ку-
пером он создает Кингсли Холл — экспериментальную общину для ши-
зофреников. В основе идеи создания знаменитого “антигоспиталя” ле-
жал опыт “шумной комнаты” Лэйнга, сообщества шизофреников и тера-
певтов “Вилла 21” Купера и киббуца для шизофреников в Израиле, ко-
торый изучал Эстерсон. В Кингсли Холл вместе жили врачи и больные,
впрочем, в их отношениях не должно было быть никакой иерархии, а
потому никаких “врачей” и “больных”. Здесь шизофреникам предостав-
лялась возможность “пройти” через свой психоз, без подавления его ле-
карствами, шоковой терапией и т.п. средствами, при дружеской поддер-
жке и опеке всей общины.
В 1960-е годы разработка представлений о психозе шла рука об руку с
исследованием состояний, вызванных психоделическими веществами.
Кроме того, тогда же одна за другой стали появляться книги воспомина-
ний людей, переживших психотический приступ. Такие понятия, как
“путешествие” (trip), “опыт” (experience), “проводник” (-uide), стано-
вятся ключевыми понятиями нового концептуального аппарата. На мес-
те отсеченной головы старой идеологии, старой системы фантазии (ра-
ционалистической, психиатрической и т.п.) начинает вырастать новая
(психоделическая, антипсихиатрическая, идеология “расширения созна-
ния” и т.п.). С одним из главных идеологов, Тимоти Лири, Лэйнг встре-
чался в 1964 г. в Нью-Йорке.
В те годы Лэйнг пишет о психотическом приступе как о путешествии
по некоему внутреннему пространству, в которое человек попадает,
когда выходит из внешнего социального пространства.
Совершив это путешествие, психотик, при благоприятном исходе, воз-
вращается обратно, испытав экзистенциальное перерождение. Роль вра-
ча заменяется ролью проводника, умеющего ориентироваться во внут-
реннем пространстве. “Это должен быть человек, который сам прошел
через это и которому ты доверяешь”, — писал Лэйнг. В Кингсли Холл
бывшие “больные” часто становились проводниками для новичков.
Утопическая община просуществовала пять лет и в 1970 г. распалась,
оставив, впрочем, после себя сеть дочерних сообществ, с которыми
Лэйнг продолжал поддерживать связь до конца жизни. Коллеги обвиня-
ли Лэйнга в недостатке серьезности и последовательности. Победив-
ший революционер становится диктатором. Разрушитель системы фан-
тазии неминуемо оказывается во главе новой, еще более жестокой.
Лэйнг уходит, он ищет выход из тупика. С начала 1970-х годов он так-
же перестает писать о психопатологии, опасаясь, что его идеи и методы могут быть использованы в тоталитарных целях. В экзистенциальном
плане он, по сути, повторяет судьбу своих пациентов. Занятия терапией
оборачиваются духовной проблемой.
В 1971 г. Лэйнг с семьей отправляется на Цейлон, где проводит два ме-
сяца, изучая медитацию в буддистской школе. Затем они перебираются
в Индию, где Лэйнг изучает индуистскую аскетику и получает посвяще-
ние в культ индуистской богини Кали. Он изучает также санскрит и по-
сещает буддистского ламу Говинда, который был гуру Тимоти Лири. В те
годы многие деятели “революции шестидесятых” искали свой путь в
буддизме. Буддизм — своего рода оборотная сторона бунта против об-
щества, попытка неукрощенного “Я” совершить последний акт протеста,
отказываясь от самого себя, преодолеть разрушительность личной воли
через отказ от воли и от самой личности. Воля, направленная на унич-
тожение воли. Логика этого пути — экзистенциальный суицид. Самое
поразительное, что все это Лэйнг описал еще в начале 1960-х годов в
книгах, посвященных фантазии и шизофрении: “... Может наступить
время, когда мы станем утверждать, что осознали: мы играли роль, при-
творялись перед самими собой, пытались убедить себя в том-то и том-
то, но теперь мы должны признать, что нам это не удалось. И все же это
осознание или признание легко может стать еще одной попыткой “вы-
играть” с помощью предельного притворства, еще раз изображая после-
днюю правду о себе самом, и таким образом уклониться от ее простого,
честного, действительного понимания. Один из вариантов подобной
“игры” — это упорное стремление сделать притворное реальным” (“Я”
и другие”, 1961). И чуть позже: “Необходимо осознать, что ты в ловуш-
ке, и в каком-то смысле принять это, а не заниматься саморазрушением”
(“Политика опыта”, 1964).
Через год Лэйнг возвращается в Лондон, а в конце 1972 г. совершает
лекционный тур по Соединенным Штатам. В дальнейшем он также по-
лагается на живое общение — лекции, семинары и т.п., предпочитая
его тексту, в большей мере подверженному произвольному толкова-
нию. В Соединенных Штатах Лэйнг встречается с Элизабет Фехр, психо-
терапевтом, использующим в своей практике “ребефинг-психодраму”,
то есть психодраматическую процедуру нового рождения. Лэйнг пере-
нимает у нее эту технику и в 1973 г. начинает проводить регулярные
сеансы “ребефинга”. В основе различных вариантов “ребефинга” лежит
давно известная гипнотизерам, а еще раньше жрецам и шаманам, идея о
том, что в измененном (не бодрствующем) состоянии сознания возмож-
но до некоторой степени перекомпоновать психическую структуру че-
ловека. Другими словами, убрать некоторые симптомы, заменить их
другими и т.п. Здесь есть также созвучие с мировоззрением буддизма: несущественность личного начала в человеке, сведение всего к игре,
условности, смене масок. Мир безумен, говорит Лэйнг, а потому неза-
чем ломать копья.
Вспоминается эпизод, который произошел на одной из его последних
лекций в Калифорнии. В городе, где он читал лекцию, была известная
всем городская сумасшедшая. Время от времени, когда она устраивала
на улице какую-нибудь особенно драматическую сцену, ее забирали в
больницу, а потом опять выпускали. Как раз во время чтения лекции
произошел очередной эксцесс, и кто-то из слушателей-коллег попросил
вместо больницы доставить ее прямо к Лэйнгу. Он уединился с этой
женщиной минут на двадцать, затем они вернулись в зал и вместе про-
должили чтение лекции. Женщина вела себя совершенно адекватно си-
туации. Все происходящее как бы подчеркивало, что читать лекцию о
психотерапии не менее безумное занятие, чем кривляться перед прохо-
жими на улице. Или наоборот, кривляться перед прохожими — не бо-
лее безумно, чем читать лекцию.
В 1970-е годы Лэйнг публикует ряд книг: “Узлы”* (1971) — своего рода
драматургию “узловых” отношений, текст, представляющий собой
сплошные монологи, диалоги и “внутреннюю речь”, через которые вы-
является структура “узла”; “Ты и вправду меня любишь?” (1976), “Фак-
ты жизни” (1976), “Разговоры с детьми” или “Разговоры с Адамом и На-
ташей” (1978).
В 1985 г. выходит его автобиографическая книга “Мудрость, безумие и
безрассудство”. В этом же году его портрет появляется в Национальной
портретной галерее Шотландии.
Рональд Лэйнг скончался от сердечного приступа во время теннисной
партии, отдыхая на французском курорте Сан-Тропез, в августе 1989 г.
Елена Загородная